Нина Васильевна Кузьмина
Нина Васильевна Кузьмина
Аннотация
Код статьи
S020595920027850-1-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
116-117
Аннотация

      

Классификатор
Получено
01.10.2023
Дата публикации
02.10.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
216
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

2 Нина Васильевна Кузьмина (Головко), родилась 23 сентября 1923 года в г. Нальчик (Кабардино-Балкария). Успешно окончив школу, получила высшее педагогическое образование, защитив диплом в Ленинграде. Получила рекомендацию на обучение в аспирантуре, выбрав в научные руководители Б.Г. Ананьева, который сыграл решающую роль в её научном становлении как психолога и педагога. Н.В. Кузьмина защитила кандидатскую диссертацию на тему: “Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов” (1951 г.), после чего несколько лет проработала на должности заведующей кафедрой педагогики и психологии в Вельском учительском институте Архангельской области.
3 Н.В. Кузьмина работала в ЛГУ, продолжая заниматься педагогической психологией (1956–1984 гг.) и заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (1969–1984 гг.). В 1961 году она опубликовала знаковую монографию “Формирование педагогических способностей”, которая стала основой для докторской диссертации, в которой были заложены основы фундаментальной акмеологии. Тему докторской диссертации четко определил Б.Г. Ананьев — “Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности”. В ходе выполнения работы были обследованы около 1,5 тысяч учителей с использованием уникальных авторских шкал для измерения образовательной реальности.
4 В 1978 г. Академией педагогических наук СССР по отделению профессионального образования присвоил Нине Васильевне Кузьминой звание члена-корреспондента.
5 Нина Васильевна подготовила более 350 диссертантов из них 40 докторов наук, которые успешно защитились по педагогическим и психологическим наукам. Созданное Ниной Васильевной учение о педагогическом мастерстве характеризуется системным и комплексным подходами. Нина Васильевна выходит за границы предмета педагогики. В центре внимания педагогики, считает она, должен находиться ученик, а учитель должен активно использовать знания по психологии и акмеологии в целях его всестороннего развития. Комплексно сочетая педагогику, психологию и акмеологию, исследуя отражение реальности в психических процессах, состояниях и свойствах, Нина Васильевна создает стройную систему педагогической акмеологии. В 1995 году была опубликована фундаментальная монография “Предмет акмеологии”.
6 В 2005 г. Нина Васильевна защитила вторую докторскую диссертацию на тему “Акмеологические законы фундаментального образования” по акмеологическим наукам, обосновывающую акмеологическую теорию продуктивного функционирования национальных систем образования.
7 За время своей научной деятельности Нина Васильевна опубликовала более 300 научных работ. Основными постулатами научного подхода Н.В. Кузьминой являются:
8
  1. Целостное изучение субъектов образовательного процесса.
  2. Измерение уровней продуктивности специалистов по критерию развития творческой готовности выпускников к продуктивному решению предстоящих задач.
  3. Применение единого критерия качества образования и схем измерения фундаментальных наук в поиске законов фундаментального образования.
  4. Использование “образовательных задач” в качестве единиц измерения меры продуктивности образовательного процесса.
  5. Создание инвариантных идеализированных моделей для поиска закономерных связей между уровнями продуктивного решения образовательных задач по критерию творческой готовности выпускников к их самостоятельному решению.
  6. Создание акмеологической концепции развития продуктивной компетентности специалистов всех уровней, рангов, ролевых функций в масштабах страны, обеспечивающих продуктивное функционирование национальных систем образования.
9 Научный подход Нины Васильевны является глубоким и уникальным, не имеет аналогов в научном психолого-педагогическом мире. Он направлен на гуманизацию современного общества и образования, делает педагогов субъектами развития и защиты фундаментального образования, применяющими акмеологические технологии и акмеологические измерения.
10 Нина Васильевна Кузьмина внесла неоценимый вклад в развитие педагогической психологии!
11 Мы желаем замечательному человеку и ученому, коллеге и другу – Нине Васильевне Кузьминой крепкого здоровья, многих лет жизни, счастья и благополучия!

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести