Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире (по материалам v международной научно-практической конференции)
Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире (по материалам v международной научно-практической конференции)
Аннотация
Код статьи
S020595920010512-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Константинов Всеволод Валентинович 
Должность: зав. кафедрой общей психологии
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Пенза, 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40, Россия
Выпуск
Страницы
115-120
Аннотация

В фокусе обсуждения участников VМеждународной научно-практической конференции “Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире”, организатором которой выступил Пензенский государственный университет, оказался широкий спектр проблем, связанных с адаптацией мигрантов: от этнопсихологических проблем адаптации мигрантов на постсоветском пространстве и методологических проблем социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности до проблем, связанных с изучением социально-психологических и психолого-педагогических аспектов билингвизма. На конференции отмечалось, что важнейшей современной тенденцией является миграционный прирост населения, обостряющий проблему интеграции новых членов общества и осложняющий межкультурное взаимодействие. Обсуждалось, что большую роль в решении проблемы социально-психологической адаптации мигрантов играет наличие у мигрантов позитивного опыта преодоления обсуждаемых проблем.

Ключевые слова
Социально-психологическая адаптация мигрантов, международная конференция, кросскультурное взаимодействие
Источник финансирования
Статья выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект No 20-013-00445
Классификатор
Получено
22.07.2020
Дата публикации
24.07.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
766
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 27−28 марта 2020 года работа конференции была организована в формате on-line трансляции в социальной сети Вконтакте и видеохостинге YouTube. Модерацию докладов осуществляли заведующий кафедрой “Общая психология” В.В. Константинов и доцент Р.В. Осин.
2 Конференция включала пленарное заседание и работу двух секций: “Проблемы социально-психологической адаптации мигрантов из дальнего зарубежья в России и за рубежом” и ‘Методологические проблемы социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности” и круглого стола на тему “Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов на постсоветском пространстве”. В конференции приняли участие ученые из Российской Федерации, Украины, Казахстана, Японии, Израиля.
3 Выступление Ю.В. Ковалевой (Москва) было посвящено анализу субъективного благополучия, жизнестойкости и оптимизма мигрантов первого и второго поколений из Армении и армян, проживающих на родине. В ходе исследования, в котором приняло участие 139 респондентов, была осуществлена проверка выдвинутой гипотезы, что субъективное благополучие мигрантов двух поколений и коренных армян связано с переменными оптимистической триады и жизнестойкости, эти связи образуют структуры, обусловленные различными актуальными условиями жизнедеятельности представителей данных групп. Наибольшее число связей выявлено в группе мигрантов второго поколения, родившихся и проживающих в России. В данной различается “нагруженность” таких компонентов, как Жизненные цели, Автономность, Благополучие, Контроль и др. Таким образом, полученные структуры связей позволяют установить различную степень интегрированности личностного ресурса и переживания субъективного благополучия. Наиболее целостной выглядит система связей в группе мигрантов второго поколения, субъективное благополучие которых, наиболее согласовано с их личностными качествами, которые являются основой переживания ими жизненного комфорта.
4 Доклад О.Д. Воробьевой (Москва) был посвящен анализу возможностей дифференцированного подхода к решению проблем адаптации и интеграции различных категорий мигрантов. В основе дифференцированного подхода к созданию условий для успешной адаптации и интеграции мигрантов, лежит их классификация, прежде всего с точки зрения стратегических целей пребывания в принимающей стране. Предлагается новая классификация российских мигрантов, которая в дальнейшем позволит выбирать наиболее адекватные инструменты и механизмы их социально-психологической и социально-экономической поддержки для успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Миграционная политика включает в качестве важного элемента решение проблем адаптации и дальнейшей интеграции, прибывших на его территорию иностранных граждан. Этого требуют интересы постоянного населения, частью которого в перспективе должны стать мигранты. Какие временные рамки займет период знакомства с местными порядками, обычаями, традициями, насколько безболезненным и бесконфликтным будет этот процесс для обеих сторон, во многом зависит от условий, которые создаются для этого принимающей стороной. Ключевыми блоками поддержки принимающей стороны для преодоления барьеров разобщенности являются: информационный, профессиональный, социокультурный, включая языковый. Однако, различные категории мигрантов в зависимости от обстоятельств и целей нахождения на территории принимающего государства, не однородны с точки зрения необходимости наполнения каждого их перечисленных блоков. Понимание данного обстоятельства позволяет разрабатывать дифференцированные для каждой категории мигрантов подходы и конкретные мероприятия в рамках государственных проектов и программ, которые будут удовлетворять условиям проведения эффективной миграционной политики.
5 В докладе Е.В. Бушиной и Батхиной А.А. (Москва) были представлены результаты социально-психологического исследования специфики межкультурного взаимодействия в поликультурных школах. Современное российское общество становится все более культурно разнообразным. Мультикультурный школьный класс характеризуется наличием детей-мигрантов, которые являются основным источником культурного разнообразияи, и, фактически создают новое мультикультурное пространство. Анализ полуструктурированных интервью, проведенных с педагогами Московского региона позволил выявить воспринимаемые учителями трудности, которые сопряжены с работой в поликультурных классах, культурным разнообразием в школе, которые обусловлены особенностями детей-мигрантов как специфичной группы учеников, а также используемые учителями педагогические практики. Для организации эффективного межкультурного взаимодействия в поликультурных школах необходимо учитывать культурные и лингвистические особенности учащихся, поддерживать их в обучении, помогать им общаться и находить новые способы связывать уже имеющие знания с тем, что им еще предстоит узнать в процессе обучения в школе.
6 В своем выступлении В.В. Константинов и Е.А. Климова (Пенза) представили результаты исследования особенностей образа Я детей из семей трудовых мигрнатов, в котором приняли участие дети мигрантов из Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана, легально находящихся на территории России от 6 до 12 месяцев. Проведенный анализ полученных эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что миграция наносит психологическую травму развивающейся личности, так как происходит разрыв отношений с окружением, разрушение привычных сформировавшихся социальных связей. У детей мигрантов могут появиться ощущения потери безопасности, нестабильности и враждебности мира. Характер детско-родительских отношений, выражается в собирательном образе родителей, в частности, в образе матери и выступает индикатором благополучия/неблагополучия личностного развития ребенка, его отношения к миру и собственному Я. Особенно характерно данное обстоятельство отражается в укорененных представлениях позитивного образа матери у детей мигрантов, находящихся в ситуации успешной социально-психологической адаптации.
7 Е.Б. Бедрина (Екатеринбург) акцентировала внимании аудитории на адаптации мигрантов из зарубежных стран к условиям принимающей территории в контексте реализации миграционной политики России, трактуя успешную адаптацию мигранта как процесс его гармоничного вхождения в принимающее сообщество, усвоение сложившихся культурно-правовых норм и отношений на принимающей территории. Психологическая и социокультурная адаптация трудовых мигрантов в России из зарубежных стран имеет определенные сложности, связанные с низкими адаптационными способностями большинства трудовых мигрантов. Существует негативное восприятие миграции со стороны принимающего сообщества в силу наличия большой социокультурной дистанции, а также роста конкуренции на российском рынке труда за места не требующие высокой квалификации в силу экономического кризиса и проведения пенсионной реформы, а также некого противоречия между курсом на цифроризацию и низким уровнем образования и квалификации большинства трудовых мигрантов.
8 В докладе С. Берденовой (Костанай, Казахстан) был развит тезис о том, что в для современного казахстанского общества остроактуальной является проблема формирования дву- и многоязычной личности, так как двуязычие является необходимым минимумом в условиях многонационального государства. Двуязычие для личности является средством познания, выражения мысли, а так же средство коммуникации в многоязычном обществе, при этом, родной язык, как основной его компонент является характерным компонентом национального, а второй язык, выступает как средство познания личностей, представляющих разноязычные национальности, являясь ресурсом освоения культурных ценностей других народов.
9

В выступлении А.С. Копового и В.М. Смирнова (Москва) была раскрыта специфика социально-психологических проблем дистантной семьи, в контексте современного процесса трудовой миграции в России. Дистантным семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, обусловленное “вахтовым” методом труда. Переживание супружеской разлуки зависит от качества сложившихся семейных отношений. В семьях, где супруги позитивно оценивают семейные отношения, факт разлуки интерпретируется ими как вынужденная необходимость, сопровождающаяся переживанием негативных эмоций, а встреча – как радостное событие в жизни семьи, укрепляющее и обновляющее супружеские отношения. В семьях с негативной оценкой супружеских отношений мужчины склонны более позитивно оценивать свой брак, но после возвращения домой испытывают разочарование в случае несоответствия ожиданий реальным событиям встречи с супругой, для которой возвращение мужа, связано с переживанием дискомфорта, обусловленного необходимостью изменения образа жизни, а факт очередной разлуки трактуется как освобождение жизненного пространства. В ситуации вынужденной разлуки семьи трудовых мигрантов переходят на совершено иной уровень функционирования, детерминированный трансформацией семейной ролевой структуры, когда каждый член семьи и отдельные семейные подсистемы в той или иной степени испытывают стресс, связанный с нарушением структуры привычных отношений (супружеских, детско-родительских). Полюс эмоциональных переживаний сопровождающих смену процессов разлуки и воссоединения будет зависеть от восприятия самой разлуки как желательной или вынужденной необходимости, от степени удовлетворенности сложившимися семейными взаимоотношениями.

10 В сообщении Д.В. Жуиной (Саранск) были представлены результаты исследования реализации социально-психологического сопровождения адаптации мигрантов к условиям обучения в педагогическом ВУЗе. Социально-психологическое сопровождение адаптации иностранных студентов, обучающихся в ВУЗе, осуществляется в рамках следующих направлений: психологическая диагностика и консультирование, психокоррекционная работа, актуализация личностного роста и развитие креативности в рамках групповой тренинговой работы. В качестве критериев эффективно организованной работы по социально-психологическому сопровождению адаптации студентов-мигрантов выступают адекватная самооценка и объективный уровень притязаний студентов-мигрантов, их толерантность, высокий уровень продуктивного взаимодействия, нормальные показатели ситуативной и личностной тревожности, адекватное самовосприятие, преобладание стратегии уверенного поведения и стрессоустойчивость.
11 М.В. Бабаева (Пенза) охарактеризовала проблемы и перспективы изучения психологической трансформации этнической идентичности, представив данный процесс как последовательную смену фаз, в ходе которых эти изменения и наступают. При многих общих паттернах трансформация этнической идентичнотсти каждого мигранта протекает по уникальному и неповторимому пути. Мигрант сам способен влиять на происходящие в нем изменения, тем самым избирая тот или иной характер трансформации. Правда подобная «свобода выбора» возможна до той степени, до которой позволяет принимающее сообщество в силу сложившего в нем отношения к мигрантам и миграционной политике конкретного государства. Если отношение к этносу мигранта в новой культурной среде по тем или иным причинам неблагоприятно, то мигрант будет испытывать больше психологических проблем в процессе адаптации.
12 В докладе И.В. Малышева (Саратов) были представлены результаты исследования характеристик социально-психологической адаптации подростков- мигрантов. В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте 12−14 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах Саратовской области. На подростковый этап развития приходится формирование ценностных ориентаций и направленности личности, что в условиях межкультурного диалога выступает в качестве фактора затруднения процесса установления оптимальных взаимоотношений. Установлено, что для испытуемых дезадаптированных подростков-мигрантов характерны деформации смысловой сферы и нарушения процессов социализации-индивидуализации.
13 В выступлении М.Г. Мельничук (Харьков, Украина) были рассмотрены возможности применения психо-социального подхода при осуществлении психолого-педагогической поддержки временных мигрантов. Успешная психо-социальная адаптация в образовательном пространстве невозможна без организации действенного сопровождения со стороны учебного заведения страны пребывания (поддержки, помощи, обеспечения и защиты). Предоставление студентам-мигрантам психолого-педагогической поддержки в рамках психосоциального подхода направлено на устранение внешних и/или внутренних конфликтов и снижение уровня стресса от проблемной ситуации за счет применения процедур поддержки и модификации. В целом, реализацию психолого-педагогической поддержки студентов-иностранцев можно рассматривать как внедрение в учебный процесс личностно ориентированных технологий оптимизации процесса психосоциальной адаптации, под контролем психологических служб ВУЗов, педагогов и кураторов учебных групп, которые должны обеспечить проведение широкого комплекса запланированных диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий.
14 Р.В. Осин (Пенза) в своем выступлении представил результаты анализа проблемы миграции в эпоху четвертой промышленной революции, развития искуственного интеллекта и цифровизации общества. Постиндустриальное общество развивается не линейными, а экспоненциальными темпами. На сегодняшний день ряд факторов свидетельствуют о том, что в сфере информационных технологий происходят революционные изменения: 1) возросла возможность хранения большого количества данных; 2) существенно увеличелась мощность компьютеров 3) активно внедряются в практику принципиально новые технологии обработки данных – нейронные сети, которые позволяют выстраивать системы анализа данных и осуществлять высококачественной долгосрочное прогнозирование. Данные тенденции говорят о качественном переходе нашего общества в новое состояние. Признаками такого перехода являются цифровизация и активное внедрение искусственного интеллекта. Успехи в развитии технологий, которые накапливались на протяжении десятков лет привели в настоящее время к созданию широчайшего спектра производств, в которых человек оказывается практически не востребованным. Такая ситуация кардинально меняет сложившуюся систему экономических и социальных отношений, в которой новые технологии кардинально поменяют и рынок труда, и социальные условия и механизмы, которые формировались ранее.
15 Сообщение С.М. Гайдаренко (Лесосибирск) было посвящено роли эмпатии в процессе адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе. Эмпатия по отношению к детям-мигрантам выступает не только актом уважения, но и признаком включенности в общение, споспособствуя установлению понимания и контакта между обучающимся и педагогом. Дети-мигранты обладают более низкими показателями уровня эмпатии в сравнении с детьми-коренных местных жителей. Они менее склонны к проявлению эмпатийности, зависимы от окружающих (лишь у 10% испытуемых диагностировано проявление тенденции к независимости), стараются избегать общения со сверстниками. Целенаправленно развивая в учениках способность к эмпатии, формируя навыки уважения, понимания и сочувствия, педагоги и психологи могут способствовать оптимизации адаптационного процесса у детей-мигрантов.
16 В докладе С. Пайчадзё (Саппоро, Япония) была рассмотрена проблема интеграции детей-мигрантов в условиях функционирования системы образования Японии. Наибольшие трудности адаптационного процесса у детей иммигрантов локализуются в сфере освоения японского языка и аккультурации. В Японии не существует единой системы поддержки детей-иностранцев. Разные регионы формируют свои системы сопровождения данного процесса. Так, в Саппоро существует три основных вида поддержки детей-мигрантов – официальная, полуофициальная и неформальная. Официальная поддержка предоставляется городским Комитетом образования Саппоро. Данная поддержка незначительна, прежде всего, она представляет собой, так называемую “систему дополнительного учителя”, когда в школах, где обучаются дети-мигранты, не говорящие на японском языке, работает педагог, который им помогает в освоении японского языка. Еще одна форма поддержки – это занятия по японскому языку, организованные Муниципальным комитетом образования, которые проводятся вне школы, когда ученики из разных школ в определенное время приезжают на занятия. “Полуформальная” поддержка осуществляется силами Комитета образования Саппоро совместно с некоммерческой организацией “Кодомо нихонго курабу”. “Неформальная поддержка” обеспечивает поддержку в обучении детей-мигрантов по просьбе родителей и сообществ самих иностранцев (например, организация “Wеlcomе House”, функционирующая на базе католической церкви).
17 Доклад Т.М. Краснянской и В.Г. Тылец (Москва) был посвящен персональным концепциям безопасности субъектов адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности. Процессы адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности вне зависимости от их причинного поля требуют определённой активности со стороны субъекта. В качестве основы такой активности может быть рассмотрена персональная концепция безопасности, полифункциональность которой, поддерживаемая её содержательной сложностью, способна обеспечить адекватное реагирование субъекта на актуальные для него вызовы экстремальности. Персональная концепция безопасности субъекта экстремальных условий представляет собой сложное психическое новообразование, включающее в себя когнитивный, аксиологический, эмотивный и конативный компоненты. Деформации персональной концепции безопасности, вызванные задержкой, сбоями или неадекватностью предмету экстремальных условий, ставят вопрос организации грамотной психологической помощи и поддержки её субъекта со стороны психологов-профессионалов, специализирующихся в соответствующей проблемно-предметной сфере.
18 Доклад Е.В. Кирдяшовой (Саранск) был посвящен проблеме адаптации трудовых мигрантов в Республике Мордовия. Этнокультурная адаптация трудовых мигрантов и их семей является существенным звеном их социально-экономической адаптации. Адаптация трудовых мигрантов будет проходить успешнее тогда, когда принимающая сторона дает возможность реализоваться национально-культурному самоопределению мигрантов, когда мигранты реализуют возможность участия в работе нетерриториальных (экстерриториальных) национально-культурных объединений, в первую очередь, национально-культурных автономий, а так же национальных землячеств, клубов и ассоциаций. Решение этой задачи способствует сохранению некоторых прогрессивных черт характера мигрантов. Адаптация мигрантов во многом зависит не только от приобщения их к культуре принимающего населения, но и от организации работы по их национально-культурному самоопределению.
19 Л.Н. Котлярова (Москва) представила результаты исследования адаптации иностранных специалистов на промышленном предприятии, в котором приняли участие 246 человек в возрасте от 24 до 38 лет. Существуют устойчивые связи между мотивационной направленностью и производственной адаптацией. Для подавляющего большинства иностранных специалистов производственная адаптация завершается успешно и способствует активной включенности сотрудников в производственные процессы и обеспечению безопасной деятельности. Установлено, что 20% привлекаемых к трудовой деятельности иностранных специалистов нуждаются в оказании содействия со стороны администрации по обеспечению мер, направленных на повышение эффективности производственной адаптации.
20 В выступлении Т. Кигель (Петах Тиква, Израиль) были представлены результаты анализа психологических трудностей, связанных с освоением иврита израильскими репатриантами. Знание государственного языка является необходимым условием успеха любого обучающегося, а студенты-репатрианты обычно нуждаются в большей языковой поддержке, чем их сверстники. Регулярное использование тестирования на предмет сформировнности языковых компетенций необходимо для формирования индивидуальной учебной программы для обучения чтению и письму при наличии у репатрианта языковой компетенции L1 и L2 с целью выявления проблемных областей. Успехи в освоении языка, в свою очередь, связаны с успешностью адаптационного процесса, и, напротив, репатрианты, заявляющие о субъективных трудностях в процессе адптации к новым условиям жизни, демонстрируют наличие трудностей при освоение иврита.
21 Доклад Ж.Ж. Ромашевой (Москва) был посвящен влиянию роли социальных связей в формировании эмиграционных намерений. На возникновение намерения эмигрировать существенное влияние оказывают неэкономические факторы, а именно социальные связи. Социальные связи микросоциального окружения, то есть семья, друзья и родственники в актуальном месте проживания могут выступать сдерживающим от эмиграции фактором. Оказание близкими людьми моральной и материальной поддержки потенциальному эмигранту, наличие социальных связей в планируемом месте проживания, а также отсутствие удерживающих брачно-семейных отношений на родине увеличивают вероятность эмиграции.

Библиография

1. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы V Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. В. Константинов. М.: Перо, 2020.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести