Sixth International Scientific and Practical Conference “Socio-Psychological Adaptation of Migrants in the Modern World”
Table of contents
Share
QR
Metrics
Sixth International Scientific and Practical Conference “Socio-Psychological Adaptation of Migrants in the Modern World”
Annotation
PII
S020595920021490-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vsevolod Konstantinov 
Occupation: head of general psychology chair
Affiliation: Penza State University
Address: Penza, 440026, Penza, Krasnaya str., 40, Russia
Pages
121-124
Abstract

On March 25–26, 2022, the Sixth International Scientific and Practical Conference “Socio-Psychological Adaptation of Migrants in the Modern World” was held. Penza State University became the organizer of the conference. The conference was held online on Zoom. Participants discussed topical ethno-psychological problems of migrant adaptation, problems of socio-psychological adaptation of migrants and refugees in Russia and other countries, methodological problems of socio-psychological adaptation of the individual in new conditions of life, problems of psychological and pedagogical assistance to migrants and refugees, adaptation of the individual to extreme conditions life activities, as well as the most acute psychological, anthropological and philosophical challenges in science and society. A separate topic for analysis and discussion was the problem of the impact of the global COVID-19 pandemic on global migration processes.

Keywords
Social and psychological adaptation, migrants, refugees, international conference
Acknowledgment
The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research under research project No.20-013-00445.
Date of publication
16.11.2022
Number of purchasers
11
Views
454
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Конференция включала пленарное заседание и работу двух секций: “Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов” и “Междисциплинарный дискурс проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности” и круглого стола “Исследование вопросов обеспечения национальной безопасности России и проблемы обеспечения стратегической стабильности в политике национальной безопасности России”. В работе приняли участие ученые из Российской Федерации, Алжира, Египта, Казахстана, Ливана, Мали.
2 Научная часть пленарного заседания была открыта выступлением О.Д. Воробьевой (Москва), посвященным анализу миграционных потерь России в последние десятилетия, которые связаны в первую очередь с недопониманием и недооценкой необходимости интеграционной работы и не в последнюю очередь – с необходимостью психологической помощи для поддержания душевного равновесия у людей, находящихся в очень сложной жизненной ситуации, в стадии смены не только места постоянного жительства, но и круга общения, привычек, традиций, взаимоотношений, фактически тяжелой психологической “ломки”. Отсутствие системы для такой поддержки уже само по себе снижает миграционную привлекательность страны, которая как никогда нуждается в миграционном приросте населения, так как возможности естественного прироста численности на ближайший период практически исчерпаны.
3 С развернутым докладом выступил Р.МШамионов (Саратов), который представил результаты исследований факторов дискриминационных установок. Дискриминационные установки представителей различных сообществ обусловливают поведение, направленное против Других, наделяемых каким-либо свойством, атрибутом и тем самым, препятствующие их активности в условиях социальных взаимоотношений. Эти установки тормозят интеграцию Других в общество и порой создают невозможную для социальной адаптации ситуацию и социальную напряженность. Выявлена четырехкомпонентная структура признаков дискриминации, отличная от распространенных в европейской части континента и свидетельствующая о наличии особой группы признаков (по социальному статусу). Установлена многоуровневая детерминация дискриминационных установок со стороны характеристик личности и общественной идеологии.
4 В докладе М. Абделрахман (Каир, Египет) и Я. Линда (Беджая, Алжир) были представлены результаты исследования адаптационных проблем иностранных студентов в условиях российского ВУЗа. Для большинства опрошенных иностранных студентов обучающихся на программах с использованием языка посредника отмечают в качестве причин дезадаптационных проявлений отсутствие опыта учебы за границей, а также отсутствие родительского контроля. Напротив, для иностранных студентов, обучающихся на русскоязычных программах, в качестве основной причины выделяют наличие языкового барьера.
5 А.А. Нестерова (Москва) акцентировала внимании аудитории на проблемах, связанных с удовлетворением основных образовательных потребностей детей из семей мигрантов. Овладение языком принимающей культуры на должном уровне перед тем, как приступать к обучению ребенка по программам различных школьных дисциплин – это одна из важных образовательных потребностей ребенка-мигранта. Кроме того, овладение языком принимающей культуры важно ребенку по причине того, что этот язык становится основным языком коммуникации в образовательной организации. Таким образом, знание языка принимающей культуры определяет способность ребенка инициировать непринужденную коммуникацию, строить дружеские отношения со сверстниками.
6 В.В. Константинов, Р.В. Осин, Е.А. Климова и М.В. Бабаева (Пенза) представили результаты анализа показателей социальной дистанции испытуемых по отношению к образам этногрупп, представленных в масс-медиа. Были отобраны различные тиражируемые СМИ образы мигрантов. По результатам исследования медиа-образы высококвалифицированных, публичных мигрантов, а также образы квалифицированных, но не знакомых мигрантов были установлены людьми на среднюю социальную дистанцию, которая означает принадлежность к профессиональной группе или соседство. Максимально возможной оказалась дистанция с образом неработающих мигрантов из ближнего зарубежья.
7 В выступлении А.С. Копового и В.М. Смирнова (Москва) было представлено описание социально-психологического портрета школьника-мигранта Москвы и Московской области, в котором можно выделить наличие высокого уровня тревожности, негативных стереотипов, трудностей в адаптации к новой социальной среде, низкого уровня образовательной подготовки и как следствие низкой самооценки. Для школьника-мигранта характерны изоляция от сверстников из принимающего социума.
8 Ю.С. Бузыкина (Пенза), рассматривая проблемное поле этнической идентичности подростков из разноэтничных семей, развила тезис, что подростки из национально-смешанных семей в меньшей степени ощущают себя представителями своего народа. При этом у большинства испытуемых выявлена позитивная этническая идентичность. Так, у испытуемых подростков из национально-смешанных семей в большей степени выражены амбивалентная этническая идентичность и “этнонигилизм”, представляющий собой отрицание этнических и этнокультурных ценностей.
9 В докладе Н.В. Муращенковой, В.В. Гриценко (Москва) и М.Н. Ефременковой (Смоленск) были представлены результаты исследования, в ходе которого проверялась гипотеза о существовании различий в ценностных профилях студенческой молодежи с разными типами эмиграционной активности, определяемыми соотношением субъективно оцениваемых желаний и возможностей для переезда за границу. Результаты подтверждают значимую роль ценностей как мотивационных целей в формировании эмиграционной активности молодежи.
10 В выступлении О.В. Защиринской (Санкт-Петербург) была рассмотрена проблема интернациональных клинико-психологических последствий синдрома Long COVID, под которым понимается системное расстройство, включающее около 50 симптомов, в том числе усталость, нарушение когнитивный функций и психосоматика, следствием которого являются рост уровня одиночества, наблюдается снижение оптимизма, усиливается чувство незащищенности в отношении своей работы, финансового будущего и благосостояния у представителей различных этнических групп.
11 В сообщении Д.В. Жуиной (Саранск) были представлены результаты исследования реализации социально-психологического сопровождения адаптации мигрантов к условиям обучения в педагогическом ВУЗе. В качестве критериев эффективно организованной работы по социально-психологическому сопровождению адаптации студентов-мигрантов выступают адекватная самооценка и объективный уровень притязаний студентов-мигрантов, их толерантность, высокий уровень продуктивного взаимодействия, нормальные показатели ситуативной и личностной тревожности, адекватное самовосприятие, преобладание стратегии уверенного поведения и стрессоустойчивость.
12 А.Г. Мясников (Пенза) представил результаты анализа феномена адаптации к современным экстремальным ситуациям как модульной мировоззренческой системы, способной динамично реагировать на меняющиеся исторические и политические события, сохраняя при этом “каркас” базовых практических принципов, соответствующих общечеловеческим разумным понятиям о человеческом достоинстве, свободе воли, приоритете личного блага над государственными и иными внешними интересами и др. Модульная структура современного мировоззрения обусловлена сложностью происходящих событий и быстротой перемен в разных сферах жизни.
13 В докладе Е.Б. Бедриной (Екатеринбург) были представлены результаты исследования анклавности как формы сохранения социального капитала этнических сообществ в условиях миграции. Наличие резкой дифференциации по уровню жизни сельских и городских поселений, ведут к стягиванию молодежи из периферии, в том числе, из этнических поселений, в экономические центры.
14 Э.Э Гафиятуллин (Москва) в своем выступлении, акцентировал внимание аудитории на проблеме социально-психологической адаптации беженцев к новой социокультурной среде принимающего социума. При переезде в новое место проживания, травматический опыт беженцев может не прекращаться, напротив – психологические травмы, проявляются на новом месте уже с новой силой, поскольку к имеющимся проблемам также добавляются и новые.
15 В сообщении Н.В. Козловской (Ставрополь) были представлены результаты исследования влияния экстремальных условий жизнедеятельности на адаптационные возможности личности. Установлено, что испытуемые, имевшие опыт нахождения в экстремальных условиях жизнедеятельности, легче адаптируются к новым условиям, быстрее ориентируются в ситуации и вырабатывают стратегию поведения, адекватную данной ситуации, проявляют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, обладают высокой адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности.
16 Н.В. Путилова (Пенза) в своем докладе представила результаты исследования ожиданий иностранных абитуриентов российских вузов на этапе поступления в образовательные организации. Подавляющее большинство испытуемых абитуриентов в Таджикистане демонстрируют оптимистичные представления о системе российского образования, считая, что с легкостью найдут работу по специальности после окончания обучения.
17 В докладе Д. Диети (Каес, Мали) был раскрыт тезис о негативной роли пандемии COVID-19 в ухудшении гуманитарной ситуации во многих странах, пострадавших от военных конфликтов, климатических изменений и политической нестабильности.
18 Доклад Е.В. Кирдяшовой (Саранск) был посвящен анализу роли экстерриториальных национально-культурных автономий и других этнообъединений в процесссе этнической консолидации народов, проживающих в инонациональной среде и не имеющих на территории Республики Мордовия своих государственных структур.
19 Ж.Ж. Ромашева (Москва) проанализировала степень выраженности надежды на получение помощи от родных и близких у представителей казахской и русской молодежи. У респондентов и в Казахстане, и в России диагностированы высокие показатели степени выраженности надежды на помощь близких в стране проживания, при этом, значимых различий в степени выраженности надежды на помощь близких на родине у казахов и русских не обнаружено.
20 Доклад Г.Б. Романовского (Пенза) был посвящен проблеме секьюритизации миграционной политики, так как вопросы национальной безопасности при определении миграционной политики обладают приоритетом во всем мире. ДНК-регистрация может являться сдерживающим фактором в распространении криминального поведения мигрантов.
21 В выступлении С. Савайя (Бейрут, Ливан) были представлены результаты исследования социально-психологических особенностей отношения принимающего населения к беженцам из Сирии. Установлено, что отношение к беженцам зависит от того, насколько испытуемые удовлетворены собственной карьерой и местом работы (соответствие работы интересам и ожиданиям, дискомфортный или гармоничный характер отношений с коллегами, удовлетворенность финансовым положением, возможность дальнейших перспектив развития.
22 Доклад Г.Ж. Саткангуловой (Костанай, Казахстан) был посвящен исследованию типа этнической идентичности у жителей приграничных регионов Казахстана (Костанайская область) и России (Челябинская область), проживающих компактно и диффузно. В условиях диффузного проживания в России у испытуемых представителей казахского этноса диагностированы более высокие показатели этнонигилизма, характерно отрицание этничности и традиционных этнокультурных ценностей.
23 Доклад Т.М. Краснянской и В.Г Тылец (Москва) был посвящен уточнению понимания категории “экстремальные условия жизнедеятельности” с целью ее специализации среди категорий, обозначающих близкие по организационным и содержательным особенностям условия жизнедеятельности человека, в первую очередь, опасных для него условий.
24 Конференция получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание к актуальным проблемам социально-психологической адаптации мигрантов и беженцев в России и в других странах, оказав содействие формированию представления о возможностях психологической теории и практики в массовом сознании.

References

1. Social'no-psihologicheskaja adaptacija migrantov v sovremennom mire: materialy 6-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ed. V.V. Konstantinov. Moscow: Pero, 2022.

Comments

No posts found

Write a review
Translate