НЕЙРОНАУКА, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НЕЙРОНАУКА, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000408-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Раскрываются основные проблемы взаимодействия между нейронаукой, психологией и образованием, а именно: прямой перенос данных нейрофизиологических исследований в образовательную практику, искажение и упрощение нейрофизиологических открытий в педагогической литературе и существование в ней “нейромифов”. Описаны причины разрыва между достижениями нейронауки и образовательной практикой. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации: выделение психологии как области, имеющей общее поле исследований как с нейронаукой, так и с образованием, проведение междисциплинарных исследований, ориентированных на решение проблем обучения, воспитания и развития, введение курсов по когнитивной нейронауке в программы подготовки психологов и педагогов.
Ключевые слова
Нейронаука, нейрообразование, нейродидактика, психология образования, нейромифы
Классификатор
Дата публикации
03.07.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
767
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аверьянова Н.В. Особенности психофизиологического развития студентов в процессе обучения на факультетов естественнонаучного и гуманитарного // Вестник КемГУ. 2014. Т. 2. № 1 (57). С.90-96.
  2. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психол. журн. 2012. Т. 33. № 6. С. 5-19.
  3. Аршавский Ю.И. О роли нейронных сетей и индивидуальных нейронов в работе мозга // Сенсорные системы. 2011. Т. 25. № 1. С. 3-17.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. СПб.: Питер, 2008.
  5. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Мачинская Р.И. Практика и перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка // Школьная библиотека. 2006. № 6. С.10-23.
  6. Вишнёва Е.А., Григорьева Л.П. Опознание зрительных образов у детей с трудностями в обучении // Вестник МГЛУ. 2011. Выпуск 7 (613). С. 24-36.
  7. Гайнутдинов Х.Л., Андрианов В.В., Гайнутдинова Т.Х. Изменение возбудимости нейрональной мембраны как клеточный механизм обучения и памяти // Успехи физиологических наук. 2011. Т. 42. № 1. С. 33-52.
  8. Горбачевская Н.Л. Давыдова Е.Ю., Петрова С.О., Тюшкевич С.А., Пашкевич О.И. Роль биологических и социальных факторов в успешности школьного обучения // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 3. С. 66-73.
  9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Ефимова В.Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (24). С.137-141.
  11. Каплунович С.И. Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 48. 23-25.
  12. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Нейропсихологический анализ межполушарного взаимодействия в непроизвольных мнемических процессах // Вопр. психол. 2010. № 6. С. 126-132.
  13. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопр. психол. 2012. № 4. С. 1-9.
  14. Козлова И.Ю. Электроэнцефалографические корреляты успешности когнитивной деятельности: Автореферат дисс.. канд. мед. наук. СПб., 2010.
  15. Козловский С.А. Психофизиологические механизмы сохранения зрительных образов в рабочей памяти: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 2004.
  16. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
  17. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.-Л. Нейрофизиологические параметры экзаменационного стресса у школьников: новый этап в исследовании старой проблемы // Петербургский психологический журнал. 2015. Выпуск 10. URL: http://ojs. spbu.ru/index.php/psy/article/view/74.
  18. Лукьянов А.Н. Когнитивная система активации мозга, ее влияние на успешность обучения и формирования сверхсознания // Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 50-52.
  19. Мазилов В.А. Проблема психологической подготовки будущих педагогов: практический аспект // Интеграция образования. 2000. № 3. С. 23-24.
  20. Макарова Л.Н. Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 159-166.
  21. Малышев Д.А., Емельянова Т.В. Показатели зрительной и слуховой памяти у детей 7-8 лет с разным уровнем развития устной речи // Новые исследования. 2011. № 2 (27). С. 34-44.
  22. Мачинская Р.И., Сугробова Г.А., Семенова О.А. Междисциплинарный подход к анализу мозговых механизмов трудностей обучения у детей. Опыт исследования детей с признаками СДВГ // Журн. высшей нервной деятельности. 2013. Т. 63. № 5. С.542-564.
  23. Саакян О.С. Особенности электрической активности мозга юношей и девушек с разным уровнем креативности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2011.
  24. Семенова О.В., Мачинская Р.И., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 4. С. 23-30.
  25. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2006.
  26. Цветкова Л.С., Семенович А.В., Котягина С.Н., Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.Ю. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. Москва - Воронеж, 2001.
  27. Черниговская Т.В. От коммуникационных сигналов к языку и мышлению человека: эволюция или революция? // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2008. № 94 (9). С. 1017-1028.
  28. Ansari D., Coch D. Bridges over troubled waters: education and cognitive neuroscience // TRENDS in Cognitive Sciences. 2006. V. 10. № 4. Р. 146-151.
  29. Ansari D., Coch D., Smedt B. Connecting Education and Cognitive Neuroscience: Where will the journey take us? // Educational Philosophy and Theory. 2011. V. 43. № 1. Р 37-42.
  30. Arguel A., Jamet E. Using video and static pictures to improve learning of procedural contents // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. Р. 354-359.
  31. Ayres P., Marcus N., Chan C., Qian N. Learning hand manipulative tasks: When instructional animations are superior to equivalent static representations // Computers in Human Behavior. 2009. № 25 (2). Р. 348-353.
  32. Barad M. A Biological Analysis of Transference // UCLA Annual Review of Neuropsychiatry, Indian Wells, Calif. 2000.
  33. Blakemore S.J., Frith U. The Learning Brain: Lessons for Education. UK: Oxford, Blackwell, 2005.
  34. Brand M., Markowitsch H.J. Lernen und Gedachtnis aus neurowissenschaftlicher Perspektive: Konsequenzen fur die Gestaltung des Schulunterrichts // Neurodidaktik: Grundlagen und Vorschlage fur ge- hirngerechtes Lehren und Lernen. / Ulrich Herrmann. Weinheim, Basel: Beltz. 2009. S. 69-85.
  35. Bruer J.T. Education and the brain: a bridge too far // Educational Research. 1997. № 26. Р. 4-16.
  36. Buonomano D.V., Merzenich M.M. Cortical Plasticity: From Synapses to Maps // Annual Review of Neuroscience. 1998. № 21. Р. 149-186.
  37. Byrnes J.P. Minds, Brains and Learning. New York: Guilford Press, 2001.
  38. Coch D., Ansari D. Thinking About Mechanisms is Crucial to Connecting Neuroscience and Education // Cortex. 2009. № 45. Р 546-547.
  39. Cohen I., Goldsmith M. Hands On: How to Use Brain GymR in the Classroom / Hands On Books. South Africa, Sea Point, 2000.
  40. Collette T., van der Linden M., Laureys S., Delfio- re G., Degueldre C., Luxen A., et al. Exploring the unity and diversity of the neural substrates of executive functioning // Human Brain Mapping. 2005. № 2. Р 409-423.
  41. Cowan W.M., Kandel E.R. A Brief History of Synapses and Synaptic Transmission / In W.M. Cowan, T.C. Sudhof, and C.F. Stevens (eds.), Synapses. Baltimore: Johns Hopkins Press, 2001.
  42. Cozolino L., Sprokay S. Neuroscience and Adult Learning // New Directions for Adult and Continuing Education. 2006. № 110. Р 11-20.
  43. Davis M. Role of NMDA Receptors and MAP Kinase in the Amygdala in Extinction of Fear: Clinical Implications for Exposure Therapy // European Journal of Neuroscience. 2002. № 16. Р 395-398.
  44. Economic and Social Research Council Teaching and Learning Research Programme (ESRC TLRP) seminar series Collaborative Frameworks for Neuroscience and Education // Education and Brain Research: Neuroscience, Teaching and Learning conference. 25-27 July 2005. Faculty of Education, University of Cambridge, UK.
  45. Fischer K.W., Daley S. Connecting cognitive science and neuroscience to education: Potentials and pitfalls in inferring executive processes // Understanding executive function: Implications and opportunities for the classroom / L. Meltzer (Ed.), New York: Guilford. 2006. Р 55-72.
  46. Goswami U. Neuroscience and Education // British Journ. of Educational Psychology. 2004. № 74. Р. 1-14.
  47. Goswami U. Neuroscience and education: from research to practice? // Nature Review Neuroscience. 2007. № 7. Р 406-413.
  48. Kegan R. What Form Transforms? A Constructive- Developmental Approach to Transformational Learning // Learning as Transformation / J. Mezirow and Associates (eds.). San Francisco: Jossey-Bass. 2000.
  49. Kele§ E., Qepn{ S. Brain and Learning // Journ. of Turkish science education. 2006. V. 3. Is. 2. Р. 31-34.
  50. Mason L. Bridging neuroscience and education: A two-way path is possible // Cortex. 2009. № 45. Р. 548-549.
  51. Miyake A., Friedman N., Emerson M., Witzki A., Howerter A. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex "frontal lobe" tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. № 41. Р 49-100.
  52. Molfese V., Molfese P., Molfese D., Rudasill K. Executive function skills of 6 to 8 year olds: Brain and behavioral evidence and implications for school achievement // Contemporary Educational Psychology: Special Issue on Brain and Academic Development. 2010. № 35. Р 116-153.
  53. Morris J.S., Ohman A., Dolan R.J. A Subcortical Pathway to the Right Amygdala: Mediating ‘Unseen' Fear // Proceedings of the National Academy of Sciences. 1999. № 96. P. 1680-1685.
  54. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) / Understanding the brain: Toward a new science. Paris: OECD. 2002.
  55. Paulesu E. et al. Dyslexia: cultural diversity and biological unity // Science. 2001. № 291. Р. 21652167.
  56. Posner M.I., Rothbart M.K. Influencing brain networks: implications for education // Trends in Cognitive Sciences. 2005. № 9. Р. 99-103.
  57. Rose D.H., Meyer A., Strangman N., Rappolt G. Teaching everystudent in the digital age: Universal design for learning. Alexandria, VA: ASCD. 2002.
  58. Sabitzer B. Neurodidactics: Brain-based Ideas for ICT and Computer Science Education // The International Journ. of Learning. 2011. № 6. V. 18. Is. 2. Р 167-178.
  59. Schrott L.M. Effect of Training and Environment on Brain Morphology and Behavior // Acta Paediatrica Scandanavia. 1997. № 422 (Suppl). Р 45-47.
  60. Siok W.T., Perfetti C.A., Jin Z., Tan L.H. Biological abnormality of impaired reading is constrained by culture // Nature. 2004. № 431. Р. 71-76.
  61. Smith A. Accelerated Learning in the Classroom / Network Educational Press Ltd, Bodmin, UK, 1996.
  62. Spitzer M. Lernen. Gehirnforschung und die Schule des Lebens Heidelberg: Spektrum - Akademischer Verlag, 2006.
  63. Stern E. Frischer Wind im Klassenzimmer. [interv.] Hartwig Hanser and Steve Ayan // Gehirn and Geist. 2009. № 6. Р. 60-65.
  64. Szucsan D., Goswami U. Educational neuroscience: defining a new discipline for the study of mental representations // Mind, Brain, and Education. 2007. № 1. Р 114-127.
  65. Trojan S., Pokorny J. Theoretical Aspects of Neuroplasticity // Physiological Research. 1999. № 48 (2). Р 87-97.
  66. Turk D.J., Heatherton T.E, Kelley W.M., Funnell M.G., Gazzaniga M.S., Macrae C.N. Mike or me? Self-recognition in a split-brain patient // Nature Neuroscience. 2002. № 5. Р 841-842.
  67. Van Gog Т., Paas F., Marcus N., Ayres P., Sweller J. The Mirror Neuron System and Observational Learning: Implications for the Effectiveness of Dynamic Visualizations // Educational Psychology Review. 2009. № 21. Р 21-30.
  68. Vyasand A., Chattarji S. Modulation of Different States of Anxiety-Like Behavior by Chronic Stress // Behavioral Neuroscience. 2004. № 118(6). Р. 14501454.
  69. Wetzel C.D., Radtke P.H., Stern H.W. Instructional effectiveness of video media. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1994.
  70. Wolf M., Katzir-Cohen T. Reading fluency and its intervention // Scientific Studies of Reading. 2001. № 5. P. 211-239.
  71. Wolf M., Miller L., Donnelly K. Retrieval Automaticity, Vocabulary Elaboration Ortography (RAVE-O): A comprehensive fluency-based reading intervention program // Journal of Learning Disabilities. 2000. № 33. P. 375-386.
  72. Wong A., Marcus N., Ayres P., Smith L., Cooper G.A., Paas F., et al. Instructional animations can be superior to statics when learning human motor skills // Computers in Human Behavior. 2009. № 25 (2). Р. 339-347.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести