ООНПсихологический журнал

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

VI международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания”

Код статьи
S020595920016059-0-1
DOI
10.31857/S020595920016059-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 42 / № 5
Страницы
119-125
Аннотация

19−20 марта 2021 года состоялась Шестая Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания”. Организатором выступил Пензенский государственный университет. Работа форума была организована в формате on-line трансляций на платформе Zoom и в социальной сети ВКонтакте. Участники обсудили актуальные проблемы феномена массового сознания: психологические и социальные механизмы продвижения мировоззренческих установок, социально-психологические аспекты культурной трансмиссии, влияние всемирной пандемии COVID-19 на психическое здоровье и многие другие. Поставленные на конференции вопросы − это наиболее остро стоящие на повестке дня психологические, антропологические и философские вызовы в науке и обществе. Их обсуждение позволило участникам форума констатировать наличие позитивного опыта в преодолении этих проблем. 

Ключевые слова
массовое сознание, культурная трансмиссия, международная конференция
Дата публикации
08.11.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
203

Конференция включала пленарное заседание и работу двух секций: “Социально-психологические аспекты культурной трансмиссии” и “Антропологические и психологические вызовы в науке и обществе” и круглого стола на тему “Влияние всемирной пандемии COVID-19 на психическое здоровье”. В работе приняли участие ученые из Российской Федерации, Индонезии, Казахстана, Китая, Украины, Швеции, Израиля.

Научная часть пленарного заседания была открыта выступлением Р.М. Шамионова (Саратов) о роли ценностей и установок в дискриминационной направленности личности и группы. Дискриминационная направленность и установки личности рассматриваются как факторы, блокирующие гуманитарное и экономическое развитие социума, детерминирующие негативные тенденции в функционировании его институтов. Действие дискриминационных установок, ограничивает возможности проявлений других на основе не только внешних (антропологических) признаков, но и поведения, в основе которого лежат те или иные убеждения (ценности, верования). Установлено, что наиболее выраженными сферами жизнедеятельности, в которых интенсивно проявляются дискриминационные установки являются сферы спорта, образования и карьеры. Реальное межличностное взаимодействие минимизирует проявления дискриминационных установок. Обнаружены наиболее емкие с точки зрения неприязненности реализации дискриминационных установок общности, это группы мигрантов, представителей ЛГБТ и бездомные. Важным обстоятельством становится выяснение причин формирования дискриминационных установок личности и выявления способов их устранения.

Анализу этнокультурных различий в стилевых характеристиках мышления у студентов удмуртского и русского происхождения был посвящен доклад В.Ю. Хотинец (Ижевск). Выявлено, что целостная картина мира удмуртов интегрируется на основе тесных взаимосвязей между ее элементами по принципу единства и встроенности друг в друга, структурного самоподобия, со снятием противоречий и противоборства между ними. Интуитивные системы рассуждений удмуртов, основанные на опыте, эмпирическом знании порождаются на основе рефлексии гетерархии локально-общих причин, оформления целостного видения мира и удержания этой целостности. Способы познания человеком мира встраиваются в когнитивную сферу человека как наиболее доступные, надежные и полезные возможности взаимодействия человека с окружающим его культурным миром.

А.Ю. Калугин (Пермь), рассматривая проблемное поле массового сознания с позиций системного подхода, развил тезис, что общество может быть воспринято как система, а индивидуальность как ее подсистема. Таким образом, для понимания массового сознания, важно изучать индивидуальность и индивидуальное сознание. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина выступила методологической и теоретической базой представленного в докладе исследования. На основе изучения свойств психодинамического и личностного уровней индивидуальности 463 старшеклассников, студентов вузов и курсантов было показано, что смыслообразующая активность субъекта лежит в основе взаимодействия человека с миром, связывает разноуровневые свойства индивидуальности, являясь тем самым одним из ведущих механизмов в ее интеграции.

Г.Б. Романовский (Пенза) в своем выступлении, акцентировал внимание на уязвимости психологического состояния общества не только от наличия инфекционной опасности, но и сопутствующих угроз, которые зачастую перевешивают последствия пандемии (так называемые гибридные угрозы). Можно приводить много примеров, как во многих странах фейки, слухи, непроверенные данные приводили к трагическим последствиям. В силу огромного числа источников информации, потоков объемных данных, их различной интерпретации сложно вообще разобраться в истинности того или иного события. Происходит ломка не только производственного уклада (очередная технологическая революция имеет не столь глобальные последствия), а гуманитарных принципов общежития. Необходимо понимание серьезности момента, его трезвая оценка, прогноз последствий, формулирование целей существования человечества, а уже потом – юридизация выработанных решений.

В докладе А.Г. Мясникова (Пенза) была поставлена проблема понимания феномена общего блага в контексте современных процессов глобализации и экоцентризма. Общее благо не может рассматриваться только как национально-государственный проект, а является глобальной задачей, так как жизнь отдельного государства уже неразрывно связана с мировыми процессами в экономике, политике, праве, культуре, науке и других сферах. Надежным основанием современного общего блага могут быть, прежде всего, частные интересы граждан, направленные на их ближайшую и долгосрочную пользу, то есть личное благо, которое будет фундировать глобальное общее благо с помощью системы международного права. Именно право должно гарантировать минимальные необходимые всеобщие условия для возможной свободы каждого человека. В реальных обществах (в том числе и в российском) люди находятся на разных степенях свободы и далеко не все стремятся к высшим степеням (политической, нравственно-религиозной и творческой свободе). При этом в базовых свободах заинтересовано абсолютное большинство – прежде всего, в социально-экономической самостоятельности и благополучии.

А.В. Микляева (Санкт-Петербург) представила результаты экспериментального исследования, направленного на изучение восприятия студентами вуза лекции в онлайн формате. Выборку составили 543 студента и 30 преподавателей вуза; каждый из преподавателей подготовил видеозаписи публичной и внеаудиторной лекции. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по проведению онлайн лекций: внеаудиторная медиалекция предпочтительнее, чем публичная; наиболее эффективный формат внеаудиторной медиалекции – информационная лекция; в процессе внеаудиторной информационной медиалекции преподавателю целесообразно сократить использование терминов и отказаться от примеров из собственного профессионального опыта. Эти рекомендации могут быть использованы при использовании элементов дистанционного обучения с применением электронных образовательных технологий в вузах.

И.В. Белашева (Ставрополь) представила результаты кросс-культурного исследования внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций в их взаимосвязях с личностными характеристиками, показателями регуляции эмоций и показателями субъективного благополучия (социального, эмоционального, психологического) на выборках из пяти стран: Хорватии, Словении, Индии, России и Чехии, предположительно различающихся по преобладающим культурным моделям сосуществования в социуме (индивидуализм, коллективизм). Большие различия между странами Центральной и Восточной Европы по параметрам сформированности внутриличностных и межличностных эмоциональных навыков и компетенций не прогнозировались и не обнаружены. Предположения, что Индийская выборка будет отличаться от европейских по обсуждаемым параметрам, учитывая более высокий уровень коллективизма как культурную норму, характерную для этой страны (Ralston et al., 2011), не подтвердились. Было показано, что модель или стратегия регуляции эмоций (когнитивная переоценка или подавление эмоциональной экспрессии) более специфична для культуры по сравнению с восприятием эмоций и пониманием эмоций.

В докладе Г. Саткангуловой (Костанай, Казахстан) был развит тезис о том, что несмотря на большое количество исследований, проводимых в различных областях человеческого знания, направленных на изучение и понимание этнической идентичности, проблема остается актуальной. Распад СССР, появление новых государств и всплеск национального самосознания привели к проблемам в межэтнических отношениях, к проблеме принятия государственного языка, новых государственных символов в республиках бывшего СССР. Казахстан, как и большинство стран СНГ является полиэтническими, а постоянная миграция населения является серьезной проблемой для построения эффективной государственной национальной политики. Для реализации конструктивной национальной политики важно рассмотрение и изучение формирования этнической идентичности населения, которая в свою очередь может определять характер межэтнических отношений, а также формирование гражданского самосознания.

А.С. Коповой (Москва) в своем выступлении представил результаты анализа проблемы представлений о дистанционном образовании в массовом сознании. Участники образовательных отношений часто воспринимают дистанционное образование как временный заменитель образования традиционного, что не соответствует реальному положению и задачам дистанционного образования. Практика последнего времени показала, что интенсивность обучения и его результат при использовании дистанционных форм не соотносятся с интенсивностью и результатами при использовании форм традиционны. Это ставит новые задачи перед научно-педагогическим сообществом и требует разработки новых практикоориентированных продуктов способных использовать весь образовательный потенциал современного информационного пространства. В результате наблюдений последнего времени можно выделить две модели использования дистанционных форм обучения: дистанционное образование как заменитель традиционного и дистанционное образование как новая образовательная реальность.

В своем выступлении В.В. Константинов и М.В. Бабаева (Пенза) представили результаты исследования этнической идентичности, проведенного нами в 2020 году на территории Пензенской области, Свердловской области, а также республики Мордовия. В опросе участвовало как представители принимающего местного населения этих регионов, так и трудовые мигранты таджикской, киргизской, узбекской национальности (n=356). Было установлено, что для испытуемых коренных жителей трех регионов России и трудовых мигрантов в этих регионах, во-первых, обладают общей позитивностью этнической идентичности, а, во-вторых, не испытывают трудностей при своей национальной и этнической идентификации.

В выступлении В.М. Смирнова и С.И. Солодовник (Москва) была раскрыта специфика профилактики и коррекции медиа-зависимого поведения обучающихся. Установлено, что лишь в двух общеобразовательных школах города Раменское Московской области найдены памятки для родителей. В первом случае по информационной безопасности, во втором - педагоги обратили внимание учащихся на правила поведения при кибербуллинге. И это памятки, которые обучающиеся и их родители могут просто не увидеть, не узнать о них. Проблема профилактики и коррекции медиа-зависимого поведения обучающихся является актуальной и востребованной на современном этапе развития общества. Несмотря на давнюю историю и разработанность вопроса, полноценная и постоянная практическая работа в этом направлении проводится достаточно редко. Необходима реализация с обучающимися работы, направленной на актуализацию ценностей безопасного медиапотребления, развитие культуры потребления медиаинформации и профилактику возникновения различного рода медиа-зависимостей.

В сообщении Д.В. Жуиной (Саранск) были представлены результаты исследования стрессоустойчивости как условия психического здоровья студентов вуза в период пандемии. Социально-экономические изменения современного общества создают повышенные требования к стрессоустойчивости. В настоящее время в мире, в условиях ограничений, введенных на фоне коронавируса, отмечается заметный рост числа случаев тяжелой депрессии среди населения. По результатам исследования были определены следующие особенности стрессоустойчивости студентов: в выборке испытуемых по специальности “Информатика” отмечена характерная устойчивость к стрессу, следовательно, учащиеся могли адекватно реагировать на стрессогенные факторы, у них сохранялась определенная степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях, они были способны самостоятельно возвращаться в состояние равновесия; в выборке испытуемых по специальности “Дошкольное воспитание” превалирует низкий уровень развития стрессоустойчивости, следовательно, большая половина обследованных, не способны противостоять негативным стрессогенным факторам, проблемным, напряженным ситуациям.

В.Г. Тылец и Т.М. Краснянская (Москва) охарактеризовали проблемы и перспективы изучения психологических аспектов трансмиссии социокультурных практик безопасности. Социокультурные практики безопасности представляют собой опыт поведения человека (социальных групп) в средах, условиях и ситуациях, несущих угрозу безопасности, сконцентрированный в некоторых формах (традиции, обычаи, ритуалы) и подверженный социокультурной трансмиссии. Как особая форма опыта, социокультурные практики характеризуются рядом особенностей: неочевидностью логического обоснования и эффективности; регулированием механизмами культурной трансмиссии; зависимостью от веры непосредственных пользователей и состояния социального пространства своего распространения. Обладание значительным разнообразием, позволяет вводить ряд оснований их дифференциации. Основной психологической предпосылкой реализации социокультурных практик безопасности может быть рассмотрена вера человека (социальных групп) в их действенность, которая разделяет людей на приверженцев и противников данных практик. Возрождение веры в действенность социокультурных практик способно выступить действенным ресурсом решения задач безопасности. Применение социокультурных практик безопасности может подкрепляться также феноменами надежды (в их действенность), установки на использование «последнего шанса» и готовности действовать в иррациональном ключе.

В докладе И.В. Малышева (Саратов) были представлены результаты исследования особенностей социальной приспособленности личности студентов вуза в условиях пандемии covid-19. В современном российском обществе, как и в мире, заметны все более усложняющиеся системы взаимоотношений, отсутствие эффективных механизмов социальной интеграции, трудности социальной адаптации и социализации личности. У большинства испытуемых-студентов вуза разных специальностей обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако, несмотря на это, для 40% испытуемых студентов характерны негативные изменения в личности, значительно затрудняющие социализацию. Это касается практически всех показателей социальной приспособленности, а именно таких показателей как “приспособленность в семье”, “здоровье”, “субмиссивность”, “эмоциональность”, “враждебность”. Трудности адаптации и социализации в обществе в первую очередь связаны с повышенными агрессивными проявлениями, эмоциональной неустойчивостью и плохим здоровьем, негативным самочувствием, что, скорее всего, связано с общим негативным психосоциальным фоном в условиях пандемии, который, в свою очередь, обусловлен необходимостью резкой смены форм деятельности в условиях самоизоляции, нарушением привычных социальных связей, отсутствием готовности нормально взаимодействовать в условиях изоляции, собственно социальная депривация, невозможность успешно преодолевать длительные стрессы в условиях изоляции и т.д.

С.А. Иванчин (Пенза) сосредоточил внимание аудитории на проблеме адаптации иностранных студентов в условиях вузовского образования. Условия формирования адаптационной готовности иностранных студентов к учебной деятельности представлены в системе педагогических технологий и средств, которые учитывают адаптационные способности и механизмы ее достижения в среде студентов, приехавших из дальнего или ближнего зарубежья. В рамках обобщающей модели формирования адаптивной готовности важным является всестороннее исследование внешних и внутренних факторов адаптационной готовности. Факторами, способствующими адаптации можно назвать факторы, описывающие индивидуально-психологическое своеобразие, специфику адаптационных процессов, социально-психологические характеристики, отвечающие за характер взаимодействия и готовность выстраивать контакт, факторы педагогической системы высшего образования, которые отражают структуру и характер использования техник и методов обучения для успешной интеграции студентов. Факторы этнокультурного порядка также важны в процессе учета условий успешной адаптации, позволяют проследить механизмы интеграции и этнокультурного своеобразия. Учет данных факторов в рамках объяснительной модели является обязательным, с целью интеграции междисциплинарного подхода к изучению адаптационной готовности студентов.

В докладе С.В. Сарычева и И.В. Демина (Курск) были представлены результаты экспериментального исследования надежности реальных малых спортивных групп в напряженных условиях совместной деятельности. Важнейшим компонентом надежности является групповое сознание. Оно проявляется в единстве мнений, в принятии групповых целей, обобщенной и адекватной оценке условий совместной деятельности, полноте образа группового поведения и поведения каждого индивида на всех этапах осуществления совместной деятельности. Сформированность группового сознания является фактором психической регуляции совместной деятельности и состояния самой группы. Установлено, что группы разного уровня организованности характеризуются качественно различными типами динамики основных показателей надёжности. Различные спортивные группы (даже в рамках уровня организованности и формы организации совместной деятельности) характеризуются различной динамикой и соотношением, степенью выраженности различных психологических компонентов надежности, “индивидуальными” психологическими особенностями группы.

Е.Б. Бедрина (Екатеринбург) акцентировала внимании аудитории на роли лиц среднего и пожилого возраста на российском рынке труда в условиях миграционных вызовов. Тема трудоустройство лиц среднего и пожилого возраста всегда являлась одной из наиболее обсуждаемых в научном сообществе. В последние годы в связи с осуществлением непопулярной пенсионной реформы, повышающей возраст выхода на пенсию россиян, наблюдается значительный рост интереса к данному вопросу. Лица среднего и пожилого возраста, вынужденные выйти на рынок в силу проведения пенсионной реформы, будут, главным образом, претендовать на те вакансии, которые традиционно занимают трудовые мигранты. В условиях проведения пенсионной реформы международная миграция становится серьезным вызовом, ведущим к обострению конкуренции на рынке труда и может детерминировать негативное отношение к мигрантам и рост проявлений интолерантности в принимающем обществе.

И.И. Маркова и А.А. Жаворонкова (Воронеж) представили результаты исследования специфики саморегуляции студентов в ситуации вынужденной самоизоляции. У большинства испытуемых доминирует средний уровень саморегуляции, то есть для студентов характерны вполне адекватные реакции на резко изменяющиеся ситуации, которые не зависят от них (вынужденная самоизоляция). Уровень контроля выявлен также на уровне средних значений у 67% испытуемых. Выявлено наличие психологических трудностей в преодолении возникших проблем, связанных с переживанием самоизоляции, проявляющихся в неспособности в полной мере контролировать ситуацию. Стилевые особенности саморегуляции поведения являются немаловажным фактором, так как оказывают влияние на успешность овладения субъектом новыми видами деятельности и его адаптацию в складывающейся жизненной ситуации.

Доклад Н.Н. Хащенко (Москва) был посвящен постановке проблемы связи экологического сознания и потребительского поведения личности. Было отмечено, что в современных условиях актуализируются проблемы эколого-ориентированного потребления, обусловленного изменением отношения к экологии, готовности человека к эколого-сберегающему поведению и потреблению. В результате теоретико-эмпирического исследования планируется определить взаимосвязь отношения к экологическим условиям жизни (актуального экологического сознания личности) и отношения к потреблению, как характеристики потребительского поведения личности. Высказано предположение о том, что актуальное экологическое сознание личности связано с различными типами, стратегиями потребительского поведения, и, в частности, с отношением к потреблению. Связь экологического сознания и потребительского поведения личности опосредованы социально-психологическими и экономико-психологическими характеристиками личности: ценностными ориентациями, выраженностью “материализма” личности, личностными стратегиями потребительского и других форм экономического поведения. Определенные различия могут быть связаны с фактором возраста, пола, семейным и профессиональным статусом человека.

С. Колифах (Маланг, Индонезия) и С. Рисберг (Стокгольм, Швеция) в своем выступлении охарактеризовали результаты кросс-культурного исследования представлений о ВИЧ-инфекции и СПИДе у женщин, живущих в Индонезии и у женщин, имеющих статус “беженец” и проживающих в Швеции. Данные полученные с помощью глубинных интервью свидетельствуют о том, что СПИД и для женщин, живущих в Индонезии и для женщин со статусом “беженец” является стигмой и детерминирует в массовом сознании дискриминационные установки. Результаты свидетельствуют, что испытуемые в обеих группах презентуют пессимистичную оценку перспектив для ВИЧ-инфецированных, исключают для себя и своих близких возможность установления и поддержания контактов с зараженными, хотя обладают данными о рисках инфецирования. Дестигматизация инфецированных в массовом сознании может стать зоной ответственности современной социальной психологии.

В выступлении И.А. Красильникова (Полтава, Украина) были рассмотрены проблемы философской психологии. Неклассический онтологический подход акцентирует внимание на том, какие ценностно-смысловые установки и переживания лежат в основе реального существования человека. Для эффективного решения различных теоретических и прикладных проблем психологической науки необходимо усиливать мировоззренческое концептуальное сближение психологии и философии. Вариантом развития философской психологии может быть реализация методологического поворота к неклассической философской онтологии.

Доклад О.Н. Тузовой и Е.М. Поповой (Мурманск) был посвящен освещению результатов эмпирического исследования психоэмоционального состояния населения в период самоизоляции, в котором приняли участие 800 испытуемых в возрасте от 14 до 80 лет. Установлено, что большая часть респондентов в период самоизоляции находились в негативном эмоциональном состоянии. Для большинства испытуемых характерен низкий уровень самочувствия, активности и настроения и диагностирован повышенный уровень тревожности как ситуативной, так и личностной. Соблюдение самоизоляции, ограничение передвижения и живого общения, выступили мощным стресс-фактором для большинства испытуемых. Необходим мониторинг психоэмоционального состояния граждан, а также использование психопрофилактических мер, в частности, разработка рекомендаций для поддержания психологического здоровья.

Доклад А. Sacks (Гонконг, Китай) был посвящен проблеме культурной трансмиссии, которая трактуется как процесс сохранения и передачи смыслового пространства из поколения в поколение, что обусловлено пониманием важности духовно-нравственного контекста воспитания личности в семьях русской диаспоры в США. Делается вывод, что приоритетной целью культурной трансмиссии является сохранение национальной идентичности в мультикультурной среде американского общества. Культурная трансмиссия может выступать как фактор сохранения исторического времени в конкретном национальном сообществе.

Е.В. Капитанова (Ростов-на-Дону) представила результаты исследования представлений студентов о современном политическом лидере. Образ политика, политического лидера занимает важное место в массовом сознании людей, которое характеризуется многоаспектностью, динамичностью, противоречивостью. В сознании студентов сформирован определенный образ современного политического лидера. В основе его – нравственный и интеллектуальный аспекты, запрос на социальную справедливость. В представлениях студентов, в большей степени, проявляется тенденция к оцениванию власти по моральным критериям. Визуальный образ политического лидера встроен в процесс социального взаимодействия, общения и понимания людьми друг друга. Наиболее привлекательным для большинства испытуемых молодых людей, являются политики с устойчивыми нравственными качествами, внимательные к запросам людей, тактичные и приветливые.

В выступлении Т. Кигель (Петах Тиква, Израиль) были представлены результаты анализа феномена массового сознания в контексте формирования мировоззрения субъекта в условиях миграции (репатриации). В израильском социуме при помощи электронных СМИ последовательно осуществляется деятельность, направленная на дерационализацию сознания. Следствием которой является актуализация коллективных страхов и интенсивная трансформация ценностей репатриантов и принимающего населения. Формирование массового сознания опосредовано глубоким проникновением в популяцию сетевых технологий и глобализацией, с помощью которых популяризируется мифология, способствующая стабильному воспроизведению нормативного социального порядка.

Библиография

  1. 1. Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Константинов. Москва: Перо, 2021.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека