НЕЙРОСЕТЕВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
НЕЙРОСЕТЕВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000596-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Предлагается комплексная методика обработки данных психодиагностики на основе факторного анализа и аппарата искусственных нейронных сетей. С ее помощью анализируются результаты тестирования младших подростков с использованием свободно-культурного теста интеллекта и 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла. Показано, что формирование взаимосвязей между вербальным и невербальным интеллектом существенно зависит от личностных черт детей в этом возрасте. Использование нейронных сетей позволяет выявить новые закономерности и оценить нелинейные связи между психологическими показателями. Такие взаимосвязи с трудом поддаются анализу традиционными статистическими методами.
Ключевые слова
Искусственные нейронные сети, факторный анализ, черты личности, младшие подростки, вербальный интеллект, невербальный интеллект, нейросетевой анализ
Классификатор
Дата публикации
03.09.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
542
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аксенов C.В., Новосельцев В.Б. Организация и использование нейронных сетей (методы и технологии). Томск: НТЛ, 2006.
  2. Арзамасцев А.А., Зенкова Н.А. Моделирование в психологии на основе искусственных нейронных сетей. Тамбов: ИМФИ ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
  3. Боровиков В.П. Нейронные сети. Методология и технологии современного анализа данных. М.: Горячая линия-Телеком, 2008.
  4. Величковский Б.МКогнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Академия, 2006.
  5. Воробьев А.В. Обзор применения математических методов при проведении психологических исследований//Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.05.2014 г.).
  6. Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия-Телеком, 2001.
  7. Левандовский Н.Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации//Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 138142.
  8. Медведев В.С., Потемкин В.Г. Нейронные сети. MATLAB 6. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002.
  9. Славутская Е.В., Славутский Л.А. Использование искусственных нейронных сетей для анализа гендерных различий младших подростков//Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Т. 5. № 23. С. 4. http://psystudy.ru (дата обращения: 22.05.2014 г.).
  10. Славутская Е.В., Славутский Л.А. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации//Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 40-51.
  11. Харман Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.
  12. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема//Вопросы психологии. 2001.№ 5. С. 19-34.
  13. Шендяпин В.Н., Скотникова И.Г., Барабанщиков В.А., Тарасов В.Б. Математическое моделирование уверенности при принятии решения в сенсорных задачах//Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 84-97.
  14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1995.
  15. Baxt W.G. Complexity, chaos and human physiology: the justification for non-linear neural computational analysis//Cancer Lett. 1994. Vol. 77. № 2-3. P. 85-93.
  16. Cattell R.B. Advanced in Cattelian Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. N.Y.: The Guilford Press, 1990.
  17. Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment//Journal of Educational Psychology. 1963. V. 54 (1). P. 1-22.
  18. Collins W.A. (ed.) Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984.
  19. Haykin S. Neural networks: A comprehensive Foundation. New York: Prentice Hall, 1999.
  20. Hebb D. Organization of behavior. New York: Science Edition, 1961.
  21. Rosenblatt R. Principles of neurodynamics. New York: Spartan Books, 1959.
  22. Reznichenko N.S., Shilov S.N., Abdulkin V.V. Neuron Network Approach to the Solution of the Medical-Psychological Problems and in Diagnosis Process of Persons with Disabilities (Literature Review)//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2013. V. 9 (6). P. 1256-1264.
  23. Usher M., Zakay D. A neural network model for attribute-based decision processes//Cognitive Science. 1993. V. 17. P. 349-396.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести