Нарциссизм и уровень тревожности Азербайджанских и Российских студентов с различными оценками аутостереотипов поведения
Нарциссизм и уровень тревожности Азербайджанских и Российских студентов с различными оценками аутостереотипов поведения
Аннотация
Код статьи
S020595920016044-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пищик В. И. 
Аффилиация: Донской государственный технический университет
Адрес: Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Выпуск
Страницы
24-36
Аннотация

Цель работы: выявить различия в степени нарциссизма и уровня тревожности в группе российских и азербайджанских студентов с различными оценками аутостереотипов поведения. Нарциссизм молодежи рассматривается неклинический, как психологическая составляющая молодежной культуры, проявление в ответ на культурные, политические, экономические трансформации в современном обществе. Применялась методика оценки нарциссизма; шкала проявлений тревоги; методика определения стереотипов нормативных установок социального поведения. Выборку составили 340 студентов, постоянно живущих в России, и 234 студента из Азербайджана, приехавших на учебу в российский вуз, в возрасте от 19 до 25 лет (M=21.1; SD=7.93). Выявлены сдвиги (с 2017 по 2019 гг.) в сторону увеличения данных у российских студентов по субшкалам: “Дереализация/Деперсонализация”; “Социальная изоляция”; “Грандиозное Self”; “Стремление к идеальному Self-объекту”; “Нарциссическая выгода от болезни”. В группе азербайджанцев зафиксированы увеличения по субшкалам: “Идеал самодостаточности” Выводы: обнаружена разница сдвигов с тенденцией к увеличению нарциссизма в группе российских студентов. Нарциссизм и тревожность выражены в большей степени в группе российских студентов. Аутостереотипы поведения рoссийских студентов находятся в зоне индидвидуализма. Группа азербайджанских студентов находится под влиянием национальной культуры, которая сдерживает проявления нарциссизма и тревожности. Аутостереотипы поведения азербайджанских находятся в зоне коллективизма: активность, патриотизм, уважение старших.

Ключевые слова
неклинический нарциссизм, тревожность, российские студенты, азербайджанцы, бессильное Self, грандиозное Self, аутостереотипы поведения
Классификатор
Получено
03.08.2021
Дата публикации
08.11.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
361
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В России получили широкое распространение модель нарциссизма в пределах психической нормы [14] и представления о месте нарциссизма в Темной триаде [4, 5, 26]. В работе [14] нарциссизм описан как совокупность черт личности, состояние, стратегию личности, способ саморегуляции представлений о себе. О наличии тревоги, неуверенности, деструктивных предрасположенностей в поведении может сигнализировать как демонстрация самовлюбленности, так и полное отрицание необходимости обращаться за помощью и работать в коллективе. Эмпирически подтвердив модель, О.А. Шамшикова и Н.М. Клепикова выявили факторы, определяющие нарциссизм: грандиозность, уязвимость, нарциссические черты личности и нарциссические стратегии личности. С нашей точки зрения, эта модель описана операционально и фокусируется на индивидуалистической позиции. В исследовательской группе Т.В. Корниловой [4, 5, 26] нарциссизм обсуждается в связи с личностно-интеллектуальным потенциалом, обосновывается его “светлая сторона”, определяющая открытость опыту, толерантность к неопределенности. В данной модели нарциссизма превалирует инструментальный подход.
2 В США Кризан и др. [27] понимают нарциссизм как сочетание чувства достоинства, высокомерия и эгоцентризма при большой внутренней уязвимости человека, выражающихся в поведении, унижающем достоинства другого. Построена трехфакторная модель нарциссизма: 1 фактор — уязвимость, 2 фактор — грандиозность, 3 фактор — нарциссическое право. В иностранных исследованиях эта модель используется, с выраженными типами грандиозного и уязвимого, которым соответствуют поведение самоподтверждения и самозащиты [18, 21]. Данная модель опирается на взаимоотношение компонентов нарциссизма, а, значит, по сути является функциональной. Представленные модели замкнуты сами на себе.
3 С наших позиций природа нарциссизма кроется не только в индивидуальности человека, но и в социокультурных основаниях. Нарциссизм является отражением основных общественных трендов в современном мире: поиск толерантности [8, 23], стремление к экологичности, тотальное самовыражение, распространение нематериальных ценностей [23], образование новых социальных институтов, изменение религиозности, трансформация семьи, феминизация [22, 29]. Трансформация ментальности поколений приводит к актуализации или снижению проявлений нарциссизма среди молодежи. Подтверждение этому представлено в работе [1], где нарциссизм и инновационность описываются как составляющие молодежной культуры; а апатичность и восхищение собой сочетаются с равнодушием к проблемам [25].
4 С социокультурных позиций важно понять динамику распространения нарциссизма в обществе. В США в 2000-х годах его показатели росли быстрее, чем в предыдущие десятилетия [32]. К 2006 году каждый четвертый студент проявлял нарциссические черты личности. Причины роста нарциссизма: акцент на самолюбии, ориентированное на ребенка воспитание, поощрение СМИ как свершений, так и убийств, подчеркивание преимуществ саморекламы, легкодоступные кредиты [21]. Даже в такие закрытые страны, как Китай, скандинавские, арабские страны с серьезным контролем индивидуальных проявлений каждого проникает нарциссизм. Динамика роста нарциссизма в разных странах противоречива и наблюдалось снижение нарциссизма в Канаде с 2008 г. после экономического спада [22, 24]. В России еще мало статистических данных, которые бы указывали на рост или спад нарциссизма среди молодежи [2; 4; 5].
5 Целью нашего исследования стало выявление особенностей нарциссизма, тревожности в двух национальных группах, живущих в России. Задачи: 1. Исследовать нарциссизм не с психотерапевтических, а с социокультурных позиций; 2. Выявить составляющие нарциссизма и уровень тревожности у представителей двух национальных групп; 3. Обсудить особенности нарциссизма и тревожности в национальных группах с разными культурными аутостереотипами; 4. Пронаблюдать изменения нарциссических черт за два года в двух национальных группах.
6 Были выдвинуты гипотезы: существуют значимые различия в показателях нарциссизма (H1 – выше у азербайджанцев), тревожности (H2 – выше у российских студентов) и аутостереотипах поведения (H3 – аутостереотипы поведения азербайджанцев имеют более коллективистскую направленность) в связи с национальной принадлежностью групп студентов.
7

МЕТОДИКА

8

В исследовании приняли участие 340 человек (190 девушек и 150 юношей) из России и 234 человек из Азербайджана1 (100 девушек и 134 юноши) в возрасте от 19 до 25 лет (M=21.1, SD=7.93), имеющих родителей азербайджанской национальности, говорящих и на русском и азербайджанском языках, придерживающихся исламской веры, студенты вузов г. Ростова-на-Дону, г. Сальска, г. Азова, очной и заочной формы обучения, 56 % работающие. Для рандомизации выборки применялся метод урны: студенты вытягивали карточку с номером или пустышкой, что определяло участие в исследовании.

1. Все участники исследования учились в российских вузах, однако далее для простоты мы используем понятие “российские студенты” для людей, постоянно живущих в России, а “азербайджанские/азербайжанцы” - для людей, приехавших в Россию из Азербайджана на учебу.
9 Применялись методика оценки нарциссизма [19] (адаптированная в НИПНИ имени Бехтерева Н.М. Залуцкой и др., 2003 г.) [2]; личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора [31], адаптация Т.А. Немчина [7]; Методика определения базовых стереотипов нормативных установок социального поведения (З.В. Сикевич) [11].
10

РЕЗУЛЬТАТЫ

11 Для установления культурной инвариантности методик мы провели конфирматорный факторный анализ. Была построена измерительная модель [6], состоящая из трех факторов (тревожность, нарциссизм и стереотипы — факторы, латентные переменные; индикаторы — явные переменные и ошибки явных переменных). По мере проверки модель была скорректирована, и осталось два фактора (нарциссизм и стереотипы), тревожность вошла в нарциссизм как явная переменная. Выявлена корреляция между нарциссизмом и стереотипами (r = 0.56). Результаты представлены в таблице 1.
12

13 Результаты позволяют рассматривать шкалы методик как эквивалентные для исследуемых выборок.
14 Далее подсчитали надежность шкал в каждой выборке (таблица 2).
15

16 Поскольку измеряемые показатели динамичны, то неправомерно ожидать высокой согласованности ответов на пункты (ɑ Кронбаха > 0.6 можно считать удовлетворительным [3]). Рассмотрим полученные данные по каждому показателю, представленные в таблице 3.
17

Примечание. Уровень значимости 0.05.

18 Корреляция между национальной принадлежностью и нарциссизмом находится в зоне значимости: rs = 0.463 (p = 0.01). Гипотеза H1 отвергается.
19

Как видно из табл. 3, среди азербайджанцев уровень нарциссизма— средний (2017–2019 г.) c некоторым повышением высоких показателей нарциссизма с 2017 по 2019 гг. Среди российских студентов преобладает уровень нарциссизма выше среднего (2017–2019 гг.). Результаты могут объясняться тем, что центральным симптомом нарушенной нарциссической системы является нестабильное чувство собственной ценности (как завышенное, так и заниженное), для поддержания которого человек вынужден использовать защитные механизмы. Наличие в ответах респондентов признаков подчеркнутого пренебрежения ко мнению окружения, утверждение собственной значимости и независимости (так же, как и выражение опасений и страхов, неуверенности и зависимости) свидетельствует об определенных нарушениях в системе самопринятия (самоутверждение за счет других). Полагаем, что у российских студентов можно идентифицировать эту психологическую проблему.

20 Значимость различий между двумя группами обнаружена не по всем субшкалам. Исключение составляют субшкалы “Дереализация/Деперсонализация”, “Негативное телесное Self”; “Идеал ценностей” (табл. 4). Эти показатели находятся в зоне средних значений. Это можно интерпретировать так: смыслы жизни респондентами не утрачены, с их точки зрения жизненные ориентиры выбраны верно.
21

Примечание. Уровень значимости равен 0.05.

22 Для российских студентов существенно повышенными были баллы по субшкале “Бессильное Self”, что, может быть связано с переживанием неспособности повлиять на ситуацию, разочарованностью. Для российских студентов характерны интенсивные депрессивные переживания внутренней опустошенности, бесперспективности, от которых человек не знает, как защититься, что демонстрирует высокий показатель по субшкале “Дереализация/Деперсонализация”. Предполагаем, что сегодняшняя ситуация социальной незащищенности молодежи, малоперспективное будущее пугает и вызывает чувство бессилия. Этому еще может способствовать горизонтальный коллективизм [10], смешение ролей в российских семьях [12]. У российских студентов низкими оказались показатели субшкалы “Базисный потенциал надежды. Они, меньше, чем азербайджанцы, склонны надеяться на благополучный исход при любых обстоятельствах, менее уверены в собственных силах и способностях, чтобы повлиять на ситуацию. Завышенные показатели субшкалы “Социальная изоляциядемонстрируют, что, при значительной зависимости от общественного признания, российские студенты стремятся искусственно подчеркнуть собственную значимость и подчеркивают несправедливость общества и окружающих по отношению к себе. Средний уровень выраженности показателя у азербайджанцев говорит о силе и стабильности личности, не склонной к самоустранению от социума, при этом не демонстрирующей непререкаемость собственной значимости в социуме. Они больше направлены на гармонизацию отношений с окружающими. Это можно объяснить тем, что культура вертикального коллективизма, большие семьи, традиционное распределения ролей в семье способствуют формированию чувства надежности и уверенности в завтрашнем дне у азербайджанской молодежи.
23 Высокий показатель субшкалы “Архаический уход” подтверждает предыдущий результат, но с проявлениями регрессии при решении проблем — это обращение к семейным фигурам, что больше свойственно раннему возрасту. У азербайджанцев данные субшкалы имеют средние значения. Высокие показатели российской молодежи по субшкале “Грандиозное Selfговорит о стремлении подчеркнуть собственные таланты, уверенности в собственном превосходстве над остальными, что может служить психологической защитой, компенсирующей неуверенность в себе. Показатели азербайджанцев по данному критерию находятся в границах средней нормы, что свидетельствует о высокой установке на достижение успеха, демонстрации собственной социальной эффективности, адекватной самооценке. При этом они готовы признать возможное превосходство других людей над собой по определенным параметрам.
24 Субшкалы “Стремление к идеальному Self-объекту” и “Жажда похвал и подтвержденияу российских студентов также выражены в значительной степени, что говорит о снижении удовлетворенности собой с одновременным поиском внешнего идеализируемого объекта и желания внешнего одобрения. При этом они могут винить себя за слабость или внешние обстоятельства за невозможность достичь желаемого. Азербайджанцы демонстрируют стремление к поиску подобных идеалов в себе, находя мотивы для самосовершенствования. Сочетание высоких стремлений к достижению внешнего идеального образа сочетается с невысокими показателями российских студентов по субшкале “Ипохондрическая защита от тревоги”. Другими словами, они пытаются уходить в болезни при возникновении трудностей. В группе азербайджанцев этот показатель оказался низким. Показатели азербайджанцев по большинству указанных критериев находятся на среднем уровне, демонстрируя относительно стабильную сильную позицию личности как в признании собственной значимости, так и в готовности идти на сотрудничество, принимать и оказывать поддержку. Исключение составляют субшкалы “Идеал самодостаточности”, “Базисный потенциал надежды”. Поскольку субшкала “Идеал самодостаточности” находится в высокой зоне, то можно утверждать, что азербайджанцы опираются только на себя в решении своих проблем и меньше обращаются к помощи других. Базисный потенциал надежды проявляется в способности вопреки всем трудностям сохранять фундаментальную надежду на изменение положения к лучшему. В группе российских студентов базисный потенциал надежды низок. Использование критерия сдвига G не выявило разницы в изменениях в показателях нарциссизма за два года, но обнаружило устойчивость разницы выраженности нарциссизма с преобладанием у российских студентов.
25 Измерение тревожности показало, что среди российских студентов преобладает высокий и очень высокий уровень тревожности, а среди азербайджанцев — средне-высокий и средне-низкий (Табл. 5).
26

27 Корреляция между национальной принадлежностью и тревожностью: rs = 0.492 (p=0.05). Гипотеза H2 принимается.
28 Для подтверждения идеи социокультурного подхода мы попытались связать оценки национальных аутостереотипов поведения и особенности нарциссизма. В таблице 6 представлены данные по выраженности оценок аутостереотипов поведения.
29

30 Для обеих групп характерны: предпочтение материального идеальному, интолерантность, склонность к риску, расчет на удачу, честность в труде, вера в правосудие, лживость в угоду собственной выгоде, отсутствие этнической дистанции, вера в справедливость, нерешительность, нечестность. Специфичными для российской группы были аутостереотипы: пассивность, космополитизм, уклонение от индивидуальной ответственности, индивидуализм, отсутствие уважения к старшим, ориентация на себя, мотивация достижения. Для азербайджанцев были характерны аутостереотипы: активность, патриотизм, индивидуальная ответственность, коллективизм уважение к старшим, ориентация на других, отсутствие мотивации достижения.
31 Для определения структуры взаимосвязей между переменными применили эксплораторный факторный анализ (Приложение. Таблицы 1, 2). По российской группе было выделено 5 факторов (Приложение, таблица 1), объясняющих 95% дисперсии. 1 фактор определили как “Бессильное Self”, его определили переменные: жажда похвалы, бессильное Self, пассивность, обесценивание объекта, стремление к идеальному Self. 2 фактор “Надежда”: переменные - базисный потенциал надежды, выгода от болезни, грандиозное Self, идеал самодостаточности. 3 фактор “Индивидуализм”: космополитизм, тревожность, индивидуализм, потеря контроля эмоций и побуждений, архаический уход, интолерантность с минусом. 4 фактор “Тревожность”: тревожность, предпочтение материального, потеря контроля эмоций и обесценивание объекта со знаками минус. 5 фактор “Риск”: склонность к риску, дереализация/деперсонализация, негативное телесное Self, отсутствие этнической дистанции со знаком минус. В азербайджанской группе (Приложение, таблица 2) результат таков: 1 фактор “Предпочтение материального”: предпочтение материального идеальному, коллективизм, тревожность отрицательное значение, симбиотическое Self, идеал ценностей, обесценивание объекта, с минусом активность. 2 фактор “Непринятие себя”: негативное телесное Self, дереализация/деперсонализация, идеал самодостаточности, честность в труде, с минусом расчет на удачу и лживость. 3 фактор “Уважение старших”: уважение старших, бессильное Self, потеря контроля эмоций и побуждений и идеал ценностей, и нарциссическая ярость с минусом, интолерантность, лживость. 4 фактор “Вера в справедливость”: вера в справедливость, отсутствие этнической дистанции, незначительное Self, вера в правосудие с минусом. 5 фактор “Желание похвалы”: жажда похвалы и подтверждения, грандиозное Self, нарциссическая выгода от болезни, базисный потенциал надежды. 6 фактор “Патриотизм”: патриотизм, ориентация на других, активность, склонность к риску.
32

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

33 Полученные результаты ограничены выборкой студентов городов Ростова-на-Дону, Сальска, Азова. Однако данные демонстрируют то, что за два года нет резких изменений показателей нарциссизма в исследуемых группах, но преобладание нарциссизма удерживается в группе российских студентов. Это может свидетельствовать о том, что российские студенты находятся под влиянием социокультурных факторов, влияющих на направленность саморазвития молодежи. Оно заключается в выраженности грандиозного Self при большой внутренней незащищенности. В группе азербайджанцев показатели нарциссизма находятся в зоне нормы, что может подтверждать их большую внутреннюю защищенность, сформированную в коллективистских семьях. Тревожность в группе российских студентов преобладает, что может свидетельствовать о негативной оценке самого себя и окружающего мира. Этот результат может открывать желания российских студентов сделать более стабильным неустойчивый современный мир, что присуще консерватизму. Аналогичные исследования проведены в Китае [20], но с тенденцией снижения нарциссизма. Авторы утверждают, что признание высокого нарциссизма у молодежи мира является неоправданным. Подобные исследования проведены на выборке 53 стран [24], где подтверждается, что нарциссизм в большей степени проявляется на индивидуальном уровне, внутри страны. Сравнение между странами показывает более низкий уровень нарциссизма.
34 Связь тревожности и нарциссизма на российской выборке показала высокие тенденции. Этот результат несколько расходится с традиционным взглядом на то, что высокий нарциссизм сочетается с низкой тревожностью. Как показано в исследовании в Великобритании [16], нарциссизм был отрицательно связан с социальной тревожностью студентов.
35 Проведенные нами замеры нарциссизма в российской выборке сочетаются с исследованием [13]. Они выявили, что 18 из 30 студентов из г. Курска имеют повышенные и высокие показатели индекса функционирования Self-системы и нарциссического коэффициента. Подобные тенденции зафиксированы среди студентов г. Алматы [9]. Выявлены наивысшие результаты по субшкалам “Симбиотическая защита Self” и “Базисной потенциальной надежды”. Однако наш результат расходится с исследованием [4], которое проведено на российских респондентах в Москве и азербайджанских в Баку. В работе [18] показана положительная связь внутренней религиозности и нарциссизма молодежи Ирана и отрицательная взаимосвязь с внешней религиозностью. Это подтверждает, что традиционность слабо сочетается с нарциссизмом. Следовательно, если произойдет смена типа ментальности поколений от инновации к традиции, то среди молодежи предположительно произойдет снижение уровня нарциссизма.
36 Мы предполагаем, что такое распространение нарциссизма и тревожности среди российских студентов можно объяснить и тем, что они принадлежат к так называемому информационному поколению [10, 32], представителей которого родители чрезмерно опекают, весь их социальный досуг проходит в интернет-пространстве. Социальная жизнь студентов направлена на формирование успешной личности через защиты проектов, участие в конкурсах, самопрезентации в социальных сетях. В таких социокультурных условиях формируется чрезмерный нарциссизм. Это несколько отличается от исследования [26]. Однако показывает различие в проявлении нарциссизма в разных регионах России.
37 Мы предполагаем, что в азербайджанской культуре поддерживаются религиозные, семейных традиций, что подтверждается результатом о наличии у них высоких оценок аутостереотипов поведения коллективизма и уважения старших. В работе [15] показали, что существует отрицательная связь между безопасной привязанностью, нарциссизмом, а между избегающей, амбивалентной привязанностью и нарциссизмом — положительная связь. Избегающая, амбивалентная привязанность связана с высокой тревожностью. Результаты приведены на иранских студентах. Это подтверждает наш результат на азербайджанских студентах, тревожность которых была больше средних значений при среднем нарциссизме.
38 Углубляет представление о нарциссизме наш результат о связях оценок аутостереотипов и составляющих Self-системы в исследуемых группах. Показано, что каждая составляющая этой системы сочетается с различными аутостереотипами, принятыми в национальных группах.
39 При высокой и средней степени нарциссизма в обеих группах выражены оценки аутостереотипов на материальность. Этот результат несколько противоречит результату исследователей [30], которые показали, что молодежь с высоким уровнем нарциссизма менее склонна отдавать предпочтение материальному. Также нарциссизм групп был связан с установкой на риск. Аналогичное исследование подтвердило эту тенденцию [28].
40 На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что в группе российских студентов устойчиво выражены высокие показатели нарциссизма без статистически подтвержденной тенденции к снижению. Это сочетается с результатом в исследовании [5]. Может быть, необходимо провести большее количество замеров нарциссизма через промежуток времени, например, в 10 лет, чтобы зафиксировать его снижение.
41 Также мы не представили различия мужчин и женщин, что планируем сделать в следующей работе. В работах [4; 17] указывается на различия в проявлениях нарциссизма мужчин и женщин.
42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

43 Мы представили проблему нарциссизма с социокультурных позиций. Обобщение современных исследований нарциссизма в различных странах позволило представить феномен как культурный синдром, подкрепляемый социокультурными практиками. Были приведены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены составляющие нарциссизма у представителей российской и азербайджанской групп. Показано преобладание нарциссизма в российской группе. Были выявлены инварианты в обеих культурах по нарциссизму: деперсонализация, негативное телесное Self; идеал ценностей, тревожность.
44

Люди с высоким уровнем нарциссических проявлений демонстрируют высокий уровень тревоги. Что дает право полагать, что утверждение собственной значимости, необходимость в признании, демонстрация своей исключительности является защитной реакцией, способом компенсировать нестабильность образа Я.

45

Представленный взгляд способствовал выявлению различий нарциссизма с культурных позиций. Делается предположение, что в культуре есть сдерживающие и усиливающие нарциссизм аутостереотипы поведения. Поэтому нельзя говорить об однородности проявления нарциссизма молодежи одной страны. С социокультурных позиций отражена степень изменчивости/неизменчивости нарциссических составляющих за два года в обеих группах.

46

47

48

Библиография

1. Воронина С. Нарциссизм и Selfi в молодежной культуре // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. Барнаул: Изд-во Алтайский гос. университета, 2017. Т. 1. № 9. С. 208–212.

2. Залуцкая Н.М., Вукс А.Я., Вид В.Д. Индекс функционирования Self-системы (на основе теста оценки нарциссизма). СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2003.

3. Корнилов С.А. Проблема надежности психологических шкал и ее значение для психодиагностики в научных и практических целях // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова М.: Изд-во “Институт психологии РАН, 2010. C. 101–105.

4. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Гаджиева Г.И. Кросс-культурное исследование связей Темной Триады с эмоциональным интеллектом (на российской и азербайджанской выборках) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.06.2020).

5. Красавцева Ю.В., Корнилова Т.В. Нарциссизм как “Светлый” аспект в темной триаде // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 4. С. 65–80.

6. Наследов А. IBM STATISTICS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.

7. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1983.

8. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 127‒138.

9. Нуртаева М.М., Ташимова Ф.С. Психологические особенности нарциссических черт личности современной студенческой молодежи Алматы и ее поведения в социальных сетях // Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе. Материалы докладов участников международного студенческого научного конкурса. Екатеринбург: Изд-во: Уральский федеральный университет. 2018. С. 93–99.

10. Пищик В.И. Ментальность поколений в текучей современности (научная монография). М.: ИНФРА-М, 2019.

11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практ. рук. СПб.: Питер, 2005.

12. Спивачук З.В. Социально-психологические особенности супругов с различными типами отношений в семье: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2017.

13. Трубицын Р.В., Шунин Е.М., Рудаков О.С., Овсянников Н.И. Оценка нарциссизма в среде студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87802 (дата обращения: 23.12.2019).

14. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Операционализация понятия “нарциссизм” в пределах психической нормы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 3(28). С. 151–158.

15. Ahmadi V., Ahmadi S., Honarmand M.M., Zargar Y., Mirshekar S. The Relationships Between Attachment Styles and Narcissism among Students of Shahid Chamran University in Iran // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 849. P. 215–218.

16. Akehurst S., Thatcher J. Narcissism, social anxiety and self-presentation in exercise // Personality and Individual Differences. 2010. V. 49. № 2. P. 130‒135.

17. Barnett M.D., Powell H.A. Self-esteem mediates narcissism and aggression among women, but not men: A comparison of two theoretical models of narcissism among college students // Personality and Individual Differences. 2016. V. 89. P. 100–104.

18. Daghigh A., DeShong H. L., Daghigh V., Niazi M., Titus C.E. Exploring the relation between religiosity and narcissism in an Iranian sample // Personality and Individual Differences. 2019. V. 139. P. 96‒101.

19. Deneke F.-W., Hilgenstock B. Organisationsformen und Regulationsweisen des Selbstsystems // Zeitschrift für Psychosomatische Medizin und Psychoanalyse. 1988. V. 34. P. 178–195

20. Gao S., Thomaes S., Van Den Noortgate W., Xie X., Wang S. Recent changes in narcissism of Chinese youth: A cross-temporal meta-analysis, 2008–2017 // Personality and Individual Differences. 2019. V. 1481. P. 62–66.

21. Grieve R., March E., Watkinson J. Inauthentic self-presentation on facebook as a function of vulnerable narcissism and lower self-esteem // Computers in Human Behavior. 2020. V. 102. P. 144‒150.

22. Hamamura T., Johnson C. A., Stankovic M. Narcissism over time in Australia and Canada: A cross-temporal meta-analysis // Personality and Individual Differences. 2020. V. 155. Article 109707.

23. Inglehart R.F., Borinskaya S., Cotter A., Harro J., Inglehart R., Ponarin E., Welzel C. Genes, Security, Tolerance and Happiness (December 30, 2013). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 31/SOC/2013. Available at SSRN: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2373161

24. Johnson L.K. Narcissistic people, not narcissistic nations: Using multilevel modelling to explore narcissism across countries // Personality and Individual Differences. 2020. V. 1631. Article 110079.

25. Juneman, Pane M.M. Apathy Towards Environmental Issues, Narcissism, and Competitive View of the World //Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 1018. P. 44–52.

26. Kornilova T.V., Chumakova M.A., Izmailova A.M. Implicit Theories of Intelligence and Personality, Attitudes towards Uncertainty, and Academic Achievement in College Students: cross-cultural study в сборнике The 3rd International academic conference on social sciences / Ed by M. Nakashidze, series Peer-reviewed conference proceedings. The International Institute for Academic Development Batumi, Georgia. 2015. P. 189–202.

27. Krizan Z., Herlache A. D. The narcissism Spectrum model: A synthetic view of narcissistic personality // Personality and Social Psychology Review. 2017. V. 22. P. 3–31.

28. Leder J., Foster J.D., Schütz A. Willing to do what others won't: Narcissism, risk-taking, and social approval // Personality and Individual Differences. 2020. V. 15315, Article 109672.

29. Nguyen K.T., Shaw L. The etiology of non-clinical narcissism: Clarifying the role of adverse childhood experiences and parental overvaluation // Personality and Individual Differences. 2020. V. 154. Article 109615.

30. Ouyang M., Cai X., Yin Y., Zeng P., Wang P. Student-student relationship and adolescent problematic smartphone use: The mediating role of materialism and the moderating role of narcissism // Children and Youth Services Review. 2020. V. 110. Article 104766.

31. Taylor J.A. A Personality Scale of Manifest Anxiety // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1953.V. 48 № 2. P. 285–290.

32. Twenge J., Campbell W.K. The narcissism epidemic: Living in the age of entitlement. New York: Free Press. A Division of Simon & Schuster, New York, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести