ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕЭТИЧНЫХ ПОСТУПКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕЭТИЧНЫХ ПОСТУПКОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000525-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования факторов, определяющих эффективность объяснения человеком своего неэтичного поступка для сохранения хорошего отношения окружающих его людей (N = 153 чел.). Участникам предлагалось оценить поступки людей с помощью методики “Поведение в этически неоднозначных ситуациях”. Для диагностики индивидуальнопсихологических особенностей респондентов использовались: адаптированный на российской выборке опросник этических диспозиций Ф. Брэди, опросник “Вера в справедливый мир”, индекс доверия к людям, индекс этического цинизма. Установлено, что помимо собственно “качества” приемов объяснения их эффективность зависит от индивидуально-психологических характеристик человека, на которого эти приемы направлены. Значимыми в данном отношении оказались мировоззренческие (справедливость мира, локус контроля, доверие к людям) и этические (этический формализм, утилитаризм, этический цинизм) особенности личности.
Ключевые слова
Объяснение, воздействие, объект воздействия, сообщение, извинения, оправдания, этические установки, вера в справедливый мир
Классификатор
Дата публикации
03.01.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
737
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Дискурс в современном мире. Психологические исследования/Под. ред. Н.Д. Павловой., И.А. Зачёсовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.
  2. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.
  3. Латынов В.В. Речевые формы апологизации неэтичного поведения//Вопросы психолингвистики. 2012. № 2. С. 144-149.
  4. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования//Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С.16-32.
  5. Bachman G.F., Guerrero L.K. Forgiveness, apology, and communicative responses to hurtful events//Communication Reports. 2006. V. 19. P. 45-56.
  6. Barkan E., Karn A. (Eds.). Taking wrongs seriously: Apologies and reconciliation. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006.
  7. Benoit W.L. President Bush's image repair effort on Meet the Press: The complexities of defeasibility//Journal of Applied Communication Research. 2006. V. 34. P. 285-306.
  8. Brady F.N. Ethical managing: Rules and results. N.Y.: Macmillan, 1990.
  9. Brady F.N., Wheeler G.E. An empirical study of ethical predispositions//Journal of Business Ethics. 1996. V. 15. P. 927-940.
  10. Brinol P., Petty R.E. Individual differences in persuasion//The Handbook of Attitudes and Attitude Change/D. Albarracin, B. T. Johnson, M. P. Zanna (eds.). Hillsdale, NJ: Erlbaum. 2005. P. 575-616.
  11. Burns J.P., Bruner M.S. Revisiting the theory of image restoration strategies//Communication Quarterly. 2000. V. 48. P. 27-39.
  12. Chang C. Self-congruency as a cue in different advertising-processing contexts//Communication Research. 2002. V. 29. P. 503-536.
  13. DeBono K.G., McDermott J.B. Trait anxiety and persuasion: Individual difference in information processing strategies//Journal of Research in Personality. 1994. V. 28. P. 395-411.
  14. Fehr R., Gelfand M.J. When apologies work: How matching apology components to victims' self-construals facilitates forgiveness//Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2010. V. 113. Issue 1. P. 37-50.
  15. Felson R.B., Ribner S.A. An attributional approach to accounts and sanctions for criminal violence//Social Psychology Quarterly. 1981. V. 44. No. 2. P. 137142.
  16. Geers A.L., Handley I.M., McLarney A.R. Discerning the role of optimism in persuasion: The valenceenhancement hypothesis//Journal of Personality and Social Psychology. 2003. V. 85. P. 554565.
  17. Hearit K. M. Crisis management by apology: Corporate response to allegations of wrongdoing. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2006.
  18. Hearit K.M., Brown J. Merrill Lynch: Corporate apologia and business fraud//Public Relations Review. 2004. V. 30. P. 459-466.
  19. Moon Y. Personalization and personality: Some effects of customizing message style based on consumer personality//Journal of Consumer Psychology. 2002. V. 12. P. 313-326.
  20. Renteln A.D. Apologies: A cross-cultural analysis. In M. Gibney, R.E. Howard-Hassmann, J-M. Coicaud, N. Steiner (Eds.) The age of apology: Facing up to the past (pp. 61-76). Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008.
  21. Rhodes N., Wood W. Self-esteem and intelligence affect influenceability: The mediating role of message reception//Psychological Bulletin. 1992. V. 111. P. 156-171.
  22. Riordan C.A., Marlin N.A., Kellogg R.T. The effectiveness of accounts following transgression//Social Psychology Quarterly. 1983. V. 46. No. 3. P. 213219.
  23. Riordan C.A., Marlin N.A., Gidwani C. Accounts for unethical research practices: Effects on the evaluations of acts and actors//Journal of Social Psychology. 1988. V. 128. P. 495-505.
  24. Rubin Z., Peplau L.A. Who believes in a just world?//Journal of Social Issues. 1975. V. 31. P. 65-89.
  25. Ryan S., Bisel R.S., Messersmith A.S. Organizational and supervisory apology effectiveness apology giving in work settings//Business and Professional Communication Quarterly. 2012. V. 75. No. 4. P. 425448.
  26. Sigal J., Hsu L., Foodim S., Betman J. Factors affections perceptions of political candidates accused of sexual and financial misconduct//Political Psychology. 1988. V. 9. P. 273-280.
  27. Smith N. I was wrong: The meanings of apologies. New York: Cambridge University Press, 2008.
  28. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior//Journal of Personality and Social Psychology. 1974. V. 30. P. 526-537.
  29. Snyder M., DeBono K.G. Appeals to image and claims about quality: Understanding the psychology of advertising//Journal of Personality and Social Psychology. 1985. V. 49. P. 586-597.
  30. Tedeschi J.T., Riordan C.A., Gaes G.G., Kane T. Verbal accounts and attributions of social motives//Journal of Research in Personality. 1983. V. 17. P. 218-225.
  31. Wooten D.B. Say the right thing:Apologies, reputability, and punishment//Journal of Consumer Psychology. 2009. V. 19. P. 225-235.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести