ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

Сетевой и трансдисциплинарный подходы как возможность расширения понятийного состава психологии

Код статьи
S020595920024368-0-
DOI
10.31857/S020595920024368-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 44 / № 1
Страницы
127-132
Аннотация

Расширение понятийного поля психологии — необходимое отражение действий “текучего субъекта” в “текучей современности”. Возможность его расширения представлена в связи с пониманием роли психолога с позиций “постнеклассической рациональности” с учетом того, что он руководствуется абстрактно-аналитической и (или) действенно — преобразующей стратегией. При выборе абстрактно-аналитической стратегии изучаются абстрактно выделенные стороны объекта, где части определяют целое, а познание с позиций “классической рациональности” идет в рамках базовой парадигмы и ее устоявшихся понятий. Новые понятия, если обратиться к позициям “постнеклассической рациональности”, могут возникнуть при трансдисциплинарном изучении феномена, когда принимается позиция В.М. Бехтерева о распространении на человека законов, которые действуют во Вселенной, в частности, закона ритма. Его проявление отмечается как “раскачивание”, что может быть соотнесено с распространенным в физике и технике понятием “колебания”. Введение понятия “колебания” и его проявлений в психологию перспективно для описания механизмов интеллектуального развития, флуктуаций мотивации, эмоций, поведения. Выбор действенно-преобразующей стратегии обусловлен необходимостью решения жизненных проблем, когда осуществляется взаимодействие с объектом (другим человеком) как целостным образованием, типом, индивидуальностью. Структура понятийного состава тогда дополняется понятиями, которые складываются в иерархически выстроенной общности единомышленников (на горизонтальном уровне) и являются “новыми познавательными инструментами”. Трансдисциплинарный подход позволяет использовать понятие “взаимосодействие”, которое применяется в исследованиях деятельности мозга, когда решение актуальной задачи осуществляется “мгновенной перестройкой всех мозговых систем” в направлении их “взаимосодействия”. Понятие “взаимосодействие” перспективно для характеристики высокого уровня совместных действий коллективного субъекта. Значительное расширение понятийного поля происходит в консультативном и тренинговом вариантах использования действенно-преобразующей стратегии, когда согласование действий по решению проблемы и превращение участников в коллективный субъект достигается созданием нового языка понятий вербального и невербального типа.

Ключевые слова
сетевой подход, трансдисциплинарный подход, понятие, научная психология, психологическая практика, субъект
Дата публикации
26.02.2023
Год выхода
2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
340

Библиография

  1. 1. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. М.: Твои книги, 2010.
  2. 2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  3. 3. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
  4. 4. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 31–51.
  5. 5. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004.
  6. 6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии Часть I. Опыт систематизации понятий // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 5–15.
  7. 7. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 5–15.
  8. 8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.
  9. 9. Каган В.Е. Трансдисциплинарная идентичность психотерапии. // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://psy.su/feed/10114 / (дата обращения: 30.08.2022).
  10. 10. Лотов А. Новая парадигма мировоззрения. Екатеринбург: Ridero, 2015.
  11. 11. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
  12. 12. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания управления и гармонии. М.: Академический проект, 2021.
  13. 13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  14. 14. Попов Л.М., Устин П.Н. Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 26–35.
  15. 15. Сапогова Е.Е. “Текучий субъект” в поисках устойчивой идентичности // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://www.psy.su/feed/10116 / (дата обращения: 30.08.2022).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека