КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСПЕШНОСТЬ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСПЕШНОСТЬ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты кросскультурного анализа структуры взаимосвязей когнитивных характеристик (чувства числа, пространственной памяти и скорости переработки информации) и успешности решения математических заданий учащихся старшего школьного возраста России и Великобритании. Дисперсионный анализ показал статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для всех анализируемых показателей. Регрессионный анализ выявил универсальные когнитивные предикторы успешности решения математических заданий: умение точно устанавливать позицию числа на ментальной линии; умение сравнивать не символически выраженные количества; объем пространственной памяти. Результаты кросскультурного анализа интерпретируются в контексте особенностей образовательных систем двух государств.
Ключевые слова
кросскультурный анализ, образовательная среда, индивидуальные различия, половые различия, скорость переработки информации, пространственная память, чувство числа, успешность в решении математических заданий, старший школьный возраст.
Классификатор
Дата публикации
03.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
661
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.            
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна-Вита, 1995.               
  3. Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике//Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 44-54.  
  4. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований//Вопросы образования. 2012. № 4. С. 186-199.
  5. Малых С.Б. Проблема развития интеллекта в психогенетике//Когнитивные исследования: Проблема развития. Сборник научных трудов. Вып. 3/Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 287-302.      
  6. Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении//Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 207-213.                 
  7. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Взаимосвязь когнитивных характеристик учащихся и успешности решения математических заданий (на примере старшего школьного возраста)//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 35-45.
  8. Bennetto L., Pennington B.F., Porter D., Taylor A.K., Hagerman R.J. Profile of cognitive functioning in women with the fragile X mutation//Neuropsychology. 2001. V. 15. P. 290-299.
  9. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.N., Dasen P.R. Cross-Cultural Psychology. Research and Applications. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  10. Bull R., Davidson W.A., Nordmann E. Prenatal testosterone, visual-spatial memory, and numerical skills in young children//Learning and Individual Differences. 2010. V. 20. P. 246-250.
  11. Bull R., Espy K.A., Wiebe S.A. Short-Term Memory, Working Memory, and Executive Functioning in Preschoolers: Longitudinal Predictors of Mathematical Achievement at Age 7 Years//Developmental Neuropsychology. 2008. V. 33. P. 205-228.
  12. Bull R., Johnston R.S., Roy J.A. Exploring the roles of the visuo-spatial sketch pad and central executive in children's arithmetical skills: Views from cognition and developmental neuropsychology//Developmental Neuropsychology. 1999. V. 15. P. 421-442.
  13. Butterworth B., Kovas Y. Understanding Neurocognitive Developmental Disorders Can Improve Education for All//Science. 2013. V. 340. No. 6130. P. 200-205.           
  14. Butterworth B., Varma S., Laurillard D. Dyscalculia: from brain to education//Science. 2011. V. 332. No. 6033. P. 1049-1053.
  15. Chaddock R.E. Principles and Methods of Statistics. Boston, 1925.
  16. Colom R., Lynn R. Testing the developmental theory of sex differences in intelligence on 12-18 year olds//Personality and individual differences. 2004. V. 36. P. 75-82.
  17. Deary I.J., Der G., Ford G. Reaction times and intelligence differences. A population-based cohort study//Intelligence. 2001. V. 29. P. 389-399.
  18. Deary I.J., Strand S., Smith P., Fernandez C. Intelligence and educational achievement//Intelligence. 2007. V. 35. P. 13-21.
  19. Fuchs L.S., Fuchs D. Mathematical problem solving: Instructional intervention//Why is math so hard for some children? The nature and origins of children's mathematical learning difficulties and disabilities/Eds. D.B. Berch, M.M. Mazzocco. Baltimore: Brookes, 2007. P. 397-414.
  20. Gottfredson L.S. Schools and the “g” factor//The Wilson Quarterly. 2004. V. 28. No. 3. P. 35-45.
  21. Halberda J., Mazzocco M.M.М., Feigenson L. Individual differences in nonverbal estimation ability predict maths achievement//Nature. 2008. V. 455. P. 665-668.
  22. Halpern D.F., Benbow C.P., Geary D.C., Gur R.C., Hyde J.S., Gernsbacher M.A. The Science of Sex Differences in Science and Mathematics//Psychological Science in the Public Interest. 2007. V. 8. P. 1-51.
  23. Inglis M., Attridge N., Batchelor S., Gilmore C. Nonverbal number acuity correlates with symbolic mathematics achievement: but only in children//Psychonomic Bulletin and Review. 2011. V. 18. N 6. P. 1222-1229.
  24. Kovas Y., Haworth C.M.A., Dale P.S., Plomin R. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years. London: SRCD, 2007.
  25. Kovas Y., Petrill S.A., Plomin R. The origins of diverse domains of mathematics: Generalist genes but specialist environments//Journal of Educational Psychology. 2007. V. 99. P. 128-139.
  26. Lynn R., Irwing P. Sex differences on the Progressive Matrices: a meta-analysis//Intelligence. 2004. V. 32. P. 481-498.
  27. Matsumoto D., Van de Vijver F.J.R. (Eds.). Crossccultural research methods in psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
  28. Mazzocco M.M.M., Feigenson L., Halberda J. Preschoolers' Precision of the Approximate Number System Predicts Later School Mathematics Performance. 2011. PLoS ONE 6(9): e23749. 10.1371/journal. pone.0023749 DOI: 10.1371/journal.pone.0023749
  29. Murphy M.M., Mazzocco M.M. Mathematics learning disabilities in girls with fragile X or Turner syndrome during late elementary school//Journ. of learning disabilities. 2008. V. 41. P. 29-46.
  30. Opfer J.E., Siegler R.S. Representational change and children's numerical estimation//Cognitive Psychology. 2007. V. 55. P. 169-195.
  31. Pagulayan K.F., Busch R.M., Medina K.L., Bartok J.A., Krikorian R. Developmental Normative Data for the Corsi Block-Tapping Task//Journ. of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2006. V. 28. N 6. P. 1043-1052.
  32. Petrides K.V., Chamorro-Premuzic T., Frederickson N., Furnham A. Explaining individual differences in scholastic behaviour and achievement//British Journal of Educational Psychology. 2005. V. 75. P. 239-255.
  33. Plomin R., DeFries J.C., Knopik V.S., Neiderhiser J.M. Behavioral Genetics. 6th ed. N.Y.: Worth Publishers, 2012.
  34. Semmes R., Davison M.L., Close C. Modeling Individual Differences in Numerical Reasoning Speed as a Random Effect of Response Time Limits//Applied Psychological Measurement. 2011. V. 35. N 6. P. 433-446.
  35. Siegler R.S., Opfer J.E. The development of numerical estimation: evidence for multiple representations of numerical quantity//Psychological Science. 2003. V. 14. P. 237-243.
  36. Soltész F., Scőz D., Scőz L. Relationship between magnitude representation, counting and memory in 4-to 7-year old children: A developmental study//Behav. and Brain Functions. 2010. V. 6. P. 13.
  37. Sternberg R.J., Grigorenko E.L., Bundy D.A. The Predictive Value of IQ//Merrill-Palmer Quarterly. 2001. V. 47. № 1. P. 1-41.
  38. Strand S. Getting the best from CAT: A practical guide for secondary schools. L., 2003.
  39. Van de Vijver F.J.R. Culture and Psycology: A SWOT analysis of cross-cultural psychology//Psychological Science around the world/Eds. Q. Jing, H. Zhang, & K. Zhang. L.: Psychology Press. 2006. V. 2. P. 279-298.
  40. Van Herwegen J., Ansari D., Xu F., Karmiloff-Smith A. Small and large number processing in infants and toddlers with Williams syndrome//Developmental Science. 2008. V. 11. N 5. P. 637-643.
  41. Wai J., Lubinski D., Benbow C.P. Spatial Ability for STEM Domains: Aligning Over 50 Years of Cumulative Psychological Knowledge Solidifies Its Importance//Journ. of Educational Psychology. 2008. V. 101. P. 817-835.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести