- Код статьи
- S0205959225010054-1
- DOI
- 10.31857/S0205959225010054
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 46 / Номер выпуска 1
- Страницы
- 45-57
- Аннотация
- Современное общество характеризуется смещением модуса коммуникативного поведения студенческой молодежи в цифровое социальное пространство, в частности в социальные сети. Данная статья направлена на рассмотрение макро- и микропараметров коммуникативного поведения студенческой молодежи в больших группах в социальных сетях на примере открытой группы “ВКонтакте”. Под макропараметрами в исследовании понимается количество участников, постов, комментариев, ответов на комментарии, репостов и просмотров, тогда как микропараметрами являются коммуникативные стратегии, модальность и тематика сообщений. Исследование проведено посредством анализа публикаций в открытой группе социальной сети “ВКонтакте”, посвященной университетской среде. Основными методами являлись метод критического дискурс-анализа и контент-анализа. Период проведения исследования — с апреля 2023 по март 2024 г., всего проанализировано 98 постов, 663 комментария и 998 ответов на комментарии. В результате выявлена тенденция пропорционального соотношения количества постов и комментариев на уровне макропараметров: чем объемнее и эмоциональнее пост, тем больше комментариев к нему и ответов на комментарии. На уровне микропараметров установлено преобладание конфронтационных коммуникативных стратегий, характеризующих конфликтное поведение, особенно в случае эмоционально насыщенных сообщений. Обнаруженное преобладание пассивной позиции участников коммуникации в цифровой социальной среде проявляется в большем количестве репостов и лайков по сравнению с комментариями и текстовыми сообщениями. Это можно объяснить тем, что написание комментариев и ответов на них требует активной позиции, проявляющейся в самостоятельной формулировке и изложении информации, тогда как поставить реакцию на сообщение проще и требует меньше усилий. Также наблюдается устойчивая тенденция преобладания отрицательных по модальности сообщений вне зависимости от формы реализации коммуникативного поведения в цифровой социальной среде, причем чем больше социальная группа, тем чаще можно встретить негативно настроенные сообщения, и тем больше комментариев к подобного рода постам.
- Ключевые слова
- социальные сети коммуникативное поведение онлайн-коммуникация параметры сообщений модальность сообщений речевые единицы
- Дата публикации
- 02.11.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 68
Библиография
- 1. Аналитическая исследовательская компания Mediascope. URL: https://mediascope.net (дата обращения: 08.09.2024).
- 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Изд-во “Аспект Пресс”, 1996.
- 3. Анохина В.С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе (семье) // Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 3. С. 64–71.
- 4. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник ВолГУ. 2016. № 3. С. 17–27.
- 5. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 35–43.
- 6. Гуськова С. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие. М.: ФЛИНТА, 2013.
- 7. Горбачева А.С., Казарян М.Ю. Библиометрический анализ научных публикаций по проблематике коммуникативного поведения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. С. 125–146.
- 8. Дускаева Л.Р., Краснова Т. И. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) // Политическая лингвистика. 2014. № 3. С. 51–57.
- 9. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета — ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 116–136.
- 10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация М.: ПРИОР, 1998.
- 11. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Запесоцкая И.В. Лингвосемантические характеристики коммуникативного поведения молодежи в социальных сетях // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 69–79.
- 12. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Моргун А.Н., Запесоцкая И.В. Трансформация параметров сообщений молодежи в социальных сетях // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 4. С. 78–91.
- 13. Система мониторинга социальных медиа “BrandAnalytics”. URL: https://br-analytics.ru (дата обращения: 08.09.2024).
- 14. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий “риторический прием”, “стилистическая фигура”, “речевая тактика”, “речевой жанр” в практике терминологической лексикографии // Риторика — Лингвистика. Вып. 5: Сб. статей. Смоленск: СГПУ. 2004. С. 5–11.
- 15. Стернин И.А., Камбаралиева У.Д. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. 2018. № 2 (16). С. 20–34.
- 16. Bucher T. If… Then. Algorithmic Power and Politics. Oxford University Press, 2018.
- 17. Douwes R., Stuttaford M., London L. Social Solidarity, Human Rights, and Collective Action: Considerations in the Implementation of the National Health Insurance in South Africa // Health and Human Rights. 2018. V. 20. P. 185–196.
- 18. Joo T. M., Teng C.E. Impacts of social media (Facebook) on human communication and relationships: A view on behavioral change and social unity // International Journal of Knowledge Content Development & Technology. 2017. V. 7. P. 27–50.
- 19. Housley W., Webb H., Williams M. et al. Interaction and transformation on social media: The case of twitter campaigns // Social Media and Society. 2018. V. 4. № 1.
- 20. O’Keeffe G.S. et al. The impact of social media on children, adolescents, and families // Pediatrics. 2011. V. 127. P. 800–804.
- 21. Schwartz H. A. et al. Personality, gender, and age in the language of social media: The open-vocabulary approach // PloS one. 2013. V. 8. P. e73791.
- 22. Vošner H.B. et al. Attitudes of active older Internet users towards online social networking // Computers in Human Behavior. 2016. V. 55. P. 230–241.
- 23. Wonneberger A., Kim S.J. TV News Exposure of Young People in Changing Viewing Environments: A Longitudinal, Cross-national Comparison Using People-meter Data // International Journal of Communication. 2017. V. 11. P. 72–93.