Эмпирические и прикладные работы в научном творчестве Б. Д. Парыгина (к 90-летию со дня рождения)
Эмпирические и прикладные работы в научном творчестве Б. Д. Парыгина (к 90-летию со дня рождения)
Аннотация
Код статьи
S020595920010431-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мироненко Ирина А. 
Должность: Профессор факультета психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Университетская наб., д. 7/9
Журавлев А. Л.
Должность: научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
46-54
Аннотация

, автор фундаментальных теоретических работ. Обосновано единство теории, методологии и практики в творчестве Парыгина, непосредственная связь его разработок с конкретной исторической реальностью жизни общества. Рассматриваются проведенные Парыгиным эмпирические исследования способов организации групповой деятельности и общения; его работы по проблемам лидерства и руководства; практические разработки в сфере диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива; предложенная Парыгиным модель тренинга партнерских отношений. Показан целостный и оригинальный характер системы социальной психологии, разработанной Парыгиным, ориентированность ученого на отечественную научную традицию и культуру.

Ключевые слова
Эмпирические и прикладные работы, духовно-философская традиция, российская гуманитарная наука, личность, общение, лидерство, руководство, социально-психологический климат коллектива, социально-психологический тренинг
Источник финансирования
Исследование поддержано РФФИ, проект 20-013-00260
Классификатор
Получено
19.07.2020
Дата публикации
24.07.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
940
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В текущем году отмечается 90-летие со дня рождения Бориса Дмитриевича Парыгина, творчество которого по праву можно назвать уникальным явлением в отечественной психологической науке. В сложном и противоречивом дискурсе российской социальной психологии, которая создавалась на основе марксистской методологии, а деятельностный подход был здесь идеологически одобренным “мейнстримом”, труды Парыгина занимают особое место. Другим важным фактором развития российской социальной психологии было освоение в 1960−70х годах теории и методов зарубежной психологии. В результате "ее особенностью оказалось двойное “гражданство” – категориально-понятийный аппарат имел отечественное и “импортное” происхождение» [25, с. 407], что “создает глубокое противоречие в ее развитии, которое до сих пор полностью не выявлено” [там же, с. 401]. В этой непростой ситуации Парыгин не был в строгом смысле ни марксистом, ни приверженцем западных направлений. С необходимостью декларируя положения марксизма, виртуозно владея искусством “Эзопова языка”, Парыгин смог состояться и предложить собственную целостную, оригинальную, укорененную в национальной научной традиции концепцию социальной психологии как системы научного знания, в контексте которой общие и частные вопросы теории, методологии и практики рассматриваются с единых методологических позиций, – и последовательно развивал ее на протяжении всей жизни. Закономерно, что его статус в профессиональном сообществе и отношение к нему коллег на протяжении его жизни были неоднозначными. Среди тех, кто оказывал Борису Дмитриевичу важную для него профессиональную и моральную поддержку, назовем Алексея Александровича Бодалёва (1923–2014), Екатерину Васильевну Шорохову (1922–2004) и др.
2 Парыгин известен прежде всего как основатель философско-социологического направления в  социальной психологии и автор фундаментальных теоретических работ [1, 2, 4]. Однако было бы неверно видеть в Парыгине только теоретика. Уникальность его подхода заключается в целостном видении всей системы социальной психологии – её истории, методологии, теории и  праксиологии . Все эти элементы предметной области этой науки рассматривались им в единстве. Именно так ставится задача построения социальной психологии как самостоятельной системы знаний и исследований в первой, опубликованной им в 1965 году монографии “Социальная психология как наука” [17]. Целостная система социально-психологических представлений Парыгина разрабатывалась и уточнялась в последующих крупных монографиях: “ Основы социально-психологической теории ” [9], “Социальная психология: Проблемы истории, методологии и теории” [18], “Социальная психология: Истоки и перспективы” [16].
3 Между выходом в свет первых двух монографий Парыгина, 1965 и 1971 годов издания [17, 9], и монографиями 1999 и 2010 годов [18, 16], прошло почти сорок лет. Первые монографии писались в эпоху после Хрущевской оттепели. Последние – уже в пост-советский период, в стране, пережившей “Брежневский застой”, перестройку и время радикальных социальных и экономических реформ. Вслед за изменением предметной сферы, в обращении к новым задачам, развивается и методология Парыгина, и теоретические конструкты. Эмпирические, направленные на решение конкретных практических задач, работы Парыгина служили не только апробацией его теоретических конструктов, но и в существенной степени были той почвой, на которой эти теоретические конструкты вырастали.
4 Прикладные разработки Парыгина прежде всего обращены к проблемам жизнедеятельности реальных трудовых коллективов. Такие группы существенно отличаются от лабораторных групп и групп общения. Во-первых, в таких группах имеются уже сложившиеся отношения. Во-вторых, они подчинены целям реальной предметно-функциональной деятельности. Это определяет и специфику социально-психологических феноменов в таких группах: они возникают на пересечении межличностных и функционально-ролевых деловых отношений. В них Парыгин рассматривает проблемы лидерства и руководства [15]; вопросы диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата [14, 20]; для реальных же трудовых коллективов Парыгиным разработана оригинальная модель постдиагностического тренинга-коррекции внутриколлективных отношений и общения [10].
5 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ: ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО
6 Центральное место в разработках Парыгина, непосредственно обращенных к прикладной социальной психологии, занимают вопросы определения способов организации групповой деятельности и общения, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом, высоко актуальные и сегодня [3]. Важнейшими факторами, оказывающими решающее влияние на структуру общения в группе и групповую интеграцию, Парыгин полагал стихийно складывающееся лидерство и институционально оформленное официальное руководство в рамках социальной организации. Б.Д. Парыгин первым из отечественных социальных психологов обратился к разработке проблем лидерства и руководства [15] и последовательно развивал эту тематику на протяжении всей своей творческой деятельности. В организации структуры группового общения, эффективного руководства и управления групповой деятельностью лидерство и руководство, в отличие от частных механизмов влияния и взаимовлияния (заражения, внушения, убеждения и т. д.), рассматривались им как формы социального контроля и интеграции всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения максимального эффекта групповой деятельности и общения. В работах Парыгина с исчерпывающей полнотой характеризуются природа, специфика и место лидерства в структуре общения; особенности и функции руководства как фактора социально-психологического общения и его отличие от феномена лидерства.
7 Известно, что в мировой социальной психологии существуют различные теории лидерства, авторы которых объясняют его природу либо отдельно взятыми индивидуально-психологическими характеристиками субъекта, либо особенностями групповой деятельности или конкретной ситуации. Парыгин отрицает саму возможность такой односторонней трактовки. Он рассматривает лидерство как системное свойство, порождаемое взаимодействием объективных и субъективных факторов.
8 В соответствии с логикой структурно-динамического подхода [1, 2], существенное внимание в работах Парыгина уделяется анализу динамики лидерства: природе и механизмам смены одного лидера другим. Лидерство функционирует как в социальной микро-, так и в макросреде. В социальной микросреде причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Причиной может быть как чрезмерная авторитарность лидера, так и неспособность лидера справиться с новыми, возникающими на практике задачами групповой деятельности. Парыгин отмечает и зависимость уровня активизации лидерства от социальной макросреды и конкретно-исторических условий, в которых работает группа. Этот взгляд представляется актуальным в контексте развития современной экономической и организационной психологии [3].
9 По результатам эмпирических исследований коллег и учеников Парыгина (Н.С. Жеребовой, В.Д. Гончарова и В.Ф. Ануфриевой), им была предложена теоретическая модель типологии лидерства, которая активно использовалась для диагностики и прогнозирования состояния реальных трудовых коллективов.
10 Парыгин подчеркивал значимость социально-психологического компонента руководства как со стороны объекта, так и со стороны субъекта управления. Он придавал большое значение взаимодействию и взаимоотношениям в трудовой группе неформального лидера и облеченного административной властью руководителя: “Нельзя не учитывать, что сам механизм лидерства… несет определенный заряд противопоставления официальному руководству, системе официально культивируемых ценностей, норм и социальных значений. В некоторых случаях лидерство может рассматриваться до известных пределов и как средство восполнения определенных пробелов и пустот в официально сложившейся системе отношений руководства и подчинения” [16, c. 368]. На основе глубокого анализа вопроса Парыгин предложил вошедшую позднее в учебники четкую систему качественных различий руководства и лидерства.
11 Таким образом, в работах Парыгина глубоко проанализированы и систематически описаны социально-психологические феномены лидерства и руководства. Им предложена оригинальная теоретическая модель типологии лидерства. Обращаясь к вопросу взаимоотношения и взаимодействия лидерства и руководства в группе, Парыгин предложил ясную и четкую систему качественных различий руководства и лидерства, которая также стала полезным инструментом социально-психологического сопровождения работы трудовых коллективов.
12 ДИАГНОСТИКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
13 Среди работ Бориса Дмитриевича, непосредственно обращенных к практике, едва ли не наиболее известными и востребованными являются его разработки по диагностике, прогнозированию и регуляции социально-психологического климата (СПК) коллектива [14, 20].
14 Диагностика СПК коллектива по Парыгину – это “интегральная содержательная характеристика проявлений его преобладающего настроения и оценка уровня его качества” [16, с. 389]. Эта диагностика должна быть выражена “не в представлении о тех или иных конкретных отношениях и взаимоотношениях, а в понятиях преобладающего настроя или атмосферы коллектива применительно к делу, личности, творчеству” [там же, с. 390]. Диагностика также предполагает “качественную оценку уровня оптимальности основных составляющих климата, равно как и его структурных модификаций в целом” [там же].
15 Центральным понятием в диагностике СПК становится психический настрой или настроение личности, т.е. “интегральное структурное образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в каждый данный конкретный отрезок времени” [там же, с. 190]. Психический настрой рассматривается в качестве “эквивалента той модели динамической структуры личности, которая связана с психическим состоянием человека в каждый конкретный момент его деятельности” [там же].
16 Парыгин использует уникальный подход к оценке СПК. В фокусе его анализа не интегральные характеристики группы, но личность в коллективе, удовлетворение ее потребностей в коллективной работе и соответствие групповых норм ее ориентациям. Таким образом, в центре внимания оказывается не деятельностное опосредование межличностных отношений, как это предполагается в контексте деятельностного подхода [21], а личностное опосредование функционально-ролевых отношений в процессе коллективной деятельности.
17 Структурная модель социально-психологического климата коллектива (СПК) Б.Д. Парыгина [14, 20] построена на основе анализа, охватывающего в единстве уровни личности, малой группы (т.е., собственно коллектива) и макросоциальной среды, в которую коллектив включен. В качестве критерия оптимальности СПК рассматривается степень соответствия или несоответствия последнего актуальным социально-психологическим тенденциям. “Наибольшее соответствие СПК требованиям социального развития обеспечивает максимальную включенность человека в деятельность. А это, в свою очередь, оказывается условием социальной и экономической эффективности самой деятельности” [16, c. 397].
18 При изучении социально-психологического климата, наряду с определением актуальных тенденций, Парыгин применяет структурно-динамический подход, в соответствии с логикой которого предполагается использование “парных” теоретических моделей изучаемого явления. В них отражаются как статическая, предельно отвлеченная от контекста какого-либо момента реальности, так и динамическая структура, привязанная к конкретному моменту и характеризующая актуальное состояние объекта исследования. Для диагностики СПК ученый использует также понятие потенциала социально-психологического климата коллектива. Потенциал “характеризует не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности” [там же, c. 402]. Использование понятия потенциала позволяет определить направленность возможных изменений актуального состояния СПК.
19 На этой основе им далее формулируется система показателей и индикаторов СПК, позволяющая измерять и прогнозировать динамику, а также регулировать СПК.
20 Главными инструментами диагностики, прогнозирования и регуляции СПК, разработанными Парыгиным, которые нашли применение в практике, являются: 1) структурные модификации модели СПК; 2) шкала их пространственного распределения по уровню оптимальности, или “климатометр” [14, 20]. Обращает на себя внимание единство диагностики, прогноза и регуляции СПК, осуществляемое на основе этих инструментов. Методика Парыгина позволяет оценить актуальное состояние СПК коллектива, показывает направления его возможной оптимизации и содержит рекомендации в отношении выбора методов его регуляции.
21 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22 Анализу деятельности в трудах Парыгина уделяется достойное место. Однако деятельность предстает для него не как “системная детерминанта психического”, в качестве которой она выступает в русле деятельностного подхода, доминировавшего в советской социальной психологии, а как область проявлений динамики психических состояний человека [7, 8, 11, 16]. При этом определяющее значение имеет “сфера межличностного общения, играющая особенно существенную роль как мощный стимулятор психической активности индивида” [16, c. 323].
23 Никак не умаляя значимости и ценности деятельностного подхода в российской социальной психологии, отметим, что система научных взглядов Парыгина не может быть отнесена к нему. Парыгину чуждо “понимание социально детерминированной предметной деятельности как творца человеческих отношений” [21, с. 142], а также представление о том, что “такое понимание детерминирующей роли предметной деятельности может быть распространено на интерпретацию любых межличностных отношений, хотя эффекты деятельностного опосредствования в них могут быть стертыми, неявными” [там же, с. 143]. Напротив, Парыгин говорит о “глубокой и органической потребности человека в понимании, сопереживании и эмоциональном отклике себе подобному” [16, c. 323], как о факторе, детерминирующем включенность человека в предметную деятельность, и, соответственно, определяющем мотивацию и эффективность трудовой деятельности.
24 Человек, в видении Парыгина, – это, прежде всего, “Человек общающийся”, т.е. социальное существо, формирующееся в процессе общения как основного механизма социализации, и существующее в переплетении пластов и нитей общения.
25 В монографии 1999 г. проблеме деятельности посвящен целый раздел, состоящий из трех глав: “Феномен деятельности в социальной психологии”; “Психологическая готовность к деятельности”; “Психологическая включенность в деятельность”.
26 Говоря о месте феномена деятельности в социальной психологии, Парыгин отмечает, что эта категория парадоксальным образом не занимает подобающего ей по значимости места в социальной психологии: “мы до сих пор имеем дело с социальной психологией недействующего человека” [18, с. 180]. В социальной психологии деятельности Парыгин усматривает существенные отличия от подхода к феномену деятельности в общей психологии: «Если в рамках общей психологии человеческая деятельность рассматривается как некий целостный процесс “взаимодействия субъекта с миром”, где субъективность и предметность еще не отделены друг от друга, то в социальной психологии механизмы, тенденции и логика личностной активности в ходе деятельности могут не совпадать и, как правило, не совпадают с логикой развития самой деятельности как объективного процесса… Это объясняется более сложной социально-психологической структурой деятельности, где ее субъект может не исчерпываться отдельным индивидом, но может быть представлен общностью» [18, с. 184].
27 Субъектом деятельности в социальной психологии оказывается уже не индивид, но “многокачественный и могущий быть весьма дифференцированным интегральный субъект” [18, с. 185] – коллектив.
28 Характеризуя деятельность как социально-психологическую проблему, Парыгин выделяет ее основные противоречия, первым из которых он называет противоречие между уровнем психического потенциала личности и степенью его реализации в деятельности. С этим противоречием непосредственно связаны феномены психологической готовности к деятельности и включенности в деятельность. Психологическая готовность определяется им как “состояние наивысшей вариабельности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъекта в деятельность” [18, с. 202], представлена структурная модель феномена. По отношению к готовности, включенность играет двоякую роль: во-первых, является важнейшим компонентом психологической готовности к деятельности; во-вторых – может компенсировать недостаток готовности.
29 Среди основных противоречий, определяющих проблему деятельности в социальной психологии, Парыгин называет и противоречие между социальными мотивами и ожиданиями, связанными с деятельностью, и несовпадающими с ними результатами. Говоря о противоречивых отношениях между психологией социальных ожиданий успехов и практическими достижениями, он отмечает: “Для возбуждения больших социальных ожиданий нужен только яркий образ желаемой цели, заверения в его легкой достижимости и живое воображение… Этого вполне достаточно, чтобы страсть и фантазия, воспламенившие массу людей… создали иллюзорные ощущения возможности беспроблемного движения к цели... Другими оказываются психология и логика реального практического действия… А этот разрыв в скорости между эмоциональным, образным и практическим действием уже содержит в себе источник неудовлетворенности и разочарования, тормозит, если не подрывает, и без того трудный процесс практического достижения цели” [18, с. 187].
30 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РАБОТАХ ПАРЫГИНА ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
31 Парыгин в высокой степени обладал способностью чувствовать и предвидеть тенденции развития общества и науки. Уже в 1970-х годах он обращается к проблеме влияния научно-технического прогресса (НТП) на человека [5, 6]. Задолго до того, как на них сместился фокус общего внимания ученых, Парыгин поднимал такие вопросы, как растущая динамичность социальных процессов, возрастание неопределенности, и как следствие, место и значение функции выбора в жизни человека, которые сегодня активно обсуждаются в отечественной и мировой науке.
32 В постсоветский период в фокусе его внимания оказываются драматические перемены в состоянии общества, которыми сопровождаются происходящие социальные и экономические реформы. Общественные настроения всегда находились в фокусе научных интересов Парыгина. Бурное постсоветское время представляло богатую почву для наблюдений и исследований. С позиций структурно-динамического подхода Парыгин обращается к социально-психологическим аспектам практики регионального реформирования [16, 19]. Размышляя над острыми практическими проблемами времени, в поисках пути их решения Парыгин обращается не к вопросу о национальном характере, что традиционно доминирует в дискурсе, но к проблеме социально-психологического состояния общества и конкретных факторов, его определяющих: “связь успехов или неудач социально-экономического реформирования с духовно-нравственным состоянием общества становится все более очевидной. Интегральным эмпирическим индикатором качества этой связи является вера народа в эффективность и успехи прежде всего радикальной экономической реформы” [16, с. 473].
33 Социально-психологическое состояние общества изменяется день ото дня, оно доступно наблюдению, измерению, и даже прогнозу и регуляции в значительно большей степени, чем национальный характер. Значит, есть надежда на этом пути перейти от вопроса “кто виноват” к вопросу “что делать”. Здесь он видит как причины неудач проводимых реформ, так и возможные рычаги влияния на ситуацию: “Психическое состояние напряженности и тревожности населения – фактор, не способствующий процессу радикального экономического реформирования. В свою очередь тот или иной характер, те или иные региональные особенности и, в частности, темпы данного процесса способны оказывать не менее значительное обратное как стабилизирующее, так и, наоборот, дестабилизирующее влияние на социальную психику” [16, с. 478].
34 Представляется, что и сегодня такой подход к практическим аспектам диагностики и регуляции общественных настроений не утратил своей актуальности.
35 ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
36 Парыгин в своих эмпирических и прикладных работах широко обращался к социально-психологическому тренингу, который он рассматривал как метод повышения эффективности совместной деятельности. Он предложил оригинальную модель тренинга партнерских отношений [10].
37 Известно, что в традиционной практике тренинга используются априорно подготовленные программы и методы. Исходная посылка такой модели состоит в предположении, что тренер и так заранее знает, что и как надо делать. Парыгин предложил модель отношений взаимного сотрудничества на партнерских началах в качестве альтернативы традиционной несколько авторитарной модели. Для проведения такого тренинга необходима диагностика социально-психологических условий жизнедеятельности группы, достаточно глубокая и разносторонняя. В том случае, когда целевая установка и программа тренинга целиком определяются результатами диагностики, правомерно говорить о таком специфическом варианте социально-психологического тренинга, как постдиагностический тренинг-коррекция тех или иных характеристик экспериментальной группы. Последние могут касаться как всей группы, так и различных включенных в нее участников – лидеров или официального руководителя.
38 В 1990-х годах под редакцией Парыгина вышел “Практикум по социально-психологическому тренингу”, в котором были представлены “Программа социально-психологической коррекции позиций руководителя первичного коллектива” и “Программа эксперимента по регуляции социально-психологического климата”, а также подробные описания процесса тренинга в форме дневниковых записей. Материалом для дневниковых записей послужил опыт тренинговой коррекции позиций официальных руководителей и лидеров научных, инженерно-технических и рабочих коллективов, осуществленной в 1980-е годы в Санкт-Петербурге, в отделе социально-психологических проблем управления Института социально-экономических проблем Академии наук СССР.
39 Книга вызвала такой интерес читателей, что переиздавалась трижды, каждый раз в переработанном и дополненном виде и все большим тиражом: первое издание было выпущено в 1994 г. тиражом 500 экземпляров, оно включало 176 страниц [22]. Уже в 1997 г. вышло второе издание, объемом 307с. и тиражом 1000 экземпляров [23]. В 2000 г. вышло третье издание объемом 350 страниц и тиражом 3000 экземпляров [24], которое, как и первые два, мгновенно разошлось.
40 Постдиагностический тренинг партнерского общения Парыгина воплощает типические характеристики его творчества: единство диагностики, прогноза и воздействия, в основе которого лежит единая теоретическая модель и глубокое уважение к личности участника тренинга. Парыгин отмечал противоречие в том, что формирование демократического стиля общения в традиционном тренинге часто реализуется авторитарными методами. Таким отношениям и группы он противопоставил принцип равноправного партнерства, прежде всего в его психологическом смысле.
41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42 Работы Парыгина в области социально-психологической практики являются неотъемлемой и существенной частью созданной им целостной системы социальной психологии. В прикладных, практических разработках апробировались и рождались его теоретические положения. В своих эмпирических исследованиях, обращаясь к практическим вопросам, Парыгин оставался на позициях четко сформулированного им философско-социологического подхода, авторской оригинальной общей социально-психологической концепции, в которой центральное место занимают личность и общение. Именно эти феномены находятся в фокусе его интересов, когда он обращается к проблемам жизнедеятельности реального трудового коллектива, ищет пути оптимизации его функционирования и развития. Свой подход – исследование личностного опосредствования деятельности – он противопоставляет более характерному для социальной психологии того времени анализу деятельностного опосредствования отношений в коллективе, что позволяет непосредственно рассматривать в единстве вопросы объективного и субъективного качества жизни коллектива. Структурно-динамический анализ Парыгина охватывает в единстве личность, социальный микро-контекст группы и макро-контекст социума, в котором личность и группа существуют в его конкретно-исторической специфике.
43 Основными сферами его исследований, непосредственно реализованных в практике, были лидерство и руководство, рассматриваемые как способы организации групповой деятельности и общения, диагностика и регуляция СПК, тренинг партнерского общения. Авторские теоретические модели служили основанием методов диагностики, прогноза и воздействия, осуществляемых в их единстве.
44 Метод структурно-динамического анализа, теоретически обоснованный и технологически разработанный Парыгиным, с позиций которого решались общие и конкретные прикладные задачи исследования социально-психологических явлений в их живой динамике, объединял все его эмпирические работы, делал их неотъемлемой частью целостной системы социальной психологии, которую он разработал.

Библиография

1. Журавлев А.Л., Мироненко И.А. Вклад Б.Д. Парыгина в возрождение отечественной социальной психологии (к 85-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №5. С. 117−124.

2. Журавлев А.Л., Мироненко И.А. Система научных представлений Б.Д. Парыгина в области социальной психологии // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №5. С. 28−38.

3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010.

4. Мироненко И.А. Личность ученого: Борис Дмитриевич Парыгин // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 281−290.

5. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978.

6. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и социальная психология. Л.: Знание, 1976.

7. Парыгин Б.Д. Общественное настроение: монография. М.: Мысль, 1966. 327 с.

8. Парыгин Б.Д. Общественное настроение как социологическая категория // Вестн. Ленингр. ун-та. 1963. № 5. Серия “Экономика, философия и право”. Вып. 1. С. 129−132.

9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.

10. Парыгин Б.Д. Постдиагностический тренинг-коррекция // Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб.: Михайлова В.А., 2000. С. 117−157.

11. Парыгин Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1996. С. 87−90.

12. Парыгин Б.Д. Проблема опосредованности в социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 31−44.

13. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Л., 1975. Вып.3. С. 3−13.

14. Парыгин Б.Д. (Научный ред.) Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. Л.: Наука, 1986. 239 с.

15. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. С. 5−12.

16. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Под ред. А.С. Запесоцкого. СПб.: СПбГУП, 2010. 536 с.

17. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука: монография. Л.: ЛГУ, 1965. 208 с.

18. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы истории, методологии и теории / Под ред. А.С. Запесоцкого. СПб.: ИГУП, 1999. 591 с.

19. Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления / Науч.ред. А.Е. Когут. СПб.: Унигум, 1993. 166 с.

20. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Изд-во “Наука”, 1981. 192 с.

21. Петровский А.В. Психология в России. ХХ век. М.: УРАО, 2000.

22. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб.: СПбГУП, 1994.

23. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: СПбГУП, 1997.

24. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

25. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести