В поисках сущности самосознания китайской нации
В поисках сущности самосознания китайской нации
Аннотация
Код статьи
S020595920027724-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сунь Я.  
Аффилиация: Северо-восточный сельскохозяйственный университет
Адрес: 150030, г. Харбин, район Сянфан, ул. Чанцзян, д. 600, Китай
Цзюй Ю.
Аффилиация: Шанхайский университет иностранных языков
Адрес: 200083, г. Шанхай, ул. Далянь, д. 550, Китай
Выпуск
Страницы
47-55
Аннотация

Самосознание китайской нации обладает признаками полиэтнической страны и включает в себя концепцию многонационального Китая. Китай имеет долгую 5000-летнюю историю, созданную многочисленными народностями, которые в процессе исторического развития подверглись этническому слиянию. Культуры этих народов имеют тесную связь, что является глубокой исторической основой самосознания китайской нации. Полное понимание концептуальной системы самосознания китайской нации, с точки зрения этнической психологии, имеет огромное значение для построения китайского национального сообщества. Именно поэтому изучение китайского национального самосознания играет важную роль в мировых исследованиях в области психологии. В статье представлена и разъяснена терминология самосознания китайской нации, введены типы самосознания, обсуждаются процессы его развития, перспективы и значение исследований в этой области. В основу данного исследования легли существующие академические книги и научно-исследовательская литература, на основе которых интерпретируется и обсуждается процесс формирования, определение коннотации, ценностное значение и путь реализации самосознания китайской нации.

Ключевые слова
самосознание, этническая психология, китайская специфика, многонациональность, этносы, КНР
Классификатор
Получено
01.10.2023
Дата публикации
02.10.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
369
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Особенность самого феномена самосознания делает комплексной и проблему самосознания, так как здесь переплетаются интересы таких наук, как философия, социология, психология, этика. Каждая из них соответственно своей специфике, определяет особый подход к анализу этой проблемы. На данный момент существует целый ряд определений самосознания. Самосознание китайской нации является продуктом развития многонационального Китая и тесно связано с единым историческим представлением о полиэтничности страны. По этой причине, изучение национального самосознания должно основываться на предпосылке сохранения национального единства и подчеркивать главенствующую роль национальных интересов, для формирования понимания у этнических групп, что национальное единство есть идеал и нравственно-эмоциональное стремление китайской нации со времен древности. Можно предположить, что без многонациональности Китая не было бы как самой китайской нации, так и его самосознания. По этой причине, самосознание китайской нации должно иметь идентификацию со страной, со своим этносом, со всей китайской нацией, с Коммунистической партией Китая и идентификацию с путем социализма с китайской спецификой. Именно потому, что ядром самосознания китайской нации является вопрос идентичности, которая является предпосылкой к единству и корнем полиэтничности Китая, без самосознания не будет единства и прогресса, процветания и развития китайской нации.
2 Между подавляющим большинством этнических групп в Китае нет очевидной разницы во внешности. По прошествии тысячи лет экономических и культурных обменов и определенная степень межэтнических смешанных браков способствовала значительному смешению этносов, живущих на территории Китая. Осознание взаимных различий между различными этническими группами Китая незначительно по сравнению с ситуацией в других многоэтнических странах. Как “сумма этнических групп”, сформировавшаяся в ходе тысячелетнего развития, народность Хань уделяет довольно мало внимания вопросам национального самосознания. Остальные представители этнических меньшинств, которые могут говорить по-китайски, и уклад жизни которых не сильно отличается от жизненных устоев народности хань, также относительно безразличны к национальному самосознанию. Однако, чем больше аспектов отличает этническую группу от других окружающих этнических групп, тем больше степень различия и тем сильнее ее национальное самосознание; и напротив, чем меньше разница, тем она менее очевидна и тем безразличнее представители этноса к национальному самосознанию. Внутри этнической группы, в зависимости от среды проживания ее населения и степени интеграции с другими этническими группами, также могут существовать различия в силе национального самосознания. Следовательно, состояние национального самосознания членов нации следует рассматривать как очень сложное, многогранное и постоянно меняющееся, а не единообразное и статичное понятие.
3

КОННОТАЦИЯ ТЕРМИНА САМОСОЗНАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ

4 Ни одна национальная общность не является неотделимой от господствующей идеологии, способной собрать воедино своих внутренних членов и основанной на чувстве общинной идентичности, при этом коннотация этой идеологии также постоянно обогащается и развивается, часто с отчетливыми характеристиками времени своего существования. [14]. Как сообщество с единым будущим, китайский народ имеет долгую историю становления и развития, путь, полный как лишений, так и славы. В новую эпоху, когда все этнические группы стремятся осуществить мечту о великом возрождении китайской нации, наиболее вдохновляющей концепцией, несомненно, стала ее общность [11, с. 35]. Чувство общности китайской нации имеет глубокие исторические корни: еще во времена феодализма господствующий класс подчеркивал единство многонациональной страны с понятием “государство” как его духовным стержнем. Эта историческая традиция не только объясняет опыт управления и образ мышления многонационального китайского государства, но и показывает исторические корни самосознания китайской нации, а также дает ценный идеологический ресурс для построения китайской национальной общности, превосходящей западную концепцию “нация–государство”. Теоретическая парадигма сформировала теорию полиэтнического государственного строительства с китайской спецификой.
5 После идеологического развития и изменений во времена правления династий Цинь, Хань, Вэй, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Ляо, Ся, Юань, Мин и Цин, национальная идеология укрепилась. Связь с общественным сознанием китайской нации делает его идейным источником общественного сознания китайской нации, обеспечивает психологическую структуру, эмоциональную опору и ценностную основу современного сознания китайской нации.
6 В современном мировом политическом ландшафте, китайский народ превратился в настоящую политическую национальную общность, пользующуюся уважением и признанием международного сообщества. Подобно Америке, Франции и другим странам, Китай стал современной нацией, принявшей форму государства. Социалистическая государственная власть стала основной силой сохранения общности китайской нации. Ее лобальное влияние постоянно растет, а наложение чувства чести и гордости людей еще больше усилило самосознание китайцев в отношении своей нации. Китайская нация своим главным звеном воспринимает китайскую культуру, имеет общий язык и общую культурную психологию. Китайская нация — это не простая в узком смысле нация с общим языком, территорией, экономической жизнью и устойчивой общностью людей, основанной на общих культурных и психологических качествах, а нация, включающая 56 этнических групп, проживающих на территории Китая.
7 Си Цзиньпин, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, 43 раза упомянул термин “китайская нация” в докладе 19-го Всекитайского конгресса Коммунистической партии Китая, а в шестой части доклада отметил: “Полностью реализовать национальную политику партии, углубить воспитание национального единства и прогресса и построить сильную китайскую нацию. Укреплять сознание этнического сообщества, способствовать обмену и интеграции и сплочению различных этнических групп. Я призываю вас, как зерна граната, объединяйтесь и боритесь вместе, процветайте и развивайтесь вместе”1. Этот отрывок является руководством для будущих исследований истории китайской нации, и его необходимо глубоко изучить и осмыслить, поскольку в нем содержится историческое национальное мировоззрение китайцев, поэтому Си Цзиньпин указал в Докладе 19-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая: “У народа есть вера, у страны есть сила, у нации есть надежда. Необходимо повышать идейное сознание людей, нравственные нормы и качество цивилизации, повышать уровень цивилизированности всего общества. Проводить воспитание идеалов и верований, углублять социализм с китайской спецификой и китайской мечтой, продвигать национальный дух и дух времени, укреплять воспитание патриотизма, коллективизма и социализма, и направлять людей к формированию правильного взгляда на мир, историю, нацию, страну и культуру”2. Понятие национальности здесь относится к понятию китайской нации, которое представляет собой ее самосознание, поэтому его развитие имеет большое значение для великого возрождения китайской нации.
1. Си Цзиньпин: Всесторонне завершить построение среднезажиточного общества и одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху — Доклад на 19-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая >>>>

2. Си Цзиньпин: Всесторонне завершить построение среднезажиточного общества и одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху — Доклад на 19-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая >>>>
8 Единое многонациональное государство, созданное совместными усилиями представителей всех этнических групп Китая, является основным национальным условием Китая и теоретической отправной точкой развития сознания китайской нации как общности. Си Цзиньпин отметил: “Многонациональность является важной чертой Китая и важным благоприятным фактором для его развития. За более чем 5000-летнюю историю развития цивилизации Китая, на исторической сцене было много этнических групп. Этнические группы рождались, дифференцировались, сливались, что, наконец, сформировало сегодняшние пятьдесят шесть этнических групп. Все этнические группы совместно освоили великолепные реки, горы и обширную территорию родины, и совместно создали длинную историю и великолепную культуру”3. Единая многонациональная страна – это не только характерное преимущество Китая, но и бесценное богатство страны.
3. Очерк социалистической национальной мысли Си Цзиньпина с китайскими особенностями в новую эпоху >>>>
9 Сознание есть отражение онтологии. С позиции сознания, самосознание китайской нации есть познание и отражение людьми ее онтологии, включающее концептуальное познание, атрибуцию идентичности, теоретическую интерпретацию и другие элементы. Сознание общности китайской нации содержит в себе сознание общности судьбы. Будущее и судьба 56 этносов как общности тесно связаны с будущим и судьбой страны.
10 Китайская нация — это сообщество с общим будущим, которое готово разделить как процветание, так и упадок. Только когда все этнические группы тесно свяжут свою судьбу с судьбой китайской нации, они смогут обрести будущее и надежду. Судьбы членов большой китайской семьи связаны, и доброжелательное взаимодействие между этносами будет способствовать постоянному укреплению национального единства, способствуя тем самым формированию национальной сплоченности. Это следование общим интересам и есть “ключ” к единству и сплоченности китайской нации для реализации общего единства и совместной борьбы всех этнических групп, общего процветания и развития, а также реализации великого возрождения китайской нации.
11 Формирование поведенческой тенденции китайской нации требует сознательного признания основных акторов, а стоящая за ней ценностная ориентация — единая мировоззренческая концепция и историческая миссия, глубоко укоренившаяся в сердцах китайцев на протяжении длительного времени. Как основа формирования самосознания китайской нации, идея великого единства играет важную роль в формировании национального обмена единства и самосознания китайской нации. [1, с. 23–24]. Сознание общности китайской нации представляет собой индивидуальный субъективный опыт восприятия с многомерной структурой и сложными коннотациями [10, с. 10]. Так называемое самосознание китайской нации относится к возрождению и сплочению народов Китайской Народной Республики на основе признания общих условий и исторической основы для выживания и совместного развития, а также приверженности ценностям общего блага и готовность к активной взаимной поддержке. Общим атрибутом идентичности, который несут члены сообщества, являются граждане Китая, то есть представители всех этнических групп страны, а это означает, что сознание китайской нации — это, прежде всего, идентификация ее членов и подтверждение национальной идентичности и гражданства. [6, с. 8].
12 Самосознание китайской нации относится к пониманию и восприятию людьми всех ее этнических групп по отношению к своей национальной общности. Это одновременно и описание опыта, и эмоциональная проницательность. Первое означает понимание членами этноса переживаний и впечатлений от общего роста китайской национальной общности в существующей этнической истории. Последняя представляет собой внутреннее реальное восприятие и субъективную оценку самосознания китайской нации ее представителями.
13 Самосознание китайской нации является важной частью общенационального самосознания. Именно такого рода понимание означает, что представители всех этнических групп Китая могут осознать, что общность китайской нации существует объективно, а не переносится по воле человека, могут психологически сознательно идентифицироваться и активно принадлежать к этой национальной общности.
14

ТИПЫ САМОСОЗНАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ

15 Самосознание китайской нации включает историческое сознание, культурное сознание, национальное сознание и сознание развития.
16 Историческое самосознание. С точки зрения исторического развития, обмен и интеграция различных этнических групп в Китае сформировали современное самосознание китайской нации. Становление и развитие сознания общности китайской нации неотделимо от присущей ей исторической логики и эволюции общности китайской нации. Общая история и общее сознание, которые они пережили, глубоко повлияли на субъективное познание и внутренний опыт людей всех этнических групп из поколения в поколение.
17 Будь то древнее “мировоззрение”, продолжение идеи “великого единства” или эволюция понятия “китайская нация” в Новое время, все они являются свидетельством развития национального самосознания. До основания Нового Китая, различные проявления китайского коллективного национального образования были всеми вариантами самосознания, отражающими внешнюю временную эволюцию развития китайской общности и внутреннюю историческую логику формирования общественного сознания китайской нации. В процессе смены феодальных династий, в упорной борьбе против чужеземного унижения или же в процессе социалистической модернизации, всеобщее сознание китайской нации развивалось с момента ее образования, постоянно консолидировалось и укреплялось. Поэтому индикаторы исторического познания в самосознании китайской нации должны ориентироваться на изучение опыта и познавательной идентичности представителей различных этносов в процессе исторического развития собственной нации.
18 Культурное самосознание. Китайская национальная общность представляет собой национально-культурную общность, основанную на совместных культурных ценностях. Чувство общности китайской нации является не только исторической, но и культурной категорией, конденсирующей мысли всех этнических групп. С точки зрения этносов, культура является символом их взаимной дифференциации, а также критерием этнических ценностей и моделей поведения. Культурные различия являются внутренним отражением отличий в этнической идентичности. С точки зрения сообщества, культура является общим символом, концепцией и образом мышления, которые пересекаются между людьми внутри сообщества, закладывая основу для достижения общих целей и идеалов. Благодаря наследственности и аутентичности, созданная историей великолепная китайская культура является важным источником мысли для самосознания китайской нации. Уникальная китайская культура – это уверенность в себе и сила, которая поддерживает положение китайской нации среди других наций мира перед лицом непредсказуемости внешней среды. Таким образом, культурное самосознание является важным компонентом когнитивно-познавательного измерения общественного сознания китайской нации, включая когнитивную идентичность представителей всех этнических групп культурным символам, культурным концепциям и способам мышления китайской национальной общности.
19 Национальное самосознание. Нация и государство не могут быть разделены. Национальное развитие является важным краеугольным камнем и социальным ресурсом современного национального строительства. Стабильность национального строя и благополучие общества являются важной гарантией и материальной основой существования и развития нации. Нация – это совокупность граждан страны. Китайская нация — это нация на уровне Китайской Народной Республики. КНР является страной в видении китайской нации. Поэтому обсуждение сознания китайской нации не может выйти за рамки поля Китайской Народной Республики. В отношении общности, китайская нация представляет собой совокупность отношений с национальным как с основной частью. Люди всех этнических групп китайской нации имеют равную национальную идентичность. Атрибут идентичности китайских граждан стал основой для представителей всех этнических групп китайской нации, для общения и взаимной интеграции. Поэтому, национально-познавательное измерение в самосознании китайской нации должно обсуждать принадлежность индивида и сознание собственной национальной идентичности к КНР, на территории которой он находится.
20 Самосознание развития. Строительство и развитие сообщества китайской нации неотделимо от твердого и сильного лидерства. КПК стала незаменимым и твердым лидером благодаря своей ценностной концепции беззаветного служения народу и эффективности в объективном и практическом процессе управления. В процессе построения сообщества китайской нации, Коммунистическая партия Китая всегда выполняла функции интеграции интересов, социальной координации и системного проектирования. “Первоначальное намерение и миссия китайских коммунистов — искать счастье для китайского народа и стремиться к омоложению китайской нации”4. Идентификация с путем развития социализма с китайской спецификой и идентификация с руководством Коммунистической партии Китая имеют одинаковую коннотацию. Община китайской нации неизбежно имеет специфические социальные признаки. Со времен реформ и открытости, социальная природа китайской национальной общности определялась социализмом с китайской спецификой5. Путь такого рода социализма избирается исходя из приверженности марксистской теории и специфической действительности Китая, он соответствует основным национальным условиям страны и коренным интересам всех китайских наций. Этнические общины китайской нации также находятся под руководством Коммунистической партии Китая и это считается единственным правильным путем. Поэтому, в когнитивном измерении развития, в сознании китайской общности необходимо акцентировать отождествление руководства Коммунистической партии Китая и отождествление пути развития социализма с китайской спецификой.
4. Си Цзиньпин заявил, что первоначальным намерением и миссией Коммунистической партии Китая является стремление к счастью для китайского народа и омоложению китайской нации. >>>>

5. Резолюции Центрального комитета Коммунистической партии Китая о важнейших достижениях и историческом опыте столетней борьбы Партии >>>>
21

САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

22 Изучение национального самосознания является важным содержанием исследований китайской национальной психологии. Ван Сиен провел четкое обсуждение определения и коннотации национальной идентичности и национального самосознания, и проанализировал взаимосвязь между ними [10]. Исследование китайского национального самосознания в этой области включает в себя как теоретическую дискуссию, так и эмпирическое исследование.
23 Любая этническая группа обладает собственным самосознанием, а национальное самосознание — это внешнее проявление национального психологического качества [4]. Национальное сознание, как централизованное и общее отражение этнической психологии, является важным аспектом современных исследований в области этнической психологии.
24 Профессор Фэй Сяотун отметил, что люди одной национальности чувствуют свою принадлежность к единому сообществу людей, и такого рода осознанность является общим психологическим качеством нации или национальным самосознанием [2, c. 173].
25 Ван Санбэй проанализировал две концепции общего национального психологического качества и национального самосознания и указал на разницу между ними [9]. Что касается эмпирических исследований, Хуан Фейденг, Ронг Ли и Сюн Кангнинг провели полевые исследования психологического сознания этнических групп в карстовых горах и каньонах Гуйчжоу [3; 7].
26 В настоящее время, эмпирических исследований национальной идентичности и национального самосознания с точки зрения психологии проведено недостаточно, и круг объектов и областей исследования должен быть расширен.
27

ПРИНЦИП И ЗНАЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ

28 В 1988 году г-н Фэй Сяотун выступил со знаменитой речью “Образец разнообразия и единства китайской нации” в Китайском университете Гонконга, озвучив историю и закономерности формирования и развития китайской нации в целом и предложил концепцию “единства многообразия”. Си Цзиньпин унаследовал и развил эту идею, сравнивая китайскую нацию с большой семьей, а различные национальности страны с членами семьи, что обеспечивает фундаментальную основу для построения самосознания китайской нации как общности [2]. В китайской нации присутствует много факторов связи, тесно соединяющих все национальности: во-первых, китайская нация есть политическая общность, совместно созданная всеми национальностями. С нового времени Китай страдает от империалистической агрессии. Во взаимодействии между нацией и государством, китайская нация постепенно перешла от сообщества “для себя” к “сознательному” сообществу. Глубокое продвижение реформ и открытость позволили Китаю развиваться семимильными шагами, а китайская нация добилась перехода от “самоопределения” к “сознанию” и “уверенности”. Во-вторых, китайская нация представляет собой экономическое сообщество, в котором все этнические группы процветают и развиваются вместе. Суть социализма состоит в достижении общего благополучия, и только его осуществление для всех национальностей соответствует сути социализма. В-третьих, китайская нация представляет собой культурную общность, культивирующую духовный дом всех этнических групп. Культура – это духовная кровь нации. В Китае насчитывается 56 этнических групп, и история их культур уходят корнями глубоко в почву всей китайской культуры и являются прочной опорой духовного дома китайской нации. В-четвертых, китайская нация — это сообщество с общим будущим, в котором все этнические группы разделяют радость и горе. [5, с. 85].
29 Си Цзиньпин отметил: “Китайская нация — это сообщество с общим будущим, которое готово разделить как процветание, так и упадок”. [8, с. 214]. Самосознание китайской нации есть не только ретроспектива многострадальной исторической судьбы китайской нации, но и осмысление текущей картины развития и направления будущей судьбы людей всех этнических групп, работающих вместе.
30 Развитие самосознания китайской нации способствует стимуляции коллективной мудрости людей всех этнических групп. Объединение в общенациональную китайскую мощь будет толчком для реализации взаимной привязанности, единства сердец и накопления энергии в великом процессе достижения национального процветания и национального возрождения. Эта мера поможет поддерживать хороший общественный порядок, способствовать плюрализму и совместному управлению, одновременно повышая как сознание людей всех этнических групп, так и повышая их благосостояние, сохраняя при этом ценностные ожидания на будущее, что поможет удовлетворить стремление людей к лучшей жизни. Развитие национального самосознания помогает людям всех национальностей достигать общего эмоционального согласия и доброжелательного взаимодействия.
31

На основе взаимного доверия и признания, представители всех этнических групп реализуют единство и толерантность. Национальное самосознание помогает подчеркнуть, что китайская нация представляет собой органическое единство с сильным внутренним стержнем. Под руководством этой мысли, люди всех национальностей будут бережно заботиться о новом типе межэтнических отношений в рамках равноправия, единства, согласия и дружбы, а в общем деле возрождения люди проявят свои чувства, волю, что поможет объединить их сердца и собраться с силами. Консолидация общественного сознания китайской нации является важной программой и ключевым путем к качественному развитию этнической работы в новую эпоху. Это связано с тем, что в существующих исследованиях слишком много внимания уделяется теоретическому и ценностному смыслу общественного сознания китайской нации, а уделение внимания его конкретным практическим аспектам также дает определенный ориентир для эмпирических исследований сознания китайской нации.

32

ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

33 С точки зрения этнической психологии, национальное самосознание можно разделить на два вида: эмоциональное и рациональное. Эмоциональное национальное самосознание — это эмоциональное выражение национального сознания, первоначальное и поверхностное национальное сознание, а также его внешняя форма. Она включает в себя такие состояния самосознания, как национальное чувство, национальная эмоция и общенациональное переживание. Этот уровень национального сознания относится к категории самосознания. Когда затрагиваются критерии выживания, развития китайской нации и ее интересов, чувства членов нации становятся общенациональными, и на этой основе возникают определенные национальные эмоции, такие как симпатия, ненависть, отвращение, радость и т.д. К примеру, на международных спортивных соревнованиях, прелставители китайской нации будут испытывать разные чувства, переживания и аффекты. Это — национальные чувства и эмоции. Радость китайского народа по поводу победы китайской команды по настольному теннису, и его огорчение по поводу неудачи мужской футбольной команды — все это выражения национальных чувств. Кроме того, в повседневной жизни бессознательное национальное самосознание людей, чувство идентичности и чувство отличия также относятся к этой категории. Национальное самосознание также можно разделить на два типа: низкоуровневое и высокоуровневое. Люди осознают, что доктрины, теории и идеологические системы их собственной национальности являются национальным сознанием высокого уровня, которое относится к рациональному уровню национального самосознания. На самом деле, национальная теоретическая мысль народа — это тоже своего рода национальное самосознание. В определенном смысле, марксистская этническая теория также является своего рода национальным самосознанием в Китае. Национальное самосознание — это понимание самой нации ее членами. Оно относится к общему, абстрактному, макро- и глубинному уровням.
34 В теории китайской этнической психологии, национальное самосознание и национальный дух являются практически синонимами. Они в основном относятся к положительным и превосходным идеологическим и духовным качествам, которые были накоплены в процессе формирования истории и культуры нации для содействия ее развитию. Они относятся к категории моральных норм и ценностей и включают в себя определенный уровень рационального духа, который отражает требования законов природного, этнического и социально-исторического развития, а также требования национальной общественности, представляет фундаментальные интересы и направление развития нации, и совместим с ее стадией социального развития. Она включает в себя все прекрасные моральные качества нации, здоровые национальные чувства, упорство и решимость развивать качества воли, самоуважения, уверенности в себе, гордости, любви к себе и самоценности, а также простой межэтнический взгляд на равенство, единство и взаимопомощь. Следовательно, это субъективный фактор, который поможет правильно понять саму нацию, обеспечить ее выживание и способствовать ее развитию. Национальное самосознание, также известное как “душа нации”, является сутью и жизнью нации, а также ее огромной духовной силой.
35

КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

36 В психологии, понятие познания включает в себя основные психологические процессы, такие как ощущения, восприятие, память и мышление. Когнитивный процесс — это процесс обработки информации. Человеческий мозг принимает, обрабатывает и перерабатывает внешнюю информацию и вырабатывает соответствующие поведенческие реакции. Эти когнитивные процессы основаны на определенной психологической структуре и будут зависеть от предыдущего опыта. Из-за различий в региональной среде, социальной культуре, экономическом развитии и т.д. каждая этническая группа обладает своими уникальными когнитивными характеристиками. В процессе национального познания они часто подвержены этническим предрассудкам, что делает национальное мышление узким и ригидным, и, в свою очередь, не способствует обменам, взаимному обучению между различными этническими группами и формированию сознания китайского национального сообщества. В процессе познания каждый будет находиться под влиянием своей собственной личности, ценностей и внешней социальной культуры; в процессе исторического развития каждая этническая группа постепенно сформировала уникальный способ когнитивного поведения благодаря своей уникальной природной среде, различным экономическим условиям и образу жизни. От одежды, продуктов питания, жилья, путешествий до религиозных убеждений— все это имеет свой национальный колорит.
37 Первой характеристикой национального самосознания является отражение социального существования нации, общей географической среды, социальной экономики, социального статуса и социальных условий, и особенно отражением общей экономической жизни. Самосознание разделяют все классы одной и той же нации, и в то же время каждый класс будет ассоциировать его со своим собственным.
38 Вторая характеристика национального самосознания заключается в том, что оно должно выражаться через определенную национальную культуру, через язык, литературу и искусство, архитектурный стиль, моральный этикет, обычаи, религиозное поведение и т.д., чтобы неуловимое национальное самосознание стало видимым и осязаемым, а также обеспечивало объективные условия для психологического общения между различными этническими группами.
39 Третья характеристика национального самосознания заключается в его сильной степени сплоченности и движущей силе. Чувство национальной идентичности, национальное самоуважение, национальная гордость, национальная уверенность в себе и национальные традиции объединяют представителей каждой этнической группы и способствуют их развитию.
40 Четвертая характеристика национального самосознания заключается в его единстве, стабильности, непрерывности и незначительной изменчивости. Поскольку язык, география, культура и история каждой этнической группы относительно стабильны, а каждая этническая группа представляет собой стабильное сообщество людей, как только национальное самосознание сформировано, оно относительно стабильно и не подвержено значительным изменениям. Национальное самосознание относительно независимо и может передаваться из поколения в поколение с целью осознания своего собственного наследия и продолжения. Однако, с развитием и изменениями социальных и материальных условий жизни, национальное самосознание также будет видоизменяться, а не оставаться статичным. Национальная психология развивается в противоречии между ее стабильностью и изменчивостью.
41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

42 Самосознание китайской нации является историческим продуктом его долгосрочного развития и важным фактором сохранения национального политического единства, экономического процветания, культурной эклектики, социальной безопасности и стабильности. Понятие национального самосознания также относится к категории социальной психологии и является одним из основных компонентов психологии социальных групп, которое отличается по своим характеристикам от групповой психологии, классовой психологии. Самосознание китайской нации формировалось в Новое время, но целостность личности китайской нации была заложена на всех этапах исторического развития. От истории к реальности, от коннотации к расширению, от микро к макро, от частного к общему, исследование основного смысла и глубинной природы самосознания китайской нации с разных точек зрения имеет большое значение для всей страны, нации и отдельных ее представителей. Кроме того, под влиянием западной общественной мысли, китайский народ постепенно осознал важную роль самосознания китайской нации в будущем развитии страны.
43 Некоторые этнические группы, находящиеся в положении дискриминации и угнетения, испытывают чувство отчуждения и недоверия к другим этническим группам и весьма чувствительны к поведению, которое наносит ущерб достоинству и равенству их собственных этнических групп. Национальное самосознание — важная социальная и психологическая проблема, связанная с развитием и прогрессом современных национальностей. Только фундаментально улучшая идеологическое понимание людей и уделяя внимание национальному самосознанию и исследованиям по вопросам, связанным с этнической психологией, мы можем продолжать содействовать модернизации, научному и рациональному процессу национального самосознания, поощрять взаимные обмены, сотрудничество и интеграцию между этническими группами.
44 В данной статье исследуется путь формирования самосознания китайской нации путем многомерного анализа и многополя, что также оказывает зеркальное влияние на понимание самосознания китайской нации в зарубежных академических кругах. Это научный подход, метод и перспектива объединения самоонтологии китайской нации с теорией отражения ее самосознания. В современных китайских академических кругах удалось достичь плодотворных результатов исследований в области теории самосознания китайской нации. Для выяснения многовекового исторического контекста самосознания китайской нации, исходя из ее исторического опыта, можно исследовать реалистический исторический источник самосознания китайской нации на теоретическом уровне и идти в ногу со временем. На практическом уровне, необходим поиск консенсуса со всеми этническими группами внутри Китая, а также другими странами мира, и способствовать углублению развития “знание–практика–знание”, что позволит избежать обобщения и виртуализации исследований самосознания китайской нации и направит как модернизацию социализма с китайской спецификой, так и развитие людей во всем мире.

Библиография

1. Cang M., Zhang H. Formation of the Consciousness of the Chinese Nation from a Historical Point of View // Ethnic Studies of Guangxi. 2021. № 1. Р. 23–29. (In Chinese)

2. Fei X. Model of pluralistic unity of the Chinese nation. Beijing: Central University of Nationalities. 1989. (In Chinese)

3. Huang F. Prediction of Minority Identity and Environmental Behavior in the Guizhou Karst Region // Journal of Guizhou Normal University (Science Edition). 1999. № 1. (In Chinese)

4. Li J., Sha L. Study of internal experience and external manifestations of national identity. Study of internal experience and external manifestations of national identity // Ethnic Studies of Guangxi. 2005. № 3. (In Chinese)

5. Li S., Wei L. Shaping the Community Consciousness of the Chinese Nation: Cultural Heritage, Generative Logic, and Inspiration of Reality // Journal of Yanbian University, Social Sciences Edition. 2022. № 4. Р. 85–93. (In Chinese)

6. Qing J., Xu X. Consciousness of the Chinese Nation: Conceptual Connotation, Elemental Analysis and Practical Logic // Ethnic Research. 2018. № 11. Р. 1–14. (In Chinese)

7. Rong L., Xiong C. Uncertain comprehensive assessment of self-awareness in the Karst Canyon area // Economic Geography. 2004. № 1. (In Chinese)

8. Theoretical section of the People's Daily. An in-depth study of Comrade Xi Jinping's important expositions. Beijing: People's Publishing House. 2013. 214 p. (In Chinese)

9. Wang S. General psychological quality and national identity of the nation // Journal of Lanzhou University (Social Science Edition). 2002. № 2. (In Chinese)

10. Wang S. National Identity and National Self-Consciousness // Ethnic Research. 1995. № 6. (In Chinese)

11. Yang Q. Understanding and Awareness of the Inner Organism of the Chinese National Community: A Thinking Perspective for Consolidating the Consciousness of the Chinese National Community // Journal of Minzu University of China (Philosophy and Social Sciences Edition) . 2020 № 5. Р. 35–43. (In Chinese)

12. Yu Y., Xi C., Li D. Building a system of indices of the public consciousness of the Chinese nation. 2022. № 1. Р. 9–15. (In Chinese)

13. Zhang S. A study of four identities in Xishuangbann, Yunnan Province, since the 1980s // Journal of Northwestern Normal University (Social Science Edition). 2000. № 2. (In Chinese)

14. Zheng W., Zhao X. Discursive evolution and connotational deepening of the consciousness of the community of the Chinese nation: building the framework of the connotative system of consciousness of the community of the Chinese nation based on the “five identities” // Ethnic Education Research. 2021. № 2. Р. 15–23. (In Chinese)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести