From ecology of childhood to psychology of sustainable development
Table of contents
Share
QR
Metrics
From ecology of childhood to psychology of sustainable development
Annotation
PII
S020595920010513-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
D. Ermakov 
Occupation: Professor of the department of psychology and pedagogy
Affiliation: Peoples' Friendship University of Russia
Address: Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6
V. Panov
Occupation: Head of the Laboratory of ecopsychology of development and psychodidactics
Affiliation: Psychological Institute of the Russian Academy of Education
Address: Mokhovaya str., 9, building 4
Pages
121-125
Abstract

The article presents the main results of the discussion of the status and prospects of environmental and psychological research at the international conference “9th Russian Conference on Environmental Psychology: From the Ecology of Childhood to the Psychology of Sustainable Development” (March 17–19, 2020, Moscow). According to the results of the conference, it was noted that in the context of a global deterioration of the ecological and social situation on the planet, the coronavirus pandemic, the wide digitalization of life and other environmental challenges,active participation required of psychologists and teachers in ensuring the ecological existence and development of children and adults in accordance with the goals of the Sustainable Development Concept development of mankind and the planet.

Keywords
Conference, environmental psychology, childhood ecology, psychology of sustainable development, mental states, environmental education, subject-environment interactions
Acknowledgment
The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-14067
Received
23.07.2020
Date of publication
24.07.2020
Number of purchasers
28
Views
925
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Девятая Российская конференция по экологической психологии “От экологии детства к психологии устойчивого развития” состоялась 17–19 марта 2020 г. в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО, г. Москва) при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-20033).
2 Актуальность обсуждения современного состояния и перспектив эколого-психологических исследований в контексте устойчивого развития общества и природы обусловлена тем, что экологические проблемы не могут быть решены лишь техническими средствами и требуют гуманитарного осмысления. Прежде всего речь идёт о психологических и педагогических условиях и методах трансформации антропоцентрической позиции в отношениях человека к окружающей природной и социокультурной среде обитания, а также по отношению к собственной природе человека.
3 С приветственным словом выступили исполняющий обязанности директора ПИ РАО кандидат психологических наук, профессор П.А. Сергоманов, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор академик РАО С.Б. Малых, также было зачитано приветственное слово от директора Института педагогического образования университета Дунайвароша (Венгрия) Сабо Чиллы Марианны.
4

Пленарное заседание конференции было открыто докладом заведующего лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО, д-ра психол. наук, проф., чл.-корр. РАО В.И. Панова “Психология устойчивого развития: истоки и перспективы”. Уже третья конференция проводится под лозунгом устойчивого развития общества и планеты (sustainable development). Несмотря на то, что впервые идеи устойчивого развития были озвучены в мировом сообществе еще в 1972 г., они до сих пор практически неизвестны, а для психологов и вовсе являются terraincognita. Происходит стремительное самоуничтожение человечества на всех уровнях бытия: алкоголизация и наркотизация вызывают мутации человеческого генотипа, глобализация приводит к исчезновению культур. Известна “красная книга” редких и исчезающих биологических видов, но в культуре происходит то же самое, а ведь человек обретает свою родовую сущность именно через присвоение культурных образцов. Возрастающая социальная напряжённость приводит к массовому угнетению психических функций как взрослого, так и ребенка, от постоянного стресса до психических отклонений. Между тем в работах экологов обосновано взаимовлияние экологии и экономики, политики, права и т.п., но не акцентируются связи экологии и восприятия, мышления, эмоций, общения людей с природой, другими людьми, самим собой. Необходимо активное привлечение психологии, и не только в связи с проблемами экологического сознания и поведения человека. Активно происходит масштабная цифровизация образовательной среды, что требует особого внимания со стороны психологической науки.

5 Руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН д-р биол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.М. Захаров начал выступление “От экологии к психологии устойчивого развития” с того, что не следует выделять экологические психологию, культуру, поведение и т.п. Вся психология должна быть глубоко экологична, то же касается и культуры. “Цели устойчивого развития” (ЦУР) были приняты на международном уровне пять лет назад, но о них мало что известно широкой общественности. Пандемия коронавируса подтверждает тесную связь человека с природой, но пока экологией занимаются только экологи, прорыва в исследованиях не будет. Россия присоединилась к международным процессам (Парижское соглашение об изменении климата, ЦУР и пр.) и в политике, и в бизнесе, и на уровне гражданского общества. Однако наука занимает пока противоречивую позицию. Что такое экология сегодня? Это мировоззрение, которое шире экономики и даже психологии. Нужно распространять информацию, знания, а экологическая деятельность должна приносить радость и удовольствие.
6 Доклад директора Института образовательной информатики федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН, д-ра физ.-мат. наук, проф., академика РАН и РАО А.Л. Семенова “Цифровая трансформация школы: как учиться расширенной личности?” раскрыл ещё один важный аспект взаимодействий современного человека ― с цифровой средой. Сначала появилась речь, потом письменность, книгопечатание, около ста лет назад ― то, что связано с искусственным интеллектом. В целом это автоматизация интеллектуальной деятельности человека. Информационные революции вызывают довольно естественные контрреволюции. Еще Платон опасался, что распространение письменности в Древней Греции убивает мудрость, общение, понимание, память и учение. Сегодня можно слышать те же высказывания в отношении компьютеров и Интернета. Однако сегодня граница между сознанием и информационной средой становится всё более зыбкой, почти условной, среда всё активнее идет навстречу человеку. Главным становится вопрос: Интернет управляет человеком или человек Интернетом? Ответ в том, что Интернет ― часть нашего расширенного сознания. Эти обстоятельства заставляют нас переосмыслить, что такое образование и какие стоят перед ним цели в нынешнем непредсказуемом мире. Имеем ли мы право ограждать ребёнка от цифровой реальности? Похоже, что это невозможно. Сегодня лишь около 5% учителей литературы допускают, что ребёнок может сдать им сочинение, напечатанное на принтере; но лидеры образования, например, учитель года России 2019 г. Л.Г. Арачашвили (русский язык и литература), уже действуют по-другому.
7 Заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор С.В.Алексеев в докладе “Цели устойчивого развития глазами петербуржцев” представил результаты исследования понимания ЦУР представителями разных групп населения Санкт-Петербурга (школьники, студенты, взрослые), проведённого в 2018 г. Для детей вопрос оказался непростой, в целом оценка понимания сути устойчивого развития составила 5.3 балла из 10. Среди наиболее важных ЦУР старшеклассники обозначили качественное образование, чистую воду и санитарию, хорошее здоровье и благополучие, достойную работу и экономический рост, ликвидацию нищеты. Школьники выше среднего оценивают свои экологические знания (6.8) и собственное экологическое поведение в повседневной жизни (6.3). Студенты вузов довольно высоко оценивают знание идеологии устойчивого развития (6.0). Использование экологических императивов в повседневной и профессиональной деятельности оценивается в 5.6 балла. Наиболее важные ЦУР для студентов: хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, недорогостоящая и чистая энергия, ликвидация голода, ликвидация нищеты. Взрослые (25 лет и старше) оценивают собственный уровень владения основными понятиями и терминами экологии в 6.3 балла (среднее значение по всем трём группам). Все возрастные группы отмечают наибольшую важность трёх целей: хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, качественное образование. Также представляет интерес анализ наименее востребованных целей: равенство социальных ролей женщин и мужчин; индустриализация, инновации и развитие инфраструктуры; баланс между потреблением и производством; сохранение морских экосистем; партнерство стран в интересах устойчивого развития. Таким образом, все группы людей в исследовании обладали информацией по проблемам экологии, окружающей среды и устойчивому развитию (просветительская составляющая), однако уровень знаний по указанным проблемам (образовательная составляющая) нельзя назвать высоким. Как молодёжи, так и взрослым свойственны мотивация к совершенствованию, модернизации системы непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
8 Профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук Д.С. Ермаков начал доклад “Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы” с результатов наукометрического анализа выполненных в РФ диссертационных исследований на тему “устойчивое развитие” (всего более 1.3 тыс. работ с 1987 г.). Подавляющее большинство из них по экономическим наукам (85%), по психологии имеются лишь отдельные исследования (0.2%). Общепринятое определение понятия “устойчивое развитие” (несмотря на принятый международный стандарт ИСО 37120:2014) отсутствует. Известна также дискуссия об адекватности перевода термина sustainable development на русский язык, поскольку устойчивость предполагает стабильность, постоянство, а развитие ― изменение. Содержательная критика исходит из того, что чисто технологического пути преодоления кризисов (ресурсосбержение, очистные и защитные сооружения и т.п.) вообще не существует. Человечеству необходимо изменить шкалу ценностей, социально-политические и экономические процессы.
9 В то время как традиционное понимание устойчивого развития ориентировано на предотвращение (не допустить переэксплуатацию, истощение природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания), психология должна сфокусироваться на содействии (обогащение, регенерация, гибкие изменения). В связи с этим предлагается метацентрический подход, в рамках которого устойчивость включает вертикальную (“откуда я пришёл”, “где я нахожусь”, “куда я пойду”) и горизонтальную (переход от эгоцентрической к альтруистической позиции) оси рефлексивности. В рамках экопсихологического подхода установки устойчивого развития носят онтологический характер, поскольку природа рассматривается как трансцендентальное основание становления, саморазвития любых форм бытия. Система “человек–природа” выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к устойчивому саморазвитию. Феноменологический подход основан на восстановлении осознанных, устойчивых отношений с природой, что предполагает определённый способ восприятия Земли и нашего отношения к ней.
10 Е.В. Колесова, кандидат педагогических наук, начальник эколого-просветительского центра “Воробьёвы горы” в докладе “Почему идеи устойчивого развития не овладевают умами в Российской Федерации” напомнила историю становления концепции устойчивого развития с 1987 г. (доклад “Наше общее будущее”) по сегодняшний день (в 2020 г. Россия готовит первый добровольный отчет о достижении ЦУР для ООН). При этом возникает ряд вопросов: почему, хотя в образовании и просвещении многое сделано, в жизни мало что изменилось; что тормозит процесс; какие есть возражения; на что должны быть направлены усилия по продвижению устойчивого развития? Автор связывает торможение с эффектом культурного запаздывания, а также с отсутствием политической заинтересованности. Дело в том, что осмысление концепции устойчивого развития на международном уровне (1990-е гг.) происходило в период проведения в нашей стране радикальных реформ, и до сих пор этот переход связан с большими трудностями как в регионах, так и в стране в целом. Население слабо осведомлено о трактовке грядущих изменений. Устойчивое развитие не соответствует ментальности и ценностям российского общества, не ориентировано (в отличие от экологической культуры) на конкретную личность. По словам бывшего Генерального секретаря ООН Коффи Аннана, устойчивое развитие превратилось скорее в заклинание, чем в призыв к действию.
11 Пока концепция устойчивого развития внедряется сверху и обусловлена не научным анализом, а политическими мотивами. Хотя следует отметить, что и научные представления (относительно причин изменения климата, темпов вымирания биологических видов, токсичности искусственных веществ и пр.) также не полны. Выраженный этический аспект (отношение к росту народонаселения, неравенству, бедности, нищете, социальной ответственности и т.п.) осложняет проблему. Итак, что же такое устойчивое развитие: идеология, наука, религия, политика, культура, утопия или цель (“светлый путь в наше общее будущее”), миф или реальность? Однозначного ответа нет.
12 Доктор психологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т.А. Нестик представил результаты теоретико-эмпирического исследования переживания глобальных рисков в российском обществе в докладе “Отношение россиян к глобальным рискам: социально-психологический анализ”. В 2019 г. россиян больше всего беспокоили локальные экологические проблемы (мусор, вырубка лесов и т.п.; 85%), загрязнение в результате техногенных катастроф (79%); экстремальные погодные явления и стихийные бедствия, исчерпание природных ресурсов планеты и массовые эпидемии (по 75%); рост социального неравенства и несправедливости (74%), изменение климата (69%), международный терроризм (68%), ядерная война (67%), глобальный экономический кризис (64%). Тревога по поводу глобальных рисков связана с чувством уязвимости, вызванным неудовлетворённостью материальным благосостоянием и ростом неравенства.
13 Автором выделены соответствующие социально-психологические типы (радикальные пессимисты, встревоженные традиционалисты, активисты, игнорирующие, пассивные прагматики, оптимисты), а также наиболее распространенные в российском обществе стратегии совладания с рисками: социальная мобилизация (готовность к активным действиям; 32.6%), депроблематизация (безразличие, “ситуация сама разрешится к лучшему”; 27.4%), индивидуальная самозащита (26.6%), эскапизм (апокалиптические ожидания и неготовность что-либо делать; 13.4%).
14 Сформулированы концептуальные положения о социально-психологических механизмах, лежащих в основе формирования планетарной этики и ответственности перед будущим на примере “эвристики страха” (Г. Йонас) и алармизма. При информировании о рисках нужно сообщать об успешном опыте, поддерживать доверие к социальным институтам, предлагать чёткую программу действий, которая поддерживает самоуважение, ориентацию на заботу о других людях и веру в способность влиять на свою судьбу.
15

На конференции работали секции “Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание” (модераторы кандидат психологических наук, доцент П.Н. Виноградов; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник М.О.  Мдивани), “Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность” (доктор психологических наук, профессор С.К. Нартова-Бочавер), “Средовые условия психических состояний: стрессогенность, благополучие, регуляция” (кандидат психологических наук, доцент Е.В. Бурмистрова; кандидат психологических наук, доцент М.М. Абдуллаева), “Психология образовательной среды” (доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Баева; доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина), “Психология и педагогика экологического образования в целях устойчивого развития” (доктор педагогических наук, профессор, Ю.М. Гришаева; доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А.Н. Захлебный), “Психологические аспекты цифровизации информационной среды” (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г.У. Солдатова; кандидат психологических наук, доцент А.Е. Войскунский) и “Экопсихологический подход к развитию психики: субъект-средовые взаимодействия и субъектность” (доктор психологических наук, профессор А.В. Капцов.; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И. Панов), посвященная 25-летию лаборатории экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО.

16 Проблематика докладов, представленных на секционных заседаниях Международной научно-практической конференции “9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития” [1], позволяет сделать следующие выводы:
17

1) Актуальность эколого-психологической тематики обусловлена необходимостью осознания того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественно-научными, экономическими и техногенными средствами. Решение этих проблем в контексте устойчивого развития общества и природы неизбежно требует участия психологов и педагогов. Речь идет, прежде всего, о психологических и педагогических условиях и методах изменения антропоцентрической позиции человека на экоцентрическую по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В то же время актуальность эколого-психологических исследований обусловлена теоретической и практической необходимостью методологического использования отношения “индивид–среда” в качестве исходной предпосылки для изучения психического развития человека в контексте его взаимодействий с окружающей средой, его психических процессов, состояний и, конечно, экологического сознания.

18

2) Как и десятки тысячлет назад, актуальна проблема сохранения человечества как биологического вида и как глобального субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами по преобразованию окружающей среды и природы самого человека. Поэтому особое значение приобретают проблемы массового формирования природно- и социально-ориентированного экологического сознания населения планеты и воспитания экологической ответственности взрослого и детского населения планеты, в том числе по отношению к новым экологическим вызовам со стороны природы (например, пандемия коронавируса) и со стороны ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (повсеместная цифровизация профессиональной и личной жизни современного человека). 

References

1. Ekopsihologicheskie issledovaniya − 6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnyh statej. Ed. V.I. Panov. Moscow: FGBNU “Psihologicheskij institute RAO”; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020.

Comments

No posts found

Write a review
Translate