- Код статьи
- S020595920024910-7-1
- DOI
- 10.31857/S020595920024910-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 44 / № 2
- Страницы
- 89-104
- Аннотация
Представлены результаты адаптации методики Г. Армсдена и М. Гринберга “Опросник привязанности к родителям и сверстникам”. Выборку стандартизации составили студенты российских вузов (n=747) в возрасте 16–21 года (M=18.72; SD=0.97), женщины – 71%. Доказана конструктная валидность методики – обоснована факторная структура, проведена оценка конвергентной и дискриминантной валидности; обоснована надёжность опросника; представлена описательная статистика (нормы) по тесту. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о пригодности данного теста для использования в исследовательских целях на российской выборке.
- Ключевые слова
- привязанность к родителям и сверстникам, опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA, Г. Армсден, М. Гринберг), валидность, надежность, тестовые нормы
- Дата публикации
- 29.03.2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 1447
Изучению различных аспектов близких отношений в юношеском возрасте посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований (И.С. Кон, M. Greenberg, R.C. Fraley, M. Mikulincer, Ph. Shaver, J. Simpson, R. Marvin, R. Thompson). Подобные работы не теряют актуальности т.к. изменения, происходящие в обществе, неизбежно оказывают влияние на формирование системы значимых межличностных отношений молодых людей. В свою очередь, качество межличностных отношений молодого человека во многом сказывается на его здоровье [19], удовлетворенности жизнью [10], формирует основу его эмоционального благополучия в семье [1] и в производственной сфере [11]. Известно, что люди, переживающие сложности в отношениях с близкими имеют более низкий ресурс для саморазвития и самореализации в учебе и карьере [7; 8].
На протяжении многих десятилетий эффективной теоретической концепцией для понимания важных аспектов межличностных отношений служит теория привязанности Дж. Боулби. Согласно Боулби, уже в раннем детстве у ребенка на основе опыта общения с матерью или с заменяющим ее лицом формируется “рабочая модель привязанности” (РМП), которая содержит представления о себе и объекте привязанности и определяет ожидания и поведение ребенка в отношениях с этим объектом. В условиях отзывчивого поведения матери у ребенка формируется РМП, соответствующая надежному типу привязанности, включающая представления об опекуне как отзывчивом и заботливом, а о себе – как о достойном любви и внимания, что способствует оптимистичным ожиданиям и уверенному поведению. Недоступность матери или ее непоследовательное поведение создает условия для развития представлений ребенка о себе, как о незначимом, недостойном любви, а о родителе, как о неготовом оказать необходимую поддержку, что способствует формированию ненадежного типа привязанности, проявляющемуся в зависимом или избегающем поведении. Известно, что РМП к матери, сформированная в раннем детстве, оказывает влияние на развитие личности субъекта на последующих этапах онтогенеза. Вместе с тем, ребенок обычно имеет не один, а несколько объектов привязанности. Ими могут быть отец, сиблинги и другие значимые люди. В подростковом возрасте, когда в центре социальной ситуации развития оказывается сверстник, отношения с которым приобретают первостепенную субъективную значимость; близкий друг становится новым объектом привязанности. В юношеском возрасте функции объекта привязанности начинает выполнять романтический партнер. РМП подростков и юношей к родителям и сверстникам могут быть связанными между собой, но не обязательно подобными. Например, подросток, имеющий ненадежную привязанность к матери, может перенести привычную модель зависимых отношений во взаимодействие со значимыми сверстниками или, напротив, недостаток уверенных, эмоционально-стабильных отношений с родителями может компенсироваться в дружбе со сверстником, основанной на надежной привязанности. Особенности привязанности к разным людям могут в разной степени влиять на психологическое благополучие и успешность субъекта в разных сферах жизни [9].
Разработка надежного и валидного инструментария оценки качества привязанности к близким людям в юношеском возрасте является важной задачей на пути выявления условий развития благополучных межличностных отношений в этот возрастной период. Несмотря на то, что зарубежными исследователями создан весьма разнообразный инструментарий для определения индивидуальных различий в привязанности подростков и юношей к близким людям [22], отечественных методик изучения привязанности и иноязычных методик диагностики этого феномена, адаптированных для русскоязычных респондентов все еще недостаточно.
Согласно обзору Д. Вилсон и Р. Вилкинсона [21], в зарубежных исследованиях для диагностики привязанности в подростковом и юношеском возрасте наиболее часто используется опросник привязанности к родителям и сверстникам, разработанный Г. Армсденом и М. Гринбергом для англоязычных респондентов [6]. Методика позволяет выявить особенности привязанности (доверие, психологическую близость и отчуждение) к матери, к отцу и к близкому другу. Опросник переведен на другие языки, адаптирован и широко используется в исследованиях на выборках из различных культур [12; 13; 15; 21]. Он также применяется и в отечественных исследованиях [3–5; 18], что говорит о его востребованности российским психологическом сообществом. Однако, нам не удалось обнаружить в публикациях полных данных о психометрических свойствах русскоязычной версии этой методики для юношеского возраста. Так, например, в исследовании Д.В. и А.А. Лифинцевых [2], опросник был адаптирован для использования со старшими подростками, но не для лиц юношеского возраста. В диссертационном исследовании В.П. Дзукаевой выполненном в 2016 г. под руководством Т.Ю. Садовниковой, представлены результаты адаптации опросника IPPA для юношеского возраста, но для двух из трех частей опросника - привязанности к маме и привязанности к папе.
Цель исследования: создание русскоязычной версии “Опросника привязанности к родителям и сверстникам” Г. Армсдена и М. Гринберга для лиц юношеского возраста (IPPA-Ru) и оценка ее психометрических свойств.
МЕТОДИКА
Выборку стандартизации составили 747 студентов очного и заочного отделений вузов в возрасте 16–21 года (M=18.72; SD=0.97; Md=18.00), из них женщины составили 71%. Опросник был переведен на русский язык двумя переводчиками, которые затем обсудили перевод каждого из пунктов. После этого был осуществлен обратный перевод пунктов с русского языка на английский третьим переводчиком. Неточности обратного перевода были обсуждены и текст перевода скорректирован. После этого опросник был предложен участникам исследования. Исследование проведено в период с 2016 по 2022 г. Статистическая обработка данных проведена в программе JASP 0.16.1.0.
Опросник IPPA. “Опросник привязанности к родителям и сверстникам” (Inventory of Parent and Peer Attachment – IPPA, Armsden, Greenberg, 1987) направлен на выявление особенностей привязанности к родителям и сверстникам (близкому другу).
Оригинальная версия опросника включает три части, первая из которых направлена на диагностику привязанности к матери (или лицу, ее заменяющему), вторая – к отцу (или лицу, его заменяющему) и третья – к близкому другу. Каждая часть состоит из 25 утверждений, образующих субшкалы: “Доверие” (10 пунктов в каждой части), “Общение” (“Коммуникация”) (9 пунктов в частях 1 и 2; 8 пунктов – в части 3) и “Отчуждение” (6 пунктов в частях 1 и 2; 7 пунктов – в части 3). Утверждения оцениваются по 5-балльной шкале Лайкерта.
Субшкала 1. “Доверие” показывает выраженность взаимного доверия, а также воспринимаемого субъектом степени понимания и принятия объектом привязанности. Субшкала 2. “Общение” (“Коммуникация”) отражает желание общаться, открыто выражать свою точку зрения, проявлять эмпатию по отношению к объекту привязанности, чувствовать его поддержку, помощь. Субшкала 3. “Отчуждение” измеряет воспринимаемую степень отстраненности объекта привязанности, непонимания с его стороны, а также степень переживаемого дискомфорта от общения с ним.
Конструктная валидность IPPA-Ru доказывалась с помощью обоснования факторной структуры каждой из трех частей опросника, а также путем оценки конвергентной и дискриминантной валидности шкал опросника (для каждой из трех его частей).
Факторная структура опросника. Оценка факторной структуры IPPA-Ru версии производилась в два этапа. Вначале с помощью эксплораторного факторного анализа (EFA) (метод максимального правдоподобия, Varimax-вращение) была обоснована теоретическая модель, лежащая в основе опросника, после чего найденное статистическое решение было оценено с помощью конфирматорного факторного анализа (CFA).
Конвергентная и дискриминантная валидность. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности осуществлялась на основе корреляционного анализа шкал со шкалами опросников, теоретически с ними связанными. Были использованы:
- Опросник близких отношений (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский, 2015).
- Индекс жизненной удовлетворенности Б. Неугартен (Life Satisfaction Index A, LSIA, 1961) в адаптации Н.В. Паниной (1993).
- Шкала самоуважения М. Розенберга (Rosenberg Self-Esteem Scale, RSES, 1965) в адаптации Д.В. Лубовского (2006).
- Опросник “Большая пятерка” (Big Five Inventory – BFI, John et al., 2008) в адаптации С.А. Щебетенко (2014).
- Опросник тревожности (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) Ч. Спилбергера (1970) в адаптации Ю.Л. Ханина (1976).
- Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пипло, М. Фергюсона (UCLA Loneliness Scale, 1978) в адаптации Д.В. Каширского (2009).
- Опросник психологической сепарации (Psychological Separation Inventory, PSI, J. Hoffman, 1987) в адаптации В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовниковой (2014).
- Опросник индивидуации (Munich Individuation Test of Adolescence, MITA, S. Walper, 1997) ранее использовался в исследованиях 175], но не прошел полноценной валидизации на русскоязычной выборке, в нашем пилотажном исследовании получил удовлетворительные показатели валидности и надежности, входящих в него шкал .
Надежность шкал опросника определялась с помощью коэффициентов ω Макдональда, α Кронбаха и коэффициента ретестовой надежности (N=79; интервал между тестированиями — две недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Факторная структура опросника. Критерий Кайзера-Мейера-Олкина и критерий сферичности Бартлетта показали, что используемая выборка адекватна для применения для каждой части опросника: “Привязанность к матери” , “Привязанность к отцу” , “Привязанность к другу” Ниже представлены результаты . Отметим, что утверждение считалось вошедшим в шкалу IPPA-Ru, если его факторная нагрузка удовлетворяла неравенству: .
Для первой части IPPA-Ru – “Привязанность к маме” – установлено, что она в целом воспроизводит оригинальную версию теста, хотя 5 пунктов методики не сработали должным образом. Это вопрос 9 для первой шкалы опросника “Доверие”, пункты 6, 7 и 14 – для второй его шкалы “Общение”, а также пункт 17, входящий в третью шкалу “Отчуждение”. При этом пункты 6, 7, 9 и 14 вошли в свои шкалы с небольшими нагрузками и имели более высокие веса по другим шкалам, тогда как пункт 17 получил низкие нагрузки по всем шкалам IPPA-Ru (табл. 1).
Таблица 1. Результаты факторизации первой части оригинальной версии IPPA – “Привязанность к маме”.
Пункты оригинальной версии теста | Factor 1 | Factor 2 | Factor 3 | Уникальность |
1. Моя мама уважает мои чувства. | 0.679* | 0.210 | -0.210 | 0.451 |
2. Я чувствую, что моя мама – очень хорошая мама. | 0.751* | 0.027 | -0.183 | 0.401 |
3. Мне бы хотелось иметь другую маму (R). | -0.501* | 0.140 | 0.420 | 0.553 |
4. Моя мама принимает меня таким, каков я есть. | 0.642* | 0.251 | -0.120 | 0.511 |
5. Я люблю выслушать мнение мамы о вещах, которые меня заботят. | 0.354 | 0.418* | -0.321 | 0.598 |
6. Я не вижу необходимости показывать мои чувства маме (R). | -0.251 | -0.134 | 0.606 | 0.552 |
7. Моя мама может сказать, расстроен ли я чем-нибудь. | 0.518 | 0.118 | -0.207 | 0.675 |
8. Обсуждение моих проблем с мамой приводит к тому, что я чувствую себя глупым или испытываю чувство стыда. | 0.004 | -0.468 | 0.568* | 0.458 |
9. Моя мама ждет от меня слишком многого (R). | -0.187 | 0.155 | 0.439 | 0.749 |
10. Рядом с мамой я часто чувствую себя расстроенным. | -0.612 | -0.117 | 0.377* | 0.470 |
11. Моя мама знает не обо всем, что меня расстраивает. | -0.043 | -0.180 | 0.403* | 0.803 |
12. При обсуждении чего-либо мою маму интересует моя точка зрения. | 0.419* | 0.368 | -0.162 | 0.663 |
13. Моя мама доверяет моим суждениям. | 0.559* | 0.336 | -0.061 | 0.571 |
14. У моей мамы достаточно проблем, чтобы еще беспокоить ее моими (R). | -0.009 | -0.096 | 0.561 | 0.676 |
15. Моя мама помогает мне лучше понять себя. | 0.296 | 0.665* | -0.193 | 0.432 |
16. Я рассказываю маме о своих проблемах и бедах. | 0.013 | 0.718* | -0.300 | 0.394 |
17. Меня “бесит” моя мама. | -0.313 | -0.083 | 0.197 | 0.856 |
18. Мама проявляет ко мне недостаточно внимания. | -0.293 | -0.004 | 0.465* | 0.698 |
19. Моя мама помогает мне говорить о моих трудностях. | 0.172 | 0.757* | -0.061 | 0.393 |
20. Моя мама понимает меня. | 0.680* | 0.408 | -0.081 | 0.365 |
21. Когда я злюсь, мама старается понять меня. | 0.483* | 0.541 | 0.088 | 0.466 |
22. Я доверяю своей маме. | 0.730* | 0.209 | -0.075 | 0.418 |
23. Моя мама не понимает, чем я занимаюсь последнее время. | -0.176 | -0.222 | 0.541* | 0.627 |
24. Я могу положиться на мою маму. | 0.222 | 0.722* | -0.129 | 0.413 |
25. Если мама видит, что меня что-то беспокоит, то она спрашивает меня об этом. | 0.421 | 0.471* | 0.109 | 0.589 |
Так, пункт 9 - “Моя мама ждет от меня слишком много” ожидаемо вошел в шкалу “Доверие” со своим знаком, но маленьким весом: -0.187, нагрузив преимущественно шкалу 3 – “Отчуждение” (0.439) Аналогично, пункты 6 “Я не вижу необходимости показывать мои чувства маме” (-0.134), 7 – “Моя мама может сказать, расстроен ли я чем-нибудь” (0.118) и 14 – “У моей мамы достаточно проблем, чтобы еще беспокоить ее моими ” (-0.096) шкалы “Общение” вошли в эту шкалу, но также с низкими нагрузками, нагрузив другие шкалы опросника. Так пункт 7 нагрузил шкалу “Доверие” (0.518), а пункты 6 и 14 шкалу 3 – “Отчуждение” (0.606 и 0.561, соответственно).
Русскоязычная версия второй части опросника – “Привязанность к папе” - также в целом воспроизводит оригинальную версию IPPA. Исключение составил пункт 9 для первой шкалы опросника “Доверие” и пункт 6 для второй его шкалы “Общение”. Шкала “Отчуждение” воспроизведена в полном объеме (табл. 2).
Таблица 2. Результаты факторизации второй части оригинальной версии IPPA – “Привязанность к папе”.
Пункты оригинальной версии теста | Factor 1 | Factor 2 | Factor 3 | Уникальность |
1. Мой папа уважает мои чувства. | 0.738* | 0.316 | -0.127 | 0.340 |
2. Я чувствую, что мой папа– очень хороший папа. | 0.753* | 0.234 | -0.160 | 0.353 |
3. Мне бы хотелось иметь другого папу (R). | -0.706* | -0.064 | 0.230 | 0.444 |
4. Мой папа принимает меня таким, каков я есть. | 0.723* | 0.179 | -0.107 | 0.433 |
5. Я люблю выслушать мнение папы о вещах, которые меня заботят. | 0.507 | 0.466* | -0.181 | 0.493 |
6. Я не вижу необходимости показывать мои чувства папе (R). | -0.310 | -0.300 | 0.486 | 0.578 |
7. Мой папа может сказать, расстроен ли я чем-нибудь. | 0.646 | 0.364* | -0.163 | 0.423 |
8. Обсуждение моих проблем с папой приводит к тому, что я чувствую себя глупым или испытываю чувство стыда. | -0.155 | -0.514 | 0.329* | 0.603 |
9. Мой папа ждет от меня слишком многого (R). | 0.102 | 0.338 | 0.497 | 0.629 |
10. Рядом с папой я часто чувствую себя расстроенным. | -0.522 | -0.105 | 0.560* | 0.403 |
11. Мой папа знает не обо всем, что меня расстраивает. | 0.076 | -0.232 | 0.584* | 0.599 |
12. При обсуждении чего-либо мою папу интересует моя точка зрения. | 0.653* | 0.340 | -0.192 | 0.421 |
13. Мой папа доверяет моим суждениям. | 0.721* | 0.231 | -0.075 | 0.422 |
14. У моего папы достаточно проблем, чтобы еще беспокоить его моими (R). | -0.068 | -0.402* | 0.480 | 0.604 |
15. Мой папа помогает мне лучше понять себя. | 0.454 | 0.664* | -0.150 | 0.331 |
16. Я рассказываю папе о своих проблемах и бедах. | 0.215 | 0.755* | -0.207 | 0.340 |
17. Меня злит мой папа. | -0.273 | -0.068 | 0.505* | 0.666 |
18. Папа проявляет ко мне недостаточно внимания. | -0.344 | -0.070 | 0.433* | 0.689 |
19. Мой папа помогает мне говорить о моих трудностях. | 0.300 | 0.710* | -0.159 | 0.381 |
20. Мой папа понимает меня. | 0.723* | 0.389 | -0.188 | 0.290 |
21. Когда я злюсь, папа старается понять меня. | 0.660* | 0.399 | -0.087 | 0.398 |
22. Я доверяю своему папе. | 0.786* | 0.255 | -0.065 | 0.314 |
23. Мой папа не понимает, чем я занимаюсь последнее время. | -0.208 | -0.278 | 0.585* | 0.537 |
24. Я могу положиться на моего папу. | 0.403 | 0.705* | -0.106 | 0.330 |
25. Если папа видит, что меня что-то беспокоит, то он спрашивает меня об этом. | 0.388 | 0.663* | -0.062 | 0.405 |
По данным EFA пункт 6 “Я не вижу необходимости показывать мои чувства папе” вошел в шкалу “Общение”, как и ожидалось с отрицательным знаком, но с низким весом (-0.300), но при этом получил наибольшую нагрузку по шкале “Отчуждение” (0.486). Пункт 9 “Мой папа ждет от меня слишком много” получил низкую и не совпадающую по знаку нагрузку по шкале “Доверие” (0.102).
Третья часть IPPA-Ru – “Привязанность к другу” соответствует оригинальной версии опросника. Две шкалы теста – “Доверие” и “Общение” воспроизведены в полном объеме. По шкале “Отчуждение” низкие нагрузки получили вопросы 9 и 18 (табл. 3).
Таблица 3. Результаты факторизации третьей части оригинальной версии IPPA – “Привязанность к другу”.
Пункты оригинальной версии теста | Factor 1 | Factor 2 | Factor 3 | Уникальность |
1. Мне нравится знать точку зрения друга о том, что волнует меня. | 0.114 | 0.585* | -0.082 | 0.638 |
2. Мой друг чувствует, когда я чем-то расстроен. | 0.066 | 0.670* | -0.243 | 0.488 |
3. Когда мы обсуждаем что-то, для моего друга важна моя точка зрения. | 0.227 | 0.634* | -0.100 | 0.537 |
4. Обсуждение моих проблем с другом ведет к тому, что я чувствую себя глупым или испытываю чувство стыда. | -0.124 | -0.192 | 0.562* | 0.631 |
5. Мне бы хотелось иметь другого друга (R). | -0.590* | -0.084 | 0.348 | 0.524 |
6. Мой друг меня понимает. | 0.486* | 0.501 | -0.347 | 0.392 |
7. Мой друг поощряет меня говорить с ним о моих трудностях. | 0.165 | 0.658* | -0.129 | 0.523 |
8. Мой друг принимает меня таким каков я есть. | 0.579* | 0.429 | -0.176 | 0.450 |
9. Мне необходимо встречаться с моим другом чаще. | 0.151 | 0.486 | 0.220 | 0.692 |
10. Мой друг не понимает, что происходит со мной в последние дни. | -0.260 | -0.179 | 0.694* | 0.419 |
11. С моим другом я чувствую себя одиноко. | -0.634 | -0.013 | 0.390* | 0.446 |
12. Мои друг выслушивает меня. | 0.589* | 0.436 | -0.150 | 0.440 |
13. У меня хороший друг. | 0.774* | 0.304 | 0.016 | 0.308 |
14. Мне легко разговаривать с моим другом. | 0.617* | 0.261 | -0.109 | 0.539 |
15. Когда я злюсь, мой друг старается понять меня. | 0.424* | 0.479 | -0.183 | 0.557 |
16. Мой друг помогает мне лучше понять себя. | 0.518 | 0.461* | -0.073 | 0.514 |
17. Моего друга волнует, как я себя чувствую. | 0.420 | 0.647* | -0.148 | 0.383 |
18. Я злюсь на моего друга. | -0.565 | 0.002 | 0.251 | 0.618 |
19. Я могу положится на моего друга. | 0.706* | 0.332 | -0.053 | 0.388 |
20. Я доверяю моему другу. | 0.710* | 0.363 | 0.026 | 0.364 |
21. Мой друг уважает мои чувства. | 0.556* | 0.533 | -0.137 | 0.387 |
22. Мой друг знает не обо всем, что меня расстраивает. | 0.025 | -0.078 | 0.633* | 0.592 |
23. Похоже, что мои друзья раздражают меня без видимой причины. | -0.192 | -0.014 | 0.477* | 0.736 |
24. Обо всех своих проблемах и бедах я могу рассказать своему другу. | 0.426 | 0.409* | -0.293 | 0.565 |
25. Если папа видит, что меня что-то беспокоит, то он спрашивает меня об этом. | 0.213 | 0.670* | -0.119 | 0.492 |
Пункт 9 “Мне необходимо встречаться с моим другом чаще” шкалы 3 “Отчуждение” вошел в эту шкале с низкой нагрузкой (-0.220), но получил большой вес по шкале “Общение” (0.486). Пункт 18 “Я злюсь на своего друга”, так же принадлежащий к шкале 3 “Отчуждение” и вошедший в эту шкалу с низким весом (0.251), нагрузил шкалу 1 “Доверие”, войдя в нее с отрицательным знаком (-0.565).
С помощью CFA была произведена оценка трех структурных моделей – для каждой части опросника IPPA-Ru в отдельности. Все корреляции пунктов со шкалами оказались значимы, однако значения факторных нагрузок пунктов, не сработавших при проведении EFA, оказались недостаточно высокими. В связи с чем было принято решение исключить их из русскоязычной версии опросника. В табл. 4 представлены результаты качественной оценки опросника после удаления пунктов со слабыми нагрузками или вошедшими не в “свои” шкалы (п. 6, 7, 9, 14, 17 из части 1; п. 6, 9 из части 2; п. 9, 18 – из части 3).
Таблица 4. Результаты оценки качества модели опросника.
Часть опросника | - value | ||||||||
- Value | |||||||||
“Мама” | 502 | 132 | 0.001 | 0.861 | 0.838 | 0.062 | 0.082 | 0.074 | 0.089 |
“Папа” | 473 | 149 | 0.001 | 0.921 | 0.909 | 0.050 | 0.070 | 0.068 | 0.083 |
“Друг” | 466 | 149 | 0.001 | 0.901 | 0.887 | 0.051 | 0.076 | 0.068 | 0.083 |
Общий показатель привязанности | 330 | 116 | 0.001 | 0.945 | 0.932 | 0.041 | 0.070 | 0.060 | 0.081 |
Данные табл. 4 указывают на высокую факторную валидность IPPA-Ru.
Конвергентная и дискриминантная валидность. Найдены статистически значимые корреляции между шкалами IPPA-Ru и диагностическими методиками, оценивающими другие особенности личности, теоретически связанные со шкалами валидизируемого опросника (табл. 5–7). Представленные результаты позволяют говорить о том, что методика IPPA-Ru продемонстрировала хорошие показатели конвергентной и дискриминантной валидности.
Согласно ожиданиям, шкала “Беспокойство” опросника “Опыт близких отношений” коррелирует со шкалами IPPA-Ru (табл. 5). В частности, установлена отрицательная статистически значимая связь этой шкалы с отчуждением в отношениях с матерью и отцом и положительная корреляция на уровне статистического тренда с отчуждением в отношениях с близким другом. Установлено также, что беспокойство по поводу близких отношений имеет статистически значимую обратную корреляционную зависимость со шкалой “Общение” и отрицательную корреляцию на уровне статистического тренда со шкалой “Доверие” второй части опросника “Привязанность к папе”.
Таблица 5. Матрица парных корреляций шкал личностных опросников с субшкалами опросника IPPA-Ru.
Шкалы опросника | Привязанность к маме | Привязанность к папе | Привязанность к другу | ||||||
Довер. | Общ. | Отчуж. | Довер. | Общ. | Отчуж. | Довер. | Общ. | Отчуж. | |
Опросник близких отношений (n=42) | |||||||||
Избегание | -0.21 | -0.17 | -0.19 | -0.19 | -0.06 | 0.08 | -0.24 | -0.15 | 0.13 |
Беспокойство | -0.25 | -0.17 | -0.37* | -0.29Т | -0.32* | -0.55*** | -0.22 | -0.09 | 0.28Т |
Шкала одиночества (n=77) | |||||||||
Интегральный показатель | -0.31** | -0.26* | -0.48*** | -0.20 | -0.18 | -0,29** | -0.48*** | -0.41*** | 0.50*** |
Опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера | |||||||||
Личностная тревожность | -0.10 | -0.15 | -0.14 | -0.16 | -0.10 | -0.18Т | -0.23* | -0.17Т | -0.34*** |
Индекс жизненной удовлетворенности (n=122) | |||||||||
Интегральный показатель ИЖУ | 0.25** | 0.27** | 0.37*** | 0.21* | 0.24** | 0.33*** | 0.22* | 0.12 | -0.28** |
Шкала М. Розенберга (n=77) | |||||||||
Самоуважение | 0.08 | 0.01 | 0.18 | 0.22* | 0.20 | 0.19Т | 0.22* | 0.17 | -0.34** |
Опросник “Большая пятерка” (n=122) | |||||||||
Экстраверсия | 0.10 | 0.12 | 0.18* | 0.08 | 0.20* | 0.25** | 0.26** | 0.22** | -0.29*** |
Доброжелательность | -0.10 | -0.10 | -0.12 | 0.01 | 0.05 | -0.06 | 0.14 | 0.17* | -0.13 |
Добросовестность | 0.11 | 0.13 | 0.13 | 0.26** | 0.24** | 0.22** | 0.19** | 0.15Т | -0.31*** |
Нейротизм | -0.05 | -0.05 | -0.10 | -0.02 | -0.10 | -0.14 | -0.16Т | -0.05 | 0.17Т |
Открытость опыту | -0.17Т | -0.10 | -0.07 | 0.19* | 0.23** | 0.18* | 0.11 | 0.16Т | -0.13 |
Из табл. 5 также можно видеть, что одиночество негативно связано с доверием к матери и близкому другу. Одиночество обратно коррелирует с общением с матерью и близким другом, и связано отрицательной зависимостью со степенью отчуждения от матери и отца, но имеет прямую взаимосвязь с отчуждением от близкого друга.
Личностная тревожность статистически значимо коррелировала только с показателями привязанности к другу: отрицательно со шкалами доверия и отчуждения. На уровне статистического тренда выявлена обратная корреляционная зависимость между личностной тревожностью и отчуждением от отца и общением с другом.
Обнаружены статистически значимые связи удовлетворенности жизнью со шкалами IPPA-Ru. Установлено, что в отношении матери и отца все корреляции между показателями привязанности и удовлетворенностью жизнью оказались статистически значимыми, но не всегда соответствовали ожидаемым по знаку: они были позитивными как в отношении доверия и общения (согласно ожиданиям), так и в отношении отчуждения (вопреки ожиданиям). Связь удовлетворенности жизнью с оценкой общения с близким другом оказалась статистически незначимой, в то время как ее связь с оценкой доверительности отношений со сверстником и отчуждения от него была статистически значимой и отвечала ожидаемой.
Исследование показало наличие статистически значимой корреляционной связи самоотношения с доверием (позитивной) в отношении отца и друга и отчуждением (негативной) в отношении друга, а также положительной корреляционной зависимости между самоуважением и отчуждением от отца на уровне статистической тенденции. Статистически значимых связей самоотношения со шкалами первой части опросника “Привязанность к маме” установлено не было.
Корреляции шкал опросника “Большая пятерка” с показателями привязанности к другу и родителям представляли для нас отдельный интерес. Согласно результатам, доверие в отношениях с другом позитивно связано с экстраверсией и добросовестностью респондентов, и отрицательно (на уровне тренда) с нейротизмом; качество общения с близким другом имеет положительные статистически значимые корреляции с экстраверсией, доброжелательностью, и положительные корреляции на уровне статического тренда с добросовестностью и открытостью опыту; отчуждение от близкого друга негативно значимо связано с экстраверсией и добросовестностью и позитивно на уровне тренда – с нейротизмом.
Установлено, что доверие в отношениях с родителями связано с показателем открытости опыту: эта связь отрицательная с доверием к матери (на уровне тренда) и положительная в случае доверия к отцу. При этом доверие к отцу прямо коррелирует с добросовестностью, а качество общения с отцом и отчуждение от него положительно взаимосвязаны с экстраверсией, добросовестностью. Отчуждение от матери положительно коррелирует с экстраверсией.
На основе табл. 6 можно сделать выводы о наличии статистически значимых корреляционных связей между общими показателями привязанности (интегральными шкалами опросника IPPA-Ru) и шкалами других диагностических методик. В частности, обнаружена обратная зависимость между интегральной шкалой “Привязанность к другу” валидизируемой методики и шкалами одиночества и личностной тревожности. Наряду с этим данная шкала IPPA-Ru прямо коррелирует с индексом жизненной удовлетворенности, самоуважением, экстраверсией и добросовестностью. Интегральные шкалы “Привязанность к маме” и “Привязанность к папе” также положительно коррелируют с индексом жизненной удовлетворенности. При этом открытость опыту оказалась выше у респондентов с менее выраженными показателями надежности привязанности к маме и более высокими проявлениями надежности привязанности к отцу. Показатель добросовестности положительно коррелирует с привязанностью к папе.
Таблица 6. Матрица парных корреляций шкал личностных опросников с общими показателями привязанности опросника IPPA-Ru.
Шкалы опросников | Общие показатели привязанности | ||
Привязанность к маме | Привязанность к папе | Привязанность к другу | |
Опросник близких отношений (n=42) | |||
Избегание | -0.157 | -0.145 | -0.244 |
Беспокойство | -0.126 | -0.225 | -0.259 |
Шкала одиночества (n=77) | |||
Интегральный показатель | -0.056 | 0.124 | -0.559*** |
Опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера (n=122) | |||
Шкала личностной тревожности | -0.080 | -0.088 | -0.258* |
Индекс жизненной удовлетворенности (n=122) | |||
Интегральный показатель ИЖУ | 0.238** | 0.172* | 0.203* |
Шкала М. Розенберга (n=77) | |||
Самоуважение | -0.140 | 0.196 | 0.294** |
Опросник “Большая пятерка” (n=122) | |||
Экстраверсия | 0.148 | 0.105 | 0.275** |
Доброжелательность | -0.009 | 0.049 | 0.143 |
Добросовестность | 0.050 | 0.234** | 0.223** |
Нейротизм | -0.01 | -0.028 | -0.114 |
Открытость опыту | -0.179* | 0.201* | 0.106 |
Согласно табл. 7, все три частных показателя привязанности к матери и привязанности к отцу (IPPA-Ru) ожидаемо коррелируют с показателями психологической сепарации по опроснику психологической сепарации (PSI): доверие и эффективная коммуникация с обоими родителями позитивно значимо связана с конфликтной сепарацией, негативно – с эмоциональной, аттитюдной и функциональной сепарацией от них. Отчуждение от родителей положительно коррелирует с эмоциональной, аттитюдной и функциональной сепарацией, и отрицательно – с конфликтной сепарацией.
Показатели индивидуации респондентов в отношении матери и отца, оцениваемые по тесту индивидуации Уолпе (MITA) ожидаемо коррелируют с показателями привязанности к матери и отцу теста IPPA-Ru. Успешная индивидуация позитивно связана с доверием и благополучной коммуникацией с родителями и негативно – с отчуждением от них. Отрицание потребности в привязанности, наоборот, негативно связана с доверием и коммуникацией с обоими родителями и позитивно – с отчуждением от них. Поиск поддержки положительно статистически значимо коррелирует с доверием к родителям и желанием общения с ними и отрицательно – с отчуждением от отца. Амбивалентность (конфликт) в отношениях негативно связан с доверием и коммуникацией с матерью и позитивно – с отчуждением от нее. Доверие к отцу и радость от общения с ним прямо коррелируют со страхом потери любви, в то время как страх зависимости отрицательно коррелирует с качеством общения с матерью и положительно - с отчуждением от обоих родителей.
Таблица 7. Матрица парных корреляций субшкал опросников сепарации (PSI), индивидуации (MITA) с субшкалами опросника привязанности к родителям (IPPA-Ru).
Субшкалы опросников | Привязанность к маме | Привязанность к папе | ||||
Довер. | Общ. | Отчужд. | Довер. | Общ. | Отчужд. | |
Опросник сепарации (n=405) | ||||||
Эмоциональная сепарация | -0.28*** | -0.49*** | 0.19** | -0.33*** | -0.58*** | 0.21** |
Аттитюдная сепарация | -0.19** | -0.34*** | 0.15** | -0.29*** | -0.33*** | 0.22** |
Функциональная сепарация | -0.18** | -0.45*** | 0.16* | -0.24*** | -0.51*** | 0.23** |
Конфликтная сепарация | 0.36*** | 0.15* | -0.34*** | 0.32** | 0.15* | -0.43*** |
Опросник индивидуации (n=358) | ||||||
Успешная индивидуация | 0.15** | 0.19*** | -0.13** | 0.50*** | 0.59*** | -0.29*** |
Отрицание потребности в привязанности | -0.15** | -0.28*** | 0.15** | -0.37*** | -0.47*** | 0.37*** |
Поиск поддержки | 0.10T | 0.20*** | -0.03 | 0.36*** | 0.56*** | -0.22** |
Амбивалентность в отношениях | -0.12* | -0.11* | 0.12* | -0.05 | -0.02 | 0.06 |
Страх потери любви | 0.01 | 0.06 | 0.06 | 0.13* | 0.14** | -0.02 |
Страх зависимости | -0.05 | -0.12* | 0.18*** | 0.02 | -0.02 | 0.11* |
В табл. 8 отражены корреляционные связи шкал опросников сепарации и индивидуации с общими показателями привязанности к обоим родителям, из которых можно видеть, что согласно ожиданиям, общие показатели надежности привязанности к матери и отцу статистически значимо негативно коррелируют с эмоциональной, аттитюдной и функциональной сепарацией родителям и позитивно связаны с конфликтной сепарацией к ним. Надежность привязанности к родителям статистически значимо позитивно связана с успешностью индивидуации в отношениях с родителями, и негативно с отрицанием потребности в привязанности к ним. Надежность привязанности к отцу статистически значимо позитивно связана с поиском поддержки отца, а надежность привязанности к матери – негативно коррелирует со страхом зависимости от матери и амбивалентностью отношений с ней.
Таблица 8. Матрица парных корреляций субшкал опросников сепарации (PSI), индивидуации (MITA) и общих показателей привязанности к родителям (IPPA-Ru).
Субшкалы опросника | Общие показатели привязанности | |
Привязанность к маме | Привязанность к папе | |
Опросник сепарации (n=405) | ||
Эмоциональная сепарация | -0.245* | -0.296* |
Аттитюдная сепарация | -0.173* | -0.230* |
Функциональная сепарация | -0.203* | -0.294* |
Конфликтная сепарация | 0.462* | 0.480* |
Опросник индивидуации (n=405) | ||
Успешная индивидуация | 0.175*** | 0.102* |
Отрицание потребности в привязанности | -0.186*** | -0.103* |
Поиск поддержки | 0.038 | 0.133** |
Амбивалентность в отношениях | -0.134** | 0.008 |
Страх потери любви | -0.063 | 0.049 |
Страх зависимости | -0.184*** | -0.044 |
Надежность опросника. В табл. 9 представлены результаты оценки надежности субшкал IPPA-Ru и интегральной шкалы опросника. Рассчитывались показатели ω Макдональда, α Кронбаха и - ретестовой надежности (N=79; интервал между замерами — две недели).
Таблица 9. Показатели надежности субшкал IPPA-Ru.
Субшкалы | ω Макдональда | α Кронбаха | |||
ω-value | |||||
Привязанность к маме (часть 1) | |||||
Доверие | 0.913 | 0.899 | 0.926 | 0.904 | 0.911 |
Общение | 0.900 | 0.884 | 0.915 | 0.895 | 0.882 |
Отчуждение | 0.704 | 0.659 | 0.773 | 0.733 | 0.791 |
Общий показатель привязанности | 0.841 | 0.820 | 0.871 | 0.775 | 0.852 |
Привязанность к папе (часть 2) | |||||
Доверие | 0.908 | 0.892 | 0.924 | 0.877 | 0.892 |
Общение | 0.914 | 0.931 | 0.952 | 0.909 | 0.824 |
Отчуждение | 0.854 | 0.831 | 0.877 | 0.890 | 0.813 |
Общий показатель привязанности | 0.882 | 0.861 | 0.902 | 0.814 | 0.821 |
Привязанность к близкому другу (часть 3) | |||||
Доверие | 0.910 | 0.896 | 0.924 | 0.908 | 0.925 |
Общение | 0.846 | 0.823 | 0.870 | 0.844 | 0.851 |
Отчуждение | 0.653 | 0.599 | 0.707 | 0.659 | 0.825 |
Общий показатель привязанности | 0.901 | 0.892 | 0.924 | 0.905 | 0.887 |
Представленные в табл. 9 индексы указывают на высокую надежность IPPA-Ru.
Описательная статистика. В табл. 10 представлены результаты оценки основных статистических параметров для всех шкал опросника IPPA-Ru, включая общий показатель привязанности, полученных как в целом по выборке стандартизации, так и отдельно для мужчин и женщин.
Таблица 10. Описательные статистики
В целом по выборке | Мужчины | Женщины | ||||
Субшкалы | 𝑀 | 𝑆𝐷 | 𝑀 | 𝑆𝐷 | 𝑀 | 𝑆𝐷 |
Привязанность к маме (часть 1) | ||||||
Доверие | 4.09 | 0.73 | 4.06 | 0.74 | 4.10 | 0.72 |
Общение | 3.61 | 0.93 | 3.42 | 0.87 | 3.65 | 0.92 |
Отчуждение | 3.58 | 0.77 | 3.59 | 0.62 | 3.59 | 0.82 |
Общий показатель привязанности | 3.51 | 0.46 | 3.43 | 0.46 | 3.54 | 0.44 |
Привязанность к папе (часть 2) | ||||||
Доверие | 3.93 | 0.91 | 3.93 | 0.93 | 3.92 | 0.92 |
Общение | 3.06 | 1.10 | 3.14 | 1.05 | 3.03 | 1.14 |
Отчуждение | 3.33 | 0.88 | 3.59 | 0.88 | 3.27 | 0.99 |
Общий показатель привязанности | 3.33 | 0.53 | 3.30 | 0.55 | 3.34 | 0.53 |
Привязанность к близкому другу (часть 3) | ||||||
Доверие | 4.51 | 0.60 | 4.49 | 0.57 | 4.50 | 0.60 |
Общение | 4.11 | 0.69 | 3.91 | 0.73 | 4.15 | 0.68 |
Отчуждение | 2.40 | 0.62 | 2.42 | 0.70 | 2.41 | 0.62 |
Общий показатель привязанности | 4.12 | 0.54 | 4.05 | 0.54 | 4.13 | 0.53 |
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведенное исследование показало, что факторная структура русскоязычной версии опросника Армсдена и Гринберга “Привязанность к родителям и сверстнику” (IPPA-Ru) в целом воспроизводит оригинальную версию теста, включающую три шкалы: “Доверие” и “Общение” и “Отчуждение”. Исключение составляют 5 пунктов опросника об отношениях с мамой, 2 пункта – об отношениях с отцом и 2 пункта опросника из части, посвященной отношениям с близким другом. В полном объеме в нашем исследовании была воспроизведена шкала “Отчуждения” в привязанности к папе, а также шкалы “Доверие” и “Общение” в привязанности к другу.
Оценка конвергентной валидности опросника производилась на основе оценки теоретически обоснованной связи показателей шкал IPPA-Ru и показателей других личностных опросников. Спрогнозированные нами статистически значимые связи шкал тестов, направленных на оценку удовлетворенности жизнью и одиночества со шкалами валидизируемого опросника (за исключением положительной корреляции ИЖУ и отчуждением от родителей) подтвердились, что говорит в пользу внешней валидности русскоязычной версии IPPA-Ru. Эти результаты согласуются с результатами других авторов иноязычных адаптаций теста [15; 21].
Напомним, что в нашем исследовании, в отличие от результатов исследований зарубежных коллег [13; 14], отдельные характеристики привязанности к родителям и такие же характеристики привязанности к другу были связаны с особенностями личности участников исследования по-разному. В отношении привязанности к другу подтвердились все ожидаемые связи субшкал IPPA-Ru с самоуважением, одиночеством, удовлетворенностью жизнью и шкалами Большой пятерки. В отношении привязанности к родителям, подобные связи были отмечены относительно шкал IPPA-Ru – “Доверие к маме”, “Доверие к папе” и “Общение с мамой”, “Общение с папой” (кроме значимой связи одиночества и общения с папой). Однако, шкалы “Отчуждение в отношениях с мамой” и “Отчуждение в отношениях с папой” также значимо коррелировали с одиночеством, экстраверсией и удовлетворенностью жизнью респондентов, но с противоположным знаком. Личностная тревожность связана с показателями привязанности к другу в теоретически ожидаемом отношении и не связана с привязанностью к родителям. Беспокойство об отношениях привязанности с родителями у юношей и девушек и переживание одиночества оказались негативно связанным с отчуждением от них, вопреки нашим ожиданиям, в то время как в отношениях со сверстником – позитивно связанным с отчуждением, согласно ожиданиям.
Такое рассогласование полученных результатов с нашими ожиданиями, основанными на изучении адаптаций методики зарубежными исследователями, вполне объяснимо в контексте социальной ситуации развития респондентов. В юношеском возрасте общение и отношения привязанности со сверстником приобретают все более высокую субъективную значимость, что неизбежно отражается на специфике отношений с близкими взрослыми и со значимыми сверстниками. Важной доминантой в этом возрасте становится переход к самостоятельной взрослой жизни. В связи с этим, удовлетворенность жизнью студентов оказалась позитивно связана с отчуждением в отношениях с обоими родителями и ожидаемо негативно – с отчуждением в отношениях с другом. А одиночество, наоборот, негативно связано с отстраненностью в отношениях с родителями и позитивно – с отстраненностью в отношениях с другом. При этом, все большая физическая отстраненность от взрослого, менее интенсивное взаимодействие с ним не означают снижения значимости качества отношений с родителями – доверительности и надежности, что отразилось в позитивной связи удовлетворенности жизнью с показателями привязанности к родителям по субшкалам “Доверие”, “Общение” и общему показателю привязанности.
В той же логике объясняется связь экстраверсии респондентов с привязанностью к родителям и к сверстнику. Экстровертированные респонденты склонны быстрее своих интровертированных сверстников устанавливать близкие отношения с другом и отчуждаться от родителей: экстраверсия оказалась позитивно связанной с отчуждением по отношению к родителям и негативно – с отчуждением в отношениях со сверстниками.
Высокая значимость отношений со сверстниками и высокая чувствительность к их оценкам себя способствуют избеганию общения с ними из-за неуверенности в себе. С этим согласуется полученная нами негативная значимая корреляции отчуждение по отношению к другу с самоотношением: отчуждение в отношениях с другом тем выше, чем ниже самоотношение.
Таким образом, наши результаты согласуются с базовыми положениями о развитии личности в юношеском возрасте, с особенностью возраста – все увеличивающейся самостоятельностью и сепарацией от родителей.
Валидность шкал привязанности к отцу и привязанности к матери подтвердили их прогнозируемые корреляции с показателями психологической сепарации от родителей и индивидуации. Показатели сепарации и индивидуации коррелировали с показателями качества привязанности, согласуясь с нашими ожиданиями и данными исследований, проведенных на зарубежных выборках [16; 17; 20].
Полученные в исследовании высокие показатели воспроизводимости результатов по тесту не вызывают сомнений в его надежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опросник IPPA-Ru обладает достаточно высокой валидностью и надежностью, показывает ожидаемые связи с другими характеристиками личности респондентов и межличностных отношений в паре. Наши данные согласуются с результатами зарубежных исследователей по адаптации опросника IPPA к иноязычным выборкам и соответствуют возрастным особенностям респондентов, выражающимся в особенностях взаимоотношений с родителями и сверстниками. Данный инструмент может использоваться в диагностических и исследовательских целях, как отдельное средство, так и в составе других методов изучения эмоционально-значимых отношений юношей и девушек в возрасте 16–21 года с родителями и сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник привязанности к родителям и сверстникам
Инструкция. Следующие утверждения связаны с Вашими отношениями с мамой, папой и близким другом. Прочтите высказывание и укажите степень своего согласия или несогласия с ним.
Часть 1. Представленные утверждения касаются взаимоотношений с Вашей мамой (или человеком, который ее заменяет, например мачехой). Прочитайте утверждение и отметь крестиком в соответствующей графе степень Вашего согласия или несогласия с ним. Используйте следующую шкалу ответов:
1 - | почти полностью (или полностью) неверно, | ||||
2 - | не совсем верно, | ||||
3 - | иногда верно, | ||||
4 - | чаще верно, | ||||
5 - | почти всегда (или всегда) верно. | ||||
Пункты опросника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Часть 2. Представленные утверждения касаются взаимоотношений с Вашим папой (или человеком, который его заменяет, например отчимом). Прочитайте утверждение и отметь крестиком в соответствующей графе степень Вашего согласия или несогласия с ним. Используйте следующую шкалу ответов:
1 - | почти полностью (или полностью) неверно, | ||||
2 - | не совсем верно, | ||||
3 - | иногда верно, | ||||
4 - | чаще верно, | ||||
5 - | почти всегда (или всегда) верно. | ||||
Пункты опросника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Часть 3. Представленные утверждения касаются Ваших взаимоотношений с близким другом. Прочитайте утверждение и отметь крестиком в соответствующей графе степень Вашего согласия или несогласия с ним. Используйте следующую шкалу ответов:
1 - | почти полностью (или полностью) неверно, | ||||
2 - | не совсем верно, | ||||
3 - | иногда верно, | ||||
4 - | чаще верно, | ||||
5 - | почти всегда (или всегда) верно. | ||||
Пункты опросника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Обработка результатов *
Часть 1 “Привязанность к маме” (20 пунктов)
№ | Субшкала | Пункты опросника |
1. | Доверие | 1, 2, 3R, 4, 9, 10, 15, 16, 17. |
2. | Общение | 5, 11, 12, 14, 19, 20. |
3. | Отчуждение | 6, 7, 8, 13, 18. |
Общий показатель привязанности | Сложить показатели по первым двум шкалам и вычесть из полученной суммы показатель по третьей шкале теста |
Часть 2. “Привязанность к папе” (23 пункта)
№ | Субшкала | Пункты опросника |
1. | Доверие | 1, 2, 3R, 4, 10, 11, 18, 19, 20. |
2. | Общение | 5, 6, 12R, 13, 14, 17, 22, 23. |
3. | Отчуждение | 7, 8, 9, 15, 16, 21. |
Общий показатель привязанности | Сложить показатели по первым двум шкалам и вычесть из полученной суммы показатель по третьей шкале теста |
Часть 3 “Привязанность к близкому другу” (23 пункта)
№ | Субшкала | Пункты опросника |
1. | Доверие | 5R, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19. |
2. | Общение | 1, 2, 3, 7, 15, 16, 22, 23. |
3. | Отчуждение | 4, 9, 10, 20, 21. |
Общий показатель привязанности | Сложить показатели по первым двум шкалам и вычесть из полученной суммы показатель по третьей шкале теста |
Библиография
- 1. Айвазова Д.Г., Горлова Е.Л., Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Валидизация опросника “Шкала диадической согласованности” Г.Б. Спэньера (DAS) на российской выборке // Психологический журн. 2020. Т. 41. № 1. С. 112–131.
- 2. Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А. Помогающие отношения и диагностика привязанности: психометрические свойства опросника IPPA // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 11. С. 67–72.
- 3. Молчанов С.В., Алмазова О.В. Близкие межличностные отношения с родителями и сверстниками в подростковом возрасте как фактор обращения к моральному самооправданию // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 3. С. 124–136.
- 4. Сабельникова Н.В., Липовая Е.С. Роль качества близких отношений с родителями в динамике привязанности в подростковом возрасте // Подросток на пороге взросления: Сборник тезисов участников третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. С. 50–51.
- 5. Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журн. 2014. Т. 4. № 16. С. 52–63.
- 6. Armsden G.C., Greenberg M.T. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence // Journ. of Youth and Adolescence. 1987. V. 16. № 5. P. 427–454.
- 7. Bartley M., Head J., Stansfeld S. Is attachment style a source of resilience against health inequalities at work? // Soc Sci Med. 2007. V. 64. № 4. P. 765–775.
- 8. Bolat N., Odacı H. High School Final Year Students’ Career Decision-Making Self Efficacy. Attachment Styles and Gender Role Orientations // Current Psychology. 2016. V. 36. № 2. P. 252–259.
- 9. Cassidy J., Shaver Ph. (Eds.). Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Implications. (3d ed.). N.Y.: The Gulford Press, 2018.
- 10. Diener M.L., Diener-McGavran M.B. What makes people happy? A developmental approach to the literature on family relationships and well-being // The science of subjective well-being. Eds. M. Eid, R.J. Larsen. N.Y.: The Guilford Press, 2008. P. 347–375.
- 11. Eby L.T.D.T., Allen T.D. (Eds.). Personal Relationships: The Effect on Employee Attitudes, Behavior, and Well-being (1st ed.). Routledge, 2012.
- 12. Fraley R.C., Heffernan M.E., Vicary A.M., Brumbaugh C.C. The experiences in close relationships—Relationship Structures Questionnaire: A method for assessing attachment orientations across relationships // Psychological Assessment. 2011. V. 23. № 3. P. 615–625.
- 13. Gallarin M., Alonso-Arbiol I. Dimensionality of the Inventory of Parent and Peer Attachment: Evaluation with the Spanish Version // The Spanish Journ. of Psychology. 2013. V. 16. E55.
- 14. Guarnieri S., Ponti L. & Tani F. The Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA): A study on the validity of styles of adolescent attachment to parents and peers in an Italian sample // TPM-Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. 2010. V. 17. № 3. P.103–130.
- 15. Kocayörük E.A. Turkish adaptation of the inventory of parent and peer attachment: The reliability and validity study // Eğitim Araştırmaları-Eurasian Journal of Educational Research. 2010. V. 40. P. 133–151.
- 16. Leondari A., Kiosseoglou G. The Relationship of Parental Attachment and Psychological Separation to the Psychological Functioning of Young Adults // The Journ. of Social Psychology. 2000. V. 140. № 4. P. 451–464.
- 17. Rice K.G., FitzGerald D.P., Whaley T.J., Gibbs C.L. Cross-Sectional and Longitudinal Examination of Attachment, Separation-Individuation, and College Student Adjustment // Journ. of Counseling and Development. 1995. V. 73. P. 463–474.
- 18. Sadovnikova T.Yu., Dzukaeva V.P. Attachment to Mother as a Factor of Adolescents’ Separation from Parents: Cross-Cultural Study // International Attachment Conference (29th June – 1st July 2017). Book of Abstracts. London: Institute of Education, 2017. р. 197.
- 19. Slatcher R.B., Selcuk E.A. Social Psychological Perspective on the Links Between Close Relationships and Health // Current Directions in Psychological Science. 2017. V. 6. P. 6–21.
- 20. Schwartz J.P., Buboltz W.C. The Relationship Between Attachment to Parents and Psychological Separation in College Students // Journ. of College Student Development. 2004. V. 45. № 5. P. 566–577.
- 21. Vignoli E. & Mallet P. Validation of a brief measure of adolescents’ parent attachment based on Armsden and Greenberg’s three-dimension model // Revue Européenne de Psychologie Appliquée. 2004. V. 54, P. 251–260.
- 22. Wilson J., Wilkinson R. The Self-Report Assessment of Adolescent Attachment: A Systematic Review and Critique // Journ. of Relationships Research. 2012. V. 3. P. 81–94.