ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПИАЖЕ
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПИАЖЕ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Подчеркивается современность многих положений теории Ж. Пиаже и обсуждаются соотносимые с его идеями результаты последних исследований. Раскрывается значение принципа непрерывности, преемственности в развитии стадий, универсальность и наличие центральной тенденции в когнитивном развитии, эгоцентризм и анимизм детского и взрослого мышления. Доказывается, что критика идей Пиаже нередко носит поверхностный характер в то время как его теория – это скорее креативный источник дальнейшего теоретического и эмпирического движения в психологии развития. Современные данные позволяют провести более глубокий анализ ее значения и выделить новые дискуссионные моменты.
Ключевые слова
Теория Пиаже, континуальность, преемственность, эгоцентризм, анимизм, развитие модели психического.
Классификатор
Дата публикации
01.01.2008
Всего подписок
2
Всего просмотров
539
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Александров Ю.И., Сергиенко Е.А. Психологическое и физиологическое: континуальность и/или дискретность?//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 6. С. 98-107.
  2. Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: МГУ, 1981. С. 176-183.
  3. Герасимова А.С. Особенности понимания обмана детьми 5-11 лет и становление “модели психического”: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2004.   
  4. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление модели психического//Психол. журн. 2005. Т. 26. № 1. С. 56-70.
  5. Знаков В.В. Психология понимания. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
  6. Лебедева Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2006.   
  7. Лоренцо О., Мачадо А. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пуктов критики//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики. 2001. С. 478-544.
  8. Обухова Л.Ф. Предисловие//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики. 2001. С. 5-32.
  9. Панкратов А.В. Субъектность и мифологизированность обобщений практического мышления//Субъект и объект практического мышления/Под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. Ярославль, 2004. С. 258-292.
  10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  11. Пиаже Ж. Теория Пиаже//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 106-157.
  12. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 157-182.
  13. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 41-46.
  14. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  15. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005.   
  16. Прусакова О.В., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста//Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24-36.
  17. Сергиенко Е.А. Дискуссия о происхождении знаний//Иностранная психология. 2000. № 12. С. 3-13.
  18. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте//Психол. журн. 2000. Т. 20. № 5. С. 23-35.
  19. Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие. Гл. 13//Когнитивное психология/Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПерСэ, 2002. С. 347-391.
  20. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 4. С. 54-65.
  21. Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований//Психология. 2004. Т. 1. № 2. С. 16-38.
  22. Сергиенко Е.А. Революция в когнитивной психологии развития//Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. № 2. С. 44-60.
  23. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
  24. Сергиенко Е.А. От когнитивной психологии к психологии субъекта//Психол. журн. 2007. Т. 28. № 4. С. 17-27.       
  25. Субботский Е.В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии//Психол. журн. 2002. Т. 23. № 4. С. 90-102.
  26. Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion?//Child Development. 1991. V. 62. P. 385-395.
  27. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review//Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience/Eds. S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. Oxford: Oxford univ. press, 2000. P. 10-25.
  28. Binnie L., Williams J. Intuitive psychology and physics among children with autism and typically developing children//Autism. 2003. V. 7. № 2. P. 173-193.
  29. DiYanni С., Keleman D. Time to get a new mountain? The role of function in children"s conceptions of natural kinds//Cognition. 2005. V. 97. P. 327-335.
  30. Downs A., Smith T. Emotional understanding, cooperation and social behavior in high-functioning children with autism//Journ. of autism and developmental disoders. 2004. V. 34. № 6. P. 625-635.
  31. Frith U., Frith Ch. Development and neurophysiology of mentalizing//The Royal society. L.: Biological Sciences. 2003. V. 358. P. 459-473.
  32. Gelman S.A., Wellman H.M. Inside and essences: early understandings of non-obvious//Cognition. 1991. V. 38. P. 213-244.
  33. Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism?//Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience/Eds. S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. Oxford: Oxford univ. press, 2000. P. 50-72.
  34. Gotswamy U. Cognition in Children. Hove: Psychological Press Ltd., 1998.
  35. Grant C., Riggs K.J., Boucher J. Counterfactual and mental state reasoning in children with autism//Journ. of Autism and development disordes. 2004. V. 34. № 2. P. 177-188.
  36. Happe F. Parts and whole, meaning and minds: central coherence and its relation to theory of mind//Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience/Eds. S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. N.Y.: Oxford univ. press, 2000. P. 201-221.
  37. Harris P.L. Imagining and pretending//Mental simulation: evolutions and applications/Eds. M. Davies, T. Stone. Oxford: Blackwell, 1995. P. 67-84.
  38. Hobson R.P., Meyer J.A. Foundations for self and other: a study in autism//Develop. Science. 2005. V. 8. № 6. P. 481-491.
  39. Keleman D. The scope of teleological thinking in preschool children//Cognition. 1999. V. 70. P. 241-272.
  40. Leslie A. ToMM, ToBY and agency: core architecture and domain specificity//Mapping the Mind: Domain Specificity in cognition and Culture/Eds. L.A. Hirschfeld, S.A. Gelman. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994. P. 119-148.
  41. Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, M.A.: MIT press, 1991.
  42. Perner J., Stummer S., Doherty M. Theory of mind finds its Piagetian perspective: why understanding belief?//Cognitive development. 2002. V. 17. P. 1451-1472.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести