СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И СОЗНАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И СОЗНАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассмотрена роль неосознаваемых психических процессов или процессов, лишь косвенно зависящих от сознательного контроля (таких как инсайт, инкубация и т.п.), в решении новых сложных задач. Модель, разработанная на основе теории функциональных систем, позволяет представить логическую информационную взаимосвязь отдельных механизмов, обеспечивающих психическую деятельность человека, включающую феномены: сознания, биографической памяти, вычленения в психике его “Я”, автоматизации сложных умений и навыков и интуитивного неосознаваемого обучения. Эта модель позволяет также конкретизировать условия и подготовительные операции, способствующие проявлению интуитивных способов решения таких задач.
Ключевые слова
Интуиция, осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, модель системной деятельности мозга
Классификатор
Дата публикации
03.05.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
435
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998.
  3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965.         
  4. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологический анализ психической деятельности человека. Л.: Медгиз, 1974.
  6. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.
  7. Брушлинский А.В. Субъект деятельности и обратная связь // Системные аспекты психической деятельности / Под ред. К.С. Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 153-176.
  8. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967.
  9. Вересаев В.В. В двух планах. М., 2000.
  10. Иваницкий А.М. Физиология мозга о происхождении субъективного мира человека // ЖВНД. 1999. Т. 49. Вып. 5. С. 707-614.       
  11. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.      
  12. Пуанкаре А. Математическое творчество. Питер-бург, 1909.
  13. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984.
  14. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности. М., 1999.
  15. Судаков К В., Умрюхин Е.А. Индивидуальная диагностика системных механизмов психической деятельности человека с помощью компьютерной модели "Детектор интеллекта" // Психол. журн. 2002. № 2. С. 79-87.
  16. Умрюхин Е.А. Иерархия результатов как основа многоуровневой функциональной системы // Системная организация физиологических функций. М.: Медицина, 1969. С. 211-218.
  17. Умрюхин Е.А. Исследование неосознаваемых действий при усвоении сенсомоторных программ // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 3.
  18. Умрюхин Е.А. Механизмы мозга - информационная модель и оптимизация обучения. М.: Горизонт, 1999.
  19. Умрюхин Е.А. Моделирование и объективная оценка системных механизмов психической деятельности человека // Системные аспекты психической деятельности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 177-269.
  20. Умрюхин Е.А. Информационная модель системной организации деятельности мозга // Мозг: Теоретические и клинические аспекты. М., Медицина, 2002. Гл. 11.
  21. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002.    
  22. Anderson J.R. The architecture of cognition. Harv. Univ. Press, Cambridge MA, 1983.
  23. Bergson A. Introduction a la metaphysique. P., 1903.
  24. Binet A. On double conscioness. 1890.
  25. Cleeremans A., Destrebecgz A., Boyer M. Implicit learning: news from the front // Trends in cognitive sciences. 1998. V. 2. № 10. P. 406-416.
  26. Clegg B.A, DiGirolamo G.J., Keele S.W. Sequence learning // Trends in cognitive sciences. 1998. V. 2. № 8.
  27. Felleman D.Y., van Essen D C. Distributed hierarchical processing in the primate cerebral cortex // Cerebral Cortex. 1991. № 1. P. 1-47.
  28. Frith C, Perry R, Lumer E. The neural correlates of conscious experience: an experimental framework // Trends in cognitive sciences. 1999. V.3. № 3.
  29. Gazzaniga M.S., LeDoux J.E. The integrated mind. N.Y. - London: Plenum Press, 1978.
  30. Hilgard E.R. Divided consciousness in hypnosis: the implications of the hidden observer // Hypnoses: developments and perspective. N.Y., 1980.
  31. Janet P. L’automatisme psychologique. Paris, 1889. (Жане П. Психический автоматизм. М.: Начало, 1913.)
  32. Kihlstrom J.F. The cognitive unconscious // Science. 1987. V. 237. P. 1445-1451.
  33. Milner A.D. Streams and consciousness: visual awareness and the brain // Trends in cognitive sciences, 1998. V. 2. № 1. P. 25-30.
  34. Prince M. Problem of personality. L., 1925.
  35. Prince M. The dissociation of personality. A biographical study in abnormal psychology. N.Y., 1906. L., 1913.
  36. Rickert H. Die Philosophie des Lebens. Tubingen, 1922.
  37. Scannell J.W., Blakemore C., Young M.P. Analysis of connectivity in the cat cerebral cortex // J. Neuroscience. 1995. № 15(2). P. 1463-83.
  38. Tanji J, Hoshi E. Behavioral planning in the prefrontal cortex (Review) // Current opinion in neurobiology. 2001. V. 11. № 2. P. 164-170.
39.         Wundt W. Einfurung in die Psychologie. Leipzig, 1911.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести