Макро- и микропараметры коммуникативного поведения в больших группах социальных сетей
Макро- и микропараметры коммуникативного поведения в больших группах социальных сетей
Аннотация
Код статьи
S0205959225010054-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Горбачева А С.  
Должность: Институт клинической психологии и социальной работы, Директор центра реализации образовательных программ
Аффилиация: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Никишина В. Б.
Должность: Институт клинической психологии и социальной работы, Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии
Аффилиация: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Казарян М. Ю.
Должность: Институт клинической психологии и социальной работы, Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Аффилиация: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Петраш Е. А.
Должность: Институт клинической психологии и социальной работы, Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии
Аффилиация: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Страницы
45-57
Аннотация
Современное общество характеризуется смещением модуса коммуникативного поведения студенческой молодежи в цифровое социальное пространство, в частности в социальные сети. Данная статья направлена на рассмотрение макро- и микропараметров коммуникативного поведения студенческой молодежи в больших группах в социальных сетях на примере открытой группы “ВКонтакте”. Под макропараметрами в исследовании понимается количество участников, постов, комментариев, ответов на комментарии, репостов и просмотров, тогда как микропараметрами являются коммуникативные стратегии, модальность и тематика сообщений. Исследование проведено посредством анализа публикаций в открытой группе социальной сети “ВКонтакте”, посвященной университетской среде. Основными методами являлись метод критического дискурс-анализа и контент-анализа. Период проведения исследования — с апреля 2023 по март 2024 г., всего проанализировано 98 постов, 663 комментария и 998 ответов на комментарии. В результате выявлена тенденция пропорционального соотношения количества постов и комментариев на уровне макропараметров: чем объемнее и эмоциональнее пост, тем больше комментариев к нему и ответов на комментарии. На уровне микропараметров установлено преобладание конфронтационных коммуникативных стратегий, характеризующих конфликтное поведение, особенно в случае эмоционально насыщенных сообщений. Обнаруженное преобладание пассивной позиции участников коммуникации в цифровой социальной среде проявляется в большем количестве репостов и лайков по сравнению с комментариями и текстовыми сообщениями. Это можно объяснить тем, что написание комментариев и ответов на них требует активной позиции, проявляющейся в самостоятельной формулировке и изложении информации, тогда как поставить реакцию на сообщение проще и требует меньше усилий. Также наблюдается устойчивая тенденция преобладания отрицательных по модальности сообщений вне зависимости от формы реализации коммуникативного поведения в цифровой социальной среде, причем чем больше социальная группа, тем чаще можно встретить негативно настроенные сообщения, и тем больше комментариев к подобного рода постам.
Ключевые слова
социальные сети коммуникативное поведение онлайн-коммуникация параметры сообщений модальность сообщений речевые единицы
Классификатор
Получено
16.04.2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
14
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Аналитическая исследовательская компания Mediascope. URL: https://mediascope.net (дата обращения: 08.09.2024).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Изд-во “Аспект Пресс”, 1996.

3. Анохина В.С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе (семье) // Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 3. С. 64–71.

4. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник ВолГУ. 2016. № 3. С. 17–27.

5. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 35–43.

6. Гуськова С. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие. М.: ФЛИНТА, 2013.

7. Горбачева А.С., Казарян М.Ю. Библиометрический анализ научных публикаций по проблематике коммуникативного поведения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. С. 125–146.

8. Дускаева Л.Р., Краснова Т. И. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) // Политическая лингвистика. 2014. № 3. С. 51–57.

9. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета — ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 116–136.

10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация М.: ПРИОР, 1998.

11. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Запесоцкая И.В. Лингвосемантические характеристики коммуникативного поведения молодежи в социальных сетях // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 69–79.

12. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Моргун А.Н., Запесоцкая И.В. Трансформация параметров сообщений молодежи в социальных сетях // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 4. С. 78–91.

13. Система мониторинга социальных медиа “BrandAnalytics”. URL: https://br-analytics.ru (дата обращения: 08.09.2024).

14. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий “риторический прием”, “стилистическая фигура”, “речевая тактика”, “речевой жанр” в практике терминологической лексикографии // Риторика — Лингвистика. Вып. 5: Сб. статей. Смоленск: СГПУ. 2004. С. 5–11.

15. Стернин И.А., Камбаралиева У.Д. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. 2018. № 2 (16). С. 20–34.

16. Bucher T. If… Then. Algorithmic Power and Politics. Oxford University Press, 2018.

17. Douwes R., Stuttaford M., London L. Social Solidarity, Human Rights, and Collective Action: Considerations in the Implementation of the National Health Insurance in South Africa // Health and Human Rights. 2018. V. 20. P. 185–196.

18. Joo T. M., Teng C.E. Impacts of social media (Facebook) on human communication and relationships: A view on behavioral change and social unity // International Journal of Knowledge Content Development & Technology. 2017. V. 7. P. 27–50.

19. Housley W., Webb H., Williams M. et al. Interaction and transformation on social media: The case of twitter campaigns // Social Media and Society. 2018. V. 4. № 1.

20. O’Keeffe G.S. et al. The impact of social media on children, adolescents, and families // Pediatrics. 2011. V. 127. P. 800–804.

21. Schwartz H. A. et al. Personality, gender, and age in the language of social media: The open-vocabulary approach // PloS one. 2013. V. 8. P. e73791.

22. Vošner H.B. et al. Attitudes of active older Internet users towards online social networking // Computers in Human Behavior. 2016. V. 55. P. 230–241.

23. Wonneberger A., Kim S.J. TV News Exposure of Young People in Changing Viewing Environments: A Longitudinal, Cross-national Comparison Using People-meter Data // International Journal of Communication. 2017. V. 11. P. 72–93.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести