RAS Social SciencePsikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

Quantitative Analysis of the Publications of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences on the Scientific Direction of Psychology of Morality in 2002–2021. Part II. Scientometric Analysis

PII
S020595920027088-2-1
DOI
10.31857/S020595920027088-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume 44 / Issue 4
Pages
94-103
Abstract

In the second part of the article the authors continue the quantitative analysis of the publications on the scientific field of the psychology of morality, published by the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences in 2002–2021. There was examined the citation figures for the entire period of their availability, identified the most highly cited books and articles, and determined the share of citations of books on the psychology of morality in the total number of citations of all monographs and collection of scientific papers of the Institute of Psychology RAS in 2002–2021. Conclusions are drawn about the relevance of the Institute of Psychology RAS publications on the psychology of morality and the place of this subject matter in the publication activity of the Institute's staff. The paper concludes with a discussion of possible patterns of research development within a particular research center.

Keywords
history of psychology, psychology of morality, Institute of Psychology RAS, scientific direction, research center, citations, scientometric analysis
Date of publication
02.10.2023
Number of purchasers
12
Views
167

В наукометрическом направлении современной российской истории психологии самостоятельным вектором исследований является анализ востребованности авторов, публикаций, изданий и научных проблем на основе определения количества их цитирований [1; 5–12]. Эти показатели объективно фиксируют обращение исследователей к публикациям авторов, периодических изданий и организаций, свидетельствуют об их месте в публикационном пространстве современной науки.

В первой части статьи были рассмотрены библиометрические показатели изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности за 2002–2021 гг. [3]. В частности, была определена динамика количества и объема публикаций, выявлены наиболее частотные авторы, проанализирована доминирующая проблематика исследований, сформулирована траектория развития данного научного направления в течение изучаемого периода. Во второй части статьи авторы ставят задачу наукометрического анализа цитирований изданий Института психологии РАН по психологии нравственности для определения самых востребованных монографий и сборников научных трудов, наиболее часто цитируемых публикаций, места данной проблематики в публикационной активности сотрудников Института. Эти показатели дополнят содержательные характеристики развития данного направления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательским материалом исследования выступает корпус научных изданий (монографий и сборников научных трудов) Института психологии РАН по психологии нравственности за 2002–2021 гг. Предметом исследования является востребованность проблематики психологии нравственности, разрабатываемой сотрудниками Института психологии, со стороны научного сообщества, а также место данной тематики в публикационной активности сотрудников Института.

Методом исследования является наукометрический анализ, который выявляет количественные показатели публикаций, характеризующие их место среди отдельной научной отрасли и всей науки в целом, а также их востребованность у исследователей. Показателями выступают: количество цитирований отдельных изданий и статей; доля цитирований книг среди сотрудников издающей организации; отношение количества цитирований изданий по конкретному научному направлению за определенный период к общему количеству цитирований всех изданий организации. Количество цитирований устанавливается на основе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) (через индивидуальную страницу определенного издания, а также специальную страницу списка всех публикаций Института психологии РАН (https://elibrary.ru/org_items.asp?orgsid=164)). Эти показатели определялись по отношению к корпусу научных изданий (всего 28 книг) сотрудников Института психологии по направлению психологии нравственности, описанному в первой части статьи.

Отметим некоторые ограничения в анализе цитирований: 1) сопоставление показателей цитирования не показывает полностью действительную востребованность изданий, так как книги имеют разную продолжительность доступности для читателя в целом и конкретно в РИНЦ; 2) сравнение разных типов изданий (монографий и сборников научных трудов) также не всегда является релевантным, так как чаще всего исследователи опираются на авторские монографии. Здесь же можно отметить и различную степень цитирования сборников научных трудов и отдельных статей из них. Исходя из этих условий сформулированные выводы будут носить характер тенденций.

Разделение корпуса изданий на подкорпусы по хронологическому критерию согласно пятилетиям (2002–2006, 2007–2011, 2012–2016, 2017–2021 гг.) сохраняется и в отношении представления количества цитирований.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках наукометрического анализа были выявлены показатели цитирований изданий по психологии нравственности и отдельных статей, а также доля цитирований данных книг в общем числе цитирований всех изданий Института психологии РАН по пятилетиям (см. табл. 1, 2, 3).

Таблица 1.

Показатели общего числа цитирований изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности за 2002–2021 гг. (данные от 28.01.2023 г.)

Издания Количество цитирований Количество цитирований среди сотрудников ИП РАН (в скобках — процент от общего количества) Издания Количество цитирований Количество цитирований среди сотрудников ИП РАН (в скобках — процент от общего количества)
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности (2003) 431 118 (27.4 %) Психологические исследования нравственности (2013) 134 83 (61.9 %)
Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале (2005) 192 89 (46.4 %) Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире (2013) 6 0 (0 %)
Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (2009) 86 33 (38.4 %) Купрейченко А.Б. Нравственная детерминация экономического самоопределения (2014) 38 24 (63.2 %)
Психология нравственности (2010) 327 125 (38.2 %) Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества (2014) 295 166 (56.3 %)
Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии (2011) 144 69 (47.9%) Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете (2016) 57 25 (43.9%)
Проблемы нравственной и этической психологии в современной России (2011) 100 46 (46.0 %) Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности (2016) 67 37 (55.2%)
Психологические исследования духовно-нравственных проблем (2011) 250 133 (53.2%) Духовно-нравственные проблемы современной личности (2018) 51 26 (50.9 %)
Гостев А.А., Борисова Н.В. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина (2012) 54 45 (83.3 %) Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Мораль и субъективный опыт (2019) 17 7 (41.2 %)
Нравственность современного российского общества (2012) 378 144 (38.1 %) Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека (2020) 33 10 (30.3 %)
Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи (2013) 130 25 (19.2 %) Ожиганова Г.В. Духовная личность (2020) 17 12 (70.6 %)

Наибольшее количество цитирований принадлежит монографии А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко “Нравственно-психологическая регуляция экономической активности” (2003), сборникам научных трудов “Нравственность современного российского общества” (2012), “Психология нравственности” (2010), “Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества” (2014) и “Психологические исследования духовно-нравственных проблем” (2011). Книга А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко является одним из первых исследований нравственной проблематики в экономической психологии, поэтому до сих пор она используется современными авторами. Среди указанных сборников статей три (“Нравственность современного российского общества” (2012), “Психология нравственности” (2010), “Психологические исследования духовно-нравственных проблем” (2011)) относятся к серии специальных изданий по научному направлению психологии нравственности, организованной руководством и ведущими специалистами по этой проблематике, аффилированными с Институтом психологии РАН [2]. Таким образом, можно констатировать сложившийся интерес к разработкам нравственно-психологических вопросов, проводившимся на базе данного научно-исследовательского центра, в частности к специализированным работам, целенаправленно для этого выпускавшимся.

Среди монографий также можно отметить высокое количество цитирований у книги М.И. Воловиковой “Представления русских о нравственном идеале” (2005). Это фундаментальная работа стала ключевой в области психологии менталитета на современном этапе развития российской психологической науки. Вместе с монографией А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко 2003 г. оба издания за 18-летний и 20-летний период доступности, соответственно, получили широкое распространение у исследователей и заложили основу современных нравственно-психологических исследований в Институте психологии РАН. Другими востребованными у авторов монографиями являются книги А.Л. Журавлева “Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии” (2011) и А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой “Нравственное самоопределение молодежи” (2013), которые относятся к нравственно-психологическим разработкам в социальной сфере. Можно утверждать, что этот перечень монографических публикаций с наибольшим количеством цитирований отражает ядро содержания исследований по научному направлению психологии нравственности в Институте психологии — нравственные аспекты экономической активности и нравственные проблемы современного российского общества. Монографии с меньшим количеством цитирований, хотя и занимают важное место в структуре данного научного направления, пока еще не вошли в ряд высоко востребованных изданий, в том числе это относится к последним разработкам по психологии духовной личности (Г.В. Ожиганова) и системно-эволюционным исследованиям морали (К.Р. Арутюнова, Ю.И. Александров).

Оставшиеся сборники научных трудов также не получили широкого распространения у исследователей по причинам меньшей актуальности и доступности, в том числе в связи с техническими трудностями (сборник “Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире” (2013) имеет низкое количество цитирований, что обусловлено тем, что существуют две разные индивидуальные страницы этого издания, на которых различаются основные метаданные).

Таблица 2.

Статьи с наибольшим количеством цитирований из сборников научных трудов по психологии нравственности, изданных Институтом психологии РАН в 2002–2021 гг. (данные от 28.01.2023 г.)

Период Статьи Количество цитирований
2007–2011 гг. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственное состояние современного российского общества 63
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Проблема нравственности в психологической науке 37
Дикая Л.Г., Ермолаева Е.П. Нравственные проблемы профессиональной деятельности 36
Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России 28
Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о враге и друге на различных этапах жизненного пути 23
2012–2016 гг. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка 76
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) 54
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции 24
Журавлева Н.А. Актуальные тенденции в ценностных ориентациях молодежи в современном российском обществе 16
Воловикова М.И. Личность в пространстве современного мира: духовно-нравственные проблемы 14
2017–2021 гг. Большунова Н.Я., Устинова О.А. Психологические и социокультурные смыслы прощения, развитие способности к прощению 13
Воловикова М.И., Журавлев А.Л. Вместо введения: вклад Института психологии РАН в исследование духовно-нравственных проблем личности и общества 10

Перед анализом списка статей с наибольшим количеством цитирований из сборников научных трудов по психологии нравственности необходимо отметить особенности представления данных: 1) у некоторых сборников (“Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов” (2009), “Психология нравственности” (2010), “Нравственность современного российского общества: психологический анализ” (2012), “Психологические исследования нравственности” (2013), “Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире” (2013)) не все статьи внесены в РИНЦ, поэтому в таблице 2 приведены те статьи, которые на данный момент (28.01.2023 г.) индексированы в РИНЦ и к которым привязаны цитирования; 2) в 2002–2006 гг. не было издано ни одного сборника научных трудов, поэтому данное пятилетие не анализировалось в этом разделе; 3) для периодов 2007–2011 и 2012–2016 гг. были приведены по пять статей с наибольшими показателями цитирования; 4) хотя в 2017–2021 гг. было издано всего два сборника научных трудов (что отразилось и на общем количестве статей), из них были представлены только те статьи, которые имели не менее 10 цитирований.

Сформулируем выводы относительно востребованной со стороны других исследователей проблематики психологии нравственности. Прежде всего, скажем о периоде 2002–2006 гг.: из-за отсутствия коллективных изданий трудно оценить востребованность нравственно-психологической тематики этого периода со стороны психологического сообщества, однако само по себе отсутствие таких работ и их показателей свидетельствует о происходившем зарождении данного направления исследований. В изданиях 2007–2011 гг. наибольший интерес исследователей привлекли нравственные проблемы в различных социальных и прикладных сферах (в современном обществе в целом, профессиональной деятельности, воспитании), теоретико-методологические основы изучения нравственности в психологии, представления о враге и друге в структуре личности. Востребованными вопросами в статьях 2012–2016 гг. являлись нравственные проблемы современного общества и России, прикладной характер применения нравственно-психологических разработок в области борьбы с коррупцией и формирования ценностных ориентаций молодежи, духовно-нравственные аспекты развития современной личности. Актуальными темами публикаций 2017–2021 гг. были личностные феномены нравственных поступков (прощения) и институциональные факторы развития психологии духовно-нравственных проблем (конкретно в Институте психологии РАН).

Говоря о динамике интереса к публикациям по психологии нравственности в изданиях Института психологии РАН, отметим следующее: 1) на протяжении большинства периодов доминирующей тематикой были нравственные проблемы общественных феноменов и прикладной деятельности, что показывает источник как самих нравственных проблем, так и их психологического изучения — вызовы общества, условия жизнедеятельности различных социальных групп, социальные задачи общества и государства [4]; 2) другими значимыми для исследователей из широкого психологического сообщества вопросами были нравственные компоненты структуры личности (нравственные представления, собственно духовно-нравственные проблемы, нравственные поступки); 3) только в 2007–2011 гг. являлись востребованными теоретико-методологические аспекты разработки вопросов психологии нравственности, что в целом соотносится с содержательным анализом частотных и ключевых терминов изучаемых изданий, изложенных в первой части статьи: как самих авторов, так и других исследователей, в первую очередь, интересуют актуальные проблемы общества и различных социальных групп, а не теоретические, методологические и методические вопросы организации и проведения исследований в данной области; 4) среди авторов статей с наибольшим количеством цитирований преобладают сотрудники Института психологии РАН, что означает их идентификацию с актуальными разработками по направлению психологии нравственности; 5) кроме сотрудников Института психологии, среди авторов востребованных публикаций присутствуют представители других научных и образовательных организаций (В.Е. Семенов из Санкт-Петербургского государственного университета, В.А. Лабунская из Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Н.Я. Большунова из Новосибирского государственного педагогического университета, О.А. Устинова из Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета). Это расширяет научно-исследовательское сообщество по направлению психологии нравственности, существующее на базе Института психологии, и дополняет перечень авторов из внешних организаций, представленный в первой части статьи.

Таблица 3.

Доля цитирований изданий по психологии нравственности от общего количества цитирований монографий и сборников научных трудов Института психологии РАН

за 2002–2021 гг. (данные от 28.01.2023 г.).

Периоды Количество цитирований всех изданий (монографий и сборников научных трудов) ИПРАН Количество цитирований изданий по психологии нравственности (в скобках — процент от общего количества цитирований)
2002–2006 гг. 10 818 623 (5.8 %)
2007–2011 гг. 14 890 907 (6.1 %)
2012–2016 гг. 11 749 1159 (9.9 %)
2017–2021 гг. 3769 118 (3.1 %)
За весь период (2002–2021 гг.) 41 226 2807 (6.8 %)

Перед обсуждением выявленных показателей отметим, что по сравнению с предыдущей публикацией о направлении методологии психологии [6] в данной работе был сужен перечень изданий, включаемых в общий список публикаций Института психологии РАН: к нему были отнесены только те издания, которые вышли непосредственно в издательстве Института психологии. По нашему мнению, такой подход будет более релевантным, так как уравняет все условия выпуска, доступа и использования к работам со стороны всех исследователей. В этом случае количество цитирований изданий по каждому периоду будет несколько снижено (соответственно, доля цитирований исследуемых книг по психологии нравственности несколько повысится), однако это будет более репрезентативным.

Доля цитирований изданий Института психологии РАН по направлению психологии нравственности от общего числа цитирований всех монографий и сборников научных трудов является невысокой, что характеризует данное направление и соответствующие ему публикации как специфические и вызывающие интерес только у небольшого количества исследователей. Хотя в 2002–2006 гг. вышло всего две монографии по нравственно-психологическим проблемам, данный период обладает не самой низкой долей цитирований относительно других периодов. Это связано с тем, что, во-первых, эти публикации обладают наиболее длительной доступностью по сравнению с изданиями, вышедшими позже, во-вторых, обе публикации — это авторские монографии, которые цитируются обычно чаще, чем сборники научных трудов. К тому же, авторами относящихся к этому периоду монографий являются авторитетные исследователи (М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко), что привлекает дополнительное внимание к их работам. Книги 2007–2011 гг. характеризуются небольшим повышением доли цитирований изданий по психологии нравственности, что свидетельствует о происходившем в эти годы распространении данной проблематики среди психологического сообщества. Следует отметить, что такое повышение доли цитирований не является резким; это можно обозначить индикатором только формировавшейся области исследований, что согласовывалось со все еще небольшим количеством изданий.

Следующий период (2012–2016 гг.) имеет наибольшую долю цитирований работ по направлению психологии нравственности, что соответствует самому высокому количеству изданий (9) и наибольшему разнообразию исследуемых вопросов за эти годы (см. анализ частотных терминов и ключевых слов, представленных в первой части статьи [3]). Издания 2017–2021 гг. характеризуются снижением доли цитирований и количества изданий. Данный процесс может быть связан с дифференциацией самого направления на несколько векторов — сохранением проблематики психологии нравственности и выделением тематики психологии духовных и моральных феноменов, что повлекло за собой размытие ядра нравственно-психологических исследований, следовательно, разделение интереса со стороны внешних исследователей. Последнее объясняется тем, что чем более узкой проблематике посвящены монографии и сборники научных трудов, тем в меньшем количестве работ их могут использовать авторы при обсуждении самого широкого спектра психологических вопросов.

Сформулируем выводы относительно динамики доли цитирований изучаемых изданий.

1. Проблематика психологии нравственности, разрабатывающаяся в Институте психологии РАН, является не самой востребованной группой современных научно-исследовательских и практических вопросов, на которые направлен интерес со стороны психологического сообщества. Доля цитирований в среднем держится в одном диапазоне значений, что говорит о стабильности обращения авторов к обозначенным изданиям Института психологии.

2. Наблюдается в целом нарастающая динамика данного показателя от 2002–2006 к 2012–2016 гг., что согласуется и с увеличением количества изданий. Активная разработка нравственно-психологической проблематики соответствует большому количеству издаваемых работ и цитирований (как в абсолютных, так и относительных значениях).

3. В последний период (2017–2021 гг.) выявлена нисходящая тенденция, возможно, обусловленная внутринаучными (формирующимся разделением тематики) и личностными (уменьшением количества активных исследователей) факторами функционирования данного направления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный в двух частях статьи количественный анализ изданий Института психологии РАН по психологии нравственности за 2002–2021 гг. показал, что данное научное направление сформировалось и активно развивалось в Институте в исследуемый период; результатом этого развития стали фундаментальные труды, идеи и концепции по нравственно-психологической проблематике. Динамика количества работ и других библиометрических и наукометрических показателей свидетельствует об изменяющихся статусе и востребованности этой области в научно-исследовательском и публикационном пространстве Института в разные пятилетия.

На основе проведенного в двух частях статьи количественного исследования изданий Института психологии РАН по психологии нравственности обозначим дополнительные аспекты анализа относительно развития обсуждаемого направления и в целом научных направлений в определенном научно-исследовательском центре. Так, особый интерес в становлении научных направлений представляет рассмотрение исследователями теоретико-методологических принципов и, в частности, обращение к истории психологии, творчеству выдающихся психологов. В прошлой работе, посвященной направлению методологии психологии [7], было выявлено, что с помощью количественного анализа (названий статей, частот слов и ключевых терминов) также можно определять историко-психологические и методологические основы становления направления (без привлечения качественного историко-психологического анализа): таковыми стали теоретические представления Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, принципы комплексного, системного и субъектного подходов. Наше предположение заключается в том, что в формировании научного направления одну из ключевых ролей играет разработка теоретико-методологических идей выдающихся ученых прошлого, что должно проявляться и в формальных характеристиках публикаций (названиях и аннотациях).

Количественный анализ изданий по направлению психологии нравственности выявил слабое присутствие среди библиометрических и наукометрических показателей фактов обращения к историко-психологическим аспектам развития нравственно-психологической проблематики. Это проявилось только путем “ручного поиска”: были обнаружены имена И.А. Ильина в работах А.А. Гостева и Н.В. Борисовой (в монографии “Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина” (2012), статьях “Духовно-нравственное становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина” (2011) и “Семья — основа воспитания духовной личности: вклад Ивана Александровича Ильина” (2013)), С.Л. Рубинштейна в названии сборника трудов конференции, посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна, и отдельной статьи С.А. Месникович “Интеграция научных идей С.Л. Рубинштейна в педагогику детского чтения” (2009), И.В. Киреевского в статье О.Е. Серовой “Нравственные начала психологической реальности в учении И.В. Киреевского” (2011), В.В. Зеньковского в статье Т.И. Артемьевой “Религиозные кризисы личности в трактовке В.В. Зеньковского” (2013). Разработка нравственно-психологической проблематики, безусловно, осуществлялась на основе идей и других психологов и философов (например, А.Ф. Лосева, Т.А. Флоренской и др.), однако этого не показали количественные данные, в том числе в виде терминологии и подходов, которые использовались обозначенными персоналиями.

Данный вопрос относится к достаточно важной дискуссии о соотношении качественных и количественных методов в истории психологии: распространено утверждение о том, что если что-то (например, имена психологов и их идеи) не выявлено в количественных данных, то нельзя считать, что это совсем отсутствует в изучаемых материалах; в таком случае количественные данные не является релевантными, а качественный анализ раскрывает исследуемую проблематику глубже. Однако существуют случаи, когда эти два аспекта анализа развития определенной научно-исследовательской проблематики совпадали (например, при изучении направления методологии психологии в Институте психологии РАН).

При анализе корпуса изданий по психологии нравственности количественные индикаторы персоналий и их идей проявились слабо, что может говорить о недостаточном обосновании теоретико-методологических принципов этого направления через историко-психологический анализ различных концепций. Таким образом, может быть поставлен вопрос о потенциальном критерии развития научного направления, связанном с наличием специальных историко-научных и персонологических признаков в корпусах изданий.

Другим дискуссионным вопросом, касающимся закономерностей развития научного направления, является соотношение показателей количества изданий, авторского участия и цитирований в различные периоды. В прошлой работе, посвященной количественному анализу изданий Института психологии РАН по научному направлению методологии психологии [7], нами высказывалось предположение о том, что развитие определенного научно-исследовательского направления (выраженное в наибольшем количестве изданий и наиболее высокой доли цитирований) согласуется с количеством авторов, привлекаемых к обсуждению соответствующих вопросов и подготовке публикаций, в частности, предлагалось объяснение самого активного этапа в разработке направления через количество новых авторов (у направления методологии психологии этап с наибольшим количеством изданий и наиболее высокой долей цитирований соответствовал этапу с наибольшим количеством новых авторов).

Однако при анализе изданий по направлению психологии нравственности эти показатели оказались не согласованными (см. табл. 1 и 2 в первой части статьи и табл. 3 в этой части — наибольшее количество изданий (9) и наиболее высокая доля цитирований (9.9 %) относится к 2012–2016 гг., а наибольшее количество новых авторов (100) — к 2007–2011 гг.). Показателем, которому соответствует наибольшее количество изданий и доля их цитирований, для направления психологии нравственности является количество повторяющихся авторов среди сотрудников Института психологии РАН (13). В данном случае нами не ставится задача искусственно связать все показатели между собой, но если искать некоторые тенденции и закономерности, хотя бы в рамках обсуждаемого направления, то можно предположить, что развитие нравственно-психологических исследований на базе Института психологии и в его изданиях осуществлялось благодаря активному участию именно его сотрудников. Таким образом, количество новых привлеченных авторов способствовало становлению направления психологии нравственности, но самое значимое влияние было оказано постоянным участием сложившегося ядра исследователей научно-исследовательского сообщества из числа сотрудников Института психологии. Такой тенденции относительно направления методологии психологии обнаружено не было, что может говаорить о различиях в содержательных, методологических, социально-исторических, научно-организационных и личностных аспектах развития различных направлений психологии.

Перспективой продолжения количественного анализа изданий Института психологии по психологии нравственности является обращение к новому корпусу публикаций, вышедших в “Психологическом журнале”, как дополняющему выявленные характеристики, открывающему новый объект изучения и предлагающему оригинальные аспекты анализа журнальных публикаций в становлении определенного научного направления, что будет нами проведено в последующих работах.

References

  1. 1. Galkina T.V., Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Yakov Aleksandrovich Ponomarev: nekotorye rezul'taty naukometricheskogo analiza tvorcheskogo naslediya. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2022. № 1. P. 117–128. (In Russian)
  2. 2. Zhuravlev A.L. Osnovnye tendentsii razvitiya psikhologicheskikh issledovanii v Institute psikhologii RAN. Psikhologicheskii zhurnal. 2007. V. 28. № 6. P. 5–18. (In Russian)
  3. 3. Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Kolichestvennyi analiz izdanii Instituta psikhologii RAN po nauchnomu napravleniyu psikhologii nravstvennosti v 2002–2021 gg. Chast' I. Bibliometricheskii analiz. Psikhologicheskii zhurnal. 2023. V. 44. № 3. P. 71–82. (In Russian)
  4. 4. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Psikhologiya nravstvennosti kak oblast' psikhologicheskogo issledovaniya. Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. № 3. P. 4–14. (In Russian)
  5. 5. Kovaleva Yu.V., Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Elektronnomu zhurnalu “Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya” pyat' let: naukometricheskii analiz itogov raboty. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2021. V. 6. № 3 (23). P. 272–301. (In Russian)
  6. 6. Kolyshkina A.V., Oleinik Yu.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya metoda indeksa tsitirovaniya v istoriko-psikhologicheskom issledovanii. Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovanii. Ch. 4. Metodologicheskie problemy istoriko-psikhologicheskogo issledovaniya. Eds. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'tsova. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2002. P. 288–298. (In Russian)
  7. 7. Kostrigin A.A., Zhuravlev A.L. Kolichestvennyi analiz izdanii Instituta psikhologii RAN po nauchnomu napravleniyu metodologii psikhologii v 2002–2021 gg. Psikhologicheskii zhurnal. 2022. V. 43. № 5. P. 99–120. (In Russian)
  8. 8. Morgun A.N. Mezhdunarodnoe (mirovoe) istoriko-psikhologicheskoe otraslevoe soobshchestvo: naukometricheskii analiz. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2022. V. 7. № 1 (25). P. 178–214. (In Russian)
  9. 9. Morgun A.N., Oleinik Yu.N., Zhuravlev A.L. Tsitiruemost' “Psikhologicheskogo zhurnala” v informatsionnom prostranstve vedushchikh mirovykh nauchnykh izdanii. Psikhologicheskii zhurnal. 2022. V. 43. № 6. P. 105–118. (In Russian)
  10. 10. Psikhologicheskie issledovaniya v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, sotsial'nye seti, elektronnye bazy. Eds. A.L. Zhuravlev, D.A. Kitova. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2020. (In Russian)
  11. 11. Rubtsov V.V., Margolis A.A., Shvedovskaya A.A., Ponomareva V.V. Naukometricheskii analiz kul'turno-istoricheskogo napravleniya v nauchnykh publikatsiyakh 2009–2019 godov. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2019. V. 15. № 4. P. 119–132. (In Russian)
  12. 12. Fedorov A.A. Postmodernizm v psikhologii: bibliometricheskii analiz. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2021. V. 18. № 2. P. 410–423. (In Russian)
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library