The article presents the main results of the discussion of the status and prospects of environmental and psychological research at the international conference “9th Russian Conference on Environmental Psychology: From the Ecology of Childhood to the Psychology of Sustainable Development” (March 17–19, 2020, Moscow). According to the results of the conference, it was noted that in the context of a global deterioration of the ecological and social situation on the planet, the coronavirus pandemic, the wide digitalization of life and other environmental challenges,active participation required of psychologists and teachers in ensuring the ecological existence and development of children and adults in accordance with the goals of the Sustainable Development Concept development of mankind and the planet.
Пленарное заседание конференции было открыто докладом заведующего лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО, д-ра психол. наук, проф., чл.-корр. РАО В.И. Панова “Психология устойчивого развития: истоки и перспективы”. Уже третья конференция проводится под лозунгом устойчивого развития общества и планеты (sustainable development). Несмотря на то, что впервые идеи устойчивого развития были озвучены в мировом сообществе еще в 1972 г., они до сих пор практически неизвестны, а для психологов и вовсе являются terraincognita. Происходит стремительное самоуничтожение человечества на всех уровнях бытия: алкоголизация и наркотизация вызывают мутации человеческого генотипа, глобализация приводит к исчезновению культур. Известна “красная книга” редких и исчезающих биологических видов, но в культуре происходит то же самое, а ведь человек обретает свою родовую сущность именно через присвоение культурных образцов. Возрастающая социальная напряжённость приводит к массовому угнетению психических функций как взрослого, так и ребенка, от постоянного стресса до психических отклонений. Между тем в работах экологов обосновано взаимовлияние экологии и экономики, политики, права и т.п., но не акцентируются связи экологии и восприятия, мышления, эмоций, общения людей с природой, другими людьми, самим собой. Необходимо активное привлечение психологии, и не только в связи с проблемами экологического сознания и поведения человека. Активно происходит масштабная цифровизация образовательной среды, что требует особого внимания со стороны психологической науки.
На конференции работали секции “Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание” (модераторы кандидат психологических наук, доцент П.Н. Виноградов; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник М.О. Мдивани), “Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность” (доктор психологических наук, профессор С.К. Нартова-Бочавер), “Средовые условия психических состояний: стрессогенность, благополучие, регуляция” (кандидат психологических наук, доцент Е.В. Бурмистрова; кандидат психологических наук, доцент М.М. Абдуллаева), “Психология образовательной среды” (доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Баева; доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина), “Психология и педагогика экологического образования в целях устойчивого развития” (доктор педагогических наук, профессор, Ю.М. Гришаева; доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А.Н. Захлебный), “Психологические аспекты цифровизации информационной среды” (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г.У. Солдатова; кандидат психологических наук, доцент А.Е. Войскунский) и “Экопсихологический подход к развитию психики: субъект-средовые взаимодействия и субъектность” (доктор психологических наук, профессор А.В. Капцов.; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И. Панов), посвященная 25-летию лаборатории экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО.
1) Актуальность эколого-психологической тематики обусловлена необходимостью осознания того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественно-научными, экономическими и техногенными средствами. Решение этих проблем в контексте устойчивого развития общества и природы неизбежно требует участия психологов и педагогов. Речь идет, прежде всего, о психологических и педагогических условиях и методах изменения антропоцентрической позиции человека на экоцентрическую по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В то же время актуальность эколого-психологических исследований обусловлена теоретической и практической необходимостью методологического использования отношения “индивид–среда” в качестве исходной предпосылки для изучения психического развития человека в контексте его взаимодействий с окружающей средой, его психических процессов, состояний и, конечно, экологического сознания.
2) Как и десятки тысячлет назад, актуальна проблема сохранения человечества как биологического вида и как глобального субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами по преобразованию окружающей среды и природы самого человека. Поэтому особое значение приобретают проблемы массового формирования природно- и социально-ориентированного экологического сознания населения планеты и воспитания экологической ответственности взрослого и детского населения планеты, в том числе по отношению к новым экологическим вызовам со стороны природы (например, пандемия коронавируса) и со стороны ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (повсеместная цифровизация профессиональной и личной жизни современного человека).
1. Ekopsihologicheskie issledovaniya − 6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnyh statej. Ed. V.I. Panov. Moscow: FGBNU “Psihologicheskij institute RAO”; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020.
No posts found
Comments
No posts found