СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000520-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В статье подводятся итоги многолетнего исследования проблемы смысла жизни. Подчеркивается особая актуальность данной проблемы в условиях современного социума: направленность человеческой деятельности, разумное управление ею становится непременным условием выживания человека на Земле, а смысл жизни является концентрированным выражением этой направленности. Смысл жизни представлен как особое психическое образование, характеризующееся определённой субстанциональностью и обусловливающее относительную эмансипированность субъекта от непосредственных воздействий. Рассматриваются основные характеристики смысла жизни: его амбивалентность, адекватность и конструктивность. Описываются иерархическая структура феномена смысла жизни и процесс “монолитнизации” смысла как проявления его неадекватности. Изложены результаты экспериментального исследования интегрирующей функции смысла жизни, дается характеристика феномена “Я экзистенциальное” как высшего уровня личностной интеграции. Экспериментально показаны особенности влияния смысложизненных ориентаций на становление индивидуальности, в том числе профессиональное становление. Представлена психологическая характеристика феномена “ценностно-смысловое отношение к семейной жизни” как фактора, способствующего формированию гармоничных отношений в семье. В заключение очерчиваются некоторые перспективные линии дальнейшего исследования проблемы смысла жизни.
Ключевые слова
Направленность внутренней активности человека, смысл жизни, адекватность и контрпродуктивность смысла жизни, структурная иерархия, монолитнизация смысла, индивидуальность, творчество, рефлексия, ценностно-смысловое отношение к семейной жизни, жизненное пространство личности
Классификатор
Дата публикации
03.01.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
512
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991.
  2. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания Я человека//Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 5-15.
  3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепии и воспитания. М.: Прогресс, 1986.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
  6. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст//Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. Обнинск, 2008. С. 89-109.
  7. Вайзер Г.А. Представление школьников о смысле жизни и акме человека//Мир психологии. 2011. № 2. С. 93-98.
  8. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме. 15 лет поиска. М.: ПИРАО, 2010.
  9. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония//Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. С. 1-18.
  10. Гегель Г.Ф.В. Собрание сочинений. М., 1935. Т. XI. Кн. 3.
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996.
  12. Карпинский К.В. Неконгруэнтный смысл жизни и смысложизенный кризис в развитии личности//Актуальные проблемы психологии личности. Часть 2. Гродно: ГрГУ, 2012. С. 101-147.
  13. Карпинский К.В. Оценочная функция смысла жизни//Психология смысла жизни. Гродно: ГРГУ, 2008. С. 71-117.
  14. Касавин И.Т. Постигая разнообразие разума // Заблуждающийся разум. М.: Политиздат, 1990. С. 5-27.
  15. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.
  17. Логинова Н.А. События, обстоятельства жизненного пути и развитие личности//Психология жизненного пути личности. Гродно: ГрГУ, 2012. С. 12-28.
  18. Максимова Т.В. Смысложизненные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.
  19. Максимова Е.А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя//Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. М.: ПИРАО, 2008. С. 218-236.
  20. Мартынова Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в процессе личностной подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности//Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. М.: ПИРАО, 2008. С. 236-252.
  21. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
  22. Моисеев Н.Н. Кибернетика и вычислительная техника. Сборник статей. Вып. 3//Под ред. В.А. Мельникова. М.: Наука, 1987.
  23. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
  24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  25. Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка. Дисс.канд. психол. наук. М., 2009.
  26. Попова Т.А. Экзистенциальная составляющая Я-концепции подростка//Психология смысла жизни. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 159-177.
  27. Прихожан А.А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000.
  28. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.: Вече-Аст, 2000.
  29. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс-Универс. 1994.
  30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  31. Сапогова Е.Е. Смысловые намерения автобиографирования//Психология смысла жизни. Гродно, 2014. С. 33-70.
  32. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога//Под ред. В.Э. Чудновского. М.: ПИРАО, 2008.
  33. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы//Избр. труды в 2-х т. Т. 1. М., 1985.
  34. Технологии психологической поддержки становления смысложизненных ориентаций у школьников//Смысл жизни, акме и профессиональное становление. М.: ПИРАО, 2008. С. 439-499.
  35. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни//Смысл жизни. Онтология. М., 1994. С. 243-487.
  36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1996.
  37. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. СПб.: Алетейя, 1999.
  38. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Аст, 2007.
  39. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
  40. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения “внешнего” и “внутреннего” в психологии//Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3-12.        
  41. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от “внешнего” и “внутреннего”//Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26.
  42. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процессообразования//Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 49-60.
  43. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни//Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.
  44. Чудновский В.Э. Человек и событие. Сцилла и Харибда свободного развития человека//Мир психологии. 2000. № 4. С. 70-80.
  45. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избр. труды. М.; Воронеж: Изд. дом РАО, 2006.  
  46. Чудновский В.Э. Смысловая вертикаль человеческой жизни. М., 2012.
  47. Чудновский В.Э. Жизненное пространство личности как психологической феномен//Психология смысла жизни. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 3-33.
  48. Чудновский В.Э. (ред.) Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
49.         Касавин И.Т. Постигая многообразие разума//Заблуждающийся разум. М.: Политиздат, 1990. С. 5-27.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести