- Код статьи
- S023620070020513-1-
- DOI
- 10.31857/S023620070020513-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 33 / Выпуск №3
- Страницы
- 49-66
- Аннотация
Одна из ключевых проблем, спровоцированная пандемией коронавирусной инфекции, — проблема инфодемии. Изобилие источников информации, отсутствие достаточных навыков и возможностей для критического осмысления новой эпидемии у большей части населения в условиях реального риска для здоровья и жизни каждого отдельного человека делают задачу проблематизации инфодемии чрезвычайно актуальной и значимой в эпоху информатизации. Нередко дезориентация в информационном пространстве относительно понимания природы вируса и возможных способов борьбы с ним вызывает не меньше страхов, чем сама болезнь. В статье рассматривается проблема инфодемии как следствие эпохи постправды. Основное внимание уделяется потенциальным возможностям теории эпистемологии добродетелей в решении проблемы инфодемии. Так, для разрешения проблемы дезинформации в эпоху пандемии предлагается следовать добродетели фронезиса (ключевой добродетели в теории Аристотеля), позволяющей произвести качественную оценку эпистемологического контекста и подобрать необходимые инструменты для анализа информации и ее источников. Кроме того, предлагаются пути к формированию исследовательской идентичности (самости), которая на фоне утраты базового доверия к экспертам позволит ориентироваться во множестве источников информации. Для этого анализируются два уровня формирования самости: во-первых, с помощью функции другого (который рассматривается в роли критика, модели, поддержки и авторитета) и, во-вторых, посредством самостоятельной работы над собой и заботы об интеллектуальных добродетелях.
- Ключевые слова
- COVID-19, инфодемия, постправда, дезинформация, фейковые новости, теория добродетелей, Аристотель, фронезис, идентичность, автономия
- Дата публикации
- 24.06.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 993
Библиография
- 1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Сочинения: в 4 т. / общ. ред. А.И. Доватура. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
- 2. Блур Д. Анти-Латур // Логос. 2017. Т. 27, № 1.
- 3. Гальчук Д.С. Понятие «Идентичность личности» // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Философия. 2017. Вып. 5.
- 4. Дастон Л., Галисон П. Объективность / пер. с англ. Т. Вархотова, C. Гавриленко, А. Писарева. М.: Нов. лит. обозрение, 2018.
- 5. Загзебски Л. Эпистемический авторитет. Современная либеральная защита / пер. с англ. К.В. Карпова // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 92–107.
- 6. Каримов А.Р. Эпистемология добродетелей. СПб.: Алетейя, 2019.
- 7. Каримов А.Р., Казакова В.А. Теория интеллектуальных добродетелей и современное образование // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 5. C. 155–162.
- 8. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по Феноменологии духа. СПб.: Наука, 2003.
- 9. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали / пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2022.
- 10. Фролов К.Г. Интернализм и экстернализм как альтернативные стратегии в эпистемологии и семантике // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 74–82.
- 11. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 гг. / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007.
- 12. Baehr J. The Inquiring Mind: On Intellectual Virtues and Virtue Epistemology. Oxford: Oxford University Press, 2011.
- 13. Celano A.J. Aristotle’s Ethics and Medieval Philosophy. Moral Goodness and Practical Wisdom. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
- 14. Collins H., Evans R., Weinel M. STS as Science or Politics? Social studies of science. 2017. Vol. 47, N 4. P. 580–586. DOI: 10.1177/0306312717710131
- 15. Fuller S. Post-Truth: Knowledge as a Power Game. London; New York: Anthem Press, 2018.
- 16. Kupperman J. Virtues, Character, and Moral Dispositions. Virtue Ethics and Moral Education, ed. by D. Carr, J. Steutel. Routledge, 1999. P. 199–209.
- 17. Lapsley D., Chaloner D. Post-truth and Science Identity: A Virtue-based Approach to Science Education. Educational Psychologist, 2020. DOI: 10.1080/00461520.2020.1778480
- 18. May T. Autonomy, Authority and Moral Responsibility. Netherlands: Springer, 1998.
- 19. Roberts R., Wood J. Intellectual Virtues: An Essay in Regulative Epistemology. Oxford: Clarendon Press, 2007.
- 20. Sosa E. А Virtue Epistemology: Apt Belief and Reflective Knowledge. Oxford: Oxford University Press, 2007.
- 21. Understanding the Infodemic and Misinformation in the Fight Against COVID-19: Factsheet. Pan American Health Organization, 2020. URL: https://iris.paho.org/bitstream/handle/10665.2/52052/Factsheet-infodemic_eng.pdf (date of access: 24.01.2022).
- 22. Zagzebski L. Intellectual Autonomy. Philosophical Issues. 2013. Vol. 23. P. 244–261.
- 23. Zagzebski L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996.
- 24. Zarocosta J. How to Fight an Infodemic. The Lancet. 2020. Vol. 395, N 10225. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736 (20)30461-X