ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются ключевые положения философско-психологической концепции, а также научного творчества великого отечественного философа и психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна: проблемы Человека и Личности, раскрываемые им онтологические основы их сущности и способов существования, самореализации. Созданная ученым школа поступательно развивала его сложные и глубокие идеи, интегрируя ранее отдельно разрабатывавшиеся аспекты (способности, потребности, мотивацию, сознание, самосознание, мышление как качества личности), расширяя контекст их исследования. Утверждается, что рубинштейновское направление конструктивностью самих его идей, усилиями учеников и последователей заняло лидирующую позицию в отечественной психологии и открыло перспективу разработки с онтологических и философско-антропологических позиций проблемы: сознания, деятельности, общения, субъекта и личности.
Ключевые слова
Человек, Личность, онтология, философская антропология, позиция, отношения, интеграция, принцип развития, единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, ценностность, субъект.
Классификатор
Дата публикации
03.09.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
648
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 13.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта//Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 56-75.
  3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  4. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн -ретроспектива и перспектива//Проблемы субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-26.               
  5. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности//Психол. журн. 2009. Т. 30. № 1. С. 32-43.
  6. Абульханова К.А. Состояние современной психологии: субъектная парадигма//Предмет и метод психологии. М., 2005. С. 428-450.
  7. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  8. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности, время жизни. М., 2002.
  9. Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна//Психол. журн. 1989. № 5.
  10. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
  11. Абульханова К.А., Славская А.Н. Проблемы методологии и философской антропологии в контексте парадигмы субъекта С.Л. Рубинштейна//Философия не кончается. Из истории отечественной философии ХХ в. 1960-1980-е гг. РОСПЭН, 1998. С. 328-352.
  12. Ананьев Б.Г. Творческий путь С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1969. № 5.
  13. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2006.
  14. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.
  15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  16. Баланчивадзе Р.Г. Философские проблемы психологии в трудах С.Л. Рубинштейна: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Тбилиси, 1968.
  17. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов. Преемственность научных традиций. М.: Академический проект, 2000. С. 43-52.
  18. Батищев Г.С. Философское наследие С.Л. Рубинштейна и проблематика креативности//Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 245-277.
  19. Белявский И.Г. Вторые рубинштейновские чтения в Одессе//Психол. журн. 1993. № 2.
  20. Богоявленская Д.Б. Принцип детерминизма в психологии//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИП РАН, 2000. С. 53-64.
  21. Брушлинский А.В. Андеграунд диамата//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИП РАН, 2000. С. 7-8.
  22. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления//Мышление, процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. С. 5-49.
  23. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1989. № 4.
  24. Брушлинский А.В. Проблемы обучения и мышления в трудах С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1969. № 5.
  25. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
  26. Брушлинский А.В. Разработка принципа единства сознания и деятельности в экспериментальной психологии//Психол. журн. 1987. № 5.
  27. Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн -родоначальник деятельностного подхода в психологической науке//Психол. журн. 1989. № 3.
  28. Брушлинский А.В. Субъкт: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "Модэк", 1996.
  29. Будилова Е.А. Методология, теория и эксперимент в научном творчестве С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1979. № 3.
  30. Будилова Е.А., Славская К.А. Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1969. № 5.
  31. Воловикова М.И. Представление русских о нравственном идеале. М.: ИП РАН, 2005.          
  32. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2005.
  33. Гордеева О.В. Влияние марксизма на разработку проблемы сознания в отечественной психологии (на материалах трудов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского). Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1997.          
  34. Давыдов В.В. Учение С.Л. Рубинштейна о различии эмпирического и теоретического мышления//Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 169-178.
  35. Джидарьян И.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно-исторической концепции потребностей//Психол. журн. 1989. № 4.   
  36. Джидарьян И.А. Представление о счастье российской личности. СПб.: Астма, 2001.
  37. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности. Дисс. … докт. психол. наук. М., 2005.
  38. Деркач А.А. Акмеологические резервы творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.
  39. Ждан А.Н. Рубинштейн и Московский университет//Вестник МГУ. Серия 14. 1989. № 3.
  40. Ждан А.Н. Историческая роль С.Л. Рубинштейна в идейной борьбе в период перестройки теоретических основ психологической науки (20-30-е гг.)//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИП РАН, 2000. С. 75-86.
  41. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта//Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 133-151.
  42. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 43. Индивидуальный и групповой субъект в изменяющемся обществе. К 100-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. М., 1999.
  43. Кольцова В.А. Проблемы методологии науки и историко-психологических исследований в трудах С.Л. Рубинштейна//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИП РАН, 2000. С. 105-120.
  44. Кольцова В.А. Методолого-теоретические основы историко-психологических исследований. М., 2004.
  45. Корнилов Ю.К. Проблема практического мышления в трудах С.Л. Рубинштейна//Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 159-169.
  46. Кудрявцев В.Т. Теоретическое наследие С.Л. Рубинштейна сегодня//Психол. журн. 1990. № 3.
  47. Лекторский В.А. Немецкая философия и русская мысль: С.Л. Рубинштейн и Г.Г. Шпет//Философия и история философии. Актуальные проблемы. М.: Канон -, 2004. С. 365-381.
  48. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  49. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.
  50. Менг К. Концепция связной речи С.Л. Рубинштейна и ее значение для онтогенетического исследования речевого общения//Психол. журн. 1989. № 5.
  51. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.: МГУ, 1960.
  52. Няголова М.Д. Симпозиум, посвященный С.Л. Рубинштейну//Психол. журн. 1990. № 6.
  53. Няголова М.Д. Структурно-генетический подход к изучению психики в трудах А. Валлона и С.Л. Рубинштейна (сопоставительный анализ): Автореф. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1994.
  54. Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологи. М., 1989.
  55. Психологическая наука в России ХХ столетия. М.: ИП РАН, 1997.
  56. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М.: ИП РАН, 1997.
  57. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957.
  58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
  59. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  60. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Автореф. Дисс. … докт. психол.наук. М., 1997.
  61. Селиванова Л.Н. Проблема субъекта в творчестве С.Л. Рубинштейна//Актуальные проблемы социальной психологии и педагогики: материалы Международной конференции. Смоленск, 1996.
  62. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл//Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ИП РАН, 2002. С. 310-328.
  63. Семенов И.Н. Психология рефлексии в научном творчестве С.Л. Рубинштейна//Психол. журн. 1989. № 4. 65. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.             
  64. Сергиенко Е.А., Ямщиков А.П. Наследие С.Л. Рубинштейна (к 90-летию со дня рождения)//Психол. журн. 1980. № 4.
  65. Сироткина И.Е. Наука о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и Западом вокруг работ М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна//Психол. журн. 1996. № 2.
  66. Славская А.Н. Методологические особенности интеграции психологической науки в творчестве С.Л. Рубинштейна//Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. IV. Методологические проблемы историко-психологических исследований. М.: ИП РАН, 2002. С. 122-133.
  67. Славская А.Н. Полная библиография трудов С.Л. Рубинштейна//Рубинштейн сегодня. Новые лица в проблематике человеческой деятельности/Отв. ред. В. Носуленко, П. Рабордель. Париж: Онтарес, Дом наук о человеке, 2008. С. 285-296.
  68. Славская А.Н. Ранний период творчества С.Л. Рубинштейна//Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: ИП РАН, 1989. С. 49-65.
  69. Славская А.Н. Рубинштейновская парадигма субъекта в исследовании интерпретации//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИП РАН, 2000. С. 203-212.
  70. Современная личность: социальные представления мышления. Развитие в норме и патологи. М.: ИП РАН, 2000.
  71. Старовойтенко Е.Б. Идеи С.Л. Рубинштейна как основа построения концепции жизненных отношений личности//Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологи. М.: ИП РАН, 1989. С. 191-209.
  72. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979.
  73. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
  74. Форверг М. Индивидуализация личности//Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: ИП РАН, 1989. С. 176-191.
  75. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: ИП РАН, 2004.
  76. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  77. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения "внешнего" и "внутреннего" в психологии//Психол. журн. 1993. № 5.
  78. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  79. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии в трудах С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1967. № 5.
  80. Юревич А.В. Психология и методология. М.: ИП РАН, 2005.
  81. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 (1-е изд.); 2000 (2-е изд.).
  82. Яноушек Я. Значение книги С.Л. Рубинштейна "Человек и мир" для философских основ социальной психологи//Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. 1989. С. 239-245.
  83. Abulkhanova K.A. La vie et l'oeuvre de Serguei Leonidovitch Rubinstein//Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles fi gures de l'activite humaine/Eds. V. Nosulenko, P. Rabardel. Toulouse -Paris: Octares -Maison des Sciences de l'Homme, 2007. P. 23-40.
  84. Abulkhanova K.A. Le sujet de l'activite ou la theorie de l'activite selon S.L. Rubinstein//Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles fi gures de l'activite humaine Eds. V. Nosulenko, Р. Rabardel. Toulouse -Paris: Octares -Maison des Sciences de l'Homme, 2007. P. 83-128.
  85. Aboulkhanova K.A. The life course and creative in science of the Soviet Psychologist S.L. Rubinstein (1889-1960)//Summary for the VIII-th Annual Meeting of Cheiron European. Goteborg, Sweden, 1989. P. 314-320.
  86. Abulkhanova-Slavskaya К.A. S.L. Rubinstein's Concept of the Subject of Activity. Abstracts: The 2nd International Congress for Research and Activity Theory. Lahti, Finland, 1990.
  87. Barabanchtchikov V.A. La question de l'activite dans la psychologie rasse//Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles fi gures de l'activite humaine/Eds. V. Nosulenko, P. Rabardel. Toulouse -Paris: Octares -Maison des Sciences de l'Homme, 2007. P. 41-82.
  88. Kossakowski A. Theoretische Entwicklungslinien in der sowjetischen Psychologie. Leipzig: Wissenschaftliche Zeitschrift der Karl-Marx-Universitat, 1968. Heft 4.
  89. Matthaus W. Sowjetische Psychologie des Denkens. Frankfurt, M., 1988.
  90. Nosulenko V., Rabardel P. (Eds.) Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles fi gures de l'activitehumaine. Toulouse -Paris: Octares -Maison des Sciences de l'Homme, 2007.
  91. Payne T.R. S.L. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dortrecht, Holland, 1968.
  92. Reigel K.F. Foundation of Dialectical Psychology. N.Y., 1979.       
  93. Tomaszewski T. Psychologia wychowawcza. T. I (XV). Warszawa, 1958.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести