Представлены итоги обсуждения состояния и перспектив эколого-психологических исследований на международной конференции «IX Российская конференция по экологической психологии “От экологии детства к психологии устойчивого развития”» (17–19 марта 2020 г., Москва). По итогам конференции отмечено, что в условиях глобального ухудшения экологической и социальной ситуации на планете, пандемии коронавируса, широкой цифровизации жизнедеятельности и других экологических вызовов требуется активное участие психологов и педагогов в обеспечении экологичного существования и развития детей и взрослых в соответствии с целями Концепции устойчивого развития человечества и планеты.
Пленарное заседание конференции было открыто докладом заведующего лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО, д-ра психол. наук, проф., чл.-корр. РАО В.И. Панова “Психология устойчивого развития: истоки и перспективы”. Уже третья конференция проводится под лозунгом устойчивого развития общества и планеты (sustainable development). Несмотря на то, что впервые идеи устойчивого развития были озвучены в мировом сообществе еще в 1972 г., они до сих пор практически неизвестны, а для психологов и вовсе являются terraincognita. Происходит стремительное самоуничтожение человечества на всех уровнях бытия: алкоголизация и наркотизация вызывают мутации человеческого генотипа, глобализация приводит к исчезновению культур. Известна “красная книга” редких и исчезающих биологических видов, но в культуре происходит то же самое, а ведь человек обретает свою родовую сущность именно через присвоение культурных образцов. Возрастающая социальная напряжённость приводит к массовому угнетению психических функций как взрослого, так и ребенка, от постоянного стресса до психических отклонений. Между тем в работах экологов обосновано взаимовлияние экологии и экономики, политики, права и т.п., но не акцентируются связи экологии и восприятия, мышления, эмоций, общения людей с природой, другими людьми, самим собой. Необходимо активное привлечение психологии, и не только в связи с проблемами экологического сознания и поведения человека. Активно происходит масштабная цифровизация образовательной среды, что требует особого внимания со стороны психологической науки.
На конференции работали секции “Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание” (модераторы кандидат психологических наук, доцент П.Н. Виноградов; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник М.О. Мдивани), “Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность” (доктор психологических наук, профессор С.К. Нартова-Бочавер), “Средовые условия психических состояний: стрессогенность, благополучие, регуляция” (кандидат психологических наук, доцент Е.В. Бурмистрова; кандидат психологических наук, доцент М.М. Абдуллаева), “Психология образовательной среды” (доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Баева; доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина), “Психология и педагогика экологического образования в целях устойчивого развития” (доктор педагогических наук, профессор, Ю.М. Гришаева; доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А.Н. Захлебный), “Психологические аспекты цифровизации информационной среды” (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г.У. Солдатова; кандидат психологических наук, доцент А.Е. Войскунский) и “Экопсихологический подход к развитию психики: субъект-средовые взаимодействия и субъектность” (доктор психологических наук, профессор А.В. Капцов.; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И. Панов), посвященная 25-летию лаборатории экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО.
1) Актуальность эколого-психологической тематики обусловлена необходимостью осознания того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественно-научными, экономическими и техногенными средствами. Решение этих проблем в контексте устойчивого развития общества и природы неизбежно требует участия психологов и педагогов. Речь идет, прежде всего, о психологических и педагогических условиях и методах изменения антропоцентрической позиции человека на экоцентрическую по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В то же время актуальность эколого-психологических исследований обусловлена теоретической и практической необходимостью методологического использования отношения “индивид–среда” в качестве исходной предпосылки для изучения психического развития человека в контексте его взаимодействий с окружающей средой, его психических процессов, состояний и, конечно, экологического сознания.
2) Как и десятки тысячлет назад, актуальна проблема сохранения человечества как биологического вида и как глобального субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами по преобразованию окружающей среды и природы самого человека. Поэтому особое значение приобретают проблемы массового формирования природно- и социально-ориентированного экологического сознания населения планеты и воспитания экологической ответственности взрослого и детского населения планеты, в том числе по отношению к новым экологическим вызовам со стороны природы (например, пандемия коронавируса) и со стороны ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (повсеместная цифровизация профессиональной и личной жизни современного человека).
1. Экопсихологические исследования − 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В.И. Панов.М.: ФГБНУ “Психологический институт РАО”; Курск: Университетская книга, 2020.
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены