Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть I. Особенности привязанности у детей, проживающих в детских домах и домах ребенка
Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть I. Особенности привязанности у детей, проживающих в детских домах и домах ребенка
Аннотация
Код статьи
S020595920010419-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мухамедрахимов Р. Ж. 
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Туманьян Карина
Должность: аспирантка
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЧЕРНЕГО ДАРЬЯ ИВАНОВНА
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Университетская набережная, д. 7–9
Асламазова Лилия Артуровна
Должность: доцент
Аффилиация: Адыгейский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
77-85
Аннотация

Установлено, что у детей с опытом проживания в депривационных условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присутствуют нарушения распределения паттернов привязанности и их улучшение в случае нахождения ребенка в замещающей семье (приемной, усыновителей). При этом частота проявлений разных типов привязанности зависит от множества факторов, требующих изучения. Актуальность настоящего информационно-аналитического обзора определяется значительным увеличением в Российской Федерации числа детей, проживающих в замещающих семьях и важностью, в связи с этим, исследования влияния ранней депривации на развитие у них привязанности, а также необходимостью знакомства профессионалов и родителей с особенностями привязанности детей с опытом институционализации. Цель первой части обзора ― анализ исследований привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в организациях для сирот, проведенных с использованием валидных методов, основанных на наблюдении. Результаты исследований свидетельствуют о негативных изменениях в процессе формирования привязанности у детей в депривационных условиях. У них, по сравнению со сверстниками из биологических семей, значительно снижается частота проявлений безопасной и повышается частота проявлений дезорганизованной привязанности. Позитивные изменения распределения типов привязанности у детей, воспитывающихся в сиротских организациях, наблюдаются при улучшении их социально-эмоционального окружения. 

Ключевые слова
Привязанность, дети, организация для сирот, социально-эмоциональное окружение
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-113-50402\19 “Привязанность у детей с опытом институализации, проживающих в замещающих семьях”.
Классификатор
Получено
18.07.2020
Дата публикации
13.09.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
784
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Проведенные в последние десятилетия обширные исследования детей, проживающих в разных странах в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют о значительном негативном влиянии на их развитие депривационных условий сиротских учреждений [21, 27, 31]. У воспитанников сиротских организаций наблюдается задержка физического [36] и познавательного развития [31], нарушения иммунной системы [28] и регуляции при стрессовом воздействии [18], структурные и функциональные нарушения мозга [25], эпигенетические изменения [24], трудности с исполнительным функционированием и регуляцией эмоций [22], а также риск развития психопатологии [41]. Данные исследований привязанности соответствуют общей информации о системных биоповеденческих нарушениях развития, наблюдающихся у детей при проживании в депривационных условиях сиротского учреждения. Обнаружено значительное негативное изменение распределения паттернов привязанности со снижением вероятности формирования безопасной [9, 14, 31, 42] и увеличением проявлений дезорганизованной привязанности [9, 39]. При этом частота проявлений типов привязанности у детей в условиях институционализации может отличаться, и анализ опубликованной в литературе обширной информации предоставляет возможность прояснить факторы, влияющие на формирование привязанности в сиротских учреждениях.
2 Исследования детей после перевода в замещающие семьи проведены в последние годы в основном в рамках крупных лонгитюдных исследований после зарубежного усыновления [12, 35] или в приемных семьях страны рождения ребенка [29, 34], в т. ч. в связи с участием семей в программах профессионального сопровождения [15, 17]. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в их физическом, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, однако последствия проживания в депривационных условиях учреждения могут продолжать влиять на развитие и поведение ребенка [27, 36]. Среди областей развития, в которых ребенок с опытом институционализации испытывает значительные трудности, авторы выделяют развитие привязанности к близкому взрослому в замещающей семье [36]. Данные исследований в этой области противоречивы и указывают как на улучшение [29], так и на сохранение значительных нарушений привязанности у детей после перевода в замещающие семьи [35], и требуют подробного анализа и обобщения в рамках информационно-аналитического обзора.
3 Анализ российской литературы свидетельствует о дефиците исследований привязанности у детей с опытом институционализации, переведенных в замещающие семьи. Немногочисленные отечественные работы включают эмпирические исследования, которые либо проведены с использованием методов, не изученных с точки зрения соответствия современным методическим требованиям оценки привязанности [2], либо ограничиваются исследованиями поведения, связанного с привязанностью [1, 3, 23], в т. ч. взаимодействия детей и приемных матерей [4] и расстройств поведения [7], но не собственно паттернов привязанности и их возможного изменения при переводе детей из учреждения в семью. Научная значимость работы обусловлена противоречивостью результатов, а также недостаточностью анализа и обобщения работ по привязанности к замещающим близким взрослым у детей с опытом институционализации. Научная актуальность определяется необходимостью изучения вопроса о влиянии ранней депривации на развитие привязанности у детей при изменении качества социально-эмоционального окружения.
4 В 2009 г. ООН предложила разработать стратегию деинституционализации с последующим прекращением использования крупных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [32]. В последние десятилетия процесс деинституционализации наблюдается в разных странах мира, в т.ч. в странах Восточной Европы, где крупные интернатные учреждения были основной формой организации ухода за детьми [16, 26]. В продолжение предложенной политики ООН приняла резолюцию, подчеркивающую необходимость способствования воссоединению детей, оставшихся без попечения родителей, со своими семьями, а в случаях, когда это невозможно, организации высококачественного альтернативного семейного ухода [33]. Реализуемая в Российской Федерации Национальная стратегия действий в интересах детей (Указ Президента РФ №761 от 1 июня 2012 г.) привела к значительному снижению численности детей в сиротских организациях (с 186 тыс. в 2006 до 47 тыс. к концу 2018 г.) и увеличению числа детей, переданных в замещающие семьи (на усыновление, в опеку или приемную семью) [6]. Успешная адаптация этих детей во многом связана с качеством взаимодействия и формированием привязанности к замещающим близким взрослым [29]. Прикладная актуальность настоящей работы связана с необходимостью знакомства профессионального и родительского сообщества с информацией об особенностях развития и формирования привязанности у детей с опытом институционализации после перевода в замещающие семьи.
5 Цель данной работы заключается в выявлении, анализе и обобщении научной информации, полученной в результате исследований привязанности у детей с опытом проживания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования ― привязанность у детей, предмет ― привязанность у детей с опытом институционализации. Задачи исследования включают обзор научных работ по изучению особенностей проявлений привязанности у детей с опытом институционализации при проживании в сиротских организациях и после перевода в замещающие семьи.
6 Метод исследования заключается в выявлении, анализе, обсуждении и обобщении результатов исследований привязанности у детей с опытом институционализации, опубликованных в изданиях, включенных в библиографические базы Web of Science и Scopus. Анализировались в основном работы, использовавшие валидные и широко применяемые, согласно метааналитическим исследованиям [35, 38], методы изучения привязанности в виде процедуры “Незнакомая ситуация” (“The Strange Situation Procedure”) [8], а также основанного на наблюдении метода AQS (“Attachment Q-sort”) [38, 40]. Типы привязанности представлены преимущественно в соответствии с классической системой классификации привязанности с выделением паттернов безопасного (В), небезопасного избегающего (А), небезопасного тревожно-сопротивляющегося (С) [8] и дезорганизованного (D) [19, 20] типов.
7 РЕЗУЛЬТАТЫ
8 Привязанность у детей при проживании в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
9 Первоначальные исследования привязанности у детей, проживающих в учреждениях, показали как нарушения [11], так и возможность развития ими избирательной привязанности по отношению к воспитателям [30], однако эти результаты были получены без необходимого учета особенностей взаимодействия ребенка и взрослого в методически выверенной процедуре оценки привязанности. Исследования детей в сиротских учреждениях с использованием метода “Незнакомая ситуация” были проведены лишь в начале 2000-х годов, и первое сообщение о результатах поступило из расположенного в Афинах греческого детского центра [39]. Данные свидетельствовали о том, что у детей, проживавших в учреждении, по сравнению с семейными детьми, чаще встречалось выражение гнева и агрессии по отношению к воспитателю, проявление дезорганизованного паттерна привязанности (соответственно, 66% и 25% исследованных выборок) с сочетанием избегания и сопротивления, или, наоборот, отсутствием как признаков избегания, так и сопротивления [39]. В ситуации стресса эти дети значительно реже были способны искать и получать утешение со стороны ухаживающего взрослого. Частота проявления дезорганизованной привязанности значительно превышала частоту в группе детей из неблагополучных семей, чьи родители находились в трудной жизненной ситуации или проявляли жестокое обращение по отношению к ребенку [37].
10 Изучение детей в сиротских учреждениях Румынии показало, что среди них чаще, чем среди сверстников из биологических семей, встречались дети, демонстрировавшие отвержение и гнев по отношению к воспитателю сразу после избегания взаимодействия. У них фиксировалось наличие стереотипных движений, признаков страха, выражавшихся в оцепенении и замирании [42]. Процент детей с привязанностью типа D был выше, чем в биологических семьях, и составлял 65.3% (22% в семьях) по одним исследованиям [42] и 45.6% (9.8%) по другим [29]. Организованные паттерны привязанности встречались значительно реже и в совокупности составляли 22.1% выборки (18.9% В, 3.2% А и 0% С), по сравнению с 78% (74%, 4%, 0%) у детей из биологических семей, в одной работе [42] и, соответственно, 54.4% (17.5%, 24.6%, 12.3%) и 90.2% (64.7%, 11.8%, 13.7%) ― в другой [29]. У 12.6% детей из учреждений классификация привязанности по системе ABCD была невозможна [42]. Авторы констатировали, что одним из наиболее часто наблюдаемых видов поведения у детей является неразборчиво дружественное поведение по отношению ко всем взрослым, включая незнакомых. Оно наблюдалось у 44% воспитанников учреждений, по сравнению с 18% среди сверстников без опыта институционализации.
11 Исследование в домах ребенка Украины показало формирование типов привязанности лишь у 24% детей, по сравнению с 97% детей в семьях [14]. У 34% детей наблюдались дополнительные, кроме относящихся к дезорганизации, нарушения поведения, тогда как у 41% ― фрагментарные проявления поведения привязанности, отдельные сигналы и ответы или отсутствие проявлений поведения привязанности. Авторы исследования предположили, что полученные данные отражают значительные ограничения формирования привязанности в условиях тяжелого пренебрежения потребностями развития ребенка в этих учреждениях, либо являются результатом несоответствия требований, предъявляемых процедурой “Незнакомая ситуация”, к когнитивному развитию воспитанников [10].
12 В исследовании, проведенном в домах ребенка Санкт-Петербурга (РФ), с использованием модифицированной процедуры изучения взаимодействия и привязанности (свободная игра ребенка и близкого взрослого с двумя последовательностями разлучения и воссоединения) было обнаружено, что только 14.1% детей способны сформировать паттерны привязанности А и С, в то время как у 85.9% наблюдалась дезорганизованная привязанность [31]. Реализованная в одном из домов ребенка программа по повышению чувствительности, отзывчивости и стабильности социально-эмоционального окружения с выделением сотрудников для выполнения роли близких взрослых привела к улучшению показателей взаимодействия детей и взрослых, повышению у детей проявлений поиска близости и поддержания контакта, снижению избегания. После реализации программы наблюдалось увеличение до 38.5% числа организованных паттернов В, А и С и, соответственно, снижение числа случаев привязанности типа D, которое, однако, продолжало оставаться высоким и составляло 61.5% [31].
13 Использование для оценки привязанности расширенной системы классификации, предложенной в концепции динамической модели созревания привязанности [13], показало, что среди детей, воспитывающихся в типичных условиях домов ребенка Санкт-Петербурга, классифицированных ранее как имеющих дезорганизованную привязанность, большая часть имеет сложноорганизованный паттерн привязанности (69.4% выборки). К ним были отнесены дети, проявляющие вынужденное оказание помощи и послушание взрослому, дети с высокой степенью раздражительности, агрессивности и/или беспомощности, а также дети, использующие, в зависимости от ситуации, как послушание, так и беспомощность, и пассивность [5]. При этом виде классификации среди детей, не имеющих влияющего на развитие медицинского диагноза, дезорганизованная привязанность отмечалась лишь у 20.4% выборки, тогда как группа адаптивных паттернов привязанности с включением в нее сложноорганизованных наблюдалась у 79.6% [5].
14 Данные о формировании в условиях сиротских учреждений безопасной привязанности неоднозначны. По результатам исследований в Афинах безопасную привязанность по отношению к ухаживающему взрослому проявляли 24% детей [39], по данным исследования в Румынии ― около 18% [29, 42], тогда как в исследовании детей в типичных условиях дома ребенка Санкт-Петербурга детей с привязанностью типа В не наблюдалось [31]. Улучшение качества социально-эмоционального окружения и условий проживания привело к формированию безопасной привязанности у 5.8% детей и, в целом, проявлению организованных паттернов привязанности у 38.5% детей в доме ребенка Санкт-Петербурга [31], к формированию безопасной привязанности у 20% детей в одном из сиротских учреждений Китая и у более 55% детей в учреждении в Чили [10].
15 Результаты обзора работ по привязанности у детей с опытом институционализации, проживающих в замещающих семьях, а также общее обсуждение и выводы представлены во второй части обзора в следующем номере журнала.

Библиография

1. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Вершинина Е.А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т.39. № 1. С. 47–58.

2. Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Чубаровский В.В., Филькина О.М. Факторы риска и прогнозирование формирования ненадежной привязанности к приемной матери у детей раннего возраста через год воспитания в замещающей семье // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18. № 3. С. 15–21.

3. Мухамедрахимов Р.Ж., Асламазова Л.А., Вершинина Е.А. Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях  // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 53–63.

4. Плетенёва М.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. №. 3. С. 22–31.

5. Плешкова Н.Л., Мухамедрахимов Р.Ж. Отношения привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения на ранних этапах его развития / Под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 220–240.

6. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 31 декабря 2018 года [Электронный ресурс] // Усыновите.ру: Интернет-проект Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2018/ (дата обращения: 03.01.2020).

7. Чубаровский В.В., Антышева Е.Н., Кочерова О.Ю., Филькина О.М. Распространенность, структура и динамика психических расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях // Здоровье населения и среда обитания. 2017. №7. С. 37–40.

8. Ainsworth M.D.S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale. N.J.: Erlbaum, 1978.

9. Bakermans-Kranenburg M.J. Bunkers K.M., Dobrova-Krol N.A., Engle P., Fox N.A., Gamer G., ... Zeanah C.H. The development and care of institutionally-reared children // Child Development Perspectives. 2012. V. 6. № 2. P. 174–180.

10. Bakermans-Kranenburg M.J., Steele H., Zeanah C.H., Muhamedrahimov R.J., Vorria P., Dobrova-Krol N.A., Steele M., Van IJzendoorn M.H., Juffer F., Gunnar M.R. Attachment and emotional development in institutional care: characteristics and catch up // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. № 4. P. 62–91.

11. Burlingham D.T., Freud A. Infants without Families. N.Y.: International University Press. 1944.

12. Chisholm K. A three year follow-up of attachment and indiscriminate friendliness in children adopted from Romanian orphanages // Child Development. 1998. V. 69. № 4. P. 1092–1106.

13. Crittenden P.M. A dynamic-maturational model of attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. V. 27. № 2. P. 105–115.

14. Dobrova-Krol N.A., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H., Juffer F. The importance of quality of care: Effects of perinatal HIV infection and early institutional rearing on preschoolers’ attachment and indiscriminate friendliness // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. V. 51. № 12. P. 1368–1376.

15. Dozier M., Bernard K. Coaching parents of vulnerable infants: attachment and biobehavioral catch-up approach. N.Y.: Guilford Press, 2019.

16. Eurochild. Opening doors for Europe’s children. Ending the era of institutional care in Europe. Brussels, Belgium: Eurochild, 2017. URL: http://www.openingdoors.eu/wp-content/uploads/2017/06/OD-call-toaction-02062017.pdf (accessed at November 27, 2019).

17. Juffer F., Bakermans-Kranenburg M. J., Van IJzendoorn M. H. The importance of parenting in the development of disorganized attachment: Evidence from a preventive intervention study in adoptive families // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. V. 46. № 3. P. 263–274.

18. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D., Kennedy M., Knights N., Kreppner J., Maughan B., Rutter M., Sonuga-Barke E. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood // Psychoneuroendocrinology. 2017. V. 86. P. 196–202.

19. Main M., Hesse E. Parents’ unresolved traumatic experiences are related to infant disorganized attachment status: Is frightened and/or frightening parental behavior the linking mechanism? // Attachment in preschool years: Theory, research and intervention / Eds. Greenberg M.T., Cicchetti D., Cummings E.M. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 161–184.

20. Main M., Solomon J. Procedure for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in preschool years: Theory, research and intervention / Eds. Greenberg M.T., Cicchetti D., Cummings E.M. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 121–160.

21. McCall R.B., Van IJzendoorn M.H., Juffer F., Groark C.J., Groza V.K. Children without permanent parents: Research, practice, and policy // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. P. 1–280.

22. McDermott J.M., Troller-Renfree S., Vanderwert R., Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A. Psychosocial deprivation, executive functions, and the emergence of socio-emotional behavior problems // Frontiers of Human Neuroscience. 2013. V. 7. P. 1–11.

23. Muhamedrahimov R.J., Agarkova V.V., Vershnina E., Palmov O.I., Nikiforova N.V., McCall R.B., Groark C.J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal. 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.

24. Naumova O.Y., Rychkov S.Y., Kornilov S.A., Odintsova V.V., Anikina V.О., Solodunova M.Y., Arintcina I.A., Zhukova M.A., Ovchinnikova I.V., Burenkova O.V., Zhukova O.V., Muhamedrahimov R.J., Grigorenko E.L. Effects of early social deprivation on epigenetic statuses and adaptive behavior of young children: A study based on a cohort of institutionalized infants and toddlers // PloS ONE. 2019. V. 14. № 3. P. 1–29.

25. Nelson C.A., Bos K., Gunnar M.R., Sonuga‐Barke E.J.S. Children without permanent parents: Research, practice, and policy: V. The neurobiological toll of early human deprivation // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. № 4. P. 127–146.

26. Palacios J., Adroher S., Brodzinsky D.M., Grotevant H.D., Johnson D.E., Juffer F., Martínez-Mora L., Muhamedrahimov R.J., Selwyn J., Simmonds J., Tarren-Sweeney M. Adoption in the service of child protection. An international interdisciplinary perspective // Psychology, Public Policy, and Law. 2019. V. 25. № 2. P. 57–72.

27. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., Stevens S., Sonuga-Barke E. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // International advances in adoption research for practice / Eds. Wrobel G., Neil B. Chichester: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.

28. Shirtcliff E.A., Coe C.L., Pollak S.D. Early childhood stress is associated with elevated antibody levels to herpes simplex virus type 1 // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2009. V. 106. №. 8. P. 2963–2967.

29. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development. 2010. V. 81. P. 212–223.

30. Stevens A. Attachment and polymatric rearing. A study of attachment formation, separation anxiety and fear of strangers in infants reared by multiple mothering in an institutional setting // The origins of human social relations / Eds. Schaffer H.R. London: Academic Press, 1975.

31. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V.73. №. 3. St. Petersburg: Blackwell Publishing Ltd, 2009.

32. UN General Assembly (UNGA). Guidelines for the Alternative Care of Children: Resolution. Adopted by the General Assembly, A/RES/64/142, 2010. URL: http://www.refworld.org/docid/ (accessed at November 27, 2019).

33. UN General Assembly (UNGA). Promotion and protection of the rights of children. Report of the Third Committee. Seventy-fourth session, A/74/395, 2019. URL: https://www.hopeandhomes.org/news-article/unga/ (accessed at November 27, 2019).

34. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Alink L.R. Infants' responsiveness, attachment, and indiscriminate friendliness after international adoption from institutions or foster care in China: application of Emotional Availability Scales to adoptive families // Developmental Psychopathology. 2012. V. 24. №. 1. P. 49–64.

35. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Fostering security? A meta-analysis of attachment in adopted children // Child Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 410–421.

36. Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Juffer F. Plasticity of growth in height, weight and head circumference: Meta-analytic evidence of massive catch-up of children’s physical growth after adoption // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2007. V. 28. № 4. P. 334–343.

37. Van IJzendoorn M.H., Schuengel C., Bakermans-Kranenburg M.J. Disorganized attachment in early childhood: Meta-analysis of precursors, concomitants, and sequelae // Development and Psychopathology. 1999. V. 11. P. 225−249.

38. Van IJzendoorn M.H., Vereijken C.M.J.L., Bakermans-Kranenburg M.J., Riksen-Walraven J.M. Assessing attachment security with the attachment Q Sort: Meta-Analytic evidence for the validity of the observer AQS // Child Development. 2004. V. 75. № 4. P. 1188–1213.

39. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., Van IJzendoorn M.H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou Y. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. V. 44. №. 8. P. 1208–1220.

40. Waters E., Deane K. Defining and assessing individual differences in attachment relationships: Q-methodology and the organization of behavior in infancy and early childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1985. V. 50. P. 41–65.

41. Zeanah C.H., Gleason M.M. Annual Research Review: Attachment disorders in early childhood – clinical presentation, causes, correlates and treatment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. V. 56. № 3. P. 207–222.

42. Zeanah C.H., Smyke A.T., Koga S.F., Carlson E., The BEIP Core Group. Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development. 2005. V. 76. № 5. P. 1015–1028.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести