Философско-методологические основания оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Философско-методологические основания оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Аннотация
Код статьи
S020595920010484-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лепский В. Е. 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт философии РАН
Адрес: Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр.1
Выпуск
Страницы
105-108
Аннотация

Опираясь на материалы статьи А.Л. Журавлева, Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, обсуждаются философско-методологические основания для оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Показано, что актуальность данной оценки связана с поиском путей преодоления кризиса техногенной цивилизации, а также созданием социально-ориентированной модели пост-техногенной цивилизации. Проанализированы аспекты поиска точек роста новых ценностей с опорой на постнеклассическую научную рациональность, ориентированную на рассмотрение саморазвивающихся человекоразмерных систем. Разработаны система онтологий для конвергенции деятельностного, субъектно-деятельностного и субъектно-ориентированного подходов и системные критерии для оценкисоциально-психологических последствий внедрения новых технологий на личностном, межличностном, внутригрупповом, межгрупповом, организационном и социетальном уровнях.

Ключевые слова
Социально-психологические последствия, техногенная цивилизация, новые технологии, постнеклассическая научная рациональность, кибернетика саморазвивающихся полисубъектных сред
Классификатор
Получено
21.07.2020
Дата публикации
24.07.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
728
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ БУМ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАКАТЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
2 Для выявленияпричин разнообразных социально-психологических последствий внедрения новых технологий [1] и разработки адекватных методов предотвращения угроз важно осознать ключевую проблему, порождающую фактически полное игнорирование такого рода последствий. Эта же проблема способствует концентрации внимания лишь на аспектах эффективности внедрения этих технологий для экономической практики.
3

Характерной особенностью современного мира является кризис “жесткой” глобализации и переход от однополярного к многополярному миру. Базовой метацивилизационной моделью проекта “жесткой” глобализации и однополярного мира, по мнению многих исследователей, является модель “техногенной цивилизации” [5]. Она ориентирована на унификацию локальных цивилизаций, на “свертывание” многоцивилизационного мира [4]. В психологическом плане наиболее важна ориентация на разрушение субъектности развития, на атомизацию обществ [2].

4 Суть техногенной цивилизации определяется ее базовыми ценностями, которыми являются научно-технический прогресс и наука, при этом игнорируются социальные ценности и этические аспекты социальных процессов. Как следствие, игнорируются и социально-психологические последствия внедрения новых технологий.
5 Принципиально важно отметить, что ограниченность ценностных ориентаций техногенной цивилизации приводит к нарастанию угроз для человека, общества, экологии и техносферы (как среды гибридной реальности).
6 Философско-методологические основания для системного подхода к поиску путей преодоления кризиса техногенной цивилизации были предложены В.С. Степиным [6]. По мнению Степина, этот подход достаточно обоснован в отечественной философии. Важно отметить, что он не призывал к отказу от научно-технического прогресса, а предлагал придать ему гуманистическоеизмерение. Наука и научно-технический прогресс понимаются Степиным в контексте постнекласической научной рациональности, в центре внимания которой находятся гуманистические ориентиры и ценности.
7

Вывод - актуальность оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий связана с поиском способов преодоления кризиса техногенной цивилизации и созданием социально-ориентированной модели пост-техногенной цивилизации.

8 ОТ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ К СИСТЕМНОЙ ГАРМОНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
9

Принципиально важно отметить ограниченность человекоцентричного подхода при оценке социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Кризис техногенной цивилизации, в первую очередь, связан с ограничениями ее базовых ценностей. Онине подвергались пересмотру до последней трети XX столетия, пока эта цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием [6]. В центре внимания при поиске моделей пост-техногенной цивилизации на основе постнеклассической научной рациональности оказались социальные ценности и цели. Можно утверждать, что дальнейшее цивилизационное развитие будет осуществляться на основе гармоничного сочетания четырех взаимозависимых базовых ценностей: сохранения и развития человека, человечества, биосферы и техносферы (включая гибридную реальность). Игнорирование этих ценностейв техногенной цивилизации связано прежде всего с тем, что она оказалась органично связана с рыночными отношениями, с принципом максимизации прибыли и обществом потребления.

10

Важно найти точки роста новых ценностей, и их надо искать в недрах техногенной культуры. Философско-методологические основания для поиска точек роста должны опираться на постнеклассическую научную рациональность, которая ориентирована на рассмотрение саморазвивающихся человекоразмерных систем. В рамках такого подхода может быть реализован принцип многоуровневой организации совместной жизнедеятельности, позволяющий учитывать все уровни социально-психологического анализа.

11 СИСТЕМНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
12 На основании анализа культуры междисциплинарных эргономических исследований инновационных процессов можно выделить базовые критерии, на основе которых будет оцениваться совершенствование различных видов деятельности: продуктивность, безопасность, удовлетворенность и развитие субъектов и самих видов деятельности [3]. Раскроем их подробнее:
13

1) Эффективное реагирование человека и общества на позитивные аспекты технологических новаций. Готовность к разработке и внедрению новаций.

14

2) Контролирующее реагирование человека и общества на вызовы и угрозы от внедрения новых технологий.

15

3) Справедливое реагирование человека и общества на потенциальные возможности внедрения новых технологий. Возможность использовать эти технологии в интересах человечества (решение проблемы качества жизни, преодоления социального неравенства и др.), а не только в интересах лиц, обладающих управленческими ресурсами.

16

4) Развивающее реагирование человека и общества на внедрение новых технологий. Готовность и возможность решать задачи стратегического целеполагания, разрабатывать стратегии и проекты развития, прогнозировать будущее, и с этих позиций оценивать технологические новации. Соотнесение последствий влияния новых технологий на имеющиеся проекты развития, оценка готовности к внедрениюновых технологий с учетом наличия необходимых ресурсов дляуспешного использования позитивных результатов и нейтрализации негативных и др. 

17 Очевидно, что оценка социально-психологических последствий внедрения новых технологий может производиться в контексте каждого из четырех выделенных критериев и будет иметь в каждом из них свою специфику.
18 СИСТЕМА ОНТОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
19

Авторы статьи декларировали принцип многоуровневой организации совместной жизнедеятельности, который учитывает все уровни социально-психологического анализа: личностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, организационный и социетальный. В контексте постнеклассической научной рациональности реализация этого принципа возможна при организации саморазвивающихся полисубъектных (рефлексивно-активных) сред [3]. В этих средах на основе системы онтологий задается функциональная структура связей различных типов субъектов для решения проблем от стратегического целеполагания до обеспечения жизнедеятельности, а также задается пространство коммуникаций этих субъектов. В такой среде создаются условия для конвергенции деятельностного, субъектно-деятельностного и субъектно-ориентированного подходов и возможности оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий на личностном, межличностном, внутригрупповом, межгрупповом, организационном и социетальном уровнях.

Библиография

1. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. №5. С. 35–47.

2. Лепский В.Е. Системные основания для перехода от техногенной цивилизации к социогуманитарной цивилизации // Проблемы цивилизационного развития. 2019. № 1. С. 33–48.

3. Лепский В.Е. Методологический и философский анализ развития проблематики управления. М.: Когито-Центр, 2019.

4. Смирнов А.В. Проект многоцивилизационного мира как основание идеи многополярности: концепция всечеловеческого сегодня // Национальная философия в глобальном мире: тезисы Первого белорусского философского конгресса. Минск: Беларуcская наука, 2017. С. 350–352.

5. Степин В.С. XXI век – радикальная трансформация типа цивилизационного развития // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18–20 мая 2017 г. СПб.: СПбГУП, 2017. С. 185–188.

6. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10. С. 3–18.

7. Lepskiy V. Evolution of cybernetics: philosophical and methodological analysis // Kybernetes. 2018. V. 47. Iss. 2. P. 249–261.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести