ДИССИНХРОНИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ДИССИНХРОНИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000408-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Понятие “диссинхрония” когнитивного развития означает своеобразие структуры интеллектуальных способностей одаренных детей. В статье обсуждается объяснение феномена диссинхронии, предложенное в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Вводятся понятия хроногенных (зависящих от возраста) и персоногенных (зависящих от индивидуальных особенностей) когнитивных функций. Описано исследование, проведенное на материале теста WISC Д. Векслера. В нем показано, что, в соответствии с предсказаниями структурно-динамической теории, коэффициент хроногенности (скорость роста показателей субтеста с возрастом) положительно коррелирует с востребованностью способностей в среде, нагрузкой по генеральному фактору и наследуемостью субтестов теста Векслера. Делается вывод о том, что различия в структуре интеллектуальных функций (в т.ч. диссинхрония) возникают в результате взаимодействия трех начал: интеллектуального потенциала ребенка, среды и времени онтогенеза. Малая востребованность способности средой, ведущая к увеличению персоногенности способности, в сочетании с большими вложениями когнитивного потенциала со стороны индивида приводят к ситуации диссинхронии когнитивного развития.
Ключевые слова
Интеллект, одаренность, диссинхрония, тест векслера
Классификатор
Дата публикации
03.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
664
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000408-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 18.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анохин К.В. Молекулярные основы обучения и развития мозга: на пути к синтезу // Когнитивные исследования 2 / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 101-114.
  2. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Культурная релевантность и свойства тестов интеллекта: проверка предсказаний структурно-динамической теории // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. №3. С. 29-40.
  3. Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей: Монография. Ростов н/Д: ЮФУ, 2011.
  4. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Пер Сэ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001.
  5. Когнитивная психология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2002.
  6. Поддьяков А.Н. Учиться и учить в условиях неопределенности // Образовательная политика. 2010. № 7-8. С. 78-83.
  7. Потапова В.В. Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков // "Интеграция образования". 2013. № 1 (70). С.55-59.
  8. Сибгатуллина И.Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков. Дисс.. д. психол. наук. Сочи. Научнообразовательный центр РАО, 2002.           
  9. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. Сер. "Научные школы Института психологии РАН" Редактор-составитель: Д.В. Ушаков; Российская академия наук. Москва, 2006. С. 19-142.
  10. Ушаков Д.В. Когнитивная система и развитие // Когнитивные исследования: Проблема развития. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 6-12.
  11. Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Лингвопсихологические исследования вербальной семантики // Психол. журн. 2010. Т. 31. № 6. С. 83-97.
  12. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  13. Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых детей // Одарённый ребёнок. 2005. № 3. С. 8-50.
  14. Якимова Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков. Дисс.. к. психол. наук. Москва. МГППУ. 2008.                 
  15. Borkowsky J.G., Peck V.A. Causes and consequences of metamemory in gifted children // R.J. Sternberg, J.E. Davidson (eds.) Conceptions of giftedness. Cambridge, Cambridge University Press, 1986. P. 182200.
  16. Brown A.L. Conservation of number and continuous quantity in normal, bright and retarded children // Child development, 1973. v. 44. P. 376-379.
  17. Carroll J.B. Human cognitive abilities: a survey of factor-analitic studies. New Yourk: Cambridge University Press, 1993.
  18. Devries R. Relationships among Piagetian, IQ and achievement assessment // Child development, 1974. V. 45. P. 746-756.
  19. Gaultney J.F., Bjorklund D.F., Goldstein D. To be young, gifted and strategic: advantages for memory performance // Journ. of experimental child psychology, 1996. V. 61. P. 43-66.
  20. Geary D.C., Brown S.C. Cognitive addition: strategy choice and speed of processing differences in gifted, normal and mathematically disabled children // Developmental psychology, 1991. V. 27. P. 398-406.
  21. Grubar J.C. Sommeil et efficience mentale: sommeil et precocite intellectuelle // La precocite intellectuelle de la Mythologie a la Genetique. J.C. Grubar, M. Duyme, and S. Cote (eds.) Mardaga, Belgique, 1997. P. 83-90.
  22. Hunt E. Mechanics of verbal ability // Psychological Review, 1978. V. 85. P. 109-130.
  23. Harnishfeger, K.K., Bjorklund, D.F. A developmental perspective on individual differences in inhibition // Learning and individual differences, 1994. V. 6. P. 331-355.
  24. Johnson W., Bouchard T.J. The structure of intelligence: it is verbal, perceptual, and mental rotation (VPR), not fluid and crystallized // Intelligence, 33, 2005. P. 393-416.
  25. Johnson W., Bouchard T.J. The MISTRA data: Forty- two mental ability tests in three batteries // Intelligence, 39, 2011. P. 82-88.
  26. Little A. A longitudinal study of cognitive development in young children // Child development, 1972,43. P. 1025-1034.
  27. McGrew K. CHC theory and the human cognitive abilities project: Standing on the shoulders of the giants of psychometric intelligence research // Intelligence,37. 2009. P. 1-10.
  28. Planche P. Modalites fonctionnelles et conduites de resolution de problemes chez l'enfant de cinq, six et sept ans d'age chronologique // Archives de psychologie, 1985. V. 53, 207. P. 411-415.
  29. Planche P. Les strategies de decentration spatio-cognitive chez les enfants intellectuellement precoces de 6 ans // Bulletin de psychologie, 1999. V. 52 (4). P. 473-480.
  30. Rushton J. Ph. Secular gains in IQ not related to the g factor and inbreeding depression - unlike Black- White differences: A reply to Flynn. Personality and Individual Differences, 1999. V. 26. P. 381-389.
  31. Sternberg R.J., Gardner M.K. A componential interpretation of the general factor in human intelligence // H.J. Eysenck (ed.). A model for intelligence. Berlin: Springer-Verlag, 1982. P. 231-254.
  32. Terrassier J.-Ch. Les enfants surdoues ou “la precocite embarrassante”. Paris, ESF, 1999.
  33. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children - Third Edition: Manual. San Antonio, TX: The Psychological Corporation, 1991.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести