- Код статьи
- S0205-95920000596-2-1
- DOI
- 10.7868/S20000596-2-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- Рассматриваются направления психологических исследований, посвященные проблеме восприятия лица как источника субъективно значимой информации животными разных видов. Предложена расширенная трактовка термина "лицо", позволяющая применять его не только к человеку или приматам, но и к другим животным, в том числе беспозвоночным. Обосновывается применение эволюционного подхода в исследованиях, посвященных восприятию лиц. Представлены оригинальные методические подходы и полученные на их основе новые данные, касающиеся восприятия лица в качестве "органа" социального взаимодействия, признака индивидуальной дифференциации, источника ситуативной когнитивно и эмоционально значимой информации. Показано, что лица являются значимыми объектами для многих животных. Обосновано, что предпосылками для развития способности к различению, категоризации и запоминанию лиц являются высокая значимость зрительного информационного канала и важность социальных взаимодействий. Приведены результаты исследований, демонстрирующие специфические нейрональные и поведенческие ответы представителей нескольких видов животных на лицо как особый тип визуальных стимулов. Подтверждено увеличение локальной активности гомологичных областей мозга при узнавании других индивидов или реагировании на их эмоциональное состояние у человека, приматов, а также овец. Зафиксированы сходные перцептивные феномены, такие как эффект инверсии, эффект "своей расы" и др.
- Ключевые слова
- Восприятие лиц, зрительный стимул, индивидуальное различение, категоризация, восприятие эмоций, перцептивные феномены, социальные взаимодействия, коммуникация животных и человека, направление взгляда, специализация мозга, адаптация, филогенез, эволюция
- Дата публикации
- 03.07.2014
- Год выхода
- 2014
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 468