ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ А.В. БРУШЛИНСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ А.В. БРУШЛИНСКОГО
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются основные особенности экспериментально-исследовательской школы А.В. Брушлинского – ученика и продолжателя С.Л. Рубинштейна. Рассматриваются способы моделирования эксперимента, разработанные Брушлинским, адекватные проверке и доказательству его теоретических положений: субъектно-деятельностному подходу и пониманию мышления как процесса. Прослеживается поступательность исследовательской стратегии Брушлинского, состоящей в расширении научных сфер и проблем, ее применение учениками и последователями ученого.
Ключевые слова
мышление, сознание, деятельность, общение, экспериментальные исследования, микросемантический анализ, моделирование, альтернатива, контроль, замысел, выбор, субъектно-деятельностный подход.
Классификатор
Дата публикации
03.03.2008
Всего подписок
2
Всего просмотров
590
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. Т. 12. № 4. 1991. С. 27-40.
  2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). М.: Высшая школа, 1968.
  3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979.
  4. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982.
  5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
  6. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта // Современная психология: состояние и перспективы исследований. 4.3. Социальные представления и мышление личности. М.: ИП РАН, 2002.  
  7. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993. С. 45-56.
  8. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2005.                    
  9. Воловикова М.И. Моральное развитие и активность личности // Активность и жизненная позиция личности. М.: ИП АН СССР, 1988. С. 170-186.
  10. Воловикова М.И. О возможностях применения микросемантического анализа в исследовании личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. С. 34-52.
  11. Григорьев С.В. Игра и самосознание культуры. М., 2005.
  12. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 21-234.
  13. Николаева О.П. Сравнительный анализ развития правового сознания // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993. С. 63-75.
  14. Павлюченкова Т.В. Определение уровня мыслительного процесса // Исследования актуальных вопросов психологии личности. М.: ИП РАН, 2001. С. 22-26.
  15. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
  16. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.            
  17. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Академия педагогических наук, 1973.
  18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.-СПб.: Питер, 2003. С. 499-500.
  19. Селиванов В.В. Психология сознания. Смоленск, 1999.
  20. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2000.
  21. Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. С. 71-87.
  22. Секей Л. Знание и мышление. Продуктивные процессы в обучении и мышлении // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 343-386.
  23. Witkin H.A., Moore C.A. et al. Role of the Field-Dependent and Field-Independent Cognitive Styles in Academic Evolution: A Longitudinal Study // Journ. of Educational Psychology. 1977. V. 69. № 3. P. 197-211.
  24. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive style: Essence and Origins. N.Y., 1982.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести