ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Эмоциональный слух (ЭС) определен как способность к распознаванию эмоциональной экспрес- сивности речи, пения, музыки. Приводятся описания предложенных автором невербальных психо- акустических методов распознавания и оценки ЭС, включая компьютерный метод. Рассматривают- ся психофизиологические основы ЭС, его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом, эмпатией и другими психологическими свойствами. Анализируются результаты экспериментальных иссле- дований ЭС у представителей различных возрастных и профессиональных групп.
Ключевые слова
эмоциональный слух, невербальная коммуникация, эмоциональная речь, вокальная речь, тест на эмоциональный слух, эмпатия, художественный тип человека, эмоциональный интеллект.
Классификатор
Дата публикации
03.01.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
598
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Автушенко И.А. Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи//Сценическая речь в театральном вузе: сборник статей. М., 2007. Вып. 2.   
  2. Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 2010.
  3. Алексеева Л.Н. Музыкальный слух певца (о перспективах развития)//Воспитание музыкального слуха: Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М., 1993. Вып. 3. Сб. 1. С. 26-33.
  4. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии//Художественное творчество. Л., 1983. С. 259-279.
  5. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976.
  6. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.
  7. Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов//Сенсорные системы. Л.: Наука, 1977. С. 85-114.
  8. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
  9. Возможно ли распознавание эмоций?//Речевые технологии. URL: http://speetech.by/press/analytics/6
  10. Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова. М.-Л.: Наука, 1988.
  11. Галунов В.И. Речь, эмоции, личность: проблемы и перспективы//Речь, эмоции, личность: Материалы Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 3-12.
  12. Галунов В.И. О возможности определения эмоционального состояния говорящего по речи//Речевые технологии. 2008. № 1. С. 60-66.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения восприятия. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука//Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1. Сообщение 2 (393).
  14. Голицын Г.А., Данилов О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса (шкалирование оценок творчества композиторов)//Психол. журн. 1988. Т. 9. № 2. С. 128-137.
  15. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб., 1993.
  16. Есин И.Б. Специфика эмоционального слуха и эмоционально-экспрессивной речи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2006.
  17. Жак-Дальпроз Э. Ритм//Изд. журн. "Театр и искусство", 1914. С. 114.
  18. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций: Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2004.           
  19. Квасовец С.В. Изучение межполушарного взаимодействия при эмоциональном реагировании: Матер. Всесоюз. конф. "Взаимоотношения полушарий мозга". Тбилиси, 1982. С. 125.

 

  1. Кислова О.О. Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспрессии: Автореф. дисс. канд. биол. наук. М., 2009.
  2. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
  3. Котляр Г.М. Исследование акустических средств выражения эмоциональных состояний в вокальной речи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1977.
  4. Котляр Г.М., Морозов В.П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи//Речь и эмоции. Л., 1975. С. 118-124.
  5. Коченева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. Л., 1986.
  6. Кузнецов Ю.М. Эмоциональная выразительность хора: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1996.
  7. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения//Вопросы психологии. 1959. № 2. С. 19-41.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 176-182.
  9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте//Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  10. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки//Музыкальная психология. М., 1992. С. 84-92.
  11. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. Л., 1965.
  12. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.
  13. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.-Л.: Наука, 1977.
  14. Морозов В.П. Особенности акустических средств выражения эмоции в вокальной речи и некоторые общие аспекты проблемы языка эмоций//Речь, эмоции, личность. Л., 1978. С. 139-144.
  15. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека//Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1985. Т. 21. № 6. С. 568-577.
  16. Морозов В.П. Исследование способностей людей различных возрастных групп и профессиональных категорий к определению эмоционального сстояния человека по звуку его голоса//Проблемы формирования профпригодности специалистов/Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1985.
  17. Морозов В.П. Акустический язык эмоций в жизни и науке//Язык эмоций, мозг и компьютер. Вычислительная техника и ее применение. М.: Знание, 1989. Вып. 9. С. 3-18.
  18. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы//Художественный тип человека. Комплексные исследования/Под ред. В.П. Морозова и А.С. Соколова. М., 1994. С. 86-102.
  19. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
  20. Морозов В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи//Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 48-63.
  21. Морозов В.П. Способ оценки эмоционального слуха. Патент РФ, 2004 (приоритет от 2002 г.).
  22. Морозов В.П. Эмоциональный слух и музыкальная одаренность: материалы международной научно-практ. конф. "Развитие научного наследия Б.М. Теплова в отечественной и мировой науке" (к 110-летию со дня рождения), 15-16 ноября 2006 г. М.: ПИ РАО, 2006. С. 198-203.
  23. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: МГК; ИП РАН, 2008.
  24. Морозов В.П. Эмоциональный слух певца и актера: материалы международной научно-практ. конф. "Вокальное образование в XXI веке". М.: МГУКИ, 2009. С. 88-95.
  25. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова. М.-Л.: Наука, 1988.   
  26. Морозов В.П., Есин И.Б. Эмоциональный слух у представителей разных профессий: материалы 9-й всероссийской научно-технической конф. "Состояние и проблемы измерений", секция "Измерения в психологии и медицине". М., 23-25 ноября 2004 г. С. 127-128.
  27. Морозов В.П., Киселев А.Н. Эмоциональная выразительность голоса певца: методы оценки и развития//Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны: докл. межвузовской научно-методической конф. Клайпеда, 1985.
  28. Морозов В.П., Люсин Д.В., Есин И.Б., Ямпольский А.Ю. Восприятие эмоциональной экспрессивности речи и эмоциональный интеллект: труды международной конф. "Функциональные стили звучащей речи". 5-7 сентября 2005 г. М.: Изд-во МГУ. С. 91-93.
  29. Морозов В.П., Муравьев Б.Л. Эмоциональный слух как критерий профотбора вокалистов и актеров//Теория и практика сценической речи. ЛГИТиК, 1985. С. 52-76.
  30. Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1960.
  31. Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики//Флогистон: Психология из первых рук, 2007. URL: http://fl ogiston.ru/articles/general/eq
  32. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.
  33. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.
  34. Рагс Ю.Н. Методика проверки интонационного слуха//Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М., 1965. Т. 3.
  35. Речь и эмоции/Под ред. В.И. Галунова. Л., 1975.
  36. Речь, эмоции, личность/Под ред. В.И. Галунова. Л., 1978.
  37. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо "Эмоциональный интеллект" (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Институт психологии РАН, 2010.
  38. Серебрякова Е.И. Особенности восприятия эмоциональной окраски речи у людей, страдающих алкоголизмом//Психол. журн. 1995. Т. 15. № 1. С. 154-157.

 

  1. Серебрякова Е.И. Опыт экспериментального исследования нарушений эмоциональной сферы больных наркоманией и алкоголизмом//Труды института психологии РАН. Кн. 2. Т. 1. М., 1995. С. 99-103.
  2. Силантьева И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: Автореф. дисс. докт. искусствоведения. М., 2007.
  3. Силантьева И.И., Клименко Ю. Актер и его Alter Ego. М.: Грааль, 2000.
  4. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука, 1962.
  5. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
  6. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.
  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  8. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.
  9. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
  10. Соколов А.С. О типологии методов художественного мышления//Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994. С. 52-66.
  11. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 1.
  12. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Роль правого и левого полушарий в регуляции положительных и отрицательных эмоций у детей: матер. всесоюз. конф. "Взаимоотношения полушарий мозга". Тбилиси, 1982. С. 114.
  13. Художественный тип человека. Комплексные исследования/Под ред. В.П. Морозова и А.С. Соколова. М., 1994.
  14. Шёнберг А. Афористическое//Сов. музыка. 1989. № 1. С. 113.
  15. Ясинских Л.В. Развитие эмоционального слуха: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
  16. Bryden M. Laterality (Functional asymmetry in the infant brain). N. Y.; L., 1982.
  17. Cowie R., Douglas-Cowie E., Savvidou S., McMahon E., Sawey M., Schrцder M. "Feeltrace: An instrument for recording perceived emotion in real time"//Proceedings of the ISCA Workshop on Speech and Emotion. Newcastle, Northern Ireland, UK, 2000.
  18. Erzhemsky G.L. Psychological Paradoxes of Conducting. St. Petersburg, 1998.
  19. Haggard M.P., Parkinson A.M. Stimulus and task factors as determinants of ear advantages//Quart. J. Exp. Psychol. 1971. V. 23. Nо. 1. P. 168-177.
  20. Kimura D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening//Cortex, 1967. No. 3. P. 163-178.
  21. Leder S.В., Backer D.J. Effects on superiority of ear of intonation of dichotically presented sentences//Percept. a. Mot. Skills. 1978. V. 47. P. 607-612.
  22. Lieberman A.М., Cooper F.S., Harris K.S., Mac Neilage P.F. A motor theory of speech perception//Proceed. of the Speech Communication seminar. Stockholm, 1962. Sess. D. 3. P. 1-10.
  23. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2002.
  24. Morozov V.P. Emotional Hearing in Man//Plenum Publishing Corporation, 1986. P. 386-394.
  25. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence//Imagination, Cognition, and Personality, 1990. V. 9. P. 185-211.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести