СТРУКТУРА И АКТУАЛГЕНЕЗ СУБЪЕКТА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА
СТРУКТУРА И АКТУАЛГЕНЕЗ СУБЪЕКТА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
На основе современных представлений об эволюционных закономерностях индивидуального развития рассматривается системная организация и актуалгенез субъекта (коллективного и индивидуального) как структурного компонента психологического взаимодействия. Цель работы - установление сопряженности между оценками предметной и социальной компетенции индивида как аспектами описания психологического взаимодействия, а также дескрипторами структуры индивидуального знания (СИЗ) в определенной предметной области как подсистемы субъекта в формальном пространстве реконструкции психологического субъекта, построенном на основе соотношений этих групп переменных. В исследовании принимали участие 66 юношей в возрасте от 14 до 18 лет, которые приобретали компетенцию в стратегической игре двух партнеров. У них по специальным алгоритмам формально описывали СИЗ и оценивали уровень развития интеллекта, когнитивные стили, мотивационный профиль, социальный интеллект, уровень морального развития и локус контроля. Показано, что для построения пространства реконструкции психологического субъекта достаточно трех измерений. В этом пространстве характеристикам предметной и социальной компетенции индивида не соответствуют какие-либо специфические оси или направления, но оно неоднородно по отношению к дескрипторам СИЗ и актуализации ее составляющих.
Ключевые слова
Взаимодействие, предметная компетенция, психологический субъект, структура, актуалгенез, реконструкция, индивидуальное знание, социальная компетенция, стратегическая игра
Классификатор
Дата публикации
03.01.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
559
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. -ретроспектива и перспектива//Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-26.
  2. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Во-ловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 34-50.              
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.            
  4. Аверкин А Н., Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992.
  5. Александров И.О., Максимова Н.Е. Психология как наука//Психология: Учебник для гуманитарных вузов/Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2003. С. 12-27.
  6. Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение//Психология XXI века/Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. C. 238-267.
  7. Александров И.О., Максимова Н Е. Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 6. C. 55-76.               
  8. Александров И.О., Максимова Н Е, Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. и др. Комплексное исследование структуры индивидуального знания//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. C. 49-69.        
  9. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию//Психология XXI века/Под ред. B.Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. C. 39-85.             
  10. Александров Ю.И, Греченко Т.Н., Гаврилов В.В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//ЖВНД. 1997. Вып. 2. C. 243-260.  
  11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  12. Анохин П К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
  13. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.           
  14. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека. (По материалам исследований Л. Колберга и его школы)//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17.  
  15. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена “субъект” и границы субъектно-деятельностного подхода//Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. C. 27-42.                
  16. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
  17. Брушлинский А.В. Психология субъекта. Программа учебного курса. М.: Институт психологии РАН, 1998.
  18. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука//Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89-95.
  19. Брушлинский А.В. О критериях субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 9-33.    
  20. Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях//Субъект, познание, деятельность/Под ред. В.С. Степина и др. М.: Канон + ОИ “Реабилитация”, 2002. С. 351-376.
  21. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности//Психология XXI века/Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. С. 441-459.        
  22. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.
  23. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  24. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность: взгляд и раздумья психофизиолога. Дубна: Феникс, 2003.
  25. Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта//Психол. журн. 2000. Т. 2о. № 4. С. 57-64.             
  26. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Критерии анализа совместной деятельности//Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 61-70.         
  27. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 76-94.
  28. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Во-ловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 51-80.       
  29. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субь-ектные типы понимания высказываний в межличностном общении//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 144160.      
  30. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 2. С. 93-103.                 
  31. Кудрявцев В Т. Идея субъекта -основание единства отечественного психологического знания//Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 123-125.
  32. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И В. и др. Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального-интуитивно-го)//Психол. журн. 1998. Т. 19. № 3. С. 63-83.          
  33. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е В. Типология интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания//Психол. журн. 2001. Т. 22. № 1. С. 43-60.                  
  34. Математический энциклопедический словарь/Гл.ред. Ю.В. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 160.
  35. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома//Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61-68.
  36. Мильман В.Э. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 21-43.
  37. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. Санкт-Петербург: ГП “Иматон”, 1996.
  38. Олдендерфер Р.К., Блэшфилд Р.К. Кластерный анализ//Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 139-214.
  39. Осипов Г.С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. М.: Наука, 1997.            
  40. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.
  41. Панов Е.Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе. М.: Лазурь, 2001.  
  42. Пантилеев С Р., Столин В.В. Методы измерения локуса контроля//Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина М.: МГУ, 1987. С. 278-285.
  43. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.      
  44. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  45. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: 2001.
  46. Пригожин И. Конец определенности. Ижевск, 2001.
  47. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф,Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  48. Ребеко Т.А. Память//Когнитивная психология/Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 79-114.              
  49. Ребеко Т.А. Ментальная репрезентация//Когнитивная психология/Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 115-144.              
  50. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  51. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск: Принтер, 1993 (перевод и адаптация К.М. Гуревича, М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой).
  52. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с интеллектуальными шкалами темперамента//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 70-77.      
  53. Сергиенко Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 2. С. 114-120.     
  54. Скотникова И.Г. Зрительное различение и рефлективность-импульсивность//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 4. С. 82-89.                
  55. Смит М.Б. Гуманистическая психология//Психологическая энциклопедия/Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. М.: Питер, 2003. С. 156-159.
  56. Сорвин К В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. М.: Русская панорама, 2002.
  57. Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 148-161.
  58. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта//Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 212227.                 
  59. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.              
  60. Холодная М.А. Интеллект//Когнитивная психология/Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 241-282.          
  61. Холодная М.А. Когнитивные стили//Когнитивная психология/Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 242-312.  
  62. Швырков В.Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, поведения, психики и сознания//Психол. журн. 1988. Т. 9. № 4. С. 132-148.               
  63. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.: Институт психологии РАН, 1995.                 
  64. Шоу М. Ответственность и поведение//Психологическая энциклопедия/Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. М.: Питер, 2003. С. 519-520.
  65. Эбелинг В., Энгель А., Файстель Р. Физика процессов эволюции. Синергетический подход. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  66. Helkama K. The development of the attribution of responsibility. A critical survey of empirical research and theoretical outline. Helsinki: University of Helsinki, 1979.
  67. Kagan J. Reflection-impulsivity: the generality of dynamics of conceptual tempo//J. of abnorm. psychol. 1966. V. 71. P. 17-24.
  68. Neisser U, Boodoo G, Bouchard Th. Jr. et al. Intelligence: knowns and unknowns//American psychologist. 1996. V. 51, № 2. P. 77-101.     
  69. Reber A.S. Dictionary of psychology. L.: Penguin books, 1995.
  70. Witkin HA, Dyk R.B., Faterson H.F. et al. Psychological differentiation. Potomak, 1974.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести