The role of dynamic properties in the social activity of the individual
Table of contents
Share
QR
Metrics
The role of dynamic properties in the social activity of the individual
Annotation
PII
S020595920020497-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
RAIL SHAMIONOV 
Occupation: Head of the Department of social psychology of education and development
Affiliation: Saratov State University
Address: Saratov, Astrakhanskaya st., 83
E. E. Bocharova
Occupation: Associate Professor of the Department of Social Psychology of Education and Development
Affiliation: Saratov State University
Address: Russian Federation, Moscow
E. V. Nevsky
Occupation: Researcher of the Department of Social Psychology of Education and Development
Affiliation: Saratov State University
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
69-79
Abstract

The purpose of the study was the investigation of the role of functional and dynamic personality traits in the overall expression of social activity and commitment to its various forms in real and virtual environments. It is emphasized, that the study of the role of functional and dynamic properties in the commitment of young people to various forms of social activity is important from the point of view of social self-determination of the individual. Various studies assert the significant role of functional and dynamic properties in the activity realized by a person, but the properties that determine various forms of social activity are not specified. The study involved 500 people aged 16–35 years, the average age M=21.6; SD=5.6. The developed scales of social activity and secondary scales of civil, radical-political, Internet-network and leisure activity obtained on the basis of factorization were used; scales of self-assessment of commitment to activity in a real / virtual environment, a questionnaire of formal-dynamic properties of individuality by V.M. Rusalov. Sexual differences in the severity of formal-dynamic properties are established. The interrelationships of commitment to social activity and its various forms and formal-dynamic characteristics of individuality are studied. The analysis of formal-dynamic properties as predictors of social activity in real and virtual environments is carried out Discussion.and dynamic personality traits play a leading role in the overall commitment to social activity of young people. Its role is strongest in the commitment to the preferred civic and leisure social activities. Emotional characteristics in connection with communicative ergicity and plasticity are factors of Internet network activity. Radical protest activity is least conditioned by formal-dynamic properties. The importance of the ideological factor in the preference of the latter is assumed. Activity in the real and virtual environment is determined by different properties and personality: 20 % of activity in the real environment is explained by the characteristics of ergicity and speed in the communicative sphere, 6 % of activity in the virtual environment is due to communicative emotionality, intellectual speed and psychomotor ergicity, which indicates a more significant contribution of temperament to real activity than to virtual activity and, accordingly, less "cost" of the latter. This requires a more careful study of a person's virtual activity from the position of compensation or adaptation or ignoring situational changes external to him/her.

Keywords
personality, formal-dynamic properties of individuality, social activity, activity in real and virtual environments, temperament, predictors
Acknowledgment
The reported study was funded by Russian Science Foundation (RSF), project no.18-18-00298.
Date of publication
23.06.2022
Number of purchasers
11
Views
281
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Изучение функционально-динамических свойств индивидуальности как предикторов социальной активности позволит выявить их роль в отдельных формах и видах активности. Интерес к функционально-динамическим характеристикам в этом ракурсе связан с поиском ее устойчивых и динамических факторов. Памятуя о том, что отличительной особенностью психодинамики представителей молодежной группы является их высокая активность и эмоциональность, возникает необходимость оценки того, какие конкретные свойства прогнозируют степень приверженности к тем или иным формам активности, или, напротив, не связаны с ними.
3 Особую значимость в контексте заявленной проблематики приобретают работы отечественных ученых Б.М. Теплова [17], В.Д. Небылицина [13], В.М. Русалова [14], В.С. Мерлина [11], существенно обогатившие историю развития проблемы соотношения биологического и социального в человеке, в частности, “психологических проявлений” свойств нервной системы [17] во взаимодействии “человек–мир”.
4 Развивая представление о природе физиологических основ индивидуальности человека, Б.М. Теплов подчеркивал их объяснительное значение в индивидуальном своеобразии организации личности. Углубленное изучение свойств нервной системы, в ходе которого был открыт ряд новых свойств (лабильность, динамичность и др.) позволило прийти к выводу о том, что свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения и деятельности, но выступают их природной основой. Парциальность проявления свойств нервной системы, согласно взглядам Б.М. Теплова [17] и В.Д. Небылицина [13] во многом определяют сложность или “простоту” формирования одних форм поведения и деятельности, нежели других.
5 В.М. Русалов отмечает, что характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайного большого или малого расходования энергии [14]. Очевидно, это относится к разным уровням регуляции в целом, к задействованию ее механизмов более высокого порядка при реализации социальной активности.
6 Особого внимания заслуживает концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, согласно которой интегральная индивидуальность, являя собой саморегулируемую систему, включает следующие относительно замкнутые иерархические уровни свойств – биохимический, общесоматический, нейродинамический, психодинамический, личностный, социально-психологический. Как уточняет автор концепции, она представляет собой “особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связей между всеми свойствами человека” [11, с. 19].
7 Безусловна значимость исследований [1; 2; 6–7; 10–11; 13–14; 19; 22; 27], направленных на изучение индивидуальности человека, интегрирующей свойства всех иерархических уровней — биохимических, физиологических, психологических, личностных, социально-психологических, общественно-исторических, находящихся между собой во взаимозависимости. При этом направленность, ценностные ориентации, смыслы и другие высшие личностные образования как системы более высокого порядка не исключают и не “обесценивают” действие первоначальных детерминант (нейродинамики и психодинамики) психического развития человека.
8 Подчеркивая сложность в формализации биологических детерминант поведения и деятельности человека, исследователи фиксируют их проявление на разных уровнях индивидуальности, признавая при этом их неотрывность от социального характера активности человека [19].
9 Несмотря на наличие фундаментальной связи между функционально-динамическими свойствами и реализуемой человеком социальной активности, исследований, направленных на анализ их роли в активности крайне мало. Большинство исследований относятся к 1960–1980 гг. Однако их актуальность со временем только усиливается не только за счет все более тесного переплетения социальных и биологических факторов поведения и все более активного использования интерфейса “мозг—компьютер” для решения разнообразных задач практики, но и необходимости более дифференцированного подхода к использованию человеческого психофизиологического ресурса, компенсации социально-обусловленного перенапряжения и социальной фрустрации личности за счет перераспределения и переключений с одних форм активности на другие. Регуляция динамики своей деятельности, даже на самом общем уровне анализа, как отмечает И.Н. Трофимова, также является активностью и предполагает формирование соответствующих функциональных систем [19, с. 80], спецификация которых определяется характером взаимосвязи между всеми свойствами человека [11].
10 Важно отметить, что в комплексных исследованиях установлены соотношения различных характеристик индивидуальности, регулирующих деятельность. Так, исследование взаимосвязей между когнитивными стилями, свойствами темперамента и характера в период ранней юности позволило установить когнитивно-стилевые комплексы в структуре индивидуальности — интеллектуальный, социально-вербальный и эмоционально-моторный — регулирующие познавательную и коммуникативную деятельность, эмоциональную оценку [15]. Целый блок исследований, направленных на анализ соотношения функционально-динамических свойств и деятельности личности, выполнены российскими исследователями [8–9; 18; 21]. Установлена роль формально-динамических свойств в формировании мотивации выбора профессии и профессиональной деятельности, партнерского взаимодействия (в совместной деятельности) лиц с различными свойствами темперамента и др. [9; 18; 22]. Группа волгоградских исследователей утверждает, что поведенческая и социальная активность детерминированы темпераментом и в значительной степени обусловлены морфофункциональным половым диморфизмом [12]. Исследователи обнаружили, что у мужчин происходит более выраженное развитие негативных эмоций в ответ на предъявление социально-негативного стимула, а женщины чаще испытывают позитивные эмоции в отношении других людей, реже проявляют агрессию, их самооценка в вопросах социального взаимодействия более позитивна.
11 Небезынтересны данные шести исследований А.А. Волочкова и Е.Н. Митрофановой [6], посвященных изучению взаимодействия различных видов активности студенческой молодежи на разных уровнях интегральной индивидуальности и фиксирующих существенную роль общего энергетического потенциала темперамента в обусловливании учебно-познавательной активности, коммуникативной (множество и длительность контактов) и смыслообразующей активности (активная рефлексия, осознание своего места в мире).
12 В исследовании Д.О. Смирнова [16] зафиксирована роль религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников, которая определяется функцией регуляции преодоления внутреннего неблагополучия; нормативного контроля аффективных проявлений.
13 В работах С.А. Васюры, Н.И. Иоголевич [5], посвященных изучению коммуникативной активности школьной молодежи, показано, что нервная система респондентов с низким уровнем коммуникативной активности отличается большей уравновешенностью в отличие от “высокоактивных”. Вместе с тем, при высоком уровне коммуникативной активности связи свойств природных и социально обусловленных уровней индивидуальности имеют более гармоничный характер. Как отмечают авторы исследования, в выборке с высокой коммуникативной активностью настойчивость положительно связана с высокими значениями социальной эргичности, предметной пластичности и темпом.
14 В ряде работ зарубежных авторов установлены взаимосвязи между такими характеристиками, как экстраверсия, энергетическое возбуждение, напряженное возбуждение, гедонический тон и интенсивность активности различной формы (образование, профессиональная деятельность, семейная активность и др. [28]. В исследовании, проведенном среди молодежи Польши, установлены статистически значимые различия в темпераментной активности в зависимости от формы социального участия. Так, наиболее активными оказались те, кто занимается политикой, за ними следуют участники, занимающиеся гуманитарной помощью и религиозной деятельностью. Кроме того, волонтеры демонстрировали более высокие уровни нейротизма, чем те, кто занимается политической и религиозной деятельностью [23]. Имеются исследования, затрагивающие вопросы связи характеристик темперамента с приверженностью к интернет-сетевой активности [25]. В частности, установлены функционально-динамические основания сверх-активности в этой сфере, трансформирующиеся в интернет-зависимость. В исследовании D. Marengo, I. Poletti, M. Settanni [24] было показано, что нейротизм и экстраверсия, как факторы, объясняют индивидуальные различия в онлайн-активности и зависимость от социальных сетей. Также ими было показано, что нейротизм имеет прямую положительную связь с аддиктивным использованием социальных сетей, в то время как экстраверсия — нет [24].
15 Исходя из представленных за рубежом работ, можно утверждать, что авторы склонны рассматривать лишь две основные переменные, отражающие свойства темперамента — экстраверсию и нейротизм. Отчасти это связано с наиболее часто используемым инструментом (опросник “Большая пятерка”). Тем не менее, в этих исследованиях подтверждаются гипотезы о различных ролях этих свойств в приверженности личности к той или иной активности, но при этом они ограничены незначительным числом форм активности.
16 Таким образом, множество исследований, проведенных в последние годы, позволяют говорить о значимости формально-динамических свойств индивидуальности в реализации активности (деятельности) личности. Однако регулятивная их роль может быть неодинаковой для разных форм и видов активности. Ее определение позволит выяснить специфику этих свойств в обусловливании различных видов активности и разработать предложения по риск-менеджменту социальной активности.
17 Цель данного исследования — изучить роль функционально-динамических свойств в приверженности к различным формам социальной активности личности в реальной и виртуальной среде.
18 Гипотеза: предполагается прямая связь общей выраженности социальной активности личности в различных сферах с функционально-динамическими свойствами. Наиболее значимыми для активности молодежи свойствами являются эргичность и эмоциональность.
19

МЕТОДИКА

20 Участники исследования. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте 16–35 лет в количестве 500 человек. Средний возраст М=21.6; SD=5.6. Основные демографические показатели представлены в таблице 1.
21
Мужчин (N=177) Женщин (N=323)
Возраст
20.8±4.1 22.1±6.2
Место жительства
Село 10.7 11.8
Малый город 27.0 25.1
Большой город 55.1 59.1
Мегаполис 7.3 4.0
Образование
общее среднее 1.7 2.8
полное среднее 75.7 55.9
среднее профессиональное 14.1 22.4
бакалавриат 6.2 11.2
магистратура 2.8 7.8
Таблица 1. Демографические показатели выборки исследования
22 Задачи работы:
23
  1. Выявить взаимосвязи общей приверженности к социальной активности и формально-динамических свойств молодежи.
24
  1. Провести сравнительный анализ формально-динамических свойств как предикторов реализуемой и желаемой социальной активности молодежи.
25
  1. Провести сравнительный анализ формально-динамических свойств как предикторов активности в реальной и виртуальной среде.
26 Методики исследования. Для реализации цели исследования была применена анкета, включающая 12 шкал, содержательно описывающих формы социальной активности (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная, радикально-протестная, субкультурная) (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, М.В. Григорьева и др.) [4], перечень которых уточнен и дополнен для проведения настоящего исследования 6 шкалами (спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, семейно-бытовая, экологическая, интернет-поисковая, профессиональная). Респондентам предлагалось оценить свою активность по 5-балльной шкале Лайкерта (от min –1 “практически никогда” до max — 5 “постоянно”). Проведенный психометрический анализ показал, что все 18 шкал активности показали приемлемую согласованность при удалении пункта, α-Кронбаха = 0.82–0.84.
27 На основе факторного анализа получены новые переменные, характеризующие различные формы активности: гражданскую (α = 0.79), протестно-политическую (α = 0.79), досуговую (α = 0.62), интернет-сетевую (α = 0.70). С помощью прямого шкалирования были выявлены самооценки респондентов своей склонности к реализации активности в реальной или виртуальной среде.
28 Для оценки функционально-динамических свойств личности был использован опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова [14]. Опросник позволяет выявить 12 показателей, распределенных по четырем признакам: эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность, каждая из которых включает по три составляющих сферы их проявлений — психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная. Методика прошла процедуры валидизации и готова к применению.
29 Респонденты также указывали возраст и пол, место проживания, образование.
30 Методы анализа данных. Для обработки первичных данных использован статистический программный комплекс IBM SPSS Statistics + PS IMAGO PRO.
31 Все использованные в исследовании шкалы проверены на внутреннюю согласованность с помощью α-коэффициента Кронбаха, а данные проверены на нормальность распределения с помощью метода Колмогорова-Смирнова. Социально-демографические данные изучались с помощью описательной статистики (отраженной в средних значениях, стандартных отклонениях и процентах). Далее средние значения в двух группах (лиц мужского и женского пола) сравнивались по критерию Стьюдента. Все предыдущие показатели соответствуют требованиям, предъявляемым к использованию этого критерия.
32 На следующем этапе мы провели процедуру регрессионного анализа для выявления предикторов приверженности к различным формам и видам социальной активности. Фиксировались коэффициент Бета, критерий Стьюдента, его значимость, приращение R2, показатели критерия Фишера и общий показатель R2.
33

РЕЗУЛЬТАТЫ

34 Таблица 2. Первичные статистики и корреляции формально-динамических свойств личности и приверженности к различным формам социальной активности
35
ФДС Муж SD Жен SD t p ОСА ГрА ПрА ДосА ИнтА
ЭРМ 5.05 1.46 4.77 1.41 1.92 0.06 .20** .21** 0.02 .33** –0.08
ЭРИ 5.77 1.19 5.58 1.15 1.64 0.10 .12* .10* –0.02 0,07 0,07
ЭРК 4.85 1.38 4.89 1.53 –0.31 0.76 .32** .24** .14** .34** .17**
ПМ 5.09 1.39 5.46 1.66 –2.53 0.01 .14** .11* –0.03 .17** 0.07
ПИ 4.56 1.39 3.98 1.49 4.10 0.00 .18** .20** 0.09 0.08 0.02
ПК 5.08 1.52 5.00 1.55 0.50 0.62 .20** .16** 0.07 .21** 0.09
СМ 5.14 1.81 4.36 1.68 4.48 0.00 .23** .21** 0.06 .31** –0.02
СИ 5.33 1.35 4.64 1.32 5.22 0.00 .14** 0.09 0.01 .23** 0.04
СК 5.73 1.56 5.94 1.30 –1.42 0.16 .12* 0.02 –0.02 .18** .13**
ЭМ 4.64 1.32 4.53 1.48 0.78 0.43 .10* 0.06 .10* 0.05 .13**
ЭИ 5.24 1.51 6.27 1.42 –7.03 0.00 .13** .14** 0.00 .15** 0.08
ЭК 4.98 1.46 5.84 1.43 –5.96 0.00 .17** .11* 0.05 .11* .20**
36 Из табл. 2 видно, что формально-динамические свойства несколько отличаются у лиц мужского и женского пола. В частности, обнаружены значимо более высокие показатели пластичности психомоторной, эмоциональности интеллектуальной и коммуникативной у лиц женского пола, а пластичности интеллектуальной, скорости психомоторной и интеллектуальной у мужчин.
37 Общий показатель социальной активности связан со всеми динамическими свойствами. Наиболее тесно с формально-динамическими свойствами связаны приверженность к гражданской и досуговой активности, наименее выражена теснота связи с приверженностью к протестной и интернет-активности.
38 Примечание. Приняты следующие обозначения: Общая приверженность к социальной активности — ОСА, Активность гражданская ГрА, протестная — ПрА, досуговая — ДосА, Интернет-сетевая — ИнтА, Эргичность психомоторная — ЭРМ, интеллектуальная — ЭРИ, коммуникативная — ЭРК; Пластичность психомоторная — ПМ, интеллектуальная — ПИ, коммуникативная (ПК), Скорость психомоторная — СМ, интеллектуальная — СИ, коммуникативная — СК; Эмоциональность психомоторная (ЭМ, интеллектуальная — ЭИ, коммуникативная — ЭК.
39 Из табл. 3 видно, что формально-динамические свойства личности объясняют до 20 % вариаций реализуемой социальной активности и до 15 % вариаций, — желаемой активности. В обоих случаях обнаружено совпадение переменных-предикторов активности, включающих все характеристики эргичности, две характеристики эмоциональности и одну — пластичности.
40 Таблица 3. Формально-динамические свойства как предикторы реализуемой и желаемой социальной активности
41
Формально-динамическиехарактеристики Реализуемая социальнаяактивность Желаемая социальная активность
Бета t p ΔR2 Бета t p ΔR2
Эргичность коммуникативн 0.268 6.027 0 0.11 0.173 3.772 0 0.04
Эргичность психомоторная 0.155 3.522 0 0.03 0.108 2.387 0.017 0.01
Эмоциональност коммуник 0.121 2.326 0.02 0.02 0.173 3.23 0.001 0.06
Пластичность интеллектуал 0.153 3.301 0.001 0.02 0.099 2.069 0.039 0.01
Эргичность интеллектуальн 0.112 2.56 0.011 0.01 0.109 2.403 0.017 0.02
Эмоциональность интеллект 0.121 2.3 0.022 0.01 0.15 2.767 0.006 0.01
F=17.80, p<0.001; R2=0.20 F=12.48, p<0.001; R2=0.15
42 Далее нами был проведен регрессионный анализ, в котором в качестве зависимой переменной последовательно введены показатели склонности к активности в физической и виртуальной (интернет) среде (см. табл. 4).
43 Таблица 4. Формально-динамические свойства как предикторы активности в реальной и виртуальной среде.
44
Предикторы Активность в реальной среде Активность в виртуальной среде
Бета t p ΔR2 Бета t p ΔR2
Скорость коммуникативная 0.221 4.75 0 0.11 -–
Эргичность психомоторная 0.225 5.141 0 0.05 –0.172 -3.515 0 0.01
Эргичность коммуникативн 0.183 4.008 0 0.03
Эргичность интеллектуальная 0.098 2.21 0.03 0.01
Эмоциональностькомунникативная 0.204 4.368 0 0.04
Скорость интеллектуальная 0.125 2.549 0.01 0.01
F=26.77; p<0.001 R2=0.20 F=10.70; p<0.001 R2=0.06
45 Из табл. 4 следует, что в качестве предикторов склонности к реализации социальной активности в реальной (физической) среде выступают скорость коммуникативная, эргичность психомоторная, коммуникативная и интеллектуальная. Предикторами показателей активности в виртуальной среде являются эмоциональность коммуникативная, эргичность психомоторная и скорость интеллектуальная.
46

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

47 Изучение психодинамических свойств личности позволяет выяснить ее энергетико-динамический потенциал, который лежит в основе любой активности. Сравнительный анализ этих показателей у лиц мужского и женского пола позволил установить, что молодежи женского пола свойственны более высокие показатели эмоциональности и пластичности психомоторной, а представителям мужского пола, — более свойственны высокие показатели скорости и пластичности интеллектуальной. Эти данные в целом согласуются с результатами исследований В.М. Русалова в которых установлен факт устойчивого полового диморфизма по отдельным показателям эргичности, пластичности, эмоциональности и темпа, что объясняется действием врожденных биологических факторов [14, с. 297–299]. Важно отметить, что отсутствуют различия коммуникативных показателей эргичности, пластичности и скорости, свидетельствующие о высокой потребности в общении, стремлении к контактам, относительной легкости завязывания дружеских связей, речевой активности. Очевидно, эти свойства в большей мере способствуют участию молодежи в различных инициативах и социальному самоопределению, что также имеет основания в наших прежних исследованиях [20].
48 В результате корреляционного анализа показателей общей социальной активности и функционально-динамических свойств установлена прямая положительная связь. Это подтверждает известный тезис о том, что активность и эмоциональность являются основаниями социальной активности молодежи.
49 Между тем, дифференциация различных форм активности позволяет уяснить, что динамические свойства не обязательно связаны со всеми формами. Так, наиболее сильно связаны с ними распространенные у молодежи приверженность к гражданской и досуговой активности. Менее значимые протестная и интернет-сетевая активности соответственно обнаруживают 2 и 4 из 12 возможных взаимосвязей. При этом интернет-сетевая активность связана с коммуникативными свойствами, а протестная активность в наименьшей степени связана с формально-динамическими свойствами. Последнее свидетельствует, скорее в пользу того, что протестная форма активности молодежи связана не с фундаментальными динамическими или эмоциональными факторами, а социально-психологическими и даже экзистенциальными.
50 Иначе говоря, гражданская и досуговая активность детерминированы общей психической динамикой. Это говорит о том, что лица с высокой психической активностью легко вступают в различные формы организованной активности. Эти данные согласуются с результатами исследований польских коллег, в которых показано, что лица, реализующие политическую активность, характеризуются более высокими показателями темпераменторной активности [23]. В случае протестной и интернет-активности такого не обнаружено. Это значит, что протестная и интернет-активность представляют некий результат личностного (ценностного) выбора. Некоторые из этих результатов согласуются с данными, полученными в других исследованиях. Так, экстраверсия, измеренная Большой пятеркой, значимо была связана с учебной активностью и отрицательно, — с интернет-активностью; эмоциональная стабильность положительно связана с профессиональной и образовательной активностью [28]. Вместе с тем, имеются и данные, демонстрирующие более высокие показатели тревоги, импульсивности, эмоциональности у лиц, реализующих интернет-сетевую активность. Исследователи приходят к выводу о том, что высокий уровень интернет-активности можно рассматривать в контексте “бегства” от негативных влияний [25]. В нашем исследовании выявлены связи приверженности к интернет-сетевой активности и эмоциональности психомоторной и коммуникативной, что тоже можно рассматривать с точки зрения импульсивности, чуткости к эмоциональным воздействиям, раздражительности в ситуации общения и пр. В то же время, по данным Т.В. Белых, повышение значений эмоциональности как свойства темперамента влечет за собой увеличение импульсивности в поведении, рискованности, фиксированность на возникающих препятствиях при возникновении фрустрации [3].
51 В результате регрессионного анализа установлено, что основными предикторами реализуемой и желаемой активности являются показатели эргичности, свидетельствующие о широте сферы психомоторной активности, высокой потребности в общении, широте круга контактов, высокой интеллектуальной активности, связанной с умственным напряжением и скоростью мышления; эмоциональность — коммуникативная и интеллектуальная, характеризующие относительную легкость вступления в контакты с другими, импульсивность в общении, но, вместе с тем, беспокойство относительно умственной активности, чувствительность к диссонансным отношениям ожидаемого и реализуемого в интеллектуальной сфере деятельности; пластичность интеллектуальную — гибкость мышления, его скорость, легкость переключаемости с одних задач на другие. Эти данные говорят о весомой роли функционально-динамических свойств в общей (недифференцированной) социальной активности личности. Полученные результаты частично согласуются с результатами В.М. Русалова, в соответствии с которыми субъективная значимость, в частности, освоения профессии, связана с эргичностью [14].
52 Результат регрессионного анализа склонности к реализации активности в реальной или виртуальной среде и показателей динамических свойств свидетельствует о наличии различий роли функционально-динамических свойств в реализации социальной активности в разных средах. Более высокий уровень детерминации этими свойствами обнаружен в случае реализации активности в реальной среде (20 % вариаций против 6 %). Кроме того, имеется и специфика, заключающаяся в том, что активность в реальной среде связана с характеристиками эргичности и скорости в коммуникативной сфере, а в виртуальной среде, — эмоциональностью коммуникативной, скоростью интеллектуальной и эргичностью психомоторной. Эти данные могут свидетельствовать о том, что активность в реальной среде является более энергозатратной и требующей более высокой коммуникативной скорости, поскольку предполагает непосредственность взаимодействия. В то же время лица, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью в коммуникативной сфере и нуждающиеся в определенной защите (временной и физической), обладающие скоростью в интеллектуальной деятельности и психомоторной активацией, склонны к социальной активности в виртуальной среде. Эти данные согласуются с исследованиями, в которых установлены связи между временем общения в виртуальной среде и тревожностью и экстраверсией [24–25].
53 Полученные данные также свидетельствуют в пользу того, что функционально-динамические факторы индивидуальности практически конкурируют с социально-психологическими факторами. Так, ранее было показано, что убеждения о мире и о себе (справедливость, контролируемость, удачливость, ценность собственного “Я”) объясняют до 22 % вариаций некоторых форм социальной активности молодежи [26], что примерно находится на одном уровне с формально-динамическими характеристиками. Вместе с тем, поскольку формально-динамические свойства задают общие характеристики активности на основе выстраивания (“системного обобщения”) основных параметров формальной организации поведения (напряженность со средой, легкость переключения, скорость исполнения, чувствительность к ожидаемому/неожиданному результату — по В.М. Русалову), они определяют интенсивность и разнообразие социальной активности. Именно поэтому все свойства тесно связаны с общим показателем социальной активности. Вместе с тем, протестная и интернет-активность менее связаны с темпераментом, что может быть определенным индикатором более сильной социальной детерминации этих видов активности.
54

ВЫВОДЫ

55
  1. Социальная активность молодежи взаимосвязана с функционально-динамическими свойствами, характеризующими психическую активность, эмоциональность, пластичность и скорость, что свидетельствует о весомой роли темперамента в ее реализации. Однако разные виды социальной активности в разной степени обусловлены ими. Имеются половые различия в выраженности отдельных функционально-динамических свойств: более высокие показатели скорости выявлены у мужчин, эмоциональности — у женщин; пластичность психомоторная более выражена у женщин, интеллектуальная, — у мужчин.
  2. В результате регрессионного анализа установлены наиболее важные предикторы, объясняющие в совокупности до 20% вариаций показателей социальной активности. Выраженность эргичности, эмоциональности коммуникативной и интеллектуальной, пластичности интеллектуальной достоверно с высокой вероятностью прогнозируют не только реализуемую, но и целевую (ценностную) социальную активность молодежи.
  3. Наиболее выраженные у молодежи гражданское участие и досуговая активность тесно связаны с различными показателями функционально-динамических свойств, свидетельствующих о высокой психической динамике; взаимосвязь протестной и интернет-сетевой активности с этими свойствами носит весьма ограниченный характер.
  4. Дифференциация видов активности по признаку среды ее реализации (реальная/виртуальная) позволила выявить психодинамические факторы: эргичность и скорость коммуникативная объясняют порядка 20% вариаций активности в реальной среде; эргичность психомоторная подрывает, а эмоциональность коммуникативная и скорость интеллектуальная способствуют (около 6% вариаций) активности в виртуальной среде.
56 Ограничения исследования. Основным ограничением данного исследования является невысокая дифференциация форм активности. Напротив, были использованы укрупненные группы (формы) активности, включающие ряд видов форм, характеризующихся совместной изменчивостью и полученных в результате факторизации на предыдущих этапах исследования.
57 Перспективы дальнейших исследований связаны с типологизацией форм социальной активности и уяснением особенностей функционально-динамических свойств личностей, реализующих социальную активность разного типа. Очевидно, определенные типы социальной активности, требуют разного уровня энергетики и психической активности. Учет фактора темперамента в социальной активности современного человека важен с точки зрения усиления динамики жизни и стремительных изменений, требующих быстрого приспособления.

References

1. Ananyev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Moscow: Nauka, 1977, 379 p. (In Russian)

2. Belous V.V., Bojazitova I.V. The determinants of development of the integral individuality. Psikhologicheskii zhurnal. 2004. V. 25. №. 6. P. 40–52. (In Russian)

3. Belykh T.V. Integral Individuality of Students with Different Combinations of Rationality and Risk Appetite in Decision Making. Izv. Saratov Univ. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2019. V. 8. № 1 (29). Р. 70–77. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-70-77. (In Russian)

4. Bocharova E.E. Regulatory and Worldview Factors of Various Forms of Social Activity of Young People. Izv. Saratov Univ. Educational Aсmeology. Developmental Psychology. 2018. V. 7. №. 4 (28), Р. 333-345. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345 (In Russian)

5. Vasyura S.А., Iogolevich N.I. Osobennosti integral'noy individual'nosti cheloveka v svyazi s urovnem razvitiya kommunikativnoy aktivnosti. Vestnik YuUrGU. Ser. Psikhologiya. 2012. № 6. P. 22–26. (In Russian)

6. Volochkov A.A., Mitrofanova E.N. Individuality activity: concept and structure. Perm University Herald. Series “Philosophy. Psychology. Sociology”. 2016. № 4(28). P. 64–75. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-64-75. (In Russian)

7. Dorfman L.Ya. Metodologicheskiy analiz teorii integral'noy individual'nosti V.S. Merlina. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. V. 3. № 3. P. 106–121. (In Russian)

8. Karpov A.V, Markova E.V. Stylistic Characteristics of the Decision-Making Process. Vestn. Yaroslav. gos. un-ta im. P. G. Demidova. Ser. Gumanitarnye nauki. 2016. № 3(37). P. 80–86. (In Russian)

9. Klimov Ye.A. Individual'nyy stil' deyatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoystv nervnoy sistemy. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1969. 278 p. (In Russian)

10. Malykh S.B., Gindina E.D., Nadyseva V.V. The nature of temperamental individual features in adolescence. Psikhologicheskii zhurnal. 2004. V. 25. № 6. P. 29–52. (In Russian)

11. Merlin V.S. Ocherki integral'nogo issledovaniya individual'nosti. Moscow: Pedagogika 1986. (In Russian)

12. Mulik A.B., Antonov G.V., Ulesikova I.V., Shatyr Y.A. Mechanisms of gender formation of destructive behavior and social activity of a person. Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. 2016. № 4 (34). P. 89–99. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.10 (In Russian)

13. Nebylitsyn V.D. Psihofiziologicheskie issledovaniya individualnyh razlichij [Psychophysiological studies of individual differences]. Moscow: Nauka, 1976, 336 p. (In Russian)

14. Rusalov V.M. Temperament v strukture individual'nosti cheloveka: differentsial'no-psikhofiziologicheskiye i psikhologicheskiye issledovaniya. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2012. (In Russian)

15. Rusalov V.M., Volkova E.V. Lichnostno-kognitivnye stili i ih svyaz' s temperamentom i harakterom cheloveka v period rannej yunosti. Psikhologicheskii zhurnal. 2015. V. 36. № 5, P. 32–42. (In Russian)

16. Smirnov D.O. Izucheniye religioznoy aktivnosti v strukture integral'noy individual'nosti starshikh shkol'nikov. Vestnik PGPU. Seriya “Psikhologiya”. 2000. № 1–2. P. 71–81. (In Russian)

17. Teplov B.M. Problemy individual'nykh razlichiy [Problems of individual differences]. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the RSFSR, 1961. 531 p. (In Russian)

18. Tolochek V.A. Stili deyatel'nosti: resursnyy podkhod. Moscow, 2015. 366 p. (In Russian)

19. Trofimova I.N. Vzaimosvyaz' kharakteristik temperamenta s nekotorymi osobennostyami poznavatel'noy deyatel'nosti cheloveka. Voprosy psikhologii. 1997. № 1. P. 74–77. (In Russian)

20. Shamionov R.M. Social Activity and Risk Propensity of Students with Autonomous and Dependent Types of Subject Regulation. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo. 2021. V. 12. № 1. P. 94–112. https://doi.org/10.17759/sps.2021120107. (In Russian)

21. Shchukin M.R. O strukture individual'nogo stilya trudovoy deyatel'nosti. Voprosy psikhologii. 1984. № 6. P. 26–32. (In Russian)

22. Shchukin M.R. Individual'nyy stil' i integral'naya individual'nost': problemy i podkhody. Psikhol zhurn. 1995. V. 16. № 2. P. 103–113. (In Russian)

23. Kanafa-Chmielewska D. Self-Esteem, Self-Monitoring, and Temperamental Traits in Action: Who Is Involved in Humanitarian, Political, and Religious Non-profit Organizations? Frontiers in psychology. 2021. V.11: P. 573–689. https://doi.org/

24. Marengo D., Poletti I., Settanni M. The interplay between neuroticism, extraversion, and social media addiction in young adult Facebook users: Testing the mediating role of online activity using objective data. Addictive behaviors, 2020. V. 102: P. 106–150.

25. Poole K.L., Schmidt L.A. Early- and later-developing shyness in children: An investigation of biological and behavioral correlates. Developmental psychobiology. 2020. V. 62. № 5. P. 644–656

26. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences. Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12. № 2. P. 115–133. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0209.

27. Trofimova I.N. The interlocking between functional aspects of activities and a neurochemical model of adult temperament. In: Arnold M. С. (Ed) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers Inc. 2016. P. 77–147.

28. Wilt J., Revelle W. The Big Five, Everyday Contexts and Activities, and Affective Experience. Personality and Individidual Differences. 2019. V. 1. № 136. P. 140–147. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.12.032.

Comments

No posts found

Write a review
Translate