ООНПсихологический журнал

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

Этика заботы: философская пропедевтика как терапия эмоционального выгорания в медицине

Код статьи
S023620070020512-0-
DOI
10.31857/S023620070020512-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 33 / Выпуск №3
Страницы
29-48
Аннотация

Целью данной статьи является осмысление причин экспоненциального роста и специфики «выгорания» медицинского персонала в период пандемии Covid-19, а также обоснование терапевтического потенциала философии с опорой на теорию нарративной идентичности П. Рикера. Пандемия заставила по-новому взглянуть на отношение ко времени, убедив, что в целом мы неплохо подготовлены к неотложной медицинской помощи, но плохо справляемся с проблемой в долгосрочной перспективе. Примером тому является неэффективность лечения многих хронических заболеваний на фоне ковида, вписывающих болезнь во временные границы жизни отдельного человека. Временность ухода за больным отчасти детерминирована характером организации труда медработника — его рутинизацией и приданием особой значимости индивидуальной оценке производительности. Тем самым искусственно создаются условия для фактического размывания профессиональных коллективов, конкуренции между врачами, между услугами и между пациентами. В результате разрыва темпоральности, идентичность субъекта, осуществляющего уход за больным, размывается, под вопросом оказывается и «смысл профессии». Риски выгорания, связанные с понижением уровня ответственности медработников и повышением вероятности профессиональных ошибок, требуют осмысления причин субъективно переживаемых страданий и выстраивания коллективного нарратива. Его необходимость объясняется также потребностью в обеспечении защищенности медперсонала перед лицом как администрации, так и пациентского сообщества, для чего требуется возвращение к коллективной истории и создание системы внутренних и внешних защитительных механизмов медицинского сообщества. Это требование, основанное на общественном признании ценности труда медицинских работников, вполне соблюдается в ряде ведущих западных стран и совершенно игнорируется в России.

Ключевые слова
пандемия Covid-19, профессиональное выгорание медицинских работников, психологическое благополучие, дистресс, нарративная терапия, нарративная идентичность, нарративная этика, самость, уязвимость, Поль Рикер
Дата публикации
24.06.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
938

Библиография

  1. 1. Артемьева О.В. Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии // Этическая мысль, 2000. №1. С. 195–215. https://et.iph.ras.ru/article/view/2470/1819
  2. 2. Борисенкова А.В. Теория повествования Поля Рикера: от нарративной организации опыта к нарративным основаниям научного знания // Социологическое обозрение. Том 6. № 1. 2007. С. 55–63.
  3. 3. Кант И. Метафизика нравов / Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Мысль, 1965.
  4. 4. Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012, № 4 (86). С. 114–118.
  5. 5. Свистунов А.А., Осадчук М.А., Миронова Е.Д. Выгорание как профессиональная проблема современного здравоохранения // Consilium Medicum. 2019. № 21(12). C. 101–105.
  6. 6. Холмогорова А.Б., Петриков С.С., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рахманина А.А., Рой А.П. Профессиональное выгорание и его факторы у медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным Covid-19 на разных этапах пандемии // Журнал им. Н.В. Склифосовского «НеотЛожНАя МедИцИНСКАя ПоМощь». 2020. № 9(3). С. 321–337.
  7. 7. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху Covid-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 42–62.
  8. 8. Bakker A.B., Van der Zee K.I., Lewig K.A., Dollard M.F. The relationship between the Big Five personality factors and burnout: a study among volunteer counselors. The Journal of Social Psychology. 2006. N 146(1). P. 31–50.
  9. 9. Blume L. Gilligan and Kohlberg: Implications for Moral Theory. Ethics. 1988. Vol. 98, N 3. P. 472–491.
  10. 10. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020. Vol. 395. P. 912–920.
  11. 11. Butler C.R., Wong S.P.Y., Wightman A.G., O’Hare A.M. US clinicians’ experiences and perspectives on resource limitation and patient care during the Covid-19 pandemic. JAMA Netw. Open. 2020. Vol. 3, N 11. Article ID e2027315. doi:10.1001/jamanetworkopen.2020.27315
  12. 12. Dutheil F., Aubert C., Pereira B., et al. Suicide among physicians and health-care workers: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2019. Vol. 14, N 12. Article ID e0226361. doi: 10.1371/journal.pone.0226361
  13. 13. Freudenberger H.J. Staff burnout. Social Issues. 1974. Vol. 30(2). P. 159–165.
  14. 14. Garrau M., Le Goff A. Care, justice et dépendance. Introduction aux théories du care. Paris: PUF, 2010.
  15. 15. Honneth A. La réification. Paris: Gallimard, 2005.
  16. 16. Kröger C. Shattered social identity and moral injuries: work-related conditions in health care professionals during the Covid-19 pandemic. Psychol. Trauma. 2020. Vol. 12, suppl. 1. P. S156–S158. doi: 10.1037/tra0000715
  17. 17. Li Z., Ge J., Yang M., Feng J., Qiao M., et al. Vicarious traumatization in the general public, members, and non-members of medical teams aiding in Covid-19 control. Brain, Behavior, and Immunity. 2020. Vol.10(20). doi.org/10.1016/j.bbi.2020.03.007
  18. 18. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine USA. Taking action against clinician burnout: a systems approach to professional well-being. Washington, DC: The National Academies Press, 2019. [Electronic resource] URL: https://www.nap.edu/catalog/25521/takingaction-against-clinician-burnout-a-systems-approach-to-professional (date of access: 10.03.2022)
  19. 19. Ricœur P. Autonomie et vulnérabilité. Dans: La philosophie dans la Cité: Hommage à Hélène Ackermans. Bruxelles : Presses de l’Université Saint-Louis, 1997 (en ligne). [Electronic resource] URL: http://books.openedition.org/pusl/18960 (date of access: 10.03.2022)
  20. 20. Ricœur P. Du texte à l’action. Essais d’herméneutique II. Paris: Seuil, 1986.
  21. 21. Ricoeur P. Parcours de la reconnaissance. Paris: Stock, 2004.
  22. 22. Ricœur P. Soi-même comme un autre. Paris: Seuil, 1990.
  23. 23. Ricoeur P. La souffrance n’est pas la douleur // Souffrances : corps et ames, épreuves partagés. Paris: Editions Autrement, 1994. P. 58–69.
  24. 24. Ricœur P. Temps et récit. T. 1: L’intrigue et le récit historique. Paris: Seuil, 1983.
  25. 25. Ruddick S. Maternal Thinking: Toward a Politics of Peace. Boston: The Women's Press, 1989.
  26. 26. Shanafelt Т., Ripp J., Trockel M. Understanding and addressing sources of anxiety among health care professionals during the Covid-19 pandemic. JAMA. 2020. Vol. 323, N 21. P. 2133–2134. doi:10.1001/jama.2020.5893
  27. 27. Tei S., Becker C., Kawada R. et al. Can we predict burnout severity from empathy-related brain activity? Translational psychiatry. 2014. Vol. 4: e393. doi: 10.1038/tp.2014.34.
  28. 28. Tronto J.C. Du care, L’amour des autres, care, compassion et humanitarisme. Revue du Mauss. 2008. N 32. [Electronic resource] URL: https://www.revuedumauss.com.fr/Pages/S32.html (date of access: 10.03.2022)
  29. 29. Tyssen R, Vaglum P, Grønvold NT, Ekeberg O. Suicidal ideation among medical students and young physicians: a nationwide and prospective study of prevalence and predictors. Journal of affective disorders. 2001. Vol. 64(1). P. 69–79. doi: 10.1016/s0165-0327(00)00205-6.
  30. 30. Velut S. L’Hôpital, une nouvelle industrie: Le langage comme symptôme (E-book). Paris: Gallimard, 2020.
  31. 31. West C.P., Dyrbye L.N., Erwin P.J., Shanafelt T.D. Interventions to prevent and reduce physician burnout: a systematic review and meta-analysis. Lancet. 2016. Vol. 388 (10057). P. 2272–2281.
  32. 32. Wu A.W. Medical Error: The Second Victim: The Doctor Who Makes the Mistake Needs Help Too. British Medical Journal. 2000. Vol. 320, N 7237. P. 726–727.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека