ПОНЯТИЙНЫЙ И МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОНЯТИЙНЫЙ И МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируется понятие “интеллектуальной компетентности” как особой формы интеллектуальной зрелости взрослых людей (профессионалов), достигших высокой успешности в определенной деятельности. Выделены основные проблемы, возникающие при изучении интеллектуальной компетентности, разрешение которых становится возможным при обращении к исследованию ментального (умственного) опыта личности. Приводятся результаты эмпирического исследования понятийного и метакогнитивного опыта “экспертов” (университетских преподавателей физики, занимающихся научной деятельностью) и “новичков” (студентов физико-математического факультета). Показано, что “эксперты” по сравнению с новичками образуют более сложные семантические связи при работе с понятиями и отличаются рефлективным стилем, метакогнитивной осведомленностью и склонностью строить более сложные прогностические модели.
Ключевые слова
Интеллектуальная компетентность, понятийный опыт, метакогнитивный опыт, метод сравнения "экспертов" и "новичков"
Классификатор
Дата публикации
01.09.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
444
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.                 
  2. Божович Е.Д. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе // Школа здоровья. 1995. № 3. С. 5-20.
  3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж: НПО Модэк, 1996.      
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
  5. Воробьева Л.И., Снегирева Т В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-13             
  6. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях: Пер. с нем. М.: Смысл, 1997.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.              
  8. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. М.: Наука, 1985.           
  9. Конева Е В. Стереотипия мышления и деятельность // Практическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП РАН, 1990. С. 108-112.
  10. Корнилов Ю. О различиях метакогниций учебной и профессиональной деятельности // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: ИП РАН, 1997.
  11. Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  12. Олдендефер М.С., Блэшфилд Р.К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер.с англ. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 139-214.
  13. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.  
  14. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999.  
  15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1994.
  16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  17. Савин Е Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: Автореф. дис.... канд психол. наук. М.: ИП РАН, 2002.             
  18. Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61.
  19. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1990. № 3. С. 50-55.
  20. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983.       
  21. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002.    
  22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.          
  23. Холодная М.А, Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и ригидность/гибкость познавательного контроля у лиц с высокими и сверхпороговыми показателями IQ // Психол. журн. 2002. № 6. С. 72-82.     
  24. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  25. Chase W.G, Simon H. The mind's eye in chess // Visual information processing / Ed. Chase W.G. N.Y.: Academic Press, 1973.
  26. Chi M.T.H, Feltovich P.J., Glaser R. Categorisation and representation of physics problem by experts and novices // Cognitive science. 1981. V. 5. P. 121-152.
  27. Existencial-phenomenological perspectives in psychology: Exploring the breadth of human experience / Ed. R.S. Valle, S. Halling. N.Y., L.: Plenum Press, 1989.
  28. Glaser R. A research agenda for cognitive psychology and psychometrics // Amer. Psychologist. 1981. V. 36 (9). P. 923-936.
29.         Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // Enternational handbook of research and development of giftedness and talent / Eds. Heller K.A. et al. Oxford: Pergamon, 1993. P. 311-324.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести