СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ 4–5-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДИАЛОГЕ СО ВЗРОСЛЫМ
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ 4–5-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДИАЛОГЕ СО ВЗРОСЛЫМ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Работа является частью лонгитюдного исследования становления речи у русскоязычных детей. Цель настоящего исследования – изучение специфики реализации сформированных речевых навыков детей 4–5 лет в диалоге со взрослым. Сравнивали группу детей без нарушений развития, воспитывающихся в условиях семьи (группа нормы), с детьми, имевшими неврологические нарушения тяжелой степени на первом году жизни (группа риска), а также с детьми из дома ребенка (группа депривации). В рамках одного исследования проведено сопоставление лексических, грамматических и фонетических характеристик лексикона и ответных реплик детей в диалогах со взрослым. Показано, что в условиях диалогического общения дети группы нормы успешно реализуют сформированные речевые навыки. Речевое общение со взрослыми детей группы риска затруднено из-за более низкого уровня речевого развития, у детей группы депривации навыки речевого общения не сформированы.
Ключевые слова
ребенок, уровень речевого развития, депривация, неврологические нарушения, диалог, ответные реплики
Классификатор
Дата публикации
01.05.2008
Всего подписок
2
Всего просмотров
484
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979.
  2. Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге "взрослый-ребенок". СПб.: Наука, 2006.
  3. Корнев А.Н., Люблинская В.В., Столярова Э.И. Сравнительный анализ экспериментальных процедур организации интерактивного диалога между детьми // Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред. С.Н. Цейлин. СПб.: Наука, 2004. С. 126-128.
  4. Краузе М., Люблинская В.В. Ответные реплики ребенка в диалоге со взрослыми: типы когерентности, интонационное оформление // Ребенок как партнер в диалоге / Под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Союз, 2001. С. 77-86.
  5. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М., 1997.
  6. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиол. журн. 2003. Т. 89. № 2. С. 207-218.
  7. Ляксо Е.Е. Раннее речевое и когнитивное развитие детей первых пяти лет жизни, воспитывающихся в условиях детского сада // Тез. докл. и сообщ. научной XIII междунар. конф. "Ребенок в Современном Мире. Детство: социальные опасности и тревоги". СПб., 2006. С. 238-241.
  8. Ляксо Е.Е., Петрикова Н.А., Челибанова О.В. Особенности восприятия русскими аудиторами звуков детей второго года жизни // Физиол. журн. 2003. № 4. C. 456-472.
  9. Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Фролова О.Е., Романова О.Д. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни // Физиол. журн. 2004. Т. 90. № 1. C. 83-96.
  10. Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Куражова А.В. и др. Влияние материнской депривации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 2. C. 102-112.
  11. Ляксо Е.Е., Богорад М.Ю., Гайкова Ю.С. и др. "CHILDRU": Речевая база записей детей в возрасте от 4 до 6 лет: Сб. трудов XIX сессии Российского акустического общества. Акустика речи и биологическая акустика. Нижний Новгород, 2007. Т. 3. С. 83-88.
  12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр ВОЗ. Женева, М.: Медицина по поруч. МЗ РФ. 1998. Т. 2.
  13. Овчинникова И.Г. Индивидуальная вариативность построения дискурса // Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред. С.Н. Цейлин. СПб.: Наука, 2004. С. 187-191.
  14. Петрова Т.И. Диалог ребенка и взрослого: гендерный аспект // Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред. С.Н. Цейлин. СПб.: Наука, 2004. С. 213-217.
  15. Стернин И.А. К изучению коммуникативного сознания личности // Детская речь: психолингвистическое исследование / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. М., 2001. С. 48-63.
  16. Столярова Э.И. Опыт лонгитюдного наблюдения за речевым развитием детей до трех лет // Ребенок как партнер в диалоге / Под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Союз, 2001. С. 212-217.
  17. Столярова Э.И., Жуков С.Я., Люблинская В.В. и др. Цифровой архив образцов детской речи: Сб. Всероссийской научной конференции "Проблемы детской речи 1998". СПб-Череповец, 1998. С. 79-81.
  18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.
  19. Чернова Е.И., Люблинская В.В., Охарева Н.Г. Сегментный анализ речи детей в диалогах со взрослыми // Ребенок как партнер в диалоге / Под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Союз, 2001. С. 201-211.
  20. Шпитц Р.А. Поведение депривированных детей. Лишенные родительского попечительства. М.: Просвещение, 1991.
  21. Ягунова Е.В., Чернова Е.И., Казаковская В.В. Просодические корреляты синтагматической организации звучащего текста // Проблемы детской речи. Доклады Всероссийской научной конференции. Череповец, 1998. С. 49-53.
  22. IPA (МФА). URL: http://www.arts.gla.ac.uk/IPA/ipa.htm.
  23. Lyakso E., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Journ. Psychology of Language and Communication. 2005. V. 9. № 2. P. 5-14.
  24. Lyakso Е., Kurazova А., Gromova А., Ostrouxov А. Recognition of words and phrases of 4-5-years-old children by adults // Speech and Computer: XI International conference. SPB. 2006. P. 567-570.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести