ООНПсихологический журнал

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

Всероссийская научная конференция “индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления”, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна

Код статьи
S020595920008573-6-1
DOI
10.31857/S020595920008573-6
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 41 / № 3
Страницы
135-139
Аннотация

    

Ключевые слова
Дата публикации
08.05.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
580

Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления” состоялась в Институте психологии Российской академии наук 21 ноября 2019 г. Программа конференции включала широкий круг актуальных вопросов, которым были посвящены более 60 докладов, представленных в рамках пленарного заседания, 6 тематических секций, 2 круглых столов.

Пленарное заседание было открыто вступительным словом научного руководителя Института психологии РАН, академика РАН А.Л. Журавлева. Он отметил, что замысел организации конференции заключался в том, чтобы ее содержание не было ограничено только мемориальным смыслом, но продемонстрировало актуальность и потенциал научного наследия выдающегося отечественного ученого в современных условиях. Сегодня психологическая наука активно включилась в исследование влияния на психику человека глобальных явлений, серьезного осмысления требуют возрастающие противоречия в сознании человека между глобальным, с одной стороны, и национальным, общественным, групповым, этническим, индивидуальным и т.п. – с другой.

По мнению директора Института психологии РАН, академика РАН Д.В. Ушакова, выступившего с приветственным словом, подход С.Л. Рубинштейна помогает пересмотреть существующий сегодня путь организации научного знания, предполагающий построение модели изучаемого явления с максимальным сужением предмета исследования. Такой научный взгляд подобен глазу насекомого, состоящего из тысячи фасеток, каждая из которых отлично отражает мир, но не связана с другими. Современная психология представляет собой множество точных, легко проверяемых, но частных моделей. Необходимо преодолевать такой подход, создавая интегральные модели человека.

А.Н. Ждан в пленарном докладе “Жизнь и деятельность С.Л. Рубинштейна в связи с развитием психологической науки” сделала акцент на значении для психологии идей ученого. С.Л. Рубинштейн ввел новую формулу детерминации психического, выдвинул принцип единства сознания и деятельности, сформулировал принцип развития в его диалектическом понимании, ввел в трактовку психических процессов принцип личности, в противоположность традиционной психологии функций сформулировал новаторское определение предмета психологии, раскрыл проблему сущности психического, предложил адекватный подход к его исследованию.

И.Н. Семенов в пленарном докладе “Взаимодействие индивидуального, национального и глобального компонентов самосознания С.Л. Рубинштейна как субъекта научного творчества” отметил, что ученый не только во многом определил тенденции психологической науки, но и предвосхитил развитие таких ее областей, как гуманистическая психология индивидуальности, акмеология профессионального развития и творческого самосовершенствования личности, рефлексивная психология творчества.

М.Д. Няголова и Н.Н. Кузьминов выступили с пленарным докладом “Научное наследие С.Л. Рубинштейна в современной мировой психологии”, в котором отметили, что философское и психологическое наследие С.Л. Рубинштейна хорошо известно и признано профессионалами в Западной Европе и США. Все научные работы ученого переведены на немецкий язык, некоторые на французский, испанский, английский, венгерский, болгарский и др. языки. За последние два десятилетия в России вышло множество статей, посвященных Рубинштейну, а также две коллективные монографии под научным руководством К.А. Абульхановой.

Категория переживания на основе идей С.Л. Рубинштейна рассматривалась в пленарном докладе Л.РФахрутдиновой “Категория переживания и религиозные ритуалы таджикского народа”. Автор доклада поделилась интересными результатами проведенного ей исследования, согласно которым структуры переживания религиозных ритуалов современной таджикской молодежи связаны с такими ценностями, как материальное благополучие и здоровье, преданность Богу (Аллаху) (которая подразумевает служение, любовь, веру), верность традициям предков, своего народа корреляционных связей со структурами переживания религиозных ритуалов не обнаружили.

Доклады, прозвучавшие на тематических секциях, носили как фундаментальный, так и прикладной характер. Выступивший на секции “Психологические проблемы в условиях новых технологий (цифровых, искусственного интеллекта, робототехнических и др.)” Т.А. Нестик с докладом “Нравственно-психологические аспекты внедрения систем искусственного интеллекта и роботизации” констатировал, что одной из причин тревог по поводу развития искусственного интеллекта является так называемая проблема “черного ящика”. Не только политики и обыватели, но и сами разработчики не могут в точности объяснить логику, лежащую в основе тех или иных заключений, сделанных самообучающейся нейросетью. Влияние таких алгоритмов на общество трудно оценить, так как их коды защищены коммерческой тайной, а истинные цели часто неясны. Л.А. Шимрова и Ю.Г. Токранова в докладе “Коммуникативные состояния при взаимодействии человека с роботами” отметили, что создание новых профессий, связанных с искусственным интеллектом и робототехникой, развитие киберспорта делает актуальным исследование психических состояний работающего человека в ситуациях взаимодействия с алгоритмами, приближенными к искусственному интеллекту. Исследование коммуникативных состояний авторами доклада было осуществлено на площадке робототехники чемпионата мира WorldSkills 2019 в условиях игры в настольный футбол с роботом-манипулятором японской фирмы “FANUC”. Наиболее часто возникающими при взаимодействии с роботом оказались состояния “восхищение”, “недоверие” и “страсть”. Коммуникативные состояния “терпение”, “симпатия”, “непринужденность” были выражены слабо. Доклад Е.А. Михеева “Социально-психологические типы отношения личности к манипулятивным технологиям в социальных сетях” касался проблем информационно-психологического воздействия на человека, осуществляемого через социальные сети, в результате которого может быть нанесен урон информационно-психологической безопасности личности, т.е. состоянию защищенности психики личности от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и жизнедеятельности общества в целом), а также адекватной системы его субъективных отношений к окружающему миру и самому себе. Т.Н. Бандурка и Е.В. Емельянова представили доклад “Модель психолого-педагогического сопровождения когнитивного и личностного развития обучающихся в условиях цифровизации школы”. В изменяющейся образовательной среде необходимо учитывать не только ресурсное обеспечение цифровизации школьного образования, но и риски для мировоззренческих, нравственно-этических позиций, чувственного восприятия, развития и реализации общих и специальных способностей и, в целом, личностного потенциала. Авторы доклада настаивают на необходимости разработки модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся, учитывающей актуальное и перспективное состояние уровней когнитивного и личностного развития детей.

В рамках работы секции “Геополитические и экономические факторы трансформации сознания современного человека” Ю.В. Ковалева представила доклад “Психологические основания современной геополитики: попытка анализа и перспективы исследований”, в котором обосновала необходимость формирования геополитической психологии как новой отрасли психологического знания. Ее основной задачей должно стать изучение психологии больших социальных групп в условиях совместной жизнедеятельности и взаимодействия как с другими группами, так и различными особыми условиями – политическими, экономическими и идеологическими. Новой отрасли могут быть присущи новые предметы анализа, например, судьба большой социальной группы – нации, народа, этноса, поколения. “Судьба народа” могла бы дополнить такие понятия, как национальная идея или национальный характер. Д.А. Китовой в докладе “Коррупция в системе экономических представлений личности: тенденции, угрозы и перспективы противодействия” были озвучены результаты эмпирических исследований, согласно которым структурные и содержательные компоненты представлений молодежи о коррупции формируются на уровне обыденного взаимодействия и не отражают макросоциальных и макропсихологических угроз благополучию общества. Зачастую оценка коррупционного поведения происходит с психологических позиций, без осознания важных правовых аспектов явления, что может приводить к неверным оценкам признаков коррупционного поведения и искажать сущность общественных отношений. О.С. Дейнека в докладе “Геополитические и экономико-психологические тенденции трансформации образа России у студентов” представила результаты исследования образа-представления о России у студентов на основе оценки репутации и роли России на международной арене, исторического прошлого, миссии, экономических установок. Геополитические процессы неоднозначно влияют на формирование образа Родины у молодежи, усиливая поляризацию гражданского сознания. У части молодежи на фоне западной русофобии создается негативный образ Родины и желание искать счастья в других странах. Интерес участников вызвало изучение коллективных переживаний, представленное в докладе С.В. Тихомировой «Коллективные мировоззренческие переживания в больших группах (на примере “Бессмертного полка”)». Ею были приведены результаты эмпирического исследования, посвященного переживаниям участников и зрителей акции “Бессмертный полк” и позволившего выделить социально-психологические функции этой акции: сплочение народа России; единение народов СССР; сохранение духовно-нравственных ценностей; сохранение исторической памяти страны; символическая защита исторической справедливости; связь поколений; символическое утверждение жизни после смерти; защита россиян от русофобии; патриотическое воспитание детей.

Секция “Роль истории психологии и исторической психологии в условиях глобальных изменений” была открыта докладом Н.В. Борисовой «“Художник и эпоха”: новые грани исторической психологии». Автор доклада обосновал возрастающую актуальность исследований в рамках исторической психологии в условиях духовного кризиса современного общества. Пониманию причин и факторов данного кризиса способствует изучение закономерностей, в соответствии с которыми в ходе исторического процесса осуществлялись мировоззренческие и ценностные трансформации. Задача исторической психологии автору доклада видится не только в воссоздании картины мира человека определенной эпохи, но и осмыслении глубинных механизмов, стоящих в основе перехода одной эпохи со своей спецификой мировосприятия в другую. Зависимость между историческими и психологическими феноменами интерпретируется на примере эволюции стилей в живописи и сопутствующими изменениями в ментальности и картине мира. Доклад В.П. Познякова “Идеи С.Л. Рубинштейна как теоретические основания исследования экономического самоопределения субъекта” был посвящен теоретическому значению представлений С.Л. Рубинштейна о самоопределении субъекта для теоретико-эмпирического исследования экономического самоопределения. В условиях происходящих в современном экономическом мире преобразований практически перед каждым человеком возникает проблема выбора вида экономической деятельности, поиска и достижения оптимального места в системе экономических отношений с позиции стратегических и тактических целей. В развитие научных представлений А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко, автор доклада понимает экономическое самоопределение как вид личностного самоопределения, как поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе базовых отношений к миру, другим людям и самому себе. М.Д. Няголова и Ю.Н. Олейник в докладе “Влияние личности и творчества С.Л. Рубинштейна на болгарскую психологию 30–40 гг. XX века” на основе архивных материалов, в том числе документов эпистолярного жанра, а также текстов научных публикаций на болгарском языке исследуемого периода, привели доказательства большого интереса болгарских ученых к научному творчеству С.Л. Рубинштейна. Этот интерес значительно нарастал во время Второй мировой войны и непосредственно после нее, когда в Болгарии олицетворяли личность С.Л. Рубинштейна не только с именем выдающегося российского психолога, но и с героическим поведением советского народа во время Великой Отечественной войны против нацистских захватчиков. Перспективы применения наукометрических методов в истории психологии рассматривались К.Б. Зуевым в докладе “Наукометрические методы в истории психологии”. Исследовательским потенциалом обладают как методы классической наукометрии, т.е. исследование цитат и их производных, анализ заголовков и пр., так и альтметрики, в том числе вебометрики: количество просмотров страницы, загрузок статей и др. Указанные методы могут помочь решить как частные задачи истории психологии (например является тот или иной ученый “отраслевиком” или “методологом”), так и более общие – например, проанализировать развитие отдельных направлений в психологии.

Выступившая на секции “Дискурс в интернет-пространстве: психологические и психолингвистические проблемы” А.В. Алешичева с докладом “Психосоциальное и философское представление о влиянии Интернета на здоровье и образ жизни человека” сделала акцент на возрастающей необходимости осмысления противоречий, порождаемых “всемирной паутиной”. С одной стороны, Интернет является копилкой знаний, открывает возможности реализации новых форм обучения, образования, проведения на расстоянии научных и коммерческих форумов и т.д. С другой стороны, он порождает серьезные психосоциальные проблемы: психологической совместимости интеллектуального мира человека и систем виртуальной реальности; логической и семантической достоверности виртуальной реальности; психофизиологического взаимодействия человека с компьютером; психологической безопасности образов, формируемых в виртуальной реальности. А.М. Головина в докладе “Возрастные нормы и идентичности в интернет-дискурсе” отметила то, что темп технологических и экономических перемен создает высокие требования к осознанности и рефлексивности индивида, потому что в тех сферах, которые в предыдущих исторических эпохах были детерминированы общественными отношениями и традицией, сегодня человек стоит перед необходимостью совершать выборы и определять себя. Одной из таких сфер является сфера возрастных ролей и идентичности. Дискурс в интернет-пространстве позволяет рассмотреть распространенные в данный момент в социуме возрастные нормы, которые становятся основой для формирования интроектов, связанных с возрастной успешностью, в психике отдельно взятого человека. Доклад А.Н. Лебедева “Самоорганизация групп пользователей социальных сетей и проблема ее имитационного моделирования” был посвящен психологическим проблемам моделирования самоорганизации в Интернете и специфическому проявлению феномена групповой поляризации. Особенностью самоорганизации групп пользователей в Интернете является неограниченный и постоянно меняющийся состав группы и отсутствие цензуры. Наиболее эффективно феномен самоорганизации может быть изучен в рамках новых методологических подходов, например, синергетического, позволяющего более глубоко изучать стохастические процессы самоорганизации. Важной частью современной интернет-культуры являются мемы – “модные” слова, фразы или изображения, неожиданно ставшие популярными. Данная проблематика рассматривалась в докладе Ж.В. Горькой «Психологическое исследование границы “свой-чужой” в креолизованных мемах рунета и интернета». Являясь смысловой единицей, формирующей оппозицию между “своими” и “чужими”, мем выполняет функцию “субкультурного маркера”, транслируя “юмор не для всех”. Целью осуществленного автором доклада исследования явилось установление связи между семантикой и особенностями функционирования креолизованных интернет-мемов и характеристиками границы “свой-чужой” у русскоязычных и иностранных (европейских) пользователей глобальной сети интернет.

В рамках работы секции “Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: вопросы методологии и теории” А.А. Гостев представил доклад “Духовно-нравственные аспекты становления личности перед лицом глобальных проблем”. В настоящий исторический период стремительно меняется вся система отношений человека – к Родине, людям в целом и представителям ближайшего окружения, самому себе. Переосмысливается и отношение к Высшей реальности, метафизическим идеям и религиозному опыту. Трансгуманистические идеи, обосновывающие новую онтологию “усовершенствованного” человекоподобного существа, направлены на изменение человека как вида НомоSapience в направлении биокиборгизации, игнорируя проблему утраты “человеческого в человеке”. Н.Я. Большуновой в докладе “Отношения детского и взрослого общества: кризис взрослости” проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире рассматривалась как кризис отношений миров детства и взрослости. Проблема кризиса детства сегодня преобразуется в проблему кризиса взрослости и готовности взрослого быть для детей посредником (проводником) в мир человеческих смыслов. Кризис взрослости, который понимается как крушение сферы интимности, упрощение и прагматизация отношений, что проявляется в утрате их человеческих смыслов, сегодня является причиной проблем современного детства. Т.П. Войтенко представила доклад “Учение о воле С.Л. Рубинштейна и его значение для понимания трудностей развития современных детей”. Автором доклада рассматривались выделенные С.Л. Рубинштейном три вида нарушений волевого поведения: внушаемость, негативизм, упрямство. Обращается внимание на выделение ученым “одного корня” этих нарушений – дефекта нравственной сферы. В докладе Т.В. Сафоновой “Проблема духовно-нравственного становления студентов в современном вузе” было представлено обоснование того, как учебно-воспитательный процесс в вузе, насыщенный историко-культурным содержанием обучения, может влиять на развитие духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста. Цифровизация образования в корне меняет традиционные формы и способы организации обучения в условиях внедрения открытых образовательных ресурсов. В контексте современных вызовов забота о духовно-нравственном становлении студентов в вузе становится жизненно необходимой.

Секцию “Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: эмпирические исследования” открыл доклад Н.Я. Большуновой и О.А. Устиновой “Прощение как диалог с совестью”. Прощение авторы доклада понимают как сложное духовно-нравственное явление, связанное с системой ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни, в своих выборах и поступках. В основе способности к прощению лежит “доминанта на другом”, признание другого другим, права другого на “другость”, что актуализирует возможность диалога прощающего и прощаемого. По мнению А.Н. Бражниковой, представившей доклад “Ответственность в системе нравственно-психологических отношений личности”, ответственность, как внутренняя потребность и готовность человека в любых жизненных ситуациях своими действиями и поступками не принести вреда себе, другим людям, обществу, миру в целом, может быть исследована в системе нравственно-психологических отношений личности. Проведенное автором доклада эмпирическое исследование позволило установить, что при значительных индивидуальных различиях большинство молодых людей характеризуется средним уровнем ответственности, основанной на нравственной интуиции, а также нестабильностью, противоречивостью и ситуативной изменчивостью системы нравственно-психологических отношений личности. С.А. Гильманов в докладе “Ситуативная актуализация нравственных установок будущих педагогов-психологов”, опираясь на результаты эмпирического исследования, основанного на решении профессиональной ситуации, содержащей этические ошибки участников, попытался определить наиболее распространенные проявления этических установок будущих педагогов-психологов и сформулировать основные ориентиры выработки этических основ их профессионального поведения. О.Р. Тучина и В.В. Тарасова в докладе “Исследование особенностей национальной идентичности молодежи в условиях глобализации” предприняли попытку рассмотрения глобализации через призму смысловой структуры личности как причину трансформации личностных смыслов национальной идентичности и жизненных проектов личности. Исследование особенностей национальной идентичности молодежи в условиях глобализации позволяет выявить основные векторы трансформации ценностно-смыслового содержания национальной идентичности.

Выступившая на круглом столе “Значение С.Л. Рубинштейна и его научной школы для современной психологии” К.А. Абульханова подчеркнула, что среди всего богатства концепций и идей ученого его главное достижение – уникальный синтез философии и психологии. С.Л. Рубинштейн не только обогатил психологию философскими традициями, культурой философского мышления, но и сумел переработать философское богатство в методологический инструмент теоретического и эмпирического психологического исследования. Созданная им научная школа поступательно развивала сложные и глубокие идеи ученого, интегрируя ранее отдельно разрабатывавшиеся феномены (способности, потребности, мотивация, сознание, самосознание, мышление как качества личности), расширяя контекст их исследования. Рубинштейновское направление заняло лидирующую позицию в отечественной психологии и открыло перспективу разработки с онтологических и философско-антропологических позиций проблем сознания, деятельности, общения, субъекта и личности.

Работа конференции завершилась оживленной дискуссией в рамках итогового круглого стола. Участники дискуссии пришли к заключению о том, что в условиях глобальных процессов, переживаемых современным миром, формируются новые политические, социально-экономические, технологические, мировоззренческие реалии, которые неизбежно оказывают значительное влияние на сознание и поведение человека. Актуальность обретают: анализ психологических детерминант глобальных процессов, изучение их психологических механизмов и результатов воздействия на личность, социальные группы и общество в целом. Глубокого осмысления требуют современные проекты с внедрением технических, бионических, генно-инженерных разработок, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта. Очевидно, что эти проекты будут усиливать степень своего влияния не только на условия труда и жизни человека, но и его мировоззренческие, ценностные и этические установки. В конечном итоге их техническое усовершенствование и реализация без должного учета всех возможных рисков может привести к изменению биологической природы человека. Эти новые вызовы ставят перед психологической наукой сложные и в высшей степени ответственные задачи.

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека