СТАБИЛЬНОСТЬ И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕТСТВЕ: ЗНАЧЕНИЕ ПОЛА И ВОЗРАСТА
СТАБИЛЬНОСТЬ И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕТСТВЕ: ЗНАЧЕНИЕ ПОЛА И ВОЗРАСТА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В продолжительном исследовании детей и подростков 2-14 лет ( n = 441) с помощью “Списка индивидуальных особенностей ребенка для родителей” оценивали стабильность и изменения пяти факторов личности и 15 черт среднего уровня. Показано, что личностные черты в детском и подростковом возрасте отличаются умеренной стабильностью; наиболее стабильны сознательность и экстраверсия, наименее - нейротизм. В большей степени выражены изменения личностных черт в детском и подростковом возрасте - рост сознательности и снижение уровня нейротизма; эти изменения наблюдались преимущественно у девочек. Возрастные особенности развития личностных черт соответствовали нормативным закономерностям развития: упрямство снижалось у дошкольников и младших школьников и нарастало в подростковом возрасте; боязливость в дошкольном возрасте нарастала, а затем снижалась; уровень сознательности и организованности увеличивался у школьников.
Ключевые слова
личность, развитие, дети, подростки.
Классификатор
Дата публикации
03.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
653
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000616-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 25.10.2020
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М., 2008. С. 118-124.
  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2003.
  3. Русалов В.М. Измерение темперамента человека//Психологический журнал. 1992. Т. 13 (2). С. 133.
  4. Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: Stability and change//Annu. Rev. Psychol. 2005. V. 56. P. 453-484.
  5. Caspi A., Shiner R.L. Personality development//Handbook of child psychology. V. 3. Social, emotional, and personality development/Ed. N. Eisenberg. N.Y.: Wiley, 2006. P. 300-365.
  6. Corr P.J., Matthews G. The reinforcement sensitivity theory of personality//The Cambridge handbook of personality psychology/Eds. P.J. Corr and G. Matthews. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 347-376.
  7. Else-Quest N.M., Hyde J.S., Goldsmith H.H., Van Hulle C.A. Gender differences in temperament: A metaanalysis//Psychol. Bull. 2006. V. 132. P. 33-72.
  8. Halverson C.F., Havill V.L., Deal J., Baker S.R., Victor J., Pavlopoulos V., Besevegis E., Wen L. Personality structure as derived from parental ratings of free descriptions of children: The Inventory of Child Individual Differences//Journ. Pers. 2003. V. 71. № 6. P. 995-1026.
  9. Knyazev G.G., Zupančič M., Slobodskaya H.R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children//Journ. of Cross-Cultural Psychol. 2008. V. 39. P. 317-334.
  10. Lamb M.E., Chuang S.S., Wessels H., Broberg A.G., Hwang C.P. Emergence and construct validation of the Big Five factors in early childhood: a longitudinal analysis of their ontogeny in Sweden//Child. Dev. 2002. V. 73. P. 1517-1524.
  11. Putnam S.P., Ellis L.K., Rothbart M.K. The structure of temperament from infancy through adolescence//Advances/proceedings in research on temperament/Eds. A. Eliasz & A. Angleitner. FL: Pabst Scientist Publishers. 2001. P. 165-182.
  12. Roberts B.W., DelVecchio W.F. The rank-order consistency of personality traits from childhood to old age: a quantitative review of longitudinal studies//Journ. Psychol. Bulletin. 2000. V. 126. № 1. P. 3-25.
  13. Roberts B.W., Caspi A., Moffitt T.E. The kids are alright: Growth and stability in personality development from adolescence to adulthood//Journ. Pers. Soc. Psychol. 2001. V. 81. № 4. P. 670-683.
  14. Roberts B., Walton K., Viechtbauer W. Patterns of mean-level change in personality traits across the life course: A meta-analysis of longitudinal studies//Psychological Bulletin. 2006. V. 132. № 1. P. 29-32.
  15. Schmitt D.P., Realo A., Voracek M., Allik J. Why can't a man be more like a woman? Sex differences in Big Five personality traits across 55 cultures//Journ. Pers. Soc. Psychol. 2008. V. 94. P. 168-182.
  16. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents//Intern. Journ. Beh. Dev. 2010. V. 34. № 5. P. 441-451.

 

  1. Smillie L.D., Pickering A.D., Jackson C.J. The New Reinforcement Sensitivity Theory: Implications for Personality Measurement//Pers. Soc. Psychol. Rev. 2006. V. 10. № 4. P. 320-335.
  2. Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development//Annu. Rev. Psychol. 2001. V. 52. P. 83-110.
  3. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson Jr. C.H., Baker S.R. et al. The hierarchical structure of childhood personality in five countries: Continuity from early childhood to early adolescence//Journ. Pers. 2012. V. 80. P. 1-33.
  4. Tremblay R.E. Developmental origins of disruptive behaviour problems: The original sin hypothesis, epigenetics and their consequences for prevention//Journ. Child. Psychol. and Psychiat. 2010. V. 51. № 4. P. 341-367.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести