ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ТАКТИЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕЛЬФИНАМИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ТАКТИЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕЛЬФИНАМИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлено описание авторской программы тактильного взаимодействия детей с дельфинами вне водной среды, проведена оценка дельфинотерапии с использованием комплекса психологических и физиологических методик. Обсуждаются возможности использования психофизиологического подхода для сравнительного анализа и объективизации исходного состояния центральных механизмов регуляции эмоционального статуса, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, а также изменений в ходе курса тактильного взаимодействия с дельфинами у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Ключевые слова
дельфинотерапия, тактильное взаимодействие, адаптация, психоэмоциональное состояние, вегетативная сфера, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДГС).
Классификатор
Дата публикации
03.03.2008
Всего подписок
2
Всего просмотров
562
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. М., 1964. Т. 35.
  2. Айрапетьянц В.А. Нейрофизиологические и вегетативные проявления психоэмоционального напряжения у взрослых и детей. М., 1977.
  3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. Т. 3. С. 74-90.
  4. Бехтерев В.М. О локализации кожных (осязательных и болевых) ощущений и мышечного осязания на поверхности мозговых полушарий // Врач. 1883. № 30.
  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
  6. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4). С. 57-66.
  7. Бутова Е.Л. Разработка методов дельфинотерапии с незрячими детьми // Материалы X юбилейной международной конференции: Новые информационные технологии в медицине и экологии. Ялта-Гурзуф, 2002. С. 316.
  8. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. М.: Медицинское информационное агентство, 2000.
  9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. М.: МГУ, 1984.
  10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999.
  11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
  12. Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга (в онтогенезе). М.: Медицина, 1975.
  13. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.
  14. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Тревожность у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания: терапевтическая эффективность ноотропила // Журнал доказательной медицины для практикующих врачей. 2002. Т. 4. № 3.
  15. Изотова Е.И., Никифоров Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2004.
  16. Илюхина В.А. Энергодефицитные состояния, их истоки и возможные пути проявления на донозологическом и клиническом уровне // Илюхина В.А., Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб.: Печатник, 1993. С. 8.
  17. Илюхина В.А. Мозг человека в механизмах информационно-управляющих взаимодействий организма и среды обитания (к 20-летию Лаборатории физиологии состояний). СПб.: Институт мозга человека РАН, 2004.
  18. Кривощапова М.Н. Сверхмедленные биопотенциалы в изучении особенностей формирования уровней активации лобной и височно-теменной коры у детей 6-7 лет: Автореф. дис. канд. биол. наук. СПб., 2005.
  19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  20. Лукина Л.Н. Реабилитация аутичных детей с помощью дельфинов. Севастополь: Научно-исследовательский центр "Государственный океанариум" Министерства обороны Украины и Национальной академии наук Украины, 2000.
  21. Лысенко В.И, Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Материалы IV Конгресса педиатров России "Неотложные состояния у детей". М., 2000. С. 177-178.
  22. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC. М.: Медицина, 1973.
  23. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica. М.: МедиаСфера, 2003.   
  24. Серебровская Т.В. Чувствительность к гипоксическому и гиперкапническому стимулу как отражение индивидуальной реакции организма человека // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1985. № 5. С. 65.
  25. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953.
  26. Симерницкая Э.Г. Методика экспресс-диагностики "Лурия-90". М., 1991.
  27. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  28. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста Люшера. Л., 1990.
  29. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. С. 222-236.
  30. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 2. С. 25-32.
  31. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. Морфо-функциональные преобразования лобной коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Мат. международной науч. конф. "Физиология развития человека". М., 2004. С. 405-406.
  32. Шеррингтон Ч. Рецепция раздражителей // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.
  33. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2000.
  34. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
  35. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 1999.
  36. Antonioli C., Reveley M. Randomized controlled trial of animal facilitated therapy with dolphins in the treatment of depression. November, 2005. URL: http://bmj.bmjjournals.com/cgi/content/full/331/7527.html
  37. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990.
  38. Gogtay N., Giedd J., Rapoport J. Brain development in healthy, hyperactive, and psychotic children // Arch Neurol. 2002. V. 59 (8). P. 1244-1248.
  39. Lukina L.N. Influence of dolphin-assisted therapy sessions on the functional state of children with psycho neurological symptoms of diseases // Human Physiology. 1999. V. 25. P. 676-679.
  40. McKinney A., Dustin D., Wolff R. The promise of dolphin-assisted therapy // Parks and Recreation. 2001. V. 36(5). P. 46-50.
  41. Nathanson D.E. Using Atlantic bottlenose dolphins to increase cognition оf mеntallу retarded children. Clinical and abnormal psychology. Amsterdam: North-Holland, 1989. P. 233-242.
  42. Nathanson D.E., de Castro D., Friend H., McMahon M. Effectiveness of short-term dolphin-assisted therapy for children with severe disabilities // Anthrozoos. 1997. V. 10. P. 90-100.
  43. Nathanson D.E., de Faria S. Cognitive improvement of children in water with and without dolphins // Anthrozoos. 1993. V. 6. Р. 17-29.
  44. Price N. Dolphins provide therapy in Mexico. Retrieved November 5. 2001. URL: http://members.aol.com/adrcnet/marmamnews/98032701.html.
  45. Santana R., Paiva H., Lustenberger I. Transtorno por deficit de atencion con hiperactividad. Montevideo: Printer, 2003.
  46. Servais V. Some comments on context embodiment in zoo therapy: The case of the autidolphin project // Anthrozoos. 1999. V. 12. P. 5-15.
  47. Solovieva Yu., Quintanar L., Bonilla R. Analisis de las funciones ejecutivas en ninos con deficit de atencion // Revista Espanola de neuropsicologia. 2003. V. 5. № 2. P. 163.
  48. Warner D. International Symposium on Dolphin-Assisted Therapy. Cancan, Mexico, 1996.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести