Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени взрослыми людьми
Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени взрослыми людьми
Аннотация
Код статьи
S020595920016017-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лисенкова В. П. 
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Москва, г. Москва, Ярославская ул., д. 13, корп. 1
Шпагонова Н. Г.
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: г. Москва, Ярославская ул., д. 13, корп. 1
Выпуск
Страницы
4-16
Аннотация

Представлено экспериментальное исследование индивидуальных, возрастных и половых особенностей восприятия временивзрослыми людьми в возрасте от 18 до 75 лет (750 человек). Использованы методические приемы: оценка, отмеривание и воспроизведение временных интервалов в пределах одной минуты. Показано, что при восприятии одинаковых по величине интервалов времени респонденты обнаруживают противоположные индивидуальные тенденции, которые проявляются либо в переоценке и недоотмеривании временных интервалов, либо в их недооценке и переотмеривании, либо в отсутствии какой-либо определенной тенденции. Выявлены возрастные и половые различия особенностей восприятия времени взрослыми людьми. Анализ полученных данных показал наличие непрерывных микровозрастных сдвигов в пределах возрастного диапазона 18–75 лет, который характеризуется достаточно сложной, противоречивой структурой развития особенностей восприятия временных интервалов. На границе ранней и средней взрослости в 26 лет имеет место некоторое увеличение точности оценки и отмеривания временных интервалов. На границе средней и поздней взрослости в 45 лет наблюдается уже резкое снижение точности восприятия времени. Можно ли назвать эти возрастные периоды критическими или переходными, однозначно сказать не представляется возможным. Экспериментальные данные показывают, что нельзя рассматривать зрелость ни как стационарное, полностью стабилизированное состояние, где уже ничего не происходит, ни как период постепенного развертывания только инволюционных процессов. 

Ключевые слова
восприятие времени, временные интервалы, длительность, последовательность, одновременность, оценка, отмеривание, воспроизведение
Источник финансирования
Работа выполнена по гос. заданию № 0159-2020-0009
Классификатор
Получено
01.08.2021
Дата публикации
08.11.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
305
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В психологии восприятие времени определяется как субъективное отражение фундаментальных свойств объективно и независимо от нас существующего реального времени: длительности, последовательности и одновременности. Физическое, реальное время является основой для существования перцептивного психологического времени. Говоря о восприятии времени, специалисты имеют в виду отражение метрических и топологических свойств объективно существующего времени. К метрическим относят количественную его характеристику: длительность (секунда, минута, час, год, век) и одновременность. К топологическим свойствам относят качественные характеристики: одномерность, непрерывность, последовательность, однонаправленность, необратимость. [19]. Восприятие времени активно изучается не только как перцептивный, но и как когнитивный процесс, предполагающий участие памяти, внимания, предшествующего опыта, эмоциональной и других составляющих [20].
2 Анализ литературных данных, посвященных восприятию времени взрослыми людьми, указывает на отсутствие работ, в которых индивидуальные особенности восприятия времени изучались бы в разных возрастных группах, охватывающих весь период взрослости, с помощью одних и тех же методических приемов. Между тем обнаруживаются различия в адекватности восприятия времени в некоторые периоды взрослости и старения.
3 Б.Г. Ананьев указывает на то, что в психологии накоплено достаточное количество фактов, с одной стороны, в русле генетической психологии, характеризующих основные закономерности психического развития ребенка и подростка, с другой стороны, в русле психогеронтологических исследований, описывающих психофизиологические синдромы старения и старости [1, 3]. При этом наиболее творческий, продуктивный и социально значимый возраст выпал из поля зрения исследователей. По мнению Б.Г. Ананьева [2], без специальной разработки раздела возрастной психологии — психологии взрослости (зрелости) — не может быть построена единая научная теория индивидуального развития человека. Среди многообразных аспектов проблемы восприятия времени одним из наиболее сложных и наименее исследованных является изучение механизмов восприятия времени человеком. Поэтому как среди психологов, так и среди физиологов предпринимаются попытки выявить и исследовать эти механизмы. Но сказать что-либо определенное пока не представляется возможным.
4 Одни исследователи выделяют среди факторов, влияющих на восприятие времени, замедление или ускорение различных физиологических и психологических процессов, особенно у пожилых и старых людей [3], другие — снижение или особенности концентрации внимания [11, 33]. Отмечают также влияние темперамента [31], психофизиологических особенностей ВНД [8, 14, 15], особенностей индивидуального ритма человека [24] на восприятие времени. Высказывается предположение, что оценка, отмеривание и воспроизведение временных интервалов зависят от особенностей парной работы больших полушарий головного мозга человека и мозговых ритмов, в частности альфа-ритма [16, 17].
5 Билатеральные связи играют важную роль в системном механизме восприятия времени человеком [4, 3, 16, 17]. Как один из механизмов восприятия времени рассматривается влияние функциональной асимметрии головного мозга человека [26]. Описываются динамические особенности удержания определенных эталонов длительности, подчеркивается роль механизмов памяти в этом процессе [12]. В психофизических исследованиях показано влияние стимульного материала на особенности восприятия времени [13, 23, 27, 32]. Интересовало исследователей и влияние на особенности оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов нарушений мозговой деятельности и психических заболеваний [6, 7, 22]. Изучалась так называемая субъективная иллюзия, т.е. несовпадение реального возраста человека и его субъективной оценки, обусловленной влиянием на человека важнейших текущих событий или состояния здоровья в данный момент времени [21, 28]. Кроме того, предпринималась попытка построения теории психологического времени личности [9].
6 Обзор литературы свидетельствует о том, что результаты исследований процесса восприятия времени зависят от методических приемов, используемых в эксперименте, и это следует учитывать при сравнении данных, полученных разными исследователями. Так, при оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов одними и теми же людьми точность работы различается, то есть использование при прочих равных условиях разных методических приемов дает разную степень адекватности восприятия времени [18]. Наибольшая по величине ошибка обычно наблюдается при оценке временных интервалов, меньше — при отмеривании. А самая высокая точность восприятия времени у одного и того же человека наблюдается при воспроизведении заданных интервалов времени [18]. При этом возможны индивидуальные тенденции.
7 В исследованиях Е.Ю. Балашовой и Л.И. Микеладзе [6, 7] приведен подробный литературный обзор современных отечественных и зарубежных данных об особенностях восприятия времени. В том числе рассматривается и влияние возрастных факторов на особенности оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов. Авторы не только анализируют данные целого ряда исследователей, но и сопоставляют результаты российских и зарубежных ученых.
8 Данная статья посвящена экспериментальному исследованию индивидуальных, возрастных и половых особенностей восприятия времени взрослыми людьми от 18 до 75 лет. Этот возрастной диапазон охватывает весь жизненный цикл взрослости, которая характеризуется наибольшей продуктивностью, творческой и социальной активностью личности. В исследовании использовались такие методические приемы, как оценка, отмеривание и воспроизведение временных интервалов в пределах одной минуты.
9 Гипотеза исследования: существуют индивидуальные, возрастные и половые особенности восприятия времени во всем возрастном диапазоне от 18 до 75 лет.
10 Цель данной работы: проанализировать и обобщить экспериментальные данные об индивидуальных особенностях оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов взрослыми людьми в диапазоне от 18 до 75-летнего возраста.
11

МЕТОДИКА

12 В экспериментальном исследовании приняли участие студенты, аспиранты, сотрудники ленинградских/петербургских вузов и предприятий, пенсионеры, всего 750 человека (375 мужчин и 375 женщин), по 30 человек в каждой возрастной группе от 18 до 75 лет. Группы уравнены по возрасту и полу. Изучение возрастных особенностей проводилось методом возрастных срезов в диапазоне 18–35 лет с интервалом в год (18, 19 … 35 лет), а c 36 до 75 лет — с интервалом в пять лет: 36–40 (M = 37.97; SD = 1.45), 41–45 (M = 42.90; SD = 1.37). 46–50 (M = 47.93; SD = 1.53), 51–55 (M = 52.93; SD = 1.44), 56–60 (M = 58.00; SD = 1.34), 61–70 (M = 65.33; SD = 2.84), 71–75 (M = 72.90; SD = 1.45). Все участники были разделены на четыре возрастных периода: ранняя взрослость от 18 до 25 лет (240 человек), средняя взрослость от 26 до 45 лет (360 человек), поздняя взрослость от 46 до 60 лет (90 человек) и период старения от 61 до 75 лет (60 человек).
13 Использовались следующие методические приемы: оценка, отмеривание и воспроизведение временных интервалов. Оценка временного интервала — это словесное определение человеком интервала времени, непосредственно продемонстрированного ему экспериментатором. Отмеривание времени — экспериментальный прием, при котором человек сам отмеривает определенный временной интервал, названный ему экспериментатором. При воспроизведении времени респондент тут же повторяет продемонстрированный ему интервал времени. Особенности оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов у одних и тех же людей изучались с использованием секундомера [19]. Раздававшийся одновременно с командой “Внимание!” первый щелчок секундомера, находившегося в руках экспериментатора, служил сигналом начала предъявления интервала времени, а второй щелчок — сигналом окончания его демонстрации. Респондент должен был словесно определить (оценить) величину предъявляемого интервала. При исследовании особенностей отмеривания времени люди, держа в руках секундомер и не глядя на циферблат, повернутый в сторону экспериментатора, двумя нажатиями отмеривали названный им временной интервал. Воспроизведение времени изучались при помощи двух секундомеров: один находился в руках у экспериментатора, другой — у участника. Экспериментатор двумя последовательными нажатиями на головку секундомера демонстрировал определенный временной интервал, который нужно было сразу воспроизвести таким же образом на своем секундомере, не глядя на циферблат [19].
14 Респондентам предлагалось оценить, отмерить и воспроизвести девять временных интервалов в пределах минуты: 3, 5, 7, 12, 17, 21, 27, 45, 60 с, которые предъявлялись в случайном порядке по три раза каждый [19]. Как при оценке, отмеривании, так и при воспроизведении испытуемым давалась инструкция считать про себя с интервалом в 1 секунду. Односекундный интервал перед началом эксперимента три раза демонстрировался как эталон. Были вычислены ошибки оценки, отмеривания и воспроизведения как средние значения ошибок по всем временным интервалам (ошибка равнялась разнице между реальной и воспринимаемой величинами). Для обработки полученных данных использовался корреляционный анализ. Достоверность различий в сравниваемых группах оценивалась по критерию Стьюдента.
15

РЕЗУЛЬТАТЫ

16 Результаты исследования показали, что период ранней взрослости от 18 до 25 лет характеризуется некоторой неравномерностью, колебаниями точности восприятия времени. Наблюдалось увеличение ошибок в оценке и отмеривании временных интервалов у 19-летних испытуемых по сравнению с 18-летними. У 21-летних также возросла величина ошибок при оценке, отмеривании и воспроизведении заданных интервалов времени. Для 25-летних характерно некоторое снижение точности восприятия времени по сравнению с 24- и 23-летними (t = 2.54: p = 001). Более адекватны оценка, отмеривание и воспроизведение временных интервалов в данной группе у испытуемых 20, 22, 23 года (табл. 1, рис. 1).
17

18 В период ранней взрослости наблюдается различия в точности восприятия временных интервалов у мужчин и женщин. Статистически достоверные различия обнаружены между мужчинами и женщинами 18, 24 и 25 лет. Мужчины 18 и 24 лет точнее, чем женщины, отмеривают заданные временные интервалы (t = 2.81; p = 0.001; t = 2.41, p = 0.001). 25-летние мужчины точнее, чем женщины, оценивают интервалы времени (t = 2.77; p = 0.001). В остальных возрастных группах периода ранней взрослости ни в оценке, ни в отмеривании, ни в воспроизведении временных интервалов статистически значимых различий между мужчинами и женщинами не обнаружено (табл. 2).
19 Неравномерный и противоречивый характер особенностей восприятия временных интервалов сохраняется и в период средней взрослости, от 26 до 45 лет включительно. В нашем исследовании диапазон средней взрослости подразделяется на три микропериода. Первый — 26–32 года — характеризуется плавным увеличением величины ошибок, как при оценке, так и при отмеривании интервалов, однако различия эти от года к году не являются статистически достоверными, что свидетельствует об относительной стабилизации показателей оценки и отмеривания интервалов времени. Во второй микропериод (33–40 лет) наблюдалось увеличение ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения в 33 года по сравнению 32-летними (t = 2.68; p = 0.001) и постепенным плавным их уменьшением к 36–40 годам. В третий микропериод (41–45 лет) величина ошибок как оценки, так и отмеривания интервалов времени увеличивается почти в два раза по сравнению с предшествующей возрастной группой (t = 3.11; p = 0.001). В целом, воспроизведение интервалов времени во всех возрастных группах периода средней взрослости, как и в период ранней взрослости, характеризуется достаточно высокой точностью (табл. 1, рис. 1).
20 В период средней взрослости (26–45 лет) не обнаружено статистически значимых различий в восприятии времени между мужчинами и женщинами. Как мужчины, так и женщины почти с равной степенью точности воспринимают заданные временные интервалы (табл. 2).
21 В период поздней взрослости (46–60 лет) величина ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов увеличивается почти в два раза по сравнению с величиной ошибок 36–40-летних (t = 2.94; p = 0.001). Величина ошибок в восприятии времени у 46–50 и 51–55-летних почти не различается между собой. У 56–60-летних величина ошибок как оценки, так и отмеривания плавно возрастает, а при воспроизведении не изменяется (табл. 1, рис. 1).
22 Статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами обнаружены в двух группах. Женщины 46–50 лет точнее, чем мужчины, отмеривают и воспроизводят заданные интервалы времени (t = 2.86; p = 0.001; t = 2.56; p = 0.001). Женщины 51–55 лет точнее, чем мужчины, оценивают и воспроизводят временные интервалы (t = 3.06; p = 0.001; t = 2.94; p = 0.001). У 56–60-летних респондентов ни по одному из исследованных показателей статистически достоверных различий между мужчинами и женщинами в восприятии времени не обнаружено (табл. 2).
23 У респондентов 61–70 и 71–75 лет (период старения) наблюдаются существенные возрастные изменения в процессе восприятия времени: возрастает величина ошибок в оценке и отмеривании интервалов времени, особенно в группе 71–75-летних (табл. 1, рис. 1). В группе 61–70 летних мужчин и женщин статистически достоверных различий не наблюдается. Женщины 71–75 лет оценивают заданные временные интервалы точнее, чем мужчины того же возраста (t = 2.35; p = 0.001) (табл. 2).
24

25

Во всех группах периода ранней, средней и поздней взрослости наблюдались тенденции как к переоценке и недоотмериванию заданных временных интервалов, так и к недооценке и переотмериванию интервалов времени (r = - 0.790r = - 0.818). Отрицательная статистическая достоверная корреляционная связь оценки и отмеривания временных интервалов сохраняется как у мужчин, так и у женщин. Не обнаружены какие-либо статистические достоверные различия между мужчинами и женщинами в данных возрастных группах по характеру индивидуальных тенденций, проявляющихся в процессе восприятия временных интервалов. В группе 61–70 лет еще сохраняется отрицательная статистически достоверная корреляционная зависимость между индивидуальными тенденциями оценки и отмеривания временных интервалов (r= - 0.634), а в группе испытуемых 71–75 лет такая зависимость наблюдается только у женщин (r= - 0.391). Все мужчины 71–75 лет демонстрируют лишь одну индивидуальную тенденцию — к переоценке и недоотмериванию заданных временных интервалов. Во всех возрастных группах как у мужчин, так и у женщин, при воспроизведении интервалов времени отмечается наибольшая точность. Величина ошибок здесь значительно меньше, чем при оценке и отмеривании тех же временных интервалов.

1. Все коэффициенты корреляции приведены с уровнем значимости p = 0.001.
26

Рис. 1. Зависимость величины ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов от возраста у взрослых людей.

27

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

28 Анализ полученных данных показал наличие непрерывных микровозрастных сдвигов в пределах возрастного диапазона 18–75 лет, который характеризуется достаточно сложной, противоречивой структурой развития особенностей восприятия временных интервалов. Проследим еще раз динамику наблюдаемых изменений.
29 Период ранней взрослости (18–25 лет) характеризуется некоторой неравномерностью, колебаниями точности восприятия временных интервалов. Достаточно резкий рост величины ошибок в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов наблюдается в 19 и 21 лет. К росту величины ошибок восприятия времени в этих возрастных группах привели существенные межиндивидуальные различия. Вероятно, здесь можно говорить прежде всего об индивидуальных особенностях восприятия времени, которые могут характеризовать какие-либо скрытые периоды перестройки в развитии человека в данный возрастной период.
30 Для 25-летних характерно некоторое снижение адекватности восприятия времени. В данном случае можно говорить именно о возрастных особенностях, т.к. межиндивидуальные различия в этой группе в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов достаточно малы, наблюдается высокая стабильность внутригрупповых результатов.
31 Период средней взрослости (26–45 лет) распадается на три микропериода. В 26–32 года наблюдается относительная стабилизация показателей точности восприятия времени человеком. Микропериод 33–40 лет отличается неравномерностью и разнородностью тенденций в восприятии времени. Некоторое увеличение точности восприятия времени в 32 года сменяется резким снижением адекватности оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов в 33 года. К 35–40 годам вновь наблюдается уменьшение величины ошибок. Кроме того, в этот период мы видим относительную стабилизацию внутригрупповых результатов, что дает основание говорить о возрастных особенностях оценки и отмеривания заданных временных интервалов. Для микропериода 41–45 лет характерен довольно резкий рост величины ошибок, снижение точности оценки и отмеривания временных интервалов по сравнению с группой 36–40 лет.
32 В период поздней взрослости (46–60 лет) поначалу наблюдается стабильная картина: в группах 46–50, 51–55 летних испытуемых величина ошибок в восприятии времени почти не различалась. В 56–60 лет начинается плавное, постепенное нарастание величины ошибок как оценки и отмеривания, так и воспроизведения заданных интервалов времени, которое продолжается и в период старения (60–75 лет), достигая максимума к 75-летнему возрасту. В это время наблюдается относительная стабильность внутригрупповых результатов, различия между показателями участников эксперимента невелики. Это позволяет сделать вывод о том, что постепенное и значительное снижение адекватности восприятия временных интервалов происходит за счет возрастных особенностей испытуемых.
33 Весь диапазон взрослости по особенностям оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов отличается неравномерностью и противоположностью тенденций в восприятии длительности заданных временных интервалов. В 18, 20, 22, 23 и 36–40 лет наблюдается некоторое увеличение точности восприятия времени. В 33, 41–45 и 56–75 лет обнаруживается резкое снижение точности оценки, отмеривания и воспроизведения заданных временных интервалов. Периоды относительной стабилизации имеют место в 27–31 год и 46–55 лет.
34 Итак, по нашим данным, на границе ранней и средней взрослости в 26 лет имеет место некоторое увеличение точности оценки и отмеривания временных интервалов. На границе средней и поздней взрослости в 45 лет наблюдается уже резкое снижение точности восприятия времени. Можно ли назвать эти возрастные периоды критическими или переходными, однозначно сказать не представляется возможным.
35 Экспериментальные данные показывают, что рассматривать зрелость как стационарное, полностью стабилизированное состояние, где уже ничего не происходит, как это делает генетическая психология, нельзя. Рассматривать период взрослости как период постепенного развертывания только инволюционных процессов, как это делает геронтология, тоже нельзя. Ананьев Б.Г. высказывает предположение о том, что стационарное состояние с комплексом стационарных функций и инволюционные процессы не составляют полностью структуру развития психофизиологических функций взрослого человека. [3]. Взрослость (зрелость) является периодом завершения и реализации уже сформировавшихся ранее механизмов, свойств и структур поведения человека [2, 3].
36 В работах Б.Г. Ананьева и его сотрудников исследовались особенности мышления, памяти, внимания, сенсомоторики и нейродинамики в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет [2]. При анализе полученных данных выделились годы жизни, на которые приходились моменты стабилизации, понижения и повышения функционального уровня этих процессов, что подтверждают и наши исследования особенностей восприятия времени взрослыми людьми.
37 Проследим весь цикл развития возрастной динамики при восприятии времени человеком от 6 до 75 лет [19]. Следует отметить, что в более раннем возрасте, начиная с дошкольного, развитие осуществляется более быстрыми темпами [19] (рис. 2).
38

Рис. 2. Зависимость величины ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов от возраста (на протяжении жизненного цикла человека в диапазоне от 6 до 75 лет).

39 Период созревания характеризуется наибольшей изменчивостью. За 11 лет, начиная с 7-летнего возраста, адекватность восприятия времени возрастает почти в 2.5 раза. Величина ошибок сокращается, с 6.7 сек в 7-летнем возрасте до 2.5 сек в возрасте 17 лет (рис. 2) [19]. Далее в период ранней взрослости (18–25 лет) адекватность восприятия времени остается приблизительно на уровне юношеского возраста, незначительно увеличиваясь в период средней взрослости. Начиная с 41–45-летнего возраста снижение адекватности оценки и отмеривания временных интервалов происходит уже не столь плавно, а с более резким увеличением величины ошибок. Величина ошибок оценки и отмеривания в период поздней взрослости увеличивается примерно в 1.5 раза по сравнению с величиной ошибок у людей средней взрослости. В период старения (61–75 лет) продолжается увеличение ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения заданных временных интервалов. Кроме того, в этих возрастных периодах наблюдаются небольшие межиндивидуальные различия, т.е. имеет место стабильность внутригрупповых результатов. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что значительное снижение адекватности восприятия времени объясняется возрастными особенностями испытуемых. Суть этих возрастных особенностей в том, что в процессе восприятия времени сформировавшийся достаточно устойчивый субъективный временной эталон как бы распадается, начинает функционировать хуже, давать сбои, увеличивается степень рассогласования субъективного временного эталона с заданным. И особенно это характерно для 71–75-летних испытуемых.
40 В некоторых исследованиях особенностей восприятия времени в пожилом и старческом возрастах утверждается, что возраст является одним из факторов, влияющих на индивидуальные особенности восприятия времени человеком [10, 14, 25]. В пожилом и старческом возрастах в особенностях восприятия времени происходят серьезные изменения [15]. Ряд авторов высказывает мнение о том, что с увеличением возраста субъективное течение времени ускоряется [4, 29, 31]. Данные о влиянии возраста на особенности восприятия времени в разных исследованиях не всегда совпадают. Особенно это относится к периодам взрослости и старения.
41 В работе Е.В. Лебедевой [15] отмечен факт, что наиболее заметно динамика психологического времени изменяется к 70-летнему возрасту. Неустойчивость и резкое рассогласование субъективного и заданного эталонов подтверждается и при воспроизведении интервалов времени в данной возрастной группе.
42 Воспроизведение временных интервалов на протяжении всех периодов взрослости характеризуется гораздо большей точностью, чем оценка и отмеривание. В данном случае, возможно, проявляется эффект тренировки. Исследование особенностей восприятия времени в эксперименте осуществлялось всегда в следующей последовательности: оценка, отмеривание и воспроизведение интервалов времени. Возможно, при воспроизведении временных интервалов происходит использование как бы двойного эталона: заданного, использованного при оценке и субъективного, полученного уже в процессе оценки. При отмеривании происходит подключение двигательного аккомпанемента, что увеличивает адекватность воспроизведения заданных временных интервалов.
43 В ходе беседы после проведенного эксперимента испытуемые утверждали, что сначала оценивали предъявленный временной интервал, а затем пытались его отмерить.
44 Начиная с 36–40-летнего возрастов величина ошибок при воспроизведении также постепенно увеличивается (рис. 1). К 71–75 годам она возрастает в три раза по сравнению с испытуемыми 35 лет. Кроме того, с возрастом сокращаются либо совсем исчезают периоды стабилизации в процессе развития адекватности восприятия времени.
45 Что касается индивидуальных тенденций, то во всех группах, кроме группы 71–75-летних, наблюдаются индивидуальные тенденции к переоценке и недоотмериванию, либо к недооценке и переотмериванию, либо к отсутствию определенной индивидуальной тенденции. Это подтверждает и корреляционный анализ данных. Суть этой корреляционной зависимости заключается в том, что использование в процессе восприятия времени субъективного эталона меньше заданного приводит к переоценке и недоотмериванию временных интервалов. И наоборот, переход в процессе восприятия времени на субъективный эталон больше заданного приводит к недооценке и переотмериванию тех же интервалов времени. Использование мерцательного, неустойчивого субъективного эталона, то больше, то меньше заданного, приводит к нивелированию какой-либо определенной тенденции. Но к этой группе относятся лишь 12% всех взрослых участников.
46 Как отмечает А.И. Мелехин [20] на основе обзора зарубежных научных работ, исследователи пока не могут сделать окончательных выводов о внешних или внутренних факторах, влияющих на возрастные изменения в оценке временных интервалов. По результатам анализа исследований возрастных различий в оценке временных интервалов, проведенного Блок с коллегами, переоценка временных интервалов выше у пожилых респондентов, чем у молодых. В других исследования не обнаружили различий в оценках коротких временных интервалов между молодыми и пожилыми респондентами (T.H. Rammsayer, S.D. Lima, T.A. Salthouse, R. Wright, C.L. Ellis и др.). Часть исследований свидетельствуют о более точной оценке временных интервалов у пожилых респондентов, чем у молодых (Н. Eisler) [20].
47 Многие исследователи приходят к выводу о том, что в пожилом возрасте наблюдается большая вариативная изменчивость. В целом можно говорить о дефиците восприятия временных интервалов в поздних возрастах, но эти дефициты могут компенсироваться. Пожилые люди могут использовать аналогичные когнитивные процессы, ресурсы при оценке временных интервалов, но индивидуальная изменчивость этих процессов будет различаться [20].
48 Наше же исследование свидетельствует о том, что точность восприятия временных эталонов с возрастом уменьшается. В период с 23 до 40 лет субъективный эталон достаточно устойчив. С 41–45 лет нарастает рассогласование между субъективным и заданным эталонами. Это приводит к тому, что в каждой последующей возрастной группе увеличивается величина ошибок в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов. У испытуемых 71–75 лет наблюдается лишь одна индивидуальная тенденция к переоценке и недоотмериванию заданных временных интервалов.
49 Обнаружены статистически достоверные различия в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов между мужчинами и женщинами в 18, 24 и 25- летних возрастах. 18 и 24-летние мужчины точнее, чем женщины отмеривают временные интервалы. 25-летние мужчины точнее, чем женщины того же возраста оценивают интервалы времени. Женщины 46–50 лет точнее мужчин отмеривают и воспроизводят временные интервалы. Женщины 51–55 лет точнее мужчин того же возраста оценивают и воспроизводят заданные временные интервалы. У 56–70-летних мужчин и женщин статистически достоверных различий ни по одному из исследуемых показателей не обнаружено. Женщины 71–75 лет точнее мужчины того же возраста оценивали продемонстрированные им интервалы.
50 Таким образом, следует отметить, что различия между мужчинами и женщинами в процессе восприятия времени имеют место не только в период полового созревания, но и в определенные периоды зрелости, и сохраняются в период старения, когда влияние непосредственно половых функций значительно ослабевает.
51 Одним из первых в отечественной психологии категории пола и возраста как необходимые переменные при психологической характеристике индивида ввел Б.Г. Ананьев [3]. Ранее в психологической науке считалось, что особенности памяти, внимания, мышления, сенсомоторики не зависят от пола. Хотя в реальной жизни эти различия всегда признавались. Б.Г. Ананьев предложил относить половозрастные свойства к индивидным генетически обусловленным [3]. Связь полового диморфизма с возрастом он называл “возрастными, половыми метаморфозами” и считал, что надо говорить об онтогенетических характеристиках не как о возрастных, а как о половозрастных. При этом возрастная динамика развертывается как стадия онтогенетической эволюции, которая осуществляется по определенной филогенетической программе, а интенсивность полового диморфизма соответствует онтогенетическим стадиям: он может то усиливаться, то ослабляться [3].
52

ВЫВОДЫ

53 1. Исследование индивидуальных особенностей восприятия временных интервалов респондентами наиболее продуктивного во всех отношениях периода человеческой жизни — зрелости (взрослости) от 18 до 75 лет включительно — показало, что данный период является достаточно противоречивым и разнородным и включает в себя как периоды уменьшения либо увеличения точности оценки, отмеривания и воспроизведения временных интервалов, так и периоды относительной стабилизации.
54 2. Относительно стабильным и наиболее адекватным в процессе восприятия временных интервалов является самый продуктивный период жизни человека в диапазоне 24–32 года (период средней взрослости). Постепенное небольшое увеличение величины ошибок оценки и отмеривания временных интервалов наблюдается, начиная с 33, 36–40-летнего возраста. В 41–45 лет (средняя взрослость) величина ошибок оценки и отмеривания возрастает. Особенно интенсивно это нарастание идет у людей 51–55 лет (поздняя взрослость). В период старения 61–75 лет величина ошибок оценки, отмеривания и воспроизведения продолжает увеличиваться, особенно резкое увеличение ошибок происходит в возрастной группе 71–75 лет.
55 3. В некоторые периоды взрослости и старения обнаруживаются различия между мужчинами и женщинами в точности восприятия временных интервалов. Различия между мужчинами и женщинами в восприятии времени выявлены в группах 18, 24 и 25-летних, а также в группах 46–50, 51–55, 71–75-летних испытуемых. В период средней взрослости (26, 41–45 лет), а также у людей 56–60 и 61–70 лет ни по одному из исследуемых показателей значимых различий не обнаружено.
56 4. Индивидуальные особенности людей во всех возрастных группах периода взрослости и старения, кроме мужчин 71–75 лет, проявляются в противоположных индивидуальных тенденциях к переоценке и недоотмериванию, недооценке и переотмериванию временных интервалов, либо к отсутствию каких-либо определенных ярко выраженных тенденций. Мужчины 71–75 лет — единственная группа, для которой характерна лишь одна индивидуальная тенденция: к переоценке и недоотмериванию заданных временных интервалов.
57 5. Во всех возрастных группах как мужчин, так и женщин наибольшая точность отмечается при воспроизведении интервалов времени. Величина ошибок здесь значительно меньше, чем при оценке и отмеривании тех же временных интервалов. Кроме того, воспроизведение заданных интервалов времени носит достаточно стабильный характер, величина ошибок плавно увеличивается, начиная с 41–45 лет.
58 6. Единый цикл развития восприятия времени человеком носит гетерохронный и волнообразный характер. Восприятие времени является процессом, формирующимся и развивающимся в течение жизни человека. Точность восприятия временных интервалов не остается постоянной на протяжении жизненного цикла.

Библиография

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.

2. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1980. Т. 1. С. 186−199.

3. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 200−206.

4. Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 83–99.

5. Балашова Е.Ю., Портнова Г.В. Возрастные особенности психического отражения времени // Психология зрелости и старения. 2006. Т. 1. №. 3. С. 5–23.

6. Балашова Е.Ю., Микеладзе Л.И. Возрастные различия в восприятии и переживании времени // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 9.

7. Балашова Е.Ю., Микеладзе Л.И. Оценка временных интервалов и определение времени по часам при аффективных расстройствах в позднем возрасте // Вопросы психологии. 2015. №. 3. С. 95–105.

8. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н. О функциональной специализации больших полушарий головного мозга человека в отношении восприятия времени // Фактор времени в функционадьной организации деятельности живых систем / Под ред. Н.И. Моисеевой. Л.: АНСССР, 1980. С. 119–124.

9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл. 2008. С. 267.

10. Душков Б.А., Космолинский Ф.П. Оценка времени в условиях камерных экспериментов // Вопросы психологии. 1968. №. 6. С. 107−112.

11. Козлова Т.З. Переживание времени пожилыми россиянами // Психология зрелости и старения. 2010. №. 1 (9). С. 66–75.

12. Корж Н.Н., Садов В.А. Динамические особенности удержания в памяти эталонов деятельности // Психологический журнал. 1980. Т. 1. №. 4. С. 95−101

13. Корж Н.Н., Шпагонова Н.Г. Сенсорно-перцептивная память (психофизический аспект) // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 85–92.

14. Котов В.Е. Типологические особенности высшей нервной деятельности и восприятие времени // Проблемы восприятия пространства и времени / Под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. Л, 1961. С. 63−65.

15. Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: дис. …канд. психол. наук. Екатеринбург: УГУ, 2004.

16. Лисенкова В.П. Значение парной работы больших полушарий головного мозга в отражении времени человеком // Проблемы общей и инженерной психологии. Л.: ЛГУ. 1969.

17. Лисенкова В.П. Значение парной работы больших полушарий головного мозга в отражении времени человеком // Проблемы общей и инженерной психологии. Л.: ЛГУ. 1969. 17. Лисенкова В.П. Восприятие времени и некоторые хронометрические характеристики человека: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ. 1967.

18. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №. 1. С. 113–119.

19. Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени (на примере детской, подростковой и юношеской выборок) // Психологический журнал. 2006. Т. 27. №. 3. С. 49–57.

20. Мелехин А.И. Восприятие и познание времени в пожилом и старческом возрасте: Обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 11–19. doi:10.17759/jmfp.2015040202 ISSN: 230464977 (online).

21. Мелехин А.И., Сергиенко Е.А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. №. 3. С. 6–14. doi: 10.17759/jmfp.2015040301.

22. Микеладзе Л.И. Восприятие времени при аффективных расстройствах в позднем возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2016.

23. Митина Л.М. Восприятие различных по длительности временных интервалов при разной интенсивности звукового стимула и разном уровне активации мозговых структур: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.

24. Огородникова Н.В. Некоторые психологические особенности восприятия ритма: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Одесса., 1966.

25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1994. С. 680.

26. Полюхов А.М., Войтенко В.П. К вопросу о возрастных особенностях правой и левой функциональных систем головного мозга // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. С. 80–82.

27. Садов В.А., Шпагонова Н.Г. Роль семантики в восприятии длительностей звуковых фрагментов // Экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 34–43.

28. Сергиенко Е.А. Когнитивная иллюзия возраста // Психология зрелости и старения. 2012. №. 4. Вып. 60. C. 5–32.

29. Сурнина О.Е., Антонова Н.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого возраста // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2003. Вып. 4. С. 195–203.

30. Фресс П. Восприятие и оценка времени // П. Фресс, Ж. Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. VI. М., 1978. С. 88–135.

31. Цуканов Б.И. Время в психике человека. М.: Астропринт, 1999. С. 221.

32. Шляхтин Г.С. Психофизика временного различения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.

33. Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: АПНРСФСР, 1962. С. 331.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести