Анализируется проблема субъекта (т. е. человечества и внутри его различных групп и индивидов) в плане сопоставления гуманистической и антигуманистической (тоталитаристской) точек зрения Особенно детально раскрываются изначальные социальность и актив ность человеческого индивида как субъекта, не учитываемые широко распространенными в психологии принципами «от социального к индивидуальному», «от внешнего к внутреннему», «усвоение — меха низм психического развития человека» и т. д. На этих принципах построены различные варианты теории интериоризации и знакоцентристский подход к изучению человеческой психики. Показано что в психологии особенно важно учитывать все многообразие взаимосвя зей между человеком и обществом, не сводя социальность лишь к принуждению, давлению, диктату, с помощью которых общество навязывает индивиду определенную систему ценностей, превращая его в пассивного объекта общественных воздействий. Необходимо раскрывать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество. Во втором случае он наиболее отчетливо выступает в качестве субъекта.
Комментарии
Сообщения не найдены