От экологии детства ― к психологии устойчивого развития
От экологии детства ― к психологии устойчивого развития
Аннотация
Код статьи
S020595920010513-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ермаков Д. С. 
Должность: Профессор кафедры психологии и педагогики
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Панов В. И.
Должность: Заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Аффилиация: Психологический институт Российской академии образования
Адрес: ул. Моховая, 9, стр.4
Выпуск
Страницы
121-125
Аннотация

Представлены итоги обсуждения состояния и перспектив эколого-психологических исследований на международной конференции «IX Российская конференция по экологической психологии “От экологии детства к психологии устойчивого развития”» (17–19 марта 2020 г., Москва). По итогам конференции отмечено, что в условиях глобального ухудшения экологической и социальной ситуации на планете, пандемии коронавируса, широкой цифровизации жизнедеятельности и других экологических вызовов требуется активное участие психологов и педагогов в обеспечении экологичного существования и развития детей и взрослых в соответствии с целями Концепции устойчивого развития человечества и планеты. 

Ключевые слова
Конференция, экологическая психология, экология детства, психология устойчивого развития, психические состояния, экологическое образование, субъект-средовые взаимодействия
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14067 мк “Коммуникативные взаимодействия и субъектность учащихся в условиях цифровизации образования: от экопсихологии к психодидактике”
Классификатор
Получено
23.07.2020
Дата публикации
24.07.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
924
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Девятая Российская конференция по экологической психологии “От экологии детства к психологии устойчивого развития” состоялась 17–19 марта 2020 г. в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО, г. Москва) при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-20033).
2 Актуальность обсуждения современного состояния и перспектив эколого-психологических исследований в контексте устойчивого развития общества и природы обусловлена тем, что экологические проблемы не могут быть решены лишь техническими средствами и требуют гуманитарного осмысления. Прежде всего речь идёт о психологических и педагогических условиях и методах трансформации антропоцентрической позиции в отношениях человека к окружающей природной и социокультурной среде обитания, а также по отношению к собственной природе человека.
3 С приветственным словом выступили исполняющий обязанности директора ПИ РАО кандидат психологических наук, профессор П.А. Сергоманов, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор академик РАО С.Б. Малых, также было зачитано приветственное слово от директора Института педагогического образования университета Дунайвароша (Венгрия) Сабо Чиллы Марианны.
4

Пленарное заседание конференции было открыто докладом заведующего лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО, д-ра психол. наук, проф., чл.-корр. РАО В.И. Панова “Психология устойчивого развития: истоки и перспективы”. Уже третья конференция проводится под лозунгом устойчивого развития общества и планеты (sustainable development). Несмотря на то, что впервые идеи устойчивого развития были озвучены в мировом сообществе еще в 1972 г., они до сих пор практически неизвестны, а для психологов и вовсе являются terraincognita. Происходит стремительное самоуничтожение человечества на всех уровнях бытия: алкоголизация и наркотизация вызывают мутации человеческого генотипа, глобализация приводит к исчезновению культур. Известна “красная книга” редких и исчезающих биологических видов, но в культуре происходит то же самое, а ведь человек обретает свою родовую сущность именно через присвоение культурных образцов. Возрастающая социальная напряжённость приводит к массовому угнетению психических функций как взрослого, так и ребенка, от постоянного стресса до психических отклонений. Между тем в работах экологов обосновано взаимовлияние экологии и экономики, политики, права и т.п., но не акцентируются связи экологии и восприятия, мышления, эмоций, общения людей с природой, другими людьми, самим собой. Необходимо активное привлечение психологии, и не только в связи с проблемами экологического сознания и поведения человека. Активно происходит масштабная цифровизация образовательной среды, что требует особого внимания со стороны психологической науки.

5 Руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН д-р биол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.М. Захаров начал выступление “От экологии к психологии устойчивого развития” с того, что не следует выделять экологические психологию, культуру, поведение и т.п. Вся психология должна быть глубоко экологична, то же касается и культуры. “Цели устойчивого развития” (ЦУР) были приняты на международном уровне пять лет назад, но о них мало что известно широкой общественности. Пандемия коронавируса подтверждает тесную связь человека с природой, но пока экологией занимаются только экологи, прорыва в исследованиях не будет. Россия присоединилась к международным процессам (Парижское соглашение об изменении климата, ЦУР и пр.) и в политике, и в бизнесе, и на уровне гражданского общества. Однако наука занимает пока противоречивую позицию. Что такое экология сегодня? Это мировоззрение, которое шире экономики и даже психологии. Нужно распространять информацию, знания, а экологическая деятельность должна приносить радость и удовольствие.
6 Доклад директора Института образовательной информатики федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН, д-ра физ.-мат. наук, проф., академика РАН и РАО А.Л. Семенова “Цифровая трансформация школы: как учиться расширенной личности?” раскрыл ещё один важный аспект взаимодействий современного человека ― с цифровой средой. Сначала появилась речь, потом письменность, книгопечатание, около ста лет назад ― то, что связано с искусственным интеллектом. В целом это автоматизация интеллектуальной деятельности человека. Информационные революции вызывают довольно естественные контрреволюции. Еще Платон опасался, что распространение письменности в Древней Греции убивает мудрость, общение, понимание, память и учение. Сегодня можно слышать те же высказывания в отношении компьютеров и Интернета. Однако сегодня граница между сознанием и информационной средой становится всё более зыбкой, почти условной, среда всё активнее идет навстречу человеку. Главным становится вопрос: Интернет управляет человеком или человек Интернетом? Ответ в том, что Интернет ― часть нашего расширенного сознания. Эти обстоятельства заставляют нас переосмыслить, что такое образование и какие стоят перед ним цели в нынешнем непредсказуемом мире. Имеем ли мы право ограждать ребёнка от цифровой реальности? Похоже, что это невозможно. Сегодня лишь около 5% учителей литературы допускают, что ребёнок может сдать им сочинение, напечатанное на принтере; но лидеры образования, например, учитель года России 2019 г. Л.Г. Арачашвили (русский язык и литература), уже действуют по-другому.
7 Заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор С.В.Алексеев в докладе “Цели устойчивого развития глазами петербуржцев” представил результаты исследования понимания ЦУР представителями разных групп населения Санкт-Петербурга (школьники, студенты, взрослые), проведённого в 2018 г. Для детей вопрос оказался непростой, в целом оценка понимания сути устойчивого развития составила 5.3 балла из 10. Среди наиболее важных ЦУР старшеклассники обозначили качественное образование, чистую воду и санитарию, хорошее здоровье и благополучие, достойную работу и экономический рост, ликвидацию нищеты. Школьники выше среднего оценивают свои экологические знания (6.8) и собственное экологическое поведение в повседневной жизни (6.3). Студенты вузов довольно высоко оценивают знание идеологии устойчивого развития (6.0). Использование экологических императивов в повседневной и профессиональной деятельности оценивается в 5.6 балла. Наиболее важные ЦУР для студентов: хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, недорогостоящая и чистая энергия, ликвидация голода, ликвидация нищеты. Взрослые (25 лет и старше) оценивают собственный уровень владения основными понятиями и терминами экологии в 6.3 балла (среднее значение по всем трём группам). Все возрастные группы отмечают наибольшую важность трёх целей: хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, качественное образование. Также представляет интерес анализ наименее востребованных целей: равенство социальных ролей женщин и мужчин; индустриализация, инновации и развитие инфраструктуры; баланс между потреблением и производством; сохранение морских экосистем; партнерство стран в интересах устойчивого развития. Таким образом, все группы людей в исследовании обладали информацией по проблемам экологии, окружающей среды и устойчивому развитию (просветительская составляющая), однако уровень знаний по указанным проблемам (образовательная составляющая) нельзя назвать высоким. Как молодёжи, так и взрослым свойственны мотивация к совершенствованию, модернизации системы непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
8 Профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук Д.С. Ермаков начал доклад “Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы” с результатов наукометрического анализа выполненных в РФ диссертационных исследований на тему “устойчивое развитие” (всего более 1.3 тыс. работ с 1987 г.). Подавляющее большинство из них по экономическим наукам (85%), по психологии имеются лишь отдельные исследования (0.2%). Общепринятое определение понятия “устойчивое развитие” (несмотря на принятый международный стандарт ИСО 37120:2014) отсутствует. Известна также дискуссия об адекватности перевода термина sustainable development на русский язык, поскольку устойчивость предполагает стабильность, постоянство, а развитие ― изменение. Содержательная критика исходит из того, что чисто технологического пути преодоления кризисов (ресурсосбержение, очистные и защитные сооружения и т.п.) вообще не существует. Человечеству необходимо изменить шкалу ценностей, социально-политические и экономические процессы.
9 В то время как традиционное понимание устойчивого развития ориентировано на предотвращение (не допустить переэксплуатацию, истощение природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания), психология должна сфокусироваться на содействии (обогащение, регенерация, гибкие изменения). В связи с этим предлагается метацентрический подход, в рамках которого устойчивость включает вертикальную (“откуда я пришёл”, “где я нахожусь”, “куда я пойду”) и горизонтальную (переход от эгоцентрической к альтруистической позиции) оси рефлексивности. В рамках экопсихологического подхода установки устойчивого развития носят онтологический характер, поскольку природа рассматривается как трансцендентальное основание становления, саморазвития любых форм бытия. Система “человек–природа” выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к устойчивому саморазвитию. Феноменологический подход основан на восстановлении осознанных, устойчивых отношений с природой, что предполагает определённый способ восприятия Земли и нашего отношения к ней.
10 Е.В. Колесова, кандидат педагогических наук, начальник эколого-просветительского центра “Воробьёвы горы” в докладе “Почему идеи устойчивого развития не овладевают умами в Российской Федерации” напомнила историю становления концепции устойчивого развития с 1987 г. (доклад “Наше общее будущее”) по сегодняшний день (в 2020 г. Россия готовит первый добровольный отчет о достижении ЦУР для ООН). При этом возникает ряд вопросов: почему, хотя в образовании и просвещении многое сделано, в жизни мало что изменилось; что тормозит процесс; какие есть возражения; на что должны быть направлены усилия по продвижению устойчивого развития? Автор связывает торможение с эффектом культурного запаздывания, а также с отсутствием политической заинтересованности. Дело в том, что осмысление концепции устойчивого развития на международном уровне (1990-е гг.) происходило в период проведения в нашей стране радикальных реформ, и до сих пор этот переход связан с большими трудностями как в регионах, так и в стране в целом. Население слабо осведомлено о трактовке грядущих изменений. Устойчивое развитие не соответствует ментальности и ценностям российского общества, не ориентировано (в отличие от экологической культуры) на конкретную личность. По словам бывшего Генерального секретаря ООН Коффи Аннана, устойчивое развитие превратилось скорее в заклинание, чем в призыв к действию.
11 Пока концепция устойчивого развития внедряется сверху и обусловлена не научным анализом, а политическими мотивами. Хотя следует отметить, что и научные представления (относительно причин изменения климата, темпов вымирания биологических видов, токсичности искусственных веществ и пр.) также не полны. Выраженный этический аспект (отношение к росту народонаселения, неравенству, бедности, нищете, социальной ответственности и т.п.) осложняет проблему. Итак, что же такое устойчивое развитие: идеология, наука, религия, политика, культура, утопия или цель (“светлый путь в наше общее будущее”), миф или реальность? Однозначного ответа нет.
12 Доктор психологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т.А. Нестик представил результаты теоретико-эмпирического исследования переживания глобальных рисков в российском обществе в докладе “Отношение россиян к глобальным рискам: социально-психологический анализ”. В 2019 г. россиян больше всего беспокоили локальные экологические проблемы (мусор, вырубка лесов и т.п.; 85%), загрязнение в результате техногенных катастроф (79%); экстремальные погодные явления и стихийные бедствия, исчерпание природных ресурсов планеты и массовые эпидемии (по 75%); рост социального неравенства и несправедливости (74%), изменение климата (69%), международный терроризм (68%), ядерная война (67%), глобальный экономический кризис (64%). Тревога по поводу глобальных рисков связана с чувством уязвимости, вызванным неудовлетворённостью материальным благосостоянием и ростом неравенства.
13 Автором выделены соответствующие социально-психологические типы (радикальные пессимисты, встревоженные традиционалисты, активисты, игнорирующие, пассивные прагматики, оптимисты), а также наиболее распространенные в российском обществе стратегии совладания с рисками: социальная мобилизация (готовность к активным действиям; 32.6%), депроблематизация (безразличие, “ситуация сама разрешится к лучшему”; 27.4%), индивидуальная самозащита (26.6%), эскапизм (апокалиптические ожидания и неготовность что-либо делать; 13.4%).
14 Сформулированы концептуальные положения о социально-психологических механизмах, лежащих в основе формирования планетарной этики и ответственности перед будущим на примере “эвристики страха” (Г. Йонас) и алармизма. При информировании о рисках нужно сообщать об успешном опыте, поддерживать доверие к социальным институтам, предлагать чёткую программу действий, которая поддерживает самоуважение, ориентацию на заботу о других людях и веру в способность влиять на свою судьбу.
15

На конференции работали секции “Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание” (модераторы кандидат психологических наук, доцент П.Н. Виноградов; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник М.О.  Мдивани), “Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность” (доктор психологических наук, профессор С.К. Нартова-Бочавер), “Средовые условия психических состояний: стрессогенность, благополучие, регуляция” (кандидат психологических наук, доцент Е.В. Бурмистрова; кандидат психологических наук, доцент М.М. Абдуллаева), “Психология образовательной среды” (доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Баева; доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина), “Психология и педагогика экологического образования в целях устойчивого развития” (доктор педагогических наук, профессор, Ю.М. Гришаева; доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А.Н. Захлебный), “Психологические аспекты цифровизации информационной среды” (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г.У. Солдатова; кандидат психологических наук, доцент А.Е. Войскунский) и “Экопсихологический подход к развитию психики: субъект-средовые взаимодействия и субъектность” (доктор психологических наук, профессор А.В. Капцов.; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И. Панов), посвященная 25-летию лаборатории экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО.

16 Проблематика докладов, представленных на секционных заседаниях Международной научно-практической конференции “9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития” [1], позволяет сделать следующие выводы:
17

1) Актуальность эколого-психологической тематики обусловлена необходимостью осознания того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественно-научными, экономическими и техногенными средствами. Решение этих проблем в контексте устойчивого развития общества и природы неизбежно требует участия психологов и педагогов. Речь идет, прежде всего, о психологических и педагогических условиях и методах изменения антропоцентрической позиции человека на экоцентрическую по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В то же время актуальность эколого-психологических исследований обусловлена теоретической и практической необходимостью методологического использования отношения “индивид–среда” в качестве исходной предпосылки для изучения психического развития человека в контексте его взаимодействий с окружающей средой, его психических процессов, состояний и, конечно, экологического сознания.

18

2) Как и десятки тысячлет назад, актуальна проблема сохранения человечества как биологического вида и как глобального субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами по преобразованию окружающей среды и природы самого человека. Поэтому особое значение приобретают проблемы массового формирования природно- и социально-ориентированного экологического сознания населения планеты и воспитания экологической ответственности взрослого и детского населения планеты, в том числе по отношению к новым экологическим вызовам со стороны природы (например, пандемия коронавируса) и со стороны ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (повсеместная цифровизация профессиональной и личной жизни современного человека). 

Библиография

1. Экопсихологические исследования − 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В.И. Панов.М.: ФГБНУ “Психологический институт РАО”; Курск: Университетская книга, 2020.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести