ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕДНОМ И БОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФЕНОМЕН ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕДНОМ И БОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФЕНОМЕН ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются результаты теоретико-эмпирического исследования представлений о бедном/богатом реальном человеке и сказочном персонаже у формирующейся личности (на примере младших школьников). Представлены методологические основы исследования феноменов экономического сознания (в частности, ценностный подход). Выявлены различия в структуре представлений о реальном и сказочном бедном/богатом человеке. Показаны отличия в индивидуальных представлениях о бедном/богатом сказочных персонажах, а также в индивидуальных представлениях о сказочных и реальных бедных/богатых людях. Обнаружено большее сходство между образами бедных/богатых сказочных персонажей, чем реальных людей. Установлено влияние различных источников информации на формирование образов как сказочных, так и реальных бедных и богатых людей в представлениях школьников.
Ключевые слова
представления, экономическое сознание, образы бедного и богатого сказочных персонажей и реальных людей, формирующаяся личность, экономическая социализация.
Классификатор
Дата публикации
01.09.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
637
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000616-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 06.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Алексеенкова Е.Г., Андреева В.Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки и ее композиции // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 39-47.
  2. Бачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  3. Baxumoea З.З., Доценко Е.Л. Исследование структуры обыденного экономического сознания // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы второй научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. С. 102-106.
  4. Вихалемм П.А. О некоторых предполагаемых закономерностях при восприятии массовых коммуникаций // Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Тарту, 1968. С. 105-133.
  5. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс.... канд. психол. наук. Л., 1983.
  6. Дейнека О.С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. Т. 1. С. 207-241.
  7. Диттмар X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. № 9. С.25-36.
  8. Дробышева Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у детей в условиях обучения основам экономических знаний // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С. 213-224.
  9. Дробышева Т.В. Ценностные ориентации и социально-экономические представления младших школьников о бедном/богатом сказочном персонаже // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-практической конференции. М., 2006. Т. 1. С. 172-173.
  10. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентации) // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. Т. 1. С. 412-444.
  11. Дробышева Т.В., Иванова И.А. Социально-экономические представления о бедном и богатом человеке у детей младшего и среднего школьного возраста // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы 1-й международной научно-практической конференции. М.: Смысл, 2004. С.125-126.
  12. Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1998. С. 11-37.  
  13. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Методология исследования феноменов экономического сознания формирующейся личности (на примере представлений о бедном/богатом человеке) // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 23-35.    
  14. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. Ч. 5. С. 11-41.

 

  1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2007.
  2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в российском обществе. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006.
  3. Журавлева Е.В. Динамика экономических представлений работников в условиях приватизации их предприятий (по материалам прессы) // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С. 83-97.
  4. Зимина С.М. Елена Премудрая в сказке и жизни: опыт психологической интерпретации сказочного образа // Семейная психология и семейная терапия. 2006. №4. С. 107-113.
  5. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 252-267.
  6. Егорова М.С., Пъянкова С.Д. Деньги и богатство в восприятии современных подростков // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы шестой научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. С. 96-99.
  7. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006.
  8. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008.
  9. Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 441-444.
  10. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. Т. 16. 1995. № 2. С. 3-14.
  11. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  12. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование ирольв социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981.
  13. Пробст Л.Э. Влияние основных субъектов социализации на формирование ценностных ориентации детей: Дисс.... канд. социол. наук. Екатеринбург, 1997.
  14. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.
  15. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006.
  16. Смирнова Н.А. Психологические особенности русской волшебной сказки // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. С. 281-312.
  17. Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. Т. 2. С.146-177.
  18. Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. Т. 2. С.513-556.
  19. Хащенко В.А., Шибанова Е.С. Представления о бедном и богатом в различных социально-экономических группах // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. Ч. 2. С.332-246.
  20. Хащенко В.А., Шибанова Е.С. Представления о богатстве и бедности в различных социально-экономических условиях жизни: региональный аспект // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. Т. 2. С.476-510.
  21. Фоломеева Т.В. Экономические ценности в структуре социальных представлений о благополучии разных возрастных групп // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. Т. 2. С. 433-475.
  22. Шамионов P.M. К вопросу о взаимосвязи социальных представлений и ценностных ориентации учащейся молодежи // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-практической конференции. М., 2006. Т. 1. С. 237-239.
  23. Щедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 157-164.
  24. Berti A.E., Bombi A.S., DeBeni R. The development of Economic notions: single sequence of separate questions // Journ. of Economic Psychology. 1986. V. 7. №4. P. 415-424.
  25. Brusdal R. Norwegian children's descriptions of the consequences of poverty and wealth // Journ. of Economic Psychology. 1990. V. 11. № 4. P. 545-556.
  26. Furnham A. School children's perception of economic justice: cross-cultural comparizon // Journ. of Economic Psychology. 1987. V. 8. № 4. P. 457-467.
  27. Journal of Economic Psychology: Special Issue on "Economic Socialization". 2006. V. 27 (1).
  28. Leiser D. Children's conceptions of economics: The constitution of a cognitive domain // Journ. of Economic Psychology. 1983. V. 4. № 2. P. 297-317.
  29. Roland-Levy C. Economic socialization: basis for international comparisons // Journ. of Economic Psychology. 1990. V. 11. № 4. P. 469-482.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести