САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ СУБЪЕКТА
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ СУБЪЕКТА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Проанализированы современные подходы к исследованию регуляторной роли самосознания в юношеском возрасте, выделены и описаны базовые компоненты его структуры. На основе обобщения результатов эмпирических исследований раскрыты общие закономерности взаимосвязи развития саморегуляции и самосознания, а также показана специфика регуляторной роли базовых компонентов самосознания. Выявлены особенности влияния различных образовательных систем на субъектное развитие старшеклассников, понимаемое как развитие индивидуальной саморегуляции их произвольной активности. Исследована типология самосознания старшеклассников с различным уровнем развития осознанной саморегуляции.
Ключевые слова
самосознание, саморегуляция, произвольная активность
Классификатор
Дата публикации
01.01.2008
Всего подписок
2
Всего просмотров
620
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
  2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17.
  3. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2004.   
  4. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте//Журнал прикладной психологии. 2004. № 1. С. 31-39.
  5. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Индивидуальная структура саморегуляции и самосознания у старшеклассников//Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека/Под ред. В.И. Моросановой. М.: Психологический институт РАО, 2006. С. 71-98.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  7. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества//Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.           
  8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Психология личности: сб. статей/Сост. А.Б. Орлов. М.: ООО “Вопросы психологии”, 2001.
  9. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?//Психол. журн. 1992. Т. 13. № 4. С. 99-100.
  10. Брушлинский А.В. Психология субъекта/Отв. ред. проф. В.В. Знаков. М.: Институт психологии РАН;

СПб.: Алетейя, 2003.     

  1. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Издательство политической литературы, 1991.
  2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
  3. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии//Психол. журн. 1989. Т. 10. № 2. С. 122-132.
  4. Знаков В.В. Психология субъекта и человеческого бытия//Субъект, личность и психология человеческого бытия/Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005. С. 9-44.
  5. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 51-81.          
  6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
  7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  8. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)//Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
  9. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.
  10. Маркевич А.О., Моросанова В.И. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты//Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека/Под ред. В.И. Моросановой. М.: Психологический институт РАО, 2006. С. 114-133.
  11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1996.
  12. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1994.
  13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
  14. Моросанова В.И. Категория субъекта: методология и исследования//Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 140-144.
  15. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека//Психол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17.
  16. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников//Психологическая наука и образование. 2004. № 1. С. 42-56.
  17. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: ИП РАН, 2007.
  18. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд//Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 59-74.
  19. Плахотникова И.В. Роль личностных свойств в индивидуально-типических проявлениях произвольной активности / Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. Серия "Фундаментальные исследования в психологии". М.: Психологический институт РАО, 2006. С. 63-68
  20. Мухина В.С. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987.
  21. Новая философская энциклопедия: в 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд. Под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2001. Т. 3.
  22. Нюттен Ж. Влияние вербального и невербального общения на восприятие человеком успешных и неуспешных результатов его деятельности//Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. С. 130-141.
  23. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996.
  24. Плахотникова И.В., Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. М., 2004.
  25. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  26. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом “Бахрах-М”, 2000.
  27. Сборцева Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. Курск, 2002.   
  28. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
  29. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени//Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990. С. 61-73.
  30. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
  31. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания//Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 162-164.
  32. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1994.     
  33. Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San Francisco, CA: W.H. Freeman, 1967.
  34. Marsh H.W., Holmes I.W. Multidimensional self-concepts: construct validation of responses by children//American Educational Research Journal. 1990. № 27. P. 89-117.
  35. Rosenberg M. Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести