ООНПсихологический журнал

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

О научном творчестве и личности академика РАО А.А. Бодалева (к 100-летию со дня рождения)

Код статьи
S020595920027729-7-1
DOI
10.31857/S020595920027729-7
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 44 / № 5
Страницы
109-115
Аннотация

Рассматривается научно-творческая деятельность А.А. Бодалева — создателя уникальной научной школы, направленной на исследование закономерностей, механизмов и феноменов, определяющих восприятие, познание и понимание людьми друг друга, общение, взаимодействие, взаимоотношения в разных социокультурных условиях, контекстах и ситуациях. Подчеркивается, что идеи, представленные в работах А.А. Бодалева, существенно повлияли на формирование предметного поля отечественной психологии. Ппредпринята попытка создать портрет личности А.А. Бодалева как выдающегося ученного, организатора отечественной науки и психологической практики и как субъекта общения.

Ключевые слова
академик А.А. Бодалев, общение, межличностное восприятие, личность, отношения, закономерности, феномены
Дата публикации
02.10.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
240

“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Ф.М. Достоевский (эпиграф к книге А.А. Бодалева ‟Вершина в развитии взрослого человека”)

13 октября 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения А.А. Бодалева, одного их самых известных ученых-психологов в России. Его вклад в развитие советской и российской социальной психологии, психологии общения и психологии личности трудно переоценить. Жизненный путь А.А. Бодлева был богат на всевозможные события. Свой профессиональный путь он начал, работая учителем логики и психологии, классным руководителем одной из ленинградских школ. Научную деятельность Алексей Александрович начал в Ленинградском университете, который закончил в 1950 году, а уже в 1953 защитил кандидатскую диссертацию на тему ‟Формирование требовательности к себе у старшего школьника”. В 1966 году была защищена докторская диссертация на тему ‟Восприятие и понимание человека человеком”. В 1976 году он организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. Открытие такой лаборатории, развитие социально-перцептивного подхода было обозначено известным отечественным психологом В.Н. Панферовым, как ‟поворот к человеку” [22]. В 1979 г. А.А. Бодалев организовал первую в стране службу психологического консультирования и оказания помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании. По мнению А.Ф. Копьева, ‟…он понимал необходимость ‟помогающей психологии”, объективную нужду в психологической практике — в психотерапии и консультировании. … он сыграл инициирующую роль в становлении современной практической психологии” [29, с. 94–101]. А.А. Бодалев организовал коллектив ученных, практиков с целью разработки ‟Общей психодиагностики”, которую он рассматривал в качестве раздела психологического знания, возникающего ‟….на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни” [4; 17, c. 3]. С целью развития проблематики личности, общения и межличностного восприятия А.А. Бодалев создает в 1982 г. на факультете психологии МГУ лабораторию ‟Психология общения”.

Профессиональный, творческий путь А.А. Бодалева, с опорой на документы, в том числе архивные, представлен в коллективной монографии [25], он отражен в ряде статей, подводящих итоги работы всесоюзных, всероссийских конференций, посвященных общению и межличностному познанию [5–6; 8–9; 11; 15; 26; 34], представлен в материалах круглых столов, проведенных в связи с определенными этапами жизненного пути Алексея Александровича [10; 12–13; 23; 31], отражен в уникальной коллективной монографии ‟Психология общения: школа академика А.А. Бодалева” [29]. За годы научно-творческой деятельности А.А. Бодалев создал уникальную научную школу, представители которой собрали огромный массив данных, фактов, раскрывающих закономерности, механизмы общения, указывающих на детерминанты восприятия, познания и понимания людьми друг друга в разных социокультурных условиях, контекстах и ситуациях [7; 11; 14; 21; 25; 29] В.Н. Панферов [22], ссылаясь на обобщения Т.П. Скрипкиной, Н.Л. Карповой [33], подчеркивает, что направление, созданное А.А. Бодалевым, является своеобразным и указывает на самобытность его научной школы. Он констатирует, что сформулированные А.А. Бодалевым психологические проблемы отношений между людьми, выделенные им многообразные аспекты общения, сложные соотношения отражения, обращения, отношения являются актуальными проблемами современной науки [21–22; 29]. К категориям “общение”, “личность”, “отношение”, “внешний облик”, “опыт” А.А. Бодалев обращался на протяжении всей своей научной деятельности, каждый раз напоминая о том, что общение, различные виды взаимодействия, опыт познания и отношения между людьми включаются в бытие человека и изменяются в соответствии с трансформациями его жизни [1, c. 109]. А.А. Бодалев уделял особое внимание повседневному общению, которое является неотъемлемой частью бытия человека, и полагал, что каждый человек осознанно либо неосознанно обращает внимание на внешность партнера. При этом он предложил трактовку взаимосвязей между внешним обликом человека и психологическими, социально-психологическими особенностями личности, высказав принципиально важную для понимания этой взаимосвязи идею о том, что «‟совокупность признаков” существует не сама по себе, а выступает, как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психических процессов и свойств личности» [1, с. 99].

Развитие идей, заложенных в работах А.А. Бодалева, существенно повлияло на формирование в рамках отечественной психологии новых предметных областей, на развитие психологии общения и межличностного познания, которая изучается поколениями исследователей до настоящего времени [5; 10; 21; 24–25; 31]. Многих из них он называет в статье, посвященной истории разработки проблем познания людьми друг друга в СССР и России [2]. Алексей Александрович, благодаря своей научно-творческой деятельности, неуемной энергии, постоянной включенности в работу дал путевку в жизнь огромному количеству людей, не считая тысяч студентов. Под его руководством защищено 134 кандидатских и 27 докторских диссертаций. Многие из его учеников сегодня стали видными отечественными учеными.

Анализ научного творчества А.А. Бодалева свидетельствует, что его всегда интересовали “тонкие струны” человеческой души, из которых складывается внутренний облик человека, презентируемый во внешнем облике в контексте межличностных отношений. Выполняя разнообразные исследования вместе со своими учениками, А.А. Бодалев проследил связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и индивидуально-психологических особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания — с другой. А.А. Бодалев представил в своей книге [3] концептуальные статьи, в которых с различных сторон обсуждается проблема взаимосвязи, взаимовлияния, взаимодействия личности и общения. Он рассматривал такие явления, как ‟круг ближайшего общения”, ‟значимость межличностного общения”, погружая эти явления в различные ситуативные контексты, отмечая зависимость их динамики от многочисленных факторов. Прямо или косвенно, А.А. Бодалев, опираясь на идеи В.Н. Мясищева, констатировал зависимость отношений между партнерами от опыта общения, выделял когнитивные, эмоциональные, поведенческие компоненты отношения, делал акцент на неизбежности взаимодействия образов, представлений, оценок с переживаниями, которые придают значимость различным видам общения. Если следовать теоретическим положениям концепции А.А. Бодалева, раскрывающей взаимодействие личности и общения, то на первый план выходит категория “отношения”, как объяснительный принцип, как системообразующий фактор [23].

Развивая идеи А.А. Бодалева о категории отношений, Т.П. Скрипкиной была разработана концепция такого фундаментального явления как доверие, которая была названа ‟концепцией доверительных отношений личности”, где автором было выделено три фундаментальных доверительных установки-отношений личности “доверие к миру”, “доверие к другим” и доверие к себе” [32].

Для подхода А.А. Бодалева является характерным акцент на интегральных личностных образованиях, опосредующих результаты общения и в то же время, отражающих взаимовлияние личности и общения. А.А. Бодалев большое внимание уделял нравственности личности, за которой стоят нравственные отношения. Он подчеркивал, что личностные ценностные ориентиры в общении всегда воплощаются в определенных способах обращения с партнером и считал, что первостепенным условием развития личностных качеств, необходимых для успешного общения, является формирование у личности направленности, при которой “другие люди стояли бы не на периферии, а в центре складывающейся у него системы ценностей” [3]. На основе этих выводов сформировался ценностно-смысловой (онтологический) подход к общению, предполагающий интеграцию усилий специалистов, работающих в различных научных областях, раскрывающий механизмы функционирования общностей и их бытия в соответствии с ценностями жизни и культуры [25; 31]. По мнению А.А. Бодалева, исследуя структуру и содержание образов и понятий, изучая систему превалирующих у человека отношений, наблюдая за его речевым и неречевым поведением, мы проникаем в ‟коммуникативное ядро личности” [3]. Опосредованный подход (через различные результаты общения) является в современной психологии, в ее прикладных областях наиболее востребованным.

Отдельно стоит остановиться на последнем фундаментальном труде, выполненном под руководством и под общей редакцией А.А. Бодалева. Речь идет об энциклопедическом словаре ‟Психология общения” [30]. Достаточно сказать, что словарь содержит более 1100 статей, написанных 340 авторами (ученики, последователи, представители различных направлений психологической науки). Следует отметить, что, несмотря на уже преклонный возраст, Алексей Александрович внимательно следил за каждым этапом работы над словарем и очень ответственно вычитывал каждую его статью. Размышляя над творчеством А.А. Бодалева, прослеживая развитие его идей, мы приходим к выводу о разноплановости, многообразии его научного наследства, к выводу о том, что его работы достаточно полно были проанализированы [5; 7; 9–11; 18– 21; 27–29].

В заключение мы хотели бы представить коллективный портрет личности А.А. Бодалева, полагая, что в статье, посвященной такому значимому событию, как 100-летие со дня рождения, важно обратиться к воспоминаниям людей, которые встретились с Алексеем Александровичем, работали вместе с ним, причисляли себя к школе академика А.А. Бодалева. С этой целью мы рассмотрели ряд публикаций [5; 10; 24–25; 29–30], в которых зафиксировано; 1) какие идеи А.А. Бодалева привели к изучению социальной перцепции, личности и общения; 2) как развивались отношения между А.А. Бодалевым и субъектом воспоминаний; 3) каким образом отразилась личность А.А. Бодалева в центральных пожеланиях его концепции. Ниже мы остановимся на тех личностных особенностях А.А. Бодалева, которые, прежде всего, говорят о нем, как о субъекте жизни, о субъекте общения и взаимодействия. Так, Т.А. Аржакаева сообщает о том, что А.А. Бодалев “являлся носителем нравственности в самом высоком понимании этого слова. Все то, о чем писалось сотрудниками лаборатории в научных статьях и монографиях про гуманистические отношения и диалогическое общение, присутствовало здесь и теперь в пространстве лаборатории [29, c. 340]. К такому же выводу приходит Г.В. Дьяконов, подчеркивая ‟деликатность Алексея Александровича, готовность поддержать идеи, планы и фантазии аспирантов — все эти особенности были органичными и постоянными характеристиками недирективно-гуманистического стиля научного руководства аспирантами академика А.А Бодалева” [29, c. 344–347]. Безупречную вежливость в качестве председателя экспертного совета, предупредительность, профессиональную заинтересованность Алексей Александровича отмечает И.А. Зимняя, которая констатирует, что на заседаниях всегда царила атмосфера доверия, творческого обсуждения, сглаживания возможного резкого противостояния мнений, оценок. А.А. Бодалев был скромным, глубоко, по-питерски, интеллигентным ученым [29, c. 342–344]. Е.А. Петрова вспоминает, что ее тревожность перед встречей с А.А. Бодалевым полностью исчезла, когда перед ней предстал интеллигентный человек, отличающийся аристократичностью, безупречностью манер поведения в личной коммуникации, умеющий понимать других людей [29, c. 368–369]. Об эмпатическом отношении к деятельности другого человека, о ярко выраженном сопереживании, о стремлении разделить ответственность вспоминает Н.Л. Карпова и подчеркивает грамотность А.А. Бодалева и ответственность за написанное [29, c. 331–332]. Внимательное и доброжелательное отношение к младшим коллегам как к равным отмечает в личности Алексея Александровича В.А. Толочек, указывая на то, что его внешний облик, манера держаться, стиль речи напоминал ему академика Д.С. Лихачева [29, c. 384–385].

О том, что Алексей Александрович был человек, который “чувствовал пульс реальной жизни”, был далек от ‟казенного оптимизма” сообщает А.Ф. Копьев [29, c. 94–101]. А.А. Бодалев умел собирать вокруг себя людей, быть заинтересованным собеседником, видеть достижения своих учеников, ободрять их в трудные моменты жизни, быть настойчивым в достижении поставленной цели. Об этих чертах личности Алексея Александровича пишет В.А. Лабунская [29], а Л.И. Рюмшина подчеркивает, что А.А. Бодалев был человеком, олицетворяющим нравственно-ценностные компоненты ‟коммуникативного ядра личности”, был человеком, выступившим в роли ‟коммуникативного ядра”. Он объединил усилия многих теоретиков и практиков, направленных на развитие психологии общения [25]. О стремлении А.А. Бодалева поддержать и создать условия для развития новых предметных областей психологии пишет Л.В. Матвеева [16, c. 125–131]. Она утверждает, что в результате усилий Алексея Александровича удалось наладить конструктивный и творческий контакт с руководством телевизионными каналами, принять участие в первых съемках международных телемостов и т. д. В.Н. Панферов считает, что на передний план психологической науки и практики вышел человек со своей психологией, как явление общественного бытия, подчеркивая ‟незаурядную настойчивость” А.А. Бодалева, его ‟организаторский талант” [22, c. 361–364]. Другие черты личности А.А. Бодалева, обращаясь к своим студенческим годам, отмечает Т.И. Пашукова, подчеркивая то, что студентам нравился стиль лекций, логичность в изложении разнообразного материала, что в кооперации с коллегами создавались первые учебные пособия по акмеологии [29, c. 329–330]. По мнению К.М. Романова, “высокие звания, ученые степени, государственные награды не затмили в А.А. Бодалеве редкий дар человечности и гуманности. Он всегда был ‟подлинным и великим человеком”, общаясь с которым мы и сами чувствовали себя людьми ….” [29, c. 177–179]. Поражало это качество ‟быть человеком” В.Е. Семенова, который отмечал несомненный интерес А.А. Бодалева к научному процессу, к своим ученикам, которые также трепетно относились к своему учителю [29, c. 371]. После первой консультации, полученной от Алексея Александровича его аспиранткой — Т.П. Скрипкиной, он смог изменить ее образ мыслей, выстроить новую программу научного исследования на весь срок обучения. Она назвала такое руководство ‟стратегическим”. [29, c. 375–277]. О широте взглядов, образованности, культуре А.А. Бодалева, его скромности вспоминает И.Б. Ханина [29, c. 385–386].

Данный раздел статьи можно завершить словами В.Э. Чудновского; ‟Какое счастье, что рождаются люди на планете Земля, чья жизнь, чья воля, разум, сердце и чувства отданы своим родным и близким, сотоварищам, сотрудникам, а по большому счету — Отечеству. Все, что есть в Божьих заповедях, им порождается в общении с людьми. …есть среди нас Божий человек с собственным ликом святости, освященный совестью и даром любви. … он в повседневной жизни являет собой образец высочайшего уровня человеческого общения, … всегда отличало Алексей Александровича — новаторство, гуманистическая направленность работ и самоотверженное трудолюбие” [29, c.322–323].

Библиография

  1. 1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
  2. 2. Бодалев А.А. История разработки проблем познания людьми друг друга: СССР-Россия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 57–68.
  3. 3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  4. 4. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: “Речь”, 2000.
  5. 5. Васюра С.А., Сидоров К.Р. Алексей Александрович Бодалев: жизненный путь, творчество и научная школа // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика: научный журнал. 2016. Т. 26. № 3. С. 26–32.
  6. 6. Вопросы психология познания людьми друг друга (в семье, в школе, в производственных коллективах): Тезисы Всесоюз. науч. конференции / Отв. ред. А.А. Бодалев, О.Г. Кукосян. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1979.
  7. 7. Дьяконов Г.В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике. Кировоград: РВЦ КГПУ им. В. Винниченко, 2006.
  8. 8. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. Международная конференция ‟Психология общения: социокультурный анализ” // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 132–133.
  9. 9. Карпенко Л.А. Научный вклад А.А. Бодалева и его школы в развитие психологической науки // ‟Круглый стол памяти А.А. Бодалева” в рамках юбилейной конференции МПО ‟От истоков к современности” (130 лет организации Психологического общества при Московском университете): Сб. материалов / Под ред. Н.Л. Карповой, Т.И. Пашуковой. М.: Психологический институт РАО, 2015. С. 14–19.
  10. 10. Карпова Н.Л., Пашукова Т.И. Круглый стол ‟Школа А.А. Бодалева: теория, методология, практика” (к 90-летию А.А. Бодалева) // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 134–137.
  11. 11. Климов Е.А., Скрипкина Т.П. Рецензия на книгу ‟Познание человека человеком” (под редакцией А.А. Бодалева, Н.В. Васиной) // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 5. С. 125–128.
  12. 12. Ковалев Г.А., Лабунская В.А., Яценко Т.С. Проблемы психологии общения // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 171–172.
  13. 13. Лабунская В.А. Общение и познание людьми друг друга в трудах А.А. Бодалева: современный взгляд на фундаментальные проблемы (материалы круглого стола) // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 6–11.
  14. 14. Лабунская В.А. От психологии внешнего облика А.А. Бодалева к построению эмпирических моделей изучения отношения к этнолукизму в обыденном общении // Лицо человека в пространстве общения / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. М.: Когито-Центр, 2016. С. 73–97.
  15. 15. Лабунская В.А., Карпова Н.Л., Дьяконов Г.В. Международная конференция “Психология общения: социокультурный анализ” // Мир психологии. 2004. № 3 (39). С. 259–270.
  16. 16. Матвеева Л.В. Роль А.А. Бодалева в становлении общепсихологического направления исследований феноменов массовой коммуникации / Психология общения: школа академика А.А. Бодалева / Под. ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 124–132.
  17. 17. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988.
  18. 18. Общение в эпоху конвергенции технологий. Сборник статей / Под ред. Н. Карповой, Е. Петровой, О. Зотовой. М.: Психологический институт РАО, 2022.
  19. 19. Общение и познание людьми друг друга в трудах А.А. Бодалева: современный взгляд на фундаментальные проблемы (Круглый стол памяти А.А. Бодалева). Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015.
  20. 20. Общение–2006: на пути к энциклопедическому знанию. Материалы международной конференции / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Некоммерческое партнерство ‟Академия имиджелогии”, 2006.
  21. 21. Панферов В.Н. Методологические последствия изучения социальной перцепции // Методология и история психологии. 2009. № 3. С. 142–153.
  22. 22. Панферов В.Н. Социальная перцепция — поворот к человеку / Психология общения: школа академика А.А. Бодалева / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 361–364.
  23. 23. Пашукова Т.И. Соотношение категорий ‟общение” и ‟отношение” в трудах академика РАО, А.А. Бодалева // ‟Круглый стол памяти А.А. Бодалева” в рамках юбилейной конференции МПО ‟От истоков к современности” (130 лет организации Психологического общества при Московском университете): Сб. материалов / Под ред. Н.Л. Карповой, Т.И. Пашуковой. М.: Психологический институт РАО, 2015. С. 72–78.
  24. 24. Петрова Е.А. Научная школа А.А. Бодалева как исток психосемантического подхода к общению/ Психология общения: школа академика А.А. Бодалева / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 167–172.
  25. 25. Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л.И. Рюмшиной. М.: КРЕДО, 2015.
  26. 26. Психология общения — 2000: состояние и перспективы. Тезисы докладов Международной конференции / Под ред. А.А. Бодалева. М.: МГУ, 2000.
  27. 27. Психология общения XXI век: 10 лет развития. Материалы конференции: в 2 томах / Отв. ред. А.А. Бодалев. М.: ИГ-СОЦИН, 2009.
  28. 28. Психология общения и доверия: теория, практика: Сб. материалов межд. конференции / Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014.
  29. 29. Психология общения: школа академика А.А. Бодалева / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017.
  30. 30. Психология общения. Энциклопедический словарь. 2-е издание, исправленное и дополненное. / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2015.
  31. 31. Рюмшина Л.И. Роль идей А.А. Бодалева в развитии онтологического взгляда на общение // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: ООО ‟Просвещение-Юг”, 2013. С. 95–97.
  32. 32. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Изд-во ‟Академия”, 2000.
  33. 33. Скрипкина Т.П., Карпова Н.Л. Психология общения: школа Бодалева А.А. // Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева: Коллективная монография / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 15–16.
  34. 34. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов Всерос. конференции. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1975.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека