Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России (по материалам Всероссийской научно-практической конференции)
Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России (по материалам Всероссийской научно-практической конференции)
Аннотация
Код статьи
S020595920018774-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сарычев С. В. 
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Ларина Г. Н.
Должность: профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Курский государственный университет” (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск
Гайдар К. М.
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Воронежский государственный университет” (ВГУ)
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Выпуск
Страницы
137-142
Аннотация

Всероссийская научно-практическая конференция “Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России” собрала социальных психологов и психологов-практиков из многих регионов страны для обсуждения проблем группы и личности в современных условиях. Конференция была организована кафедрой психологии Курского государственного университета, Курским региональным отделением Российского психологического общества, Курским региональным отделением Федерации психологов образования России и проводилась в онлайн-формате. По итогам работы конференции был опубликован сборник материалов, раскрывающий многогранную палитру исследований современных психологов в области социальной психологии личности и группы.

Ключевые слова
социальная психология, личность, группа, история социальной психологии, курская научная школа в социальной психологии
Классификатор
Дата публикации
01.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
241
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 16–17 декабря 2021 года на базе Курского государственного университета проходила Всероссийская научно-практическая конференция “Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России”. Конференция проводилась в ознаменование 100-летия со дня рождения Льва Ильича Уманского, 85-летия со дня рождения Алексея Сергеевича Чернышева, 60-летия Областной школы молодежных лидеров “Комсорг” и 50-летия кафедры психологии Курского государственного университета. В работе конференции, организованной в онлайн-формате на платформе Google Meet, приняли участие более 100 исследователей, преподавателей, психологов-практиков и студентов из Белгорода, Борисоглебска, Воронежа, Курска, Кызыла, Липецка, Москвы, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Тюмени. Модерацию докладов и круглых столов осуществляли заведующий кафедрой психологии КГУ профессор С.В. Сарычев, профессора той же кафедры Т.А. Антопольская и С.Г. Елизаров, доценты Н.А. Галкина и Ю.Л. Лобков.
2 На пленарном заседании [2] в докладе С.В. Сарычева (Курск) в связи со 100-летием со дня рождения видного отечественного социального психолога, первого заведующего кафедрой психологии Курского государственного университета, создателя курской социально-психологической школы Льва Ильич а Уманского были проанализированы документы для подготовки научной биографии, хранящиеся в архиве КГУ. Корпус документов позволяет уточнить хронологию его научно-педагогической деятельности, оценить вклад ученого в развитие социально-психологической теории, в институциональное оформление психологии в Курском государственном педагогическом институте, в становление научной школы в области социальной психологии малых групп и коллективов. Одна из основных идей доклада заключалась в том, что идеи о малой группе, закономерностях ее становления и развития, влияния на личность, сформулированные Л.И. Уманским в 60–70-е годы ХХ века, обладали значительным научным потенциалом и составили мощную базу для продуктивного развития научной школы в течение многих десятилетий, имеющей сегодня статус одной из ведущих в области социальной психологии групп.
3 Доклад А.В. Сидоренкова (Ростов-на-Дону) был посвящен системному анализу уровней малой группы и их взаимосвязи. Были конкретизированы теоретические положения авторской микрогрупповой теории, представлены результаты экспериментальных исследований трех уровней групповой активности — индивида, неформальной подгруппы в группе, малой группы. Докладчиком отмечено, что социально-психологический анализ ограничен, как правило, одним или двумя уровнями. Было показано, что включение в анализ всех уровней и их связей позволит расширить аналитические рамки в исследования малой группы, ее явлений и процессов.
4 В докладе С.Г. Елизарова (Курск) были представлены итоги многолетнего исследования мотивационно-ценностной включенности малой учебной группы во взаимодействие и взаимоотношения с социальной средой и условия формирования включенности. Согласно данным исследования, интергрупповая активность малой учебной группы распространяется не только на взаимодействие и взаимоотношения с другими малыми группами, выступающими в качестве элементов социальной среды, в которую входит данная группа, но и с самой социальной средой, понимаемой докладчиком в качестве социальной системы или системы малых групп. Малые группы, вступая в многоуровневую и многокатегориальную систему отношений между собой и формируя новые социальные среды, выстраивают свои взаимоотношения с ними в континууме “принятие — непринятие малой группой социальной среды, неотъемлемой составляющей которой она является”.
5 В выступлении Т.А. Антопольской (Курск) по результатам исследования, осуществленного на основе экопсихологического подхода В.И. Панова, были выделены стадии развития субъектности подростков в социально-обогащенной среде дополнительного образования: наблюдатель, подмастерье, ученик, мастер. Было рассказано о реализации проекта “Социальный полигон для подростков поколения Z” как психолого-педагогическом условии развития субъектности в дополнительном образовании.
6 В докладе К.М. Гайдар (Воронеж) было раскрыто поэтапное становление и развитие нового научного направления — социальной психологии группового субъекта, прослежены взаимосвязи с параметрической теорией групп и коллективов Л.И. Уманского — А.С. Чернышева, определены перспективные линии его дальнейшей разработки: разработка понятийного аппарата, исследование различных сфер активности группового субъекта, разработка типологии социальных ситуаций жизнедеятельности группового субъекта, построение психологической типологии групповых субъектов, исследование динамики генезиса и развития различных групповых субъектов, выявление факторов, способствующих и препятствующих развитию группы в естественных условиях жизнедеятельности. Был обоснован вывод о том, что социальная психология группового субъекта обладает широкими эвристическими возможностями и способна обеспечить определенный “прорыв” в разработке групповой проблематики.
7 А.В. Капцов (Самара) и В.И. Панов (Москва) на основе осуществленного ими исследования предложили трехуровневую экопсихологическую модель становления группового субъекта учебной деятельности обучающихся вузов и формализованную схему ее описания, согласно которой развитие способности стать субъектом конкретного действия в онтологическом плане представляет собой процесс из семи базовых стадий. В докладе, вызвавшем заинтересованную дискуссию среди участников конференции, было предложено рассматривать становление субъектности обучающихся в зависимости от этапа развития учебной группы как группового субъекта, оказывающего на каждого студента психолого-педагогическое воздействие.
8 На заседании секции Социальная психология коллективного субъекта в докладе А.Л. Бубнова (Воронеж) была рассмотрена проблема социально-психологического статуса студенческой группы как группового субъекта, выделены компоненты этого статуса: престиж, авторитет, репутация, уважение. По данным авторского исследования, определенное сочетание этих компонентов может определять разную степень выраженности социально-психологического статуса группового субъекта.
9 Доклад Е.И. Гамовой (Курск) был посвящен изучению выработки ориентировочной основы совместной деятельности малых молодежных групп. По итогам эмпирического исследования докладчиком были выделены типы ориентировочной основы совместной деятельности группового субъекта (дефицитарный, переходный и адекватный), определена роль лидерства в реализации данных типов ориентировки в совместной деятельности.
10 В докладе А.А. Алдашевой и О.А. Первачевой (Москва) были изложены результаты исследования взаимосвязи результативности пожарных смен с уровнем доверия себе и другому, а также стилями группового взаимодействия и выбором личных стратегий в осуществлении совместной деятельности. Получены новые научные данные о том, что ценностно-смысловые регуляторы (доверие себе и доверие/недоверие другому) могут выступать предикторами готовности и надежности профессионального взаимодействия в деятельности специалистов рискоопасных профессий.
11 С.В. Тарасов и Т.В. Дробышева (Москва) в своем докладе проанализировали проблему групповой рефлексивности учебных групп разного типа (полузакрытых и открытых), сравнили уровни выраженности рефлексивности и их предикторы. Выявлено, что учебные группы полузакрытого типа обладают более высоким уровнем готовности к анализу смысла групповой деятельности, оценке ресурсов и возможностей, осознанию опыта совместной деятельности, чем группы открытого типа. Эти особенности групп полузакрытого типа авторы доклада связали со специфической социальной ситуацией развития, в которой находятся такие группы.
12 В докладе Е.В. Битюцкой (Москва) рассматривалась проблема имитационного моделирования при изучении группового копинга, для изучения которого была разработана имитационная игра, в процессе которой группа из трех человек решает трудную задачу-головоломку. Были представлены результаты анализа ролей игроков и факторов эффективности группового копинга, предложено описание четырех групповых способов копинга (стратегический копинг, драйв, конфронтация, уход от решения задачи).
13 Активная дискуссия, состоявшаяся на заседании секции, показала, что социальная психология коллективного субъекта в настоящее время интенсивно развивается в российской психологии, живо откликаясь на современные запросы общества, охватывая разные виды малых групп и разнообразные сферы их совместной жизнедеятельности.
14 На заседании секции Развитие субъектности личности и группы в современных социокультурных условиях в докладе О.Л. Балашова (Курск) центральным вопросом стал педагогический потенциал творческого сетевого сообщества в развитии субъектности современных подростков. Творческое сетевое сообщество было проанализировано как коллективный субъект творческой деятельности, осуществляемой в среде дополнительного образования, способствующей обогащению субъектного опыта участников сетевой группы и удовлетворяющей потребности современных подростков в самореализации.
15 В докладе Е.Л. Башмановой (Курск) был обозначены объяснительные принципы субъектности подростков (исторической обусловленности становления субъектности, изучения субъектности подростков в естественных средах, априорности созидательной сущности субъектности, уравновешивания объективных и конъюнктурных компонентов субъектности, “ненасильственности” трансфера из детской субъектности во взрослую) и раскрыты противоречия между ними, обусловленные современной социальной ситуацией развития личности подростка.
16 В.Н. Гирявая (Белгород) рассмотрела подходы отечественных и зарубежных психологов к соотношению понятий “стресс” и “стрессоустойчивость”, предложив психологический анализ компонентов стрессоустойчивости.
17 М.Ю. Сокол (Курск) посвятила свое выступление организационной культуре университета как социально-экономической категории и связанным с ней понятиям, предложила рекомендации по педагогическому согласованию целевой модели организационной культуры университета с корпоративной культурой организаций-работодателей.
18 В докладе О.В. Соловьевой (Москва) был представлен анализ роли межличностной обратной связи в повышении субъектности личности, приведены результаты эмпирического исследования на материале дистанционного и очного обучения в школе. Было обосновано положение о том, что в условиях дистанционного обучения лишь позитивная межличностная обратная связь ведет к повышению субъектности адресатов, а негативная обратная связь приводит к ухудшению отношений адресата с коммуникатором и, в определенном смысле, к снятию первым с себя ответственности за происходящее.
19 В целом материалы, представленные участниками секции, позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях становление молодого поколения в России происходит под влиянием ряда новых факторов, не имевших место ранее, в то же время некоторые традиционные факторы претерпевают сегодня значительные трансформации. Эти проблемы и составляют предмет исследовательского интереса социальных психологов.
20 На заседании секции Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии в докладе Ю.Л. Лобкова (Курск) была дана оценка методик социально-психологической поддержки современной молодежи в личностном самоопределении в условиях деятельности Областной школы молодежных лидеров “Комсорг” (создания ситуации успеха, регуляции эмоционального настроя, формирования межгруппового сотрудничества, формирования надежности группы, развития способности личности к социальной интеграции). Были приведены критерии и примеры эффективности применения указанных методик в условиях “социального оазиса” как социально обогащенной развивающей среды.
21 Т.И. Богачева (Орел) рассказала о результатах эмпирического исследования личностных характеристик лидеров-добровольцев, представила психологический портрет личности лидера молодежных добровольческих групп. Ею установлено, что типичный лидер-доброволец ориентирован на достижение успеха, сочетает высокий уровень развития мотива “стремление к людям” с низким уровнем развития мотива “боязнь быть отвергнутым”, обладает смешанным типом личностной установки “альтруизм–эгоизм”, к наиболее значимым относит семейные и социальные ценности, обладает средним уровнем развития волевых характеристик, уровнем развития стрессоустойчивости выше среднего, умеренным уровнем развития склонности манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, а также высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей.
22 В докладе О.Б. Мазкиной и В.С. Хатунцевой (Воронеж) были рассмотрены вопросы, связанные с изучением особенностей стресс-менеджмента в педагогическом процессе, раскрыты различные подходы к формированию стрессоустойчивости субъектов профессионального высшего образования.
23 А.В. Чеканова (Московская обл.) охарактеризовала методики оказания психолого-педагогической помощи в адаптации к обучению в русскоязычной школе мигрантов подросткового возраста посредством психодиагностики, коррекционно-развивающей работы и психологического консультирования.
24 На основании прозвучавших на секции докладов и их обсуждения был сделан вывод о том, что современная социальная психология обладает существенным потенциалом практического оказания психологической помощи подрастающему поколению в социальном и личностном развитии.
25 На заседании секции Личность, группа, социальная среда: проблемы взаимоотношений и взаимодействия в докладе Е.В. Беляевой и Н.А. Галкиной (Курск) были изложены результаты исследования влияния лидерства на формирование направленности группы, показана ведущая роль лидеров молодежных групп в формировании духовности, общественных оценок, в формулировании норм и правил группового поведения.
26 В докладе Н.В. Борисовой (Москва) была поднята проблема модификации социальных связей в процессе истории. Проанализировав разработку этой проблемы в наследии европейских мыслителей первой половины ХХ в., автор обратила внимание слушателей на то, что в нынешних условиях непосредственные контакты людей под влиянием факторов сугубо материального порядка вытесняются искусственными формами социальной коммуникации, что грозит серьезным нарушением естественных форм человеческого общения.
27 М.И. Логвинова (Курск) в своем выступлении привела результаты эмпирического исследования различных аспектов социального самочувствия молодежи в условиях пандемии коронавируса. Часть молодежи использовала появившееся свободное время для саморазвития, достижения целей, реализации планов, другая часть испытывала состояние апатии, с трудом перестраивалась на новый режим жизнедеятельности. В целом молодежь оптимистично настроена относительно своего физического состояния. Характеризуя эмоциональное состояние респондентов, докладчик резюмировал, что молодежь в большей степени испытывала серьезное психологическое давление, нежели реальное ухудшение самочувствия.
28 М.М. Домхоков (Курск) проанализировал специфический элемент монетизации мобильных видеоигр (лутбокс), выявив его сходство с традиционными азартными играми и, оценив возможное формирование игровой зависимости, предложил меры по психологической профилактике зависимости.
29 А.С. Олешицкая (Курск) рассмотрела социально-психологические детерминанты формирования нарушений пищевого поведения и негативного образа тела, к числу которых ею отнесены паттерны пищевого поведения в семье, воздействие ближайшего социального окружения (сверстников, школьной среды, масс-медиа и социальных сетей).
30 В докладе Т.Л. Худяковой и А.Н. Севрюковой (Воронеж) были рассмотрены подходы к развитию коммуникативной компетентности в процессе социального обучения, дана оценка эффективности разработанной авторами программы развития коммуникативной компетентности в юношеском возрасте, реализованной в группах старшеклассников. Критериями эффективности выступали повышение уровня сплоченности и интегрированности групп; снижение доминирования негативных эмоций в процессе общения; повышение критичности и требовательности к себе членов групп; повышение точности самовосприятия в процессе общения.
31 В итоге секционного заседания был сделан совместный вывод о том, что проблемы взаимоотношений личности, группы и социальной среды по-прежнему остаются актуальными и требуют дальнейшей разработки с учетом современной социальной ситуации развития молодежи.
32 На заседании секции Мироощущение и социальное самоопределение молодежи в изменяющейся России в докладе Л.С. Маринова (Курск) были представлены результаты эмпирического исследования мироощущения и социального самоопределения современной российской молодежи, ее социальные представления о свободе и идеале. Автором установлено, что мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижением социальной активности, особенно у городских школьников. В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации.
33 В докладе Т.Р. Березки и Г.Н. Лариной (Курск) были рассмотрены особенности профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Эмпирически установлено, что на разных этапах обучения самоопределение студентов отражает их интересы, на которые могут влиять психолого-педагогические условия.
34 К.И. Клюева (Курск) рассказала о результатах эмпирического исследования эмоциональной сферы молодежи в условиях пандемии COVID-19, выделив такие составляющие, как чувство одиночества, тревожность и субъективное благополучие. У значительного числа респондентов обнаружены признаки психологического дискомфорта в эмоциональной сфере: высокий уровень ситуативной тревожности, высокий уровень одиночества, низкий уровень субъективного благополучия.
35 Таким образом, эмпирическими данными участников данной секции подтверждается вывод о том, что трансформация разнообразных социально-экономических, социокультурных и социально-психологических условий, в которых сегодня оказалось население России, в том числе молодежь, сказывается на социальном самочувствии людей, вызывая разнонаправленные психологические тенденции.
36 На заседании круглого стола 85 лет А.С. Чернышеву: Ученый, Учитель, Человек [1] была предпринята попытка описать и оценить вклад в развитие социально-психологической теории, преподавание психологии в вузе, подготовку и переподготовку профессиональных психологов и становление психологической службы Курской области многолетнего заведующего кафедрой психологии КГУ и лидера курской научной школы в области социальной психологии Алексея Сергеевич Чернышева. Участники круглого стола были едины во мнении, что Алексей Сергеевич не только развил идеи своего учителя Льва Ильича Уманского, но и значительно обогатил их, что позволило ему совместно со своими коллегами и последователями выделить ряд новых и перспективных направлений в социальной психологии групп, стать признанным авторитетом в психологическом сообществе не только центрально-черноземного региона, но и всей страны.
37 Круглый стол «Молодежные лидеры и организаторская деятельность60 лет успеха ОШМЛ Комсорг» подвел итоги многолетнего формирующего социально-психологического эксперимента курских психологов по подготовке молодежных лидеров и психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии, у истоков которого стояли Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, Л.И. Акатов, А.С. Крикунов, Е.И. Дымов, Е.И. Тимощук. Данный эксперимент есть реальное подтверждение того, как могут продуктивно сочетаться научная теория, эмпирические исследования и психологическая практика.
38 По итогам работы конференции был опубликован сборник материалов, раскрывающий многогранную палитру исследований современных психологов в области социальной психологии личности и группы [3].

Библиография

1. Круглый стол “85 лет А.С. Чернышеву: Ученый, Учитель, Человек” 17 декабря 2021 года. URL: https://youtu.be/IomWY6JItsU.

2. Пленарное заседание конференции по социальной психологии в КГУ 16 декабря 2021 года. URL: https://youtu.be/9mWMeWEFx5w.

3. Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России: Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции (Курск, 16–17 декабря 2021 года) / Отв. ред. проф. С.В. Сарычев. Курск: ЗАО “Университетская книга”, 2021. 267 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести