СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ (1935-2013 ГГ.)
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ (1935-2013 ГГ.)
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000596-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Проведен количественный анализ 1313 докторских диссертаций, защищенных отечественными психологами за последние 77 лет. Его задачами были: установление количественной динамики ежегодно защищаемых диссертаций; определение числа защищенных докторских диссертаций в разных регионах и по различным научным специальностям; выявление среднего возраста и половой принадлежности авторов диссертаций; оценка частоты исследования типичных проблем, выступающих объектом диссертации, и определение наиболее часто исследуемых категорий испытуемых. В результате исследования выявлен эволюционный экспоненциальный рост среднего количества ежегодно защищаемых диссертаций. В Москве защищено 53.0% докторских диссертаций, 17.2% - в Ленинграде/Санкт-Петербурге, 29.8% - в других городах. Более 70% докторских диссертаций защищено по 4-м специальностям: 19.00.01 - 27.0%, 19.00.07 - 23.0%, 19.00.05 - 12.0%, 19.00.13 - 9.7%. Мужчинами защищено 690 диссертаций, 623 - женщинами, что составляет 52.5% и 47.5% соответственно. За последние 3 года примерно 80% докторских диссертаций защищено женщинами. Средний возраст соискателя на момент защиты составляет 48.3 лет. Чаще всего соискатели исследовали проблемы деятельности, личности, коллектива, обучения, мышления, а также акмеологические проблемы. В качестве испытуемых чаще выступали школьники, дошкольники, студенты, подростки. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день докторские диссертации по психологии защищают преимущественно женщины чаще в диссертационных советах Москвы и Санкт-Петербурга. Установлен и частично объяснен ряд интересных количественных особенностей докторских диссертаций, позволяющих более глубоко оценивать современное состояние российской психологии.
Ключевые слова
Психология, докторская диссертация, количественный анализ, проблемы исследования, ученая степень, научная специальность, возраст соискателя, динамика количества защищенных диссертаций
Классификатор
Дата публикации
03.09.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
664
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000596-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 23.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг./Под ред. проф. Анцупова А.Я. М.: Студия “Этника”, 2007.             
  2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Прошанов С.Л. Проблемы социологического исследования. Указатель 888 докторских диссертаций 1990-2010 гг. М.: Куприянова, 2010.    
  3. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций. ХХ век. М.: Современный гуманитарный институт, 2000.           
  4. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.                
  5. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций (19492012 годы). М.: ТАСТ, 2013.
  6. Диссертации, защищенные в ин-тах Академии пед. наук РСФСР за 1944-1961гг./Сост. В. Булгаков. М., 1962.
  7. Доброва А.Д. Указатель диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора психологических наук, защищенных в педагогических и научно-исследовательских институтах г. Москвы за 1940-1944 гг.//Советская педагогика. 1945. № 5-6. С. 62-63.
  8. Доброва А.Д. Библиографические указатели по педагогике, психологии и методике учебных предметов за период с 1938 по 1945 г.: (по журналам)//Сов. педагогика. 1946. № 7. С. 111-117.
  9. Докторские диссертации по пед. наукам. Библиография, указатель/Под ред. Н.К. Гончарова. М., 1961.
  10. Журавлев А.Л. Основные итоги научной деятельности Института психологии РАН за 2010 год//Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 3-29.       
  11. Журавлев А.Л. Основные направления (программа) развития Института психологии РАН на ближайший период//Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 5-20.              
  12. Журавлев А.Л. План мероприятий по реализации замечаний и предложений комиссии РАН по проверке деятельности Института психологии РАН//Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 113126.                  
  13. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть I. Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3-14.          
  14. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 7086.          
  15. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть III. На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 5-25.  
  16. Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937-1999 гг.): Справочник. 3-е изд., испр. и дополн. М.: “Изд-во ГНОМ и Д”, 2000.
  17. Загузов Н.И., Загузова Е.В. Докторские диссертации по гуманитарным и общественным наукам. 2000 г.: Справочник. М.: ИРПО, 2000.
  18. Загузов Н.И., Загузова Е.В. Докторские диссертации по гуманитарным и общественным наукам. 2001 г.: Справочник. М.: ИРПО, 2001.
  19. Медынский Е.Н. О диссертациях по педагогическим наукам//Советская педагогика. 1941. № 6. С. 40-48.
  20. Парадигмы в психологии: науковедческий анализ/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.В. Корниловой, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.        
  21. Паспорта научных специальностей, разработанные экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 Номенклатуры специальностей научных работников (редакция от 11 ноября 2011 года). URL: http://old.mon.gov.ru/work/nti/dok (дата обращения: 01.06.2013 г.).
  22. Прогресс психологии: критерии и признаки/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.        
  23. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.           
  24. Сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://vak.ed.gov.ru (дата обращения: 21.05.2014 г.)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести