- Код статьи
- S020595920018767-9-1
- DOI
- 10.31857/S020595920018767-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 43 / № 1
- Страницы
- 32-41
- Аннотация
Исследование посвящено проблеме когнитивных закономерностей восприятия Другого в условиях неопределенной информации о социальной приемлемости его личности в терминах черт Темной триады. Ставится цель определить характеристики вербальной информации, попадающей в фокус внимания при оценке амбивалентного образа, и проследить динамику этой информации в условиях пре-стимульного воздействия. Тестируется гипотеза о более высокой субъективной значимости негативной информации о Другом, а также ее субъективном ослаблении в условиях предъявления экстремально негативного пре-стимула. В исследовании приняли участие 406 студентов в возрасте от 17 до 32 лет (М=20.4, SD=1.56), них 114 мужчин и 292 женщины. Участникам предлагалось оценить амбивалентного Другого, отвечавшего на вопросы Короткого опросника Темной триады, демонстрируя попеременно высокую выраженность “темных” и “светлых” черт, а также указать, какие ответы объекта помогли сформировать мнение о нем. При этом участникам двух контрастных групп перед восприятием целевого объекта предлагалось оценить образы экстремально “плохой” (“темной”) или “хорошей” личности, а участникам фоновой группы — только амбивалентный образ. Обнаружено, что при восприятии амбивалентного Другого наибольшей субъективной значимостью обладают такие суждения, которые свидетельствуют о выраженности у него негативных (а не позитивных) черт. При этом наибольшее внимание субъекта привлекают проявления нарциссизма, однако объективно они в меньшей степени связаны с формированием аттитюда, чем проявления психопатии. В целом сформированное оценочное отношение к амбивалентному Другому обнаруживает слабые связи с субъективными представлениями о вербальных источниках его формирования. Показано, что экстремально негативный пре-стимул снижает субъективную значимость негативной информации (р
- Ключевые слова
- социальная перцепция, аттитюд, амбивалентный Другой, Темная триада, негативные черты, пре-стимульное воздействие, эффекты прайминга
- Дата публикации
- 01.03.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 269
Современное понимание процесса перцептивной избирательности основано на информационном подходе и вычислительных принципах [8], причем наиболее авторитетный подход опирается на статистические закономерности в терминах байесовской вероятности [9]. Процесс внимания математически моделируется как нейронная активность, которая кодирует вероятностное представление мира на основе таких характеристик математического распределения, как неопределенность (дисперсия), точность (обратная дисперсия) и заметность (расхождение) [13]. Первые две характеристики связаны с прогностической надежностью перцептивных данных, а вторая определяет вероятность простого распознавания, т.е. выделения фигуры из фона. Понятие “заметности” (salience) является ключевым для теорий внимания. При этом избирательность внимания понимается не только как функция заметности, но и как функция релевантности, т.е. соответствия текущим целям индивида [11]. На нейронном уровне прослеживается уникальность вклада заметности и релевантности в общий итог — выделение объекта из фона [12]. В каком-то смысле можно сказать, что внимание фокусируется на перманентно релевантных объектах перцептивного поля, которые связаны с врожденными потребностями. Можно предположить, что в процессе социальной перцепции на первый план выступают социальные потребности и связанный с ними социальный опыт.
Согласно модели содержания стереотипов [10], наиболее привлекательными с точки зрения межличностного взаимодействия для нас являются такие социальные объекты, которые обладают высокими рейтингами компетентности (интеллекта) и теплоты (дружелюбия). Вопрос о релевантности социальных объектов нашим биологическим целям (в том числе, выживанию) является, по сути, вопросом предпочтения “хороших” (обеспечивающих поддержку) и избегания “плохих” (несущих угрозу). И те и другие представляют собой важные для распознавания стимулы. Можно ли сказать, однако, что они обладают разным “весом” при захвате нашего внимания?
Опираясь на теорию управления ошибками [15], мы можем спрогнозировать перцептивную приоритетность социально поддерживающего или социально угрожающего объекта (т.е. друга или врага) на основе сравнительного анализа возможных последствий неверного решения и их минимизации. Если неверный перцептивный выбор сделан в пользу “хорошего” объекта, возможные последствия сводятся к неполучению от него ожидаемой поддержки и одновременному получению неожиданного вреда от проигнорированного, “плохого” объекта. Если же неверный выбор сделан в пользу “плохого” объекта, возможные последствия сводятся к неполучению ожидаемого вреда и одновременно — к упущенной возможности получить поддержку. При очевидных минусах обоих исходов последствия первого варианта выбора представляются более тяжелыми, чем последствия второго. Таким образом, можно предположить, что в ситуации перцептивной конкуренции в фокус внимания попадут (при прочих равных) именно угрожающие объекты — как более опасные с точки зрения возможных последствий их игнорирования.
Ситуация, предшествующая целевому экспериментальному выбору, может сдвигать вероятностные исходы перцептивной избирательности [6]. В психологии известны два ключевых эффекта пре-стимульного воздействия на итоговое восприятие целевых объектов. Первый — это эффект ассимиляции, который проявляется в том, что целевая информация начинает восприниматься в прямом согласии с содержанием дистракторного воздействия. Второй — это эффект контраста, который проявляется в сдвиге восприятия целевой информации в направлении, противоположном содержанию пре-стимула [7; 16]. При этом степень экстремальности пре-стимула по сравнению со стимулом является фактором, повышающим вероятность контрастного восприятия целевого объекта.
Целью настоящего исследования является определение закономерностей избирательного восприятия вербальной информации, лежащих в основе оценки амбивалентного Другого1. Данные закономерности исследовались в квазиэкспериментальных условиях пре-стимульного воздействия: предъявление экстремально позитивного Другого, предъявление экстремально негативного Другого и отсутствие пре-стимула (фоновый контроль).
С опорой на теорию управления ошибками было выдвинуто предположение, что из двух релевантных базовым социальным потребностям характеристик целевого объекта наиболее значимыми, а соответственно, привлекающими внимание, окажутся его негативные (а не позитивные) вербальные проявления, т.е. такие, которые представляют потенциальную угрозу. На основании данных о факторах, определяющих эффекты прайминга, мы предположили, что после экстремальных пре-стимульных воздействий заметность негативных вербальных проявлений будет меняться по принципу контраста. Учитывая, что суждения объекта восприятия воспроизводились респондентами постфактум в качестве аргументов в пользу сформированного аттитюда, мы предположили также, что наиболее часто упоминаемые ответы объекта обнаружат корреляции с компонентами сформированного отношения к нему.
Таким образом, в исследовании было выдвинуто три гипотезы:
1.Наиболее значимыми для формирования оценочного отношения к амбивалентному объекту являются негативные факты его вербального поведения, которые представляют потенциальную угрозу для возможного взаимодействия с ним. Такие факты запоминаются лучше, чем позитивные поведенческие проявления.
2.Пре-стимульное воздействие экстремальной позитивной валентности усиливает, а пре-стимульное воздействие экстремальной негативной валентности — ослабляет восприятие негативных характеристик амбивалентного целевого объекта.
3.Субъективно значимые для формирования отношения суждения амбивалентного объекта обнаруживают значимые корреляции с компонентами аттитюда. При этом знак корреляции определяется характером ответа объекта: “хорошие” имеют положительный, а “плохие” — отрицательный знак.
Хотя есть прямые основания предполагать значимую роль личностных черт [1; 3], личностного тождества [1], ценностных ориентаций и установок [3] на формирование отношения к амбивалентному Другому, эти вопросы остаются за рамками настоящего исследования.
МЕТОДИКА
Участники и процедура. В исследовании приняли участие 406 студентов в возрасте от 17 до 32 лет (М=20.4, SD=1.56), из них 114 мужчин (28 %) и 292 женщины (72 %). Все респонденты давали письменное согласие на обработку персональных данных и подтверждали добровольность участия. В качестве поощрения за участие студенты получали 10 % дополнительных баллов по академическим курсам в рамках психологических дисциплин.
Исследование проводилось с использованием онлайн-платформы Anketolog (профессиональная версия). На данной платформе было сформировано 6 вариантов тестовых наборов, соответствующих разным комбинациям пола целевого объекта и типа пре-стимульного воздействия. Наборы были идентичны в части анкетных вопросов, личностных методик и параметров оценки целевого объекта.
Участникам контрастных групп предъявлялась видеозапись интервью с позитивным (131 чел.) или негативным (134 чел.) пре-стимульным объектом, а участникам фоновой группы (141 чел.) — сразу с целевым объектом. Видеозапись предварялась инструкцией с установкой на последующее высказывание мнения об этом человеке. После просмотра участники заполняли Шкалу общего отношения к объекту восприятия [5]. Далее участники контрастных групп просматривали интервью с целевым объектом и характеризовали его с помощью тех же диагностических инструментов. В завершении всем участникам предлагались вопросы ретрофлексивного характера: необходимо было указать, какие ответы целевого объекта помогли сформировать окончательное мнение о нем. Предлагалось отметить от 6 до 12 пунктов Короткого опросника Темной триады, по которым были даны эти ответы.
Стимульный материал. В качестве стимульного материала использовались записи видеоинтервью со студентами, отвечающими на вопросы Короткого опросника Темной триады [2]. С помощью разных сценариев, регламентирующих ответы, были созданы три личностных образа: негативный, позитивный и амбивалентный. Негативный образ был сконструирован за счет таких ответов, которые при подсчете по ключу дают максимальные баллы по макиавеллизму, нарциссизму и психопатии. Позитивный образ, наоборот, формировался с помощью таких ответов, которые предполагают нулевые суммарные баллы по этим шкалам. Амбивалентный образ формировался за счет попеременных ответов, свидетельствующих то о максимальной выраженности, то об отсутствии “темных” личностных качеств. Каждый личностный образ (позитивный, негативный и амбивалентный) был представлен двумя вариантами — мужским и женским. Позитивный и негативный образы предъявлялись участникам исследования в качестве пре-стимульного воздействия (только в контрастных группах), а амбивалентный образ — в качестве основного стимульного воздействия. Роль персонажей интервью сыграли студенты 4 курса, юноша и девушка, обучающиеся по специальности “Актерское искусство”. Их игра была оценена как соответствующая заданным критериям тремя педагогами по актерскому мастерству.
Описание опросных методик. Шкала общего отношения к объекту восприятия [5] включала 15 вопросов, направленных на оценку когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к объекту восприятия. Согласие с каждым пунктом опросника оценивалось по 5-балльной шкале от “совершенно не согласен” до “совершенно согласен”.
Короткий опросник Темной триады [2] включал 27 утверждений, с которыми участникам предлагалось высказать степень своего согласия по 5-балльной шкале от “совершенно не согласен” до “совершенно согласен”. Суммарные баллы подсчитывались для 3 шкальных показателей: макиавеллизма, нарциссизма и психопатии.
Анализ данных. Диагностические данные были обработаны в программе SPSS. На первом этапе (дескриптивный дизайн) использовался метод частотного анализа, с помощью которого подсчитывалось число выборов того или иного пункта Короткого опросника Темной триады с точки зрения его информативности для формирования субъективного представления о целевом объекте. На втором этапе (квазиэкспериментальный дизайн) использовались таблицы сопряженности, с помощью которых оценивалось количество выборов каждого пункта в независимых группах участников (двух контрастных и одной фоновой). С помощью критерия χ2 оценивались статистически значимые различия между частотой выборов каждого пункта в указанных группах. На третьем этапе (корреляционный дизайн) исследовались ранговые корреляции (по Спирмену) между субъективным представлением участников об информативности пунктов Темной триады и компонентами общего отношения к объекту восприятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Распределение показателей оценивалось только для количественных переменных отношения к целевому объекту с помощью значений асимметрии и эксцесса (табл. 1).
Таблица 1. Описательная статистика количественных переменных
Компоненты отношения к целевому объекту | N | M̅ | SD | As | SEAs | Ex | SEEx |
когнитивный | 406 | 3.12 | 0.77 | -0.05 | 0.12 | -0.36 | 0.24 |
эмоциональный | 406 | 3.30 | 0.86 | -0.31 | 0.12 | -0.43 | 0.24 |
поведенческий | 406 | 3.31 | 0.83 | -0.15 | 0.12 | -0.32 | 0.24 |
Общее отношение | 406 | 3.24 | 0.77 | -0.12 | 0.12 | -0.40 | 0.24 |
Поскольку значения асимметрии и эксцесса не превышали 0.50, был сделан вывод о соответствии данных закону нормального распределения. Таким образом, исследуемая выборка могла рассматриваться как репрезентативная.
В табл. 2 приводятся данные о субъективной информативности пунктов Короткого опросника Темной триады (ТТ), ответы на которые помогли сформировать окончательное мнение о целевом объекте.
Таблица 2. Степень субъективной информативности вопросов ТТ для формирования мнения о целевом объекте (по числу выборов в общей выборке респондентов)
Формулировка вопроса и тип ответа на него | Число выборов |
Ты обычный человек? (N+) | 241 |
Верно, что ты ненавидишь быть в центре внимания? (N+) | 234 |
Тебе нравится доставлять неприятности тем, кто главнее тебя? (P+) | 233 |
Ты согласен, что счеты надо сводить быстро и беспощадно? (P+) | 202 |
Можно сказать, что ты особенный? (N+) | 188 |
Как по-твоему: глупо раскрывать свои секреты? (M+) | 185 |
Ты смущаешься, когда тебе говорят комплименты? (N+) | 184 |
Считают ли окружающие, что ты — прирожденный лидер? (N–) | 164 |
Ты сможешь сказать все, что угодно, чтобы получить то, что ты хочешь? (P+) | 163 |
В компаниях без тебя скучно и неинтересно? (N–) | 153 |
У тебя никогда не было проблем с законом? (P+) | 143 |
Как ты думаешь: почти всеми людьми можно манипулировать? (M+) | 142 |
Ты считаешь, что о других полезно знать что-то, что можно использовать против них? (M+) | 137 |
Тебе нравится подкалывать неудачников? (P–) | 131 |
Если кто-то заденет тебя, потом пожалеет об этом? (P–) | 115 |
Ты скрываешь от других некоторые вещи о себе? (M+) | 112 |
Тебе нравится знакомиться с влиятельными людьми? (N–) | 104 |
Считаешь ли ты нужным делать все, чтобы влиятельные люди были на твоей стороне? (M±) | 99 |
Ты избегаешь опасных ситуаций? (P–) | 95 |
Ты согласен, что люди не будут хорошо работать, пока их не заставишь? (M–) | 94 |
Нужно ли избегать открытого конфликта с окружающими — с учетом того, что они могут быть полезны в будущем? (M–) | 93 |
А ты можешь вести себя непорядочно по отношению к другим? (P±) | 91 |
Ты согласен, что свести с кем-то счеты надо не торопясь, дождавшись подходящего момента? (M–) | 84 |
Ты требуешь, чтобы к тебе относились с уважением, которого ты заслуживаешь? (N–) | 72 |
Прежде чем что-то делать, ты стараешься убедиться, что результаты будут выгодны именно тебе, а не кому-то другому? (M–) | 70 |
А говорят о тебе, что ты неуправляем? (P–) | 45 |
Бывает, что тебя сравнивают со знаменитыми людьми? (N±) | 30 |
Примечание. В скобках после каждого вопроса буквой указана шкала, к которой относится данный вопрос: N — нарциссизм, M — макиавеллизм, P — психопатия. Знак рядом с буквой отражает тип ответа целевого объекта на вопрос в соответствии со сценарием: “+” означает ответ, свидетельствующий о выраженности признака соответствующей черты, “–” означает отсутствие признака, “±” означает неопределенный ответ. Строки с негативными ответами (свидетельствующими о высокой выраженности ТТ-черт) выделены серым фоном.
Как видно из таблицы, в общей выборке респондентов наиболее информативными, с субъективной точки зрения, оказались такие ответы, которые отражали выраженность у целевого объекта высоких показателей ТТ. Эти вопросы выделены в таблице серым фоном. При этом пункты, относящиеся к шкале нарциссизма, участники отмечали как наиболее информативные чаще, чем пункты, относящиеся к другим шкалам.
В табл. 3 те же данные представлены с разбивкой на две контрастные и одну фоновую группы. Приводится информация о статистически значимых различиях между группами в частоте выборов каждого пункта (по критерию χ2).
Таблица 3. Степень субъективной информативности вопросов ТТ для формирования мнения о целевом объекте (по числу выборов участников в контрастных и фоновой группах)
Число выборов | |||
Формулировка вопроса и тип ответа на него | К_поз (n=134) | Ф (n=141) | К_нег (n=131) |
Ты обычный человек? (N+) | 82a | 89a | 70a |
Верно, что ты ненавидишь быть в центре внимания? (N+) | 75ab | 90b | 69a |
Тебе нравится доставлять неприятности тем, кто главнее тебя? (P+) | 80a | 85a | 68a |
Ты согласен, что счеты надо сводить быстро и беспощадно? (P+) | 77a | 79a | 46b |
Можно сказать, что ты особенный? (N+) | 70a | 61a | 57a |
Как по-твоему: глупо раскрывать свои секреты? (M+) | 71a | 61ab | 53b |
Ты смущаешься, когда тебе говорят комплименты? (N+) | 60ab | 72b | 52a |
Считают ли окружающие, что ты — прирожденный лидер? (N–) | 41a | 46a | 77b |
Ты сможешь сказать все, что угодно, чтобы получить то, что ты хочешь? (P+) | 62a | 57ab | 44b |
В компаниях без тебя скучно и неинтересно? (N–) | 33a | 50a | 70b |
У тебя никогда не было проблем с законом? (P+) | 52a | 56a | 35b |
Как ты думаешь: почти всеми людьми можно манипулировать? (M+) | 54a | 48a | 40a |
Ты считаешь, что о других полезно знать что-то, что можно использовать против них? (M+) | 49a | 46a | 42a |
Тебе нравится подкалывать неудачников? (P–) | 30a | 45ab | 56b |
Если кто-то заденет тебя, потом пожалеет об этом? (P–) | 17a | 35b | 63c |
Ты скрываешь от других некоторые вещи о себе? (M+) | 40a | 41a | 31a |
Тебе нравится знакомиться с влиятельными людьми? (N–) | 33a | 31a | 40a |
Считаешь ли ты нужным делать все, чтобы влиятельные люди были на твоей стороне? (M±) | 32a | 29a | 38a |
Ты избегаешь опасных ситуаций? (P–) | 21a | 32ab | 42b |
Ты согласен, что люди не будут хорошо работать, пока их не заставишь? (M–) | 18a | 41b | 35b |
Нужно ли избегать открытого конфликта с окружающими — с учетом того, что они могут быть полезны в будущем? (M–) | 21a | 36ab | 36b |
А ты можешь вести себя непорядочно по отношению к другим? (P±) | 33a | 28a | 30a |
Ты согласен, что свести с кем-то счеты надо не торопясь, дождавшись подходящего момента? (M–) | 35a | 27ab | 22b |
Ты требуешь, чтобы к тебе относились с уважением, которого ты заслуживаешь? (N–) | 13a | 24ab | 35b |
Прежде чем что-то делать, ты стараешься убедиться, что результаты будут выгодны именно тебе, а не кому-то другому? (M–) | 21a | 23a | 26a |
А говорят о тебе, что ты неуправляем? (P–) | 11a | 20a | 14a |
Бывает, что тебя сравнивают со знаменитыми людьми? (N±) | 10ab | 6b | 14a |
Примечание. К_поз — контрастная группа с предъявлением позитивного пре-стимула, Ф — фоновая группа, К_нег — контрастная группа с предъявлением негативного пре-стимула.
Одинаковыми подстрочными буквенными индексами в одной строке отмечены статистически не различающиеся (p>0.05), а разными индексами — статистически различающиеся значения (p
Как видно из таблицы, субъективная информативность пунктов ТТ варьировала в зависимости от характера пре-стимульного воздействия: значимость негативных ответов целевого объекта (свидетельствующих о высокой выраженности ТТ-черт), обнаруженная в общей выборке, снижалась на фоне негативной дистракции, т.е. предварительного предъявления экстремально “плохого” Другого. Об этом свидетельствуют более низкие абсолютные значения информативности негативных ответов в последнем столбце таблицы. В трети случаев это снижение оказалось статистически значимым по сравнению с фоновой группой (р
В табл. 4 приводятся значимые коэффициенты корреляций показателей сформированного отношения к объекту и субъективных оценок вклада его отдельных суждений в формирование этого отношения. Данные приводятся по общей выборке участников, отдельно для каждого компонента отношения.
Таблица 4. Коэффициенты корреляций отношения к объекту и субъективной оценки значимости его отдельных суждений в общей выборке участников
Компоненты отношения к объекту: | |||
Формулировка вопроса и тип ответа на него | когнитивный | эмоциональный | поведенческий |
Ты обычный человек? (N+) | -0.11a | ||
Можно сказать, что ты особенный? (N+) | -0.10a | ||
Как по-твоему: глупо раскрывать свои секреты? (M+) | 0.11a | 0.14b | 0.12a |
У тебя никогда не было проблем с законом? (P+) | -0.16c | -0.15b | -0.16c |
Тебе нравится подкалывать неудачников? (P–) | 0.16b | 0.15b | 0.17c |
Если кто-то заденет тебя, потом пожалеет об этом? (P–) | 0.13b | 0.12a | 0.11a |
Считаешь ли ты нужным делать все, чтобы влиятельные люди были на твоей стороне? (M±) | 0.11a | 0.14b |
Как видно из таблицы, субъективная информативность пунктов ТТ, т.е. их декларируемая значимость для формирования отношения к объекту, обнаружила незначительное количество слабых связей с показателями его итоговой оценки (R2=1.00÷2.89). Из 27 вопросов только 7 обнаружили значимые корреляции с отдельными компонентами аттитюда. Из 12 субъективно информативных негативных ответов (свидетельствующих о высокой выраженности ТТ-черт) значимыми для формирования итогового мнения об амбивалентном Другом оказались только 4, а из 4 субъективно информативных позитивных ответов (свидетельствующих о низкой выраженности ТТ-черт) — только 2. Один нейтральный ответ, не попавший в число наиболее информативных, также оказался значимым для оценки Другого. При этом наиболее значимыми для формирования целостного отношения к Другому оказались вербальные признаки психопатии: они обнаружили связь со всеми компонентами аттитюда — отрицательную в случае их выраженности, и положительную — в случае их отсутствия. Признаки нарциссизма, напротив, затрагивали лишь отдельные компоненты аттитюда: эмоциональный или поведенческий. Вербальные маркеры макиавеллизма коррелировали со всеми компонентами аттитюда, однако характер этих связей оказался противоречивым.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные результаты свидетельствует о том, что в процессе наблюдения за вербальными проявлениями амбивалентного Другого наибольшее внимание привлекают негативные суждения, которые свидетельствуют о его слабом соответствии социально одобряемым образцам. При этом наиболее заметными оказываются проявления нарциссизма, т.е. утверждения объекта о собственной исключительности и его желании быть в центре внимания. Это соответствует выдвинутому нами предположению о более высокой информативности негативных вербальных проявлений по сравнению с позитивными. Особое внимание к проявлениям нарциссизма можно интерпретировать как социальную чувствительность к маркерам лидерства, поскольку нарциссизм обнаруживает с ними положительные корреляции [14].
Вопреки нашим ожиданиям было обнаружено, что субъективное представление об информативности вербального поведения объекта не является надежным прогностическим фактором формирования отношения к нему. Во-первых, корреляции между оценками информативности ответов объекта и компонентами отношения к нему оказались достаточно малочисленными, а во-вторых, — слабыми с точки зрения коэффициентов детерминации. Принимая во внимание это ограничение, отметим, однако, что объективно значимыми для формирования отношения к амбивалентному объекту оказались вербальные признаки психопатии: они обнаружили связь со всеми компонентами аттитюда — отрицательную в случае их выраженности, и положительную — в случае их отсутствия. При этом содержательно значимой являлась информация о нарушении закона, а также проявлениях жестокости и агрессивности в социальном взаимодействии. Признаки нарциссизма, а именно заявления объекта о собственной исключительности, напротив, затрагивали лишь отдельные компоненты аттитюда: вызывали негативный эмоциональный или поведенческий отклик. Проявления макиавеллизма обнаружили неожиданные связи с компонентами аттитюда. Утверждение о нежелании раскрывать свои секреты способствовало формированию целостного позитивного аттитюда, а неопределенный ответ о привлечении влиятельных сторонников (“не знаю, трудно сказать”) был положительно связан с эмоциональным и поведенческим компонентами отношения. На наш взгляд, на основании этих данных нельзя говорить о закономерных связях проявлений макиавеллизма с отношением к его носителю. Первое утверждение могло активизировать устоявшуюся позитивную коннотацию с защитой личных данных, к тому же оно было первым в списке вопросов, и его запоминание могло быть обусловлено эффектом края. Что касается второго утверждения, оно не несло никакой информации о наличии или отсутствии черты, и соответственно, могло быть наполнено любой субъективной интерпретацией.
Таким образом, наши результаты свидетельствуют о расхождении между субъективными и объективными факторами формирования отношения к амбивалентному объекту на основе его вербальных проявлений. Субъективно наиболее значимыми являются проявления нарциссизма, однако объективно сформированное отношение к объекту в большей степени определяется проявлениями психопатии. С точки зрения потенциального ущерба взаимодействие с психопатической личностью является более опасным, чем взаимодействие с нарциссической личностью [4]. В этом смысле, в логике теории управления ошибками, игнорирование нарциссических проявлений должно быть менее вероятным, чем игнорирование психопатии. В то же время, нарциссизм наряду с экстраверсией является заметной (observable) чертой [17], а соответственно, его проявления в большей степени привлекают внимание и проще выводятся на уровень сознания и рассматриваются как основания формирования отношения.
Как и предполагалось, значимость негативных вербальных проявлений объекта после предъявления экстремально негативного пре-стимула снижается, подчиняясь закону контраста. В то же время после предъявления экстремально позитивного пре-стимула подобного эффекта не наблюдается. На наш взгляд, это можно объяснить большей субъективной значимостью пре-стимульных негативных характеристик, которая приводит к их лучшему запоминанию и формированию устойчивого контекстного фона (перцептивной точки отсчета).
Таким образом, полученные результаты позволяют обозначить важные составляющие вербального информационного воздействия, которые обладают повышенной значимостью для формирования социального аттитюда в отношении амбивалентного Другого. При этом открытым остается вопрос об эффектах контрастного прайминга на восприятие выраженных валентных образов — очевидно ”хорошего” и “плохого” Другого. Полученные результаты позволяют предположить, что пре-стимульный негативный прайминг может обладать сходными эффектами на сдвиг оценок и в этом случае.
Ограничением настоящего исследования следует признать возраст и социальный статус респондентов. Опираясь на данные, полученные Ю.В. Красавцевой и Т.В. Корниловой [4], свидетельствующие о более высокой выраженности межличностной интолерантности к неопределенности у студентов по сравнению с менеджерами, можно предположить, что у представителей других социальных групп восприятие амбивалентного (неопределенного) Другого будет иметь специфические особенности.
ВЫВОДЫ
1.В процессе восприятия амбивалентного Другого наибольшей субъективной значимостью обладают такие высказывания объекта, которые свидетельствуют о выраженности у него “темных” (а не “светлых”) черт. Наибольшее внимание субъекта восприятия привлекают проявления нарциссизма, однако объективно они в меньшей степени связаны с итоговым отношением к объекту, чем проявления психопатии.
2.В целом сформированное оценочное отношение к амбивалентному Другому обнаруживает слабые связи с субъективными представлениями о вербальных источниках его формирования.
3.Субъективная значимость вербальной информации находится под влиянием контекстного фактора, связанного с валентностью пре-стимульных объектов: экстремально “хорошего” и экстремально “плохого” Другого. Экстремально негативный пре-стимульный персонаж существенно ослабляет субъективную значимость негативных и усиливает значимость позитивных вербальных проявлений целевого объекта, действуя по принципу контраста. В свою очередь, экстремально позитивный пре-стимульный персонаж обнаруживает лишь слабую тенденцию к обратному эффекту: ослаблению субъективной значимости позитивных проявлений Другого.
Библиография
- 1. Балева М.В. Другой, похожий на меня: особенности внутригрупповой перцепции юношей и девушек с разной выраженностью негативных черт личности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 64–87. DOI: 10.17223/17267080/74/4.
- 2. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.06.2021).
- 3. Журавлева Н.А. Социально-психологические факторы толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 32–43.
- 4. Красавцева Ю.В., Корнилова Т.В. Нарциссизм как “светлый” аспект в Темной Триаде // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 4. С. 65–80. DOI: 10.17759/ cpp.2019270405.
- 5. Щебетенко С.А., Балева М.В., Корниенко Д.С. Стереотип и социальная угроза как факторы восприятия иммигрантов русскими // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. 2007. Т. 3. № 1. С. 57–69.
- 6. Awh E., Belopolsky A.V., Theeuwes J. Top-down versus bottom-up attentional control: a failed theoretical dichotomy // Trends in Cognitive Sciences. 2012. № 16 (8). P. 437–443. DOI: 10.1016/j.tics.2012.06.010.
- 7. Blair I.V., Banaji M.R. Automatic and controlled processes in stereotype priming // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 70 (6). P. 1142–1163. DOI: 10.1037/0022-3514.70.6.1142.
- 8. Bruce N.D.B., Tsotsos J.K. Saliency, attention, and visual search: An information theoretic approach // Journal of Vision. 2009. № 9 (3). P. 1–24.
- 9. Chikkerur S., Serre T., Tan C., Poggio T. What and where: a Bayesian inference theory of attention // Vision Research. 2010. № 50 (22). P. 2233–2247. DOI: 10.1016/j.visres.2010.05.013.
- 10. Cuddy A.J.C., Fiske S.T., Glick P. The BIAS map: Behaviors from intergroup affect and stereotypes // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. № 92 (4). P. 631–648. DOI: 10.1037/0022-3514.92.4.631.
- 11. Fecteau J.H., Munoz D.P. Salience, relevance, and firing: a priority map for target selection // Trends in Cognitive Sciences. 2006. № 10 (8). P. 382–390. DOI: 10.1016/j.tics.2006.06.011.
- 12. Fecteau J.H., Bell A.H., Munoz D.P. Neural correlates of automatic and goal-driven biases in orienting spatial attention // Journal of Neurophysiology. 2004. № 92 (3). P. 1728–1737. DOI: 10.1152/jn.00184.2004.
- 13. Feldman H., Friston K.J. Attention, uncertainty, and free-energy // Frontiers in Human Neuroscience. 2010. № 4, Article 215. DOI: 10.3389/fnhum.2010.00215.
- 14. Grijalva E., Harms P., Newman D., Gaddis B., Fraley R. Narcissism and Leadership: A Meta-Analytic Review of Linear and Nonlinear Relationships // Personnel Psychology. 2015. № 68. P. 1–47. DOI: 10.1111/peps.12072.
- 15. Haselton M.G., Buss D.M. Error management theory: A new perspective on biases in cross-sex mind reading // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. № 78 (1). P. 81–91. DOI: 10.1037/0022-3514.78.1.81.
- 16. Herr P.M., Sherman S.J., Fazio R.H. On the consequences of priming: Assimilation and contrast effects // Journal of Experimental Social Psychology. 1983. № 19 (4). P. 323–340. DOI: 10.1016/0022-1031(83)90026-4.
- 17. Human L.J., Biesanz J.C. Target Adjustment and Self-Other Agreement: Utilizing Trait Observability to Disentangle Judgeability and Self-Knowledge // Journal of Personality and Social Psychology. 2011, № 101 (1). P. 202–216. DOI: 10.1037/a0023782.