РОЛЬ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
РОЛЬ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000525-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Статья посвящена определению роли ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители. Предполагается, что семейные и индивидуальные ресурсы членов семьи реципрокно связаны с психопатологической симптоматикой у замещающих родителей: чем более выражены психопатологические симптомы, тем меньше показатели ресурсов; для компенсации отдельных психопатологических симптомов специфичным является сочетание различных видов индивидуальных и семейных ресурсов. Представлены результаты исследования на выборке 153 кандидатов в замещающие родители из 16 регионов России, в том числе 53 мужчин и 100 женщин. Средний возраст общей группы респондентов - 38 лет. Использованы методики: Тест семейных ресурсов - II, Тест жизнестойкости; Шкалы семейной адаптации и сплоченности (FACES-III) Д. Олсона, Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), Шкала социальной желательности Д. Крауна, Д. Марлоу. Показано, что для прогноза успешного помещения ребенка в семью наиболее значимыми ресурсами являются: индивидуальная жизнестойкость замещающих родителей, эффективная семейная коммуникация, развитые навыки решения проблем в семье, управление ресурсами, реалистичное восприятие материальных возможностей семьи. Ресурс жизнестойкости и семейные ресурсы дополняют друг друга. Высокая ресурсность замещающей семьи снижает проявления психопатологический симптоматики, способствуя адаптации семьи с приемным ребенком. Используемая в настоящем исследовании батарея тестов показала высокую валидность и эффективность для отбора кандидатов в замещающие родители. Оценка психопатологической симптоматики кандидатов в замещающие родители и ресурсных сторон семьи с помощью представленных в исследовании методик позволяет точнее осуществлять обучение и сопровождение замещающих семей.
Ключевые слова
Индивидуальные и семейные ресурсы, психопатологическая симптоматика, кандидаты в замещающие родители, дети-сироты, замещающие семьи, жизнеспособность, социальная адаптация, жизнестойкость
Классификатор
Дата публикации
03.01.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
670
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000525-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 21.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Предпочтение в выборе копинг-стратегий у лиц с высоким уровнем гибкости//Сибирский психол. журнал. 2008. № 27. С.31-36.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
  3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  4. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004.
  5. Ковалева Ю.В. Совместная регуляция поведения супругов в семье в различных актуальных жизненных ситуациях//Психол. исследования проблем современного российского общества/Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 417-437.
  6. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания. Кострома: Изд-во КГУ, 2010.
  7. Лактионова А.И. Жизнеспособность как ресурс социальной адаптации у подростков//Психологические проблемы современного российского общества/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С.232-253.
  8. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация жизнеспособности как метаспособности//Личность профессионала в современном мире/Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 109-126.
  9. Лактионова А.И. Формирование жизнеспособности подростков//Психология профессиональной деятельности и работы с профессионалом/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. (в печати).    
  10. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  11. Махнач А.В. Модель позитивной социализации человека через призму его жизнеспособности//У истоков развития. Сборник научных статей/Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр (Корепанова). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 67-81.
  12. Махнач А.В. Проблема измерения жизнеспособности человека//Ломовские чтения. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2./Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. С. 449452.
  13. Махнач А.В. Социальная модель как парадигма исследований жизнеспособности человека//Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 46-53.
  14. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации//Психол. журн. 2013. Т. 34. № 5. С. 69-84.
  15. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Программа психологической диагностики личностных и семейных ресурсов в практике отбора, обучения и сопровождения замещающих родителей//Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая, М.А. Холодная. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 166-193.
  16. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Ресурсный подход в изучении семейного стресса//Научный поиск. Вып. 4. Ярославль, 2003. С. 97-102.
  17. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Тест семейных ресурсов -II//Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. C.145-154.
  18. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.
  19. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  20. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е издание. СПб.: Питер, 2007.
  21. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности//Социальная психология труда: теория и практика/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. C. 226-243.
  22. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2007.        
  23. Руппель Т. В России все меньше людей изъявляют желание усыновить ребенка или оставить уже усыновленного. URL: http://deti.mail.ru/news/rossiyane-vozvrashayut-usynovlennyh-detej-v-detdom (29 ноября 2013).
  24. Семенов М.Ю. Отношение личностно зрелых людей к деньгам//Психол. журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 83-91.
  25. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. и др. Практическое руководство по психологии пост-травматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. М.: Когито-Центр, 2007.
  26. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения: Метод. письмо. Л.: НИИ физической культуры, 1976.
  27. Эйдемиллер Э.Г., Лидерс А.Г., Городнова М.Ю. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)//Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2007. С. 68-73, 335-337.
  28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
  29. Balswick J.O., Balswick J.K. The family: A Christian perspective of the contemporary home. Grand Rapids: Baker Books, 2nd ed., 1999.
  30. Benson P., Sharma A., Roehlkepartain E. Growing up adopted: A portrait of adolescents and their families. Minneapolis, MI: Search Institute. 1994.
  31. Boss P. Family stress//Handbook of Marriage and the Family/M. Sussman, S. Steinmetz (Eds.). New York: Plenum, 1987. P. 695-723.
  32. Brinich P. Psychoanalytic perspectives on adoption and ambivalence//Psychoanalytic Psychology. 1995. V. 12. P. 181-199.
  33. Brodzinsky D. Adjustment to adoption: A psychosocial perspective//Clinical Psychology Review. 1987. V. 7. P. 25-47.
  34. Brodzinsky D., Schechter, M., Henig R. Being adopted: The lifelong search for self. New York, NY: Doubleday. 1992.
  35. Bronfenbrenner U. The ecology ofhuman development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
  36. Buehler C., Orme J.G., Cuddeback G.S., Le Prohn N., Cox M.E. Casey Foster Applicant Inventory (CFAI) User's manual. 2nd ed. 2006. URL: http://www. fosterfamilyassessments.org/documents/CFAI%20 Users%20Manual.pdf (12.04.2014).
  37. Cadoret R., Troughton E., Merchant L., Whitters A. (Eds.). Early life psychosocial events and adult affective symptoms. New York, NY: Cambridge University Press. 1990.
  38. Chugani H., Behen M., Muzik O., Juhasz C., Nagy F., Chugani D. Local brain functional activity following early deprivation: A study of postinstitutionalized Romanian orphans//NeuroImage. 2001. V. 14. P. 12901301.
  39. Cohan C.L., Bradbury T.N. Negative life events, marital interaction, and the longitudinal course of newlywed marriage//Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 73 (1). P. 114-128.
  40. Cowan P.A., Powell D., Cowan C.P. Parenting interventions: A family systems perspective//Handbook of child psychology. 5th ed. Vol. 4/W. Damon (Ed.). New York: Wiley. 1998. P. 3-72.
  41. Eron L.D., Huesmann L.R. The stability of aggressive behavior -even unto the third generation//Handbook of developmental psychopathology: Perspectives in developmental psychology/M. Lewis, S.M. Miller (Eds.). New York: Plenum Press. 1990. P. 147-156.
  42. Grotevant H., McRoy R., Elde C., Fravel D. Adoptive family system dynamics: Variations by level of openness in the adoption//Family Process. 1994. V. 33. P. 125-146.
  43. Hobfoll S.E., Spilberger C.D. Family stress integrating: Theory and measurement//Journal of Family Psychology. 1992. V. 6 (2). P. 99-112.
  44. Kirk H. Shared fate: A theory and method of adoptive relationships. Port Angeles, BC: Ben-Simon Publications. 1984.
  45. Luke N., Sebba J. How are foster carers selected? Oxford: University of Oxford Press. Rees Centre. 2013.
  46. Maddi S. Dispositional hardiness in health and effectiveness//Encyclopedia of Mental Health/H. S. Friedman (Ed.). San Diego, CA: Academic Press, 1998. P. 323-335.
  47. Mastropieri A.M., Scruggs E.T. The inclusive classroom: Strategies for effective instruction. New Jersey: Merrill Publishers, 2000.
  48. McCubbin H.J., Patterson J.M. The family stress process: The Double ABCX Model of adjustment//Marriage and Family Review. 1983. V. 6 (1-2). P. 7-37.
  49. Rhodes K.W., Cox M.E., Orme J.G., Coakley T.M., Buehler C., Cuddeback G.S. Casey Home Assessment Protocol (CHAP) User's Manual. 2nd ed. 2006. URL: http://www.fosterfamilyassessments.org/documents/CHAP%20Users%20Manual.pdf (12.04.2014).
  50. Rutter M. Recovery and deficit following profound early deprivation//Intercountry adoption: Developments, trends and perspectives/P. Selman (Ed.). London: BAAF. 2000. P. 107-125.
  51. Schorr L.B. Within our reach: Breaking the cycle of disadvantage. N.Y.: Doubleday. 1988.
  52. Triseliotis J., Shireman J., Hundleby M. Adoption: Theory, policy and practice. London, UK: Cassell. 1997.
  53. Ungar M., Clark S.E., Kwong W-m., Makhnach A., Cameron C.A. Studying resilience across cultures. // Journal of Ethnic and Cultural Diversity in Social Work. 2005. V. 14. № 3/4. P. 1-19.
  54. Ungar M., Liebenberg L., Boothroyd R., Kwong W.M., Lee T.Y., Leblank J., Duque L., Makhnach A. The study of youth resilience across cultures: Lessons from a pilot study of measurement development//Research in Human Development. 2008. V. 5. № 3. P. 166-180.       
  55. Verrier N. Coming home to self. Baltimore, MD: Gateway Press, 2003.
  56. Williams N.R. Surviving violence: Resilience in action at the micro level//Resiliency: An integrated approach to practice, policy and research/R.R. Greene (Ed.). Washington: NASW Press. 2002. P. 195-215.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести