ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты исследования подростков с нормативным и девиантным поведением. Показаны взаимосвязи их личностных и поведенческих характеристик с жизнеспособностью и социальной адаптацией. Установлено, что к таким личностным характеристикам относятся: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы совладания, коммуникативные особенности. Показано, что низкий уровень жизнеспособности дезадаптивных подростков определяется недостаточностью психологических ресурсов, низким уровнем функционирования копинговых механизмов и защитным характером их поведенческой активности.
Ключевые слова
подростки, социальная адаптация, жизнеспособность, личностные и поведенческие характеристики.
Классификатор
Дата публикации
02.09.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
579
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000616-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 28.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968.
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психол. журн.1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
  3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных состояний у детей. М.: Психология, 2003
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
  5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.  
  6. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах//Психол. журн. 2004. Т. 25. № 3. С. 34-43.        
  7. Валиева Ф.И. Теоретико-методологические подходы к проблеме индивидуальной устойчивости в аспекте профессионального выгорания//Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 3. С. 231-235.
  8. Ваништендаль С. “Резильентность”, или оправданные надежды. Раненый, но не побежденный. Женева: Bice, 1998.
  9. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004.               
  10. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.С. 179-196.     
  11. Джидарьян И.А. Гуманистический смысл идей Б.Г. Ананьева о системном человекознании//Методология комплексного человекознания и современная психология/Под ред. А.Л. Журавлева,В.А. Кольцовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 29-43.
  12. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001.
  13. Крюкова Т.Л. Человек “совладающий”: качества субъекта и его совладающее поведение//Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 257-273.              
  14. Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: Дисс.... канд. психол. н. М., 2010.
  15. Лактионова А.И., Махнач А.В. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков//Ребенок в современном обществе/Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М., 2007. С. 184-191.
  16. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2000.
  17. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003.       
  18. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.
  19. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001.
  20. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1999.
  21. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск: Универсум, 2003.
  22. Сергиенко Е.А. Становление контроля поведения как проявление индивидуальности и его роль в процессе адаптации//Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2007. С. 251-275.        
  23. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения//Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 67-83.
  24. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение подростков с наркотической зависимостью, находящихся в воспитательно-трудовых колониях. СПб., 1998.         
  25. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989.
  26. Фоминова А.Н. К вопросу о причинах эмоционального дискомфорта ребенка в процессе обучения и возможностях эмоциональной саморегуляции//Психология психических состояний. Казань, 2002.Вып. 4. С. 313-324.
  27. Холодная М.А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте проблемы интеллектуального контроля совладающего поведения//Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой,Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 84-96.
  28. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы /Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы/Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: ИПРАН, 2008. -С. 21-54.          
  29. Anthony E.J., Cohler B.J. (Eds.) The invulnerable child. New York: Guilford Press. 1987.
  30. Bronfenbrenner U. Nature with Nurture: A reinterpretation of the evidence//Race and IQ/A.Montague (Ed.) N.Y.: Oxford University Press, 1975.P. 114-144.
  31. Kobasa S.C. Stressful life events personality and health: an enquiry into hardiness//Journal of personality and social psychology. 1979. Vol. 37. P. 1-11.
  32. Linley P.A., Joseph S. Positive change following trauma and adversity: a review//Journal of Traumatic Stress. 2004. Vol. 16. P. 601-610.
  33. Luthar S.S. Annotation: methodological and conceptual issues in the study of resilience//Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34. P. 441-453.
  34. Masten A.S. Coatsworth J.D. The development of competence in favorable and unfavorable environments: Lessons from research on successful children//American Psychologist. 1998. Vol. 53. P. 205-220.
  35. Meyers J., Nastasi B.K. Primary prevention in school settings//The handbook of School psychology (3rd ed.)/T.B. Gutkin, C.R. Reynolds (Eds.). N.Y.: Wiley and Sons, 1999. Р. 764-779.
  36. Pines M. PT conversations: Resilient children//Psychology Today. 1984. Vol. 12. № 8. Р. 53-63.

 

  1. Rosenbith J.R., Sims-Knight J. In the beginning: Development in the fi rst two years of life. Monterey:Brooks Cole, 1992.
  2. Rutter M. PT conversations: Resilient children//Psychology Today. 1984. Vol. 18. № 3. Р. 60-65.
  3. Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms//Risk and protective factors in the development of psychopathology/J. Rolf, A.S. Masten,
  4. D. Cicchetti, K.H. Nuechterlein, S. Weintraub. (Eds.)Cambridge: Cambridge University Press, 1990.Р. 181-214.
  5. Scoville M.C. Wartime tasks of psychiatric social workers in Great Britain//American Journal of Psychiatry. 1942. Vol. 99. № 3. Р. 358-363.
  6. Shaefer J.A., Moos R.A. Life crisis and personal growth.//Personal coping: theory, research and application/B.N. Carpenter (Ed.). 1992. Р. 149-170.
  7. Théorêt М. La résilience, de l'observation du phénomène vers l'appropriation du concept par l'éducation//Revue des sciences de l'éducation. 2005. Vol. 31. № 3. Р. 633-658.
  8. Ungar M., Liebenberg L. The International Resilience Project: A mixed-methods approach to the study of resilience across cultures//Handbook for working with children and youth: Pathways to resilience across cultures and contexts/M. Ungar (Ed.). Thousand Oaks: Sage, 2005. Р. 211-226.
  9. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study//Development and psychopathology. 1993. Vol. 5. Р. 503-515

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести