"МОТИВ": УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ
"МОТИВ": УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Предпринимается попытка предложить такую трактовку понятия “мотив”, которая бы: а) была достаточно четкой; б) помогала связать его с другими психологическими понятиями; в) по возможности использовала конструктивные аспекты существующих трактовок; г) по возможности охватывала объекты, обычно рассматриваемые в качестве мотивов в практической и исследовательской работе психологов. Автор постулирует следующие существенные свойства мотива: 1) участие в причинной детерминации человеческих действий; 2) относительную стабильность; 3) психический статус; 4) интенциональность (предметную отнесенность), не обязательно означающую осознанность. Отметив недостатки определения мотива как относительно устойчивой интенциональной психической причины действий, автор пытается преодолеть их, опираясь на понятие модели в его наиболее широкой интерпретации.
Ключевые слова
Мотив, потребность, нужда, действие, деятельность, интенциональность, модель, целевая модель, инцентивная целевая модель
Классификатор
Дата публикации
03.07.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
490
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Алексеева М.I. Мотиви навчання учнiв. Киïв: Ра-дянська школа, 1974.
  2. Анохин П.К. Заключительное слово // Философские проблемы биологии. М.: Наука, 1973. С. 262270.
  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  4. Балл Г.А. О некоторых основных понятиях теории действия // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 73-81.
  5. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педа-гогический аспект. М.: Педагогика, 1990.
  6. Балл Г.А. Основы теории задач (система основных понятий; психолого-педагогический аспект): Дис.... д-ра психол. наук. Киев, 1990.
  7. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  8. Брушлинский A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. С. 208-268.
  9. Войтко B.I., Балл Г.О. Узагальнена iнтерпретацiя поняття моделi // Фiлософська думка. 1976. № 1. С. 58-64.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
  12. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236-277.
  13. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. I.
  14. Губанов Н И. Методологические аспекты проблемы соответствия между объектом, нейродинами-ческим кодом и психическим образом // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 3. С. 118-129.
  15. Давыдов В.В. Категории деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 4. С. 25-41.
  16. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 6. С. 20-27.    
  17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  18. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.    
  19. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998.              
  20. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
  21. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
  22. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989.
  23. Леонтьев A.H. Психология искусства и художественная литература // Литературная учеба. 1981. № 2. С. 177-185.
  24. Леонтьев A.H. Избр. психол. произв.: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. I.
  25. Леонтьев A.H. Избр. психол. произв.: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. II.
  26. Леонтьев A.H., Джафаров Э.A. К вопросу о моделировании и математизации в психологии // Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 3-14.
  27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  28. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47-59.
  29. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  30. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.
  31. Ошанин Д.А. Предметное действие как информационный процесс // Вопросы психологии. 1970. № 3. С. 34-50.
  32. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  33. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.         
  34. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  35. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М.: Наука, 1971. С. 7-35.               
  36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 2001.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.    
  38. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  39. Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 2. С. 14-25.
  40. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.
  41. Хонигман Дж. Понятия // Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. С. 51-79.
  42. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974.               
  43. Bugental J.F.T. The third force in psychology // J. of Humanistic Psychology. 1964. V. 4. № 1. P. 19-26.                 
  44. Grolier New Webster’s Dictionary. Danbury, Connecticut: Grolier Inc., 1992. V. 1.
  45. Łukaszewski W. Osobowość: struktura i funkcje regula-cyine. Warszawa: Panstw. wyd. naukowe, 1974.
  46. McReynolds P. Jeremy Bentham and the nature of psychological concepts // J. of General Psychology. 1970. V. 82. 1st Half. P. 113-127.
47.         Moskvichov S.G. Motivation, activity, management // Fourth Congress of the International Society for Cultural Research and Activity Theory: Abstracts. Aahrus, Denmark, 1998. P. 27-28.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести