КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ
КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000417-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В статье раскрыты сущность и методологический инструментарий контекстного подхода в психологии. Основной отличительной характеристикой данного подхода выступает возможность упорядоченного описания изучаемого объекта в различных внутрипсихических и теоретических контекстах. Раскрыты принципы контекстного подхода - это принципы расширения, взаимосвязи и вариативности контекста, принцип контекстной обусловленности, системности и дополнительности, дана классификация контекстов по различным основаниям, в пространстве которых может быть задана матрица контекстов, описан метод контекстного анализа. Контекст рассматривается как семантический психический механизм, а контекстный подход - как одно из направлений развития системного подхода, позволяющее задать общую систему координат для упорядочения имеющихся сведений о природе и закономерностях психического и отрефлексировать методологические основы знания, полученного в рамках различных моделей и концепций.
Ключевые слова
Контекст, контекстный подход, психологический контекст, методология, система, системный подход,
Классификатор
Дата публикации
03.05.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
789
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания//Методология и история психологии. Т. 2. Вып 1, 2007. С. 86-99.
  2. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.
  3. Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание. СПб.: Питер, 2005.
  4. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе//Вопросы психологии. 1987. № 5. С.31-39.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  6. Вербицкий А.А. Контекст (в психологии) // Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 137-138.
  7. Вербицкий А.А. Жукова Н.В. Рефлексия и антиципация -механизм регуляции мышления студентов в контекстном обучении/Экология личности. Материалы росс. науч. конф./Под ред. В.В. Карпова. СПб., 2000. С. 27-33.
  8. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория “контекст” в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е. М.: Лабиринт, 1999.
  10. Голубев А.В. Этнополитическое исследование в контексте идей современной гуманитаристики: постановка проблемы//Вестник Самарского госуниверситета. Философия. 2002. № 3. С. 66-72.
  11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1991
  12. Дубовицкая Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: Дисс.. доктора психол. наук. М., 2004.
  13. Жукова Н.В. Роль внутреннего кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009.
  14. Зимняя И. А. Лингво-психология речевой деятельности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001.
  15. Зинченко В.П. От классической к органической психологии//Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 7-20.
  16. Калашников В.Г. Контекстный подход как методологический проект в психологии//Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19-21 мая 2011: В 3 ч. Ч. I/Отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. С. 69-73.
  17. Калашников В.Г. Система психологических контекстов как методологическая основа контекстного подхода//Контекстный подход в психологии, педагогике и менеджменте: Межвуз. сб. научн. тр./Научн. ред. А.А. Вербицкий, отв. ред. В.Г. Калашников. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. С. 2026.
  18. Касавин И.Т. Контекстуализм как методологическая программа//Эпистемология и философия науки. Т. VI, 2005. № 4. С. 5-17.
  19. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект)//Категории материалистической диалектики в психологии/Отв. ред. Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1988. С. 216-230.
  20. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997.
  21. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды: Пер. с нем. и англ. М.: Смысл, 2001.
  22. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  23. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии//Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”. 1996. С. 25-64.
  24. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
  25. Микиша А.М., Орлов В.Б. Толковый математический словарь. Основные термины: около 2500 терминов. М.: Рус. яз., 1989.
  26. Морозов С.М. Смыслообразующая функция психологического контекста//Познание и личность. Ч. 2. М., 1984. С. 56-64.
  27. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания//Загадка человеческого понимания/Под ред. А.А. Яковлева. М: Политиздат, 1991. С. 72-94.
  28. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  29. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы. Круглый стол//Вопросы психологии. 1981.№ 3. С. 20-21.
  30. Психология развивающейся личности/Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
  31. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2000.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. С. 442-481.
  33. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002.
  34. Степанский В.И. Психоинформация. Теория. Эксперимент. М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2006.
  35. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия: Пер. с англ. М.: Изд-во Ин-та трансперсональной психологии; Изд-во К. Кравчука, 2004.
  36. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб.: Питер, 2002.
  37. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
  38. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
  39. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.
  40. Schacter D.L., Buckner R.L. Priming and the brain. Review//Neuron. 1998. V. 20. P. 185-195.
  41. Tajfel H. Experiments in vacuum/J. Israel and H. Tajfel (eds.) The context of social psychology: A critical assessment. L. & N.Y.: Academic Press, 1972, P. 69-122.
  42. Witkin H. A., Oltman P.I. Cognitive style//Internat. J. of Neurology. 1967. V. 6. P. 119-137.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести