- Код статьи
- S020595920010519-6-1
- DOI
- 10.31857/S020595920010519-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 41 / № 4
- Страницы
- 126-127
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 24.07.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 28
- Всего просмотров
- 669
Книга К.Р. Арутюновой и Ю.И. Александрова “Мораль и субъективный опыт” появилась на редкость вовремя. Я понимаю, что авторы не могли предугадать, что их труд окажется причастным к тому цивилизационному слому, который назревал и предчувствовался давно, но обрушился на человечество внезапно и коварно, почти невидимо, но тотально перевернул сразу целые пласты нашей жизни, причем на всей планете сразу1. Случайность? Если и так, то неслучайная случайность.
Книга “Мораль и субъективный опыт” построена как классическое научное произведение и обсуждает фундаментальные вопросы, затрагивающие интересы целого ряда областей знания: от нейрофизиологии, этнологии и психологии до антропологии и философии. Она мультидисциплинарна в лучшем смысле этого ставшего расхожим термина. Особо подчеркну её мировоззренческое значение, её важность на этом этапе развития человечества, когда жёстко (как никогда жёстко, т.к. речь идёт о выживании нас как биологического вида и цивилизации) встал вопрос о необходимости заново сформулировать, кто мы такие, какие у нас цели, как мы видим своё прошлое и будущее. Пришло время самоидентификации и рефлексии, и делать это нужно полимодально и многомерно. От того, сможем ли мы это сделать не в рамках дискурса отдельных наук или бытовых привычек, а как бы сверху, зависит наше существование в наступающем новом мире.
Коллапс цивилизации в том её виде, который мы знаем последние сто лет, очевиден, и все системы ценностей требуют пересмотра. Пропасти, которые возникли между великолепием и проработанностью за многие столетия философских идей и реальной жизнью и между, с одной стороны, превалирующими в западной традиции идеями универсальности, глобальности и необходимости встроить в этот ряд иные взгляды и модусы жизни, законы этики и морали и, с другой стороны, идеями культурной специфичности, инаковости когнитивных стилей и твердо укоренившихся традиций ― стали очевидны и не могут считаться периферийными отвлеченными проблемами.
Обсуждаемые в книге фундаментальные проблемы имеют ценность не только в контексте когнитивной науки: они имеют непосредственные следствия для вполне прикладных областей, от педагогики и социологии до юриспруденции и этики. Описываемые авторами характеристики поведения и их нейрофизиологические основы определяют стили и ориентиры жизни индивидуумов, социальных групп и их взаимодействия и даже взаимоотношения стран (о чем полезно знать дипломатам). Как мы должны воспитывать наших детей? Возможно, их нужно эксплицитно учить тому, что такое мораль и этика... Не только дети, но и взрослые должны осознать, что есть и другие миры (индивидуальные и социальные), и надо учиться методам адаптации своего поведения, учитывая интересы других, а это сложная задача.
В книге обсуждаются глобальные вопросы: универсальность морали (в том числе и её истоков, возможно, в животном мире), роль различных культурных, включая религию и наивную психологию, и даже эпигенетических факторов; роль и пропорции кооперации, альтруизма, меры и необходимости наказания и т.д. Чрезвычайно интересно, что разные главы книги в итоге дают многомерное представление о проблеме, имеющей как биологическое, так и культурное измерение: Nature vs. Nurture.
В эпоху перемен, когда рухнули все базовые координаты, когда мораль как минимум пошатнулась, когда меркантильные интересы отдельных людей и целых стран и даже их блоков пошли по пути права сильного и безнаказанного, природа показала нам ясно, кто в доме хозяин, умиляясь лозунгу И.В. Мичурина, располагавшемуся во времена моего детства в каждой школе: “Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё ― наша задача”.
Монография К.Р. Арутюновой и Ю.И. Александрова не просто актуальна, она смотрит в будущее: в формирующемся цифровом мире, где искусственный интеллект отвоёвывает позиции у естественного, где биологические инновации, производимые, как полагается, с благими намерениями, несут неведомые угрозы, совершенно не разработана именно эта сторона. Освоение и обдумывание (!) всех данных науки является необходимой базой для выработки новых координат, в которых нам предстоит жить. Что будет взято за основу новой юриспруденции, для определения пределов допустимости технических и биологических экспериментов, нового образования? Степень ответственности и экзистенциальной важности выбора ориентиров невозможно недооценивать.
Книга “Мораль и субъективный опыт” по-новому ставит привычный с детства вопрос: что такое хорошо и что такое плохо в XXI веке?