Служебная повседневность сотрудников революционных трибуналов Самарской губернии в годы Гражданской войны
Служебная повседневность сотрудников революционных трибуналов Самарской губернии в годы Гражданской войны
Аннотация
Код статьи
S086956870000130-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мистрюгов Павел Алексеевич 
Аффилиация: Самарский государственный медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Самара
Выпуск
Страницы
35-42
Аннотация

  

Классификатор
Получено
03.10.2018
Дата публикации
03.10.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
2504
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

В годы Гражданской войны в центре и регионах РСФСР удержание большевистской власти и утверждение её социально-экономических и политических приоритетов осуществлялись с опорой на целый набор чрезвычайных средств и методов. Последним уделяется большое внимание в современной историографии. Однако деятельность местных чрезвычайных судебных структур (революционных трибуналов) и реакция на неё со стороны населения представлены недостаточно. Между тем именно эти структуры, будучи активными элементами гражданского противостояния в стране, сыграли особую роль в поддержании власти Советов и РКП(б) и проведении политики большевиков.

2

Судебным функционерам низовых чрезвычайных структур в Самарской губ., как и в Советской России в целом, приходилось работать в условиях распада прежних и формирования новых механизмов государственного управления на фоне постоянного роста народной стихии и разрухи. Всё это обусловливало специфическое отношение к общественному значению суда и функционированию правовых норм в профессиональном и общественном сознании. Местные ревтрибуналы работали в условиях резкой поляризации в стране социально-политических сил и общественных групп, относительное и кратковременное согласие между которыми сменялось различными по степени и форме протестами. Поэтому от сотрудников ревтрибуналов требовалось неуклонное осуществление чрезвычайного судебного производства.

3

Внимание советских исследователей было сосредоточено на анализе формально-организационных и кадровых принципов функционирования системы ревтрибуналов (в частности процесса принятия чрезвычайного законодательства), прав, полномочий, социального состава, партийной принадлежности и принципов назначения их членов1 . Рассмотрение данных проблем жёстко регламентировалось идеологическими рамками, а глубина раскрытия ограничивалась «декретным» подходом, что делало выводы историков неполными. Комплекс вопросов, связанных с реализацией прав и полномочий сотрудников местных чрезвычайных структур и тем более опыт их функциони- рования оставались недостаточно исследованными. В эмигрантской литературе того же периода проявилась другая крайность – создавался одержимый образ таких сотрудников2 , что ограничивало объективный подход в изучении рассматриваемой темы.

1 Титов Ю.П. Развитие системы советских революционных трибуналов. М., 1987; Портнов В.П., Славин М.М. Становление правосудия в Советской России (1917–1922 гг.). М., 1990. 2 Мельгунов С.Л. Красный террор в России. 1918–1923. М., 1990.
4

В 1990–2000-х гг. апологетика и критиканство революционного террора уступили место анализу действительных механизмов формирования чрезвычайной судебной политики на доктринальном, организационном и функциональном уровнях. Например, в трудах по истории российского революционаризма В.П. Булдакова3 отражены социопсихологические подходы к изучению проблемы государственных репрессий и представлены повседневные практики поведения советско-партийных служащих. В диссертационных работах данного периода4 вопросы повседневного функционирования чрезвычайных судов не концептуализированы, несмотря на многочисленные описания профессиональных девиаций и примеры применения революционной идеологии в области права. Наиболее подробно эти вопросы рассмотрены В.А. Буковым и А.В. Макутчевым5 .

3 Булдаков В.П. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. М., 2010; Булдаков В.П. Утопия, агрессия, власть: психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920–1930 гг. М., 2012. 4 Пивоваров М.С. Революционные трибуналы в Сибири (ноябрь 1919 – январь 1923 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2007; Абрамов В.В. Создание и деятельность местных рево люционных трибуналов (1918–1922 гг.) (по материалам Пензенской губернии). Дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2004; Кострова О.В. Судебные преобразования в России в 1917–1922 гг.: на примере Нижегородской губернии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008; Гороховский Н.Н. Становление и правовой статус военных трибуналов в Среднем Поволжье. Дис. ... канд. юрид. наук. Тольятти, 2004; и др. 5 Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997; Макутчев А.В. «Приговор окончательный, обжалованию не подлежит...»: революционные трибуналы в Советской России в годы Гражданской войны. М., 2012.
5

В советское время анализ конкретного опыта реализации задач, возложенных на низовые чрезвычайные структуры, подменялся рассмотрением законодательных форм, установленных центром. Сегодня повседневная работа революционных трибуналов только становится предметом специальных исследований. Учёные пришли к выводу, что рассмотрение этой темы не может ограничиваться масштабом макроистории, но должно включать её микроуровень и основываться на методах, используемых в социологии права, микросоциологии и локальной истории.

6

До сих пор фрагментарно изучены взаимосвязь повседневного служебного положения сотрудников и реализации ими своих прав и полномочий; нормы и девиации в их профессионально-должностном поведении и отношении к закону; восприятие ими подсудимых. Исследование социальных аспектов деятельности ревтрибуналов «победителей» актуально в контексте поиска ответов на метавопросы историографии: как происходил чрезвычайный суд в годы Гражданской войны; какими нормами руководствовались советские судебные служащие; каким образом на судебную практику местных ревтрибуналов влияли личные интересы и идеологические представления их служащих, а также социально-политическая конъюнктура и нормы законодательства?

7

В каждом российском регионе, охваченном революционными пертурбациями и гражданским противостоянием, формирование чрезвычайных подразделений советской власти происходило достаточно интенсивно и по-разному. Например, в Самарской губ. деятельность таких структур и соответственно организация служебной повседневности с её характерными чертами осуществлялись после свержения КОМУЧ. Н.Н. Кабытова, рассматривая первоначальный этап создания чрезвычайных структур отметила, что их возникновение объяснялось не только близостью фронта, но и конфронтационным характером власти, развернувшей с сентября 1918 г. «красный террор» в стране6 . При этом местные руководители взяли на вооружение методы социально-политической поляризации. 12 октября 1918 г. Самарский горисполком во время восстановления советских органов власти принял решение о том, что туда необходимо в первую очередь зачислять граждан, пострадавших от репрессий, а также состоявших на службе до вступления в Самару чешских легионеров7 . В процессе кадрового рекрутирования самарского губревтрибунала активно использовались и мотивы мести. Так, в декабре 1918 г. на должность его председателя планировалось назначить В.В. Куйбышева8 , покинувшего Самару летом 1918 г. Более того, осенью ЧК были специально предоставлены безграничные права, что задержало реорганизацию ревтрибунала, и она началась только в январе 1919 г. Местный комиссар юстиции Н.Н. Лотов писал, что «учреждение трибунала им откладывалось сознательно, дабы не стеснять деятельности ЧК, нуждающейся в известной свободе действий в борьбе с контрреволюцией ввиду прифронтового положения»9 . Внедряя методы подобного рода в практику государственного управления, власть санкционировала у работников чрезвычайных структур постоянную тягу к «революционным атакам и захватам». Однако, несмотря на подчинение местным органам ВЧК, служащие губревтрибунала, хотя и наделяли его военизированными функциями, называя «орудием борьбы», а не судом в традиционном значении, тем не менее в конце 1918 – начале 1919 г. ходатайствовали об ограничении «административного усмотрения» ЧК и введении судебного порядка рассмотрения дел обвиняемых10.

6 Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней. В 3 кн. / Под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Кн. 3. Самара, 1998. С. 40. 7 Центральный государственный архив Самарской области (далее – ЦГА СО), ф. Р-56, оп. 1, д. 3, л. 3. 8 Там же, ф. Р-81, оп. 1, д. 232, л. 140. 9 Там же, ф. Р-1868, оп. 2, д. 3, л. 14. 10 Там же, ф. Р-81, оп. 1, д. 232, ч. 2, л. 232 об.
8

Меры наказаний в ревтрибуналах зависели от политических приоритетов высшего советско-партийного руководства и корректировались по ходу изменения ситуации. Исполнителями судебной «чрезвычайщины» в Самарской губ. являлись члены ревтрибуналов, средний возраст которых составлял 34 года. Среди председателей и их заместителей, членов коллегии и следственной комиссии находились представители рабочих профессий (вагоновожатый, жестянщик, весовщик и т.д.) и мелких служащих; по образовательному признаку преобладали сотрудники с начальным и средним образованием11. Подобный состав, не отягощённый знаниями и профессиональными традициями, был предрасположен работать, руководствуясь политическим курсом РКП(б).

  11 Мистрюгов П.А. Местные чрезвычайные структуры советской власти в 1918–1922 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2014. С. 74.
9

В 1919–1920 гг. принятые центром «демократические» формы судебного производства апробировали исполнители на местах. Считая первые декреты о суде 1918–1919 гг. недостаточно простыми, служащие губревтрибунала положительно оценили «упрощение» следственно-судебного процесса. Критикуя привычный ход предварительного следствия, они полагали, что приговоры ревтрибуналов не позволяют вести «суровую борьбу с контрреволюцией». Дело в том, что весной 1919 г. в Самарской губ. происходили крестьянские восстания, началось массовое дезертирство из частей Красной армии и резко возросла роль чрезвычайных методов управления. Поэтому работники губревтрибунала высоко оценили принятое 12 апреля 1919 г. «Положение о революционных трибуналах». Его председатель Афанасьев в 1920 г. отмечал, что новый судебный декрет ускорял судопроизводство и упорядочивал деятельность ЧК12. Сотрудники этого чрезвычайного органа всячески содействовали ускорению следственно-судебного процесса в голодные 1921–1922 гг., так как в крестьянской среде периодически нарастали упаднические настроения и вспыхивали протесты. Во время обострения социальной обстановки в декабре 1921 г. ревтрибунал Самарской губ. получил право запрета на пропуск кассационных жалоб в Верховный трибунал при ВЦИК13. Однако служащие придерживались прежних принципов организации следственно-судебного процесса, поскольку их нарушение давало обвиняемым повод кассировать вынесенные приговоры14.

12 Самарский областной государственный архив социально-политической истории, ф. 1, оп. 1, д. 337, л. 16. 13 ЦГА СО, ф. Р-116, оп. 1, д. 1, л. 2–3. 14 Там же, ф. Р-81, оп. 1, д. 234, л. 393–393 об. 
10

Важным фактором служебной повседневности сотрудников самарского губревтрибунала являлось их материальное положение. Чтобы поддержать благосостояние этих людей, в 1920–1922 гг. власти снабжали их столовыми карточками, вещественным довольствием и обмундированием. Ответственные сотрудники получали трамвайные билеты для служебных разъездов, а тем, кто добирались до места службы на общественном транспорте, выдавали проездные документы15. Тем не менее всё это полностью не удовлетворяло насущных потребностей служащих губревтрибунала. В 1921 г. материальные трудности (мизерное жалованье, отсутствие оплаты за сверхурочную работу) стали главной причиной их ухода со службы. Председатель этого чрезвычайного органа И.Г. Тамшинов в ходатайстве в губернский отдел юстиции писал об упадке духа своих подчинённых, а также прогнозировал снижение эффективности их деятельности16. В 1922 г. материальные тяготы заставили этих служащих обратиться к своему председателю с коллективным заявлением о необходимости оказания им материальной и финансовой поддержки17.

15 Там же, ф. Р-116, оп. 1, д. 6, л. 404, 1231; д. 25, л. 33; д. 18б, л. 3; д. 21, л. 57; д. 24, л. 19, 20; д. 27а, л. 524. 16 Там же, д. 6, л. 151. 17 Там же, д. 21, л. 63.
11

Кроме того, сотрудники подвергались постоянным военным и партийным мобилизациям, а также активно участвовали в военно-политическом противостоянии. Например, в первой половине 1918 г. служащих, являвшихся членами РКП(б), после окончания рабочего дня направляли в клуб коммунистов. Так, член первого состава ревтрибунала М.И. Мартынов и его коллеги состояли в боевой дружине большевистской партии, не только реализовывали судебные полномочия, но и расправлялись с участниками анархо-максималистского восстания в мае 1918 г., а в июне боролись с Народной армией КОМУЧ18. Во время наступления колчаковских войск весной 1919 г. деятельность губревтрибунала была парализована из-за отзыва на фронт его основных сотрудников, в том числе следователей19. Подобная практика, естественно, негативно сказывалась на качестве работы чрезвычайных судебных органов.

18 Октябрь в Самаре: Воспоминания. Куйбышев, 1957. С. 213–214. 19 Мистрюгов П.А. Местные чрезвычайные структуры... С. 74–75.
12

В годы Гражданской войны они работали как в стационарном режиме, так и на местах, куда направлялись выездные сессии. На территории Самарской губ. ревтрибуналы были организованы в первой половине 1918 г., однако в 1919 г. их реорганизовали в губернском и уездном центрах (после захвата территории КОМУЧ), но вскоре в уездах упразднили. В условиях обострения социальной ситуации сложившаяся структура ревтрибуналов не способствовала решению проблем, связанных с выступлением крестьянства за «Советы без коммунистов», с участившимися срывами фискально-реквизиционной продовольственной политики и ростом дезертирства красноармейцев. На формирование мобильных форм судебного производства и присущие им способы повседневного функционирования влияли территориальная обширность губернии, удалённость её уездов от центра, а также борьба с преступлениями, требовавшими выездных сессий.

13

Предельная военизированность стала существенной и типичной чертой служебной повседневности сотрудников ревтрибуналов Самарской губ., особенно в сельской местности. Их выездные сессии в уездах определяли судебные меры наказания участникам крестьянских выступлений. Регламентации подвергалось всё, касавшееся как служебного передвижения и порядка размещения участников выездных сессий, так и непосредственного осуществления судебного производства. Самые мощные крестьянские восстания (Чапанная война, восстание «Чёрного орла») были подавлены с использованием террористических методов. После разгрома основных очагов сопротивления крестьяне-повстанцы спорадически нападали на низовые советские и партийные администрации, а также на служащих губревтрибунала. Например, в 1921 г. в г. Пугачёве был совершён налёт на следователя выездной сессии, который оказался в руках повстанца Попова, но «чудом остался жив»20. Для судебного рассмотрения крестьянских протестов на местах губревтрибунал часто «назначал» выездные сессии (к примеру, военную – на железнодорожную станцию Семиглавый Мар в мае 1922 г.). Как правило, их целью объявлялась «борьба с бандитизмом», ведь официально признавались только «бандитские» мотивы крестьянских выступлений.

  20 ЦГА СО, ф. Р-116, оп. 1, д. 48. л. 6.
14

После 1917 г. о революционно-демократических ценностях «забыли», и каждая из противоборствовавших сторон на первое место выдвигала задачи централизации власти и концентрации всех ресурсов для победы в Гражданской войне. Механизм коммуникации советской власти и общества включал в себя множество репрессивных средств и способов манипуляций. Одним из них стал «язык» власти. Возникший стихийно, он играл, как отмечает Булдаков, большую роль в процессе превращения агрессивного «человека толпы» из возможного противника в «соучастника» репрессивности21. Кроме того, активно формировался и насаждался в общественном сознании образ врага22, использовались технологии «приписывания к классу»23 и др. Организация судопроизводства и приговоры чрезвычайных судов являлись дифференцированным средством воздействия на целевые группы подсудимых. Так, вынесенные приговоры к высшей мере наказания в отношении крестьян-повстанцев устрашающе воздействовали на локальное сообщество, в котором они жили. Однако ревтрибуналы не были простым карательным «орудием борьбы». Для каждой категории обвиняемых меры наказаний назначались с учётом социально-оперативной целесообразности. Их целью стало получение социальных, экономических и военных преимуществ для проведения политики советской власти и РКП(б).

21 Булдаков В.П. Красная смута... С. 449. 22 Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917–1922 гг. М., 2001. С. 391–400. 23 Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Аме- риканская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М. Дэвид-Фокс. Самара, 2001. С. 174–208.
15

Служба сотрудников местных ревтрибуналов часто проходила в социально-экстремальных условиях. Так, члены выездной сессии добирались до мест назначения в общем поезде, но в специально отведённых местах, «подальше от публики»24, а их работа приравнивалась к службе в Красной армии. Следователи имели право на ношение огнестрельного и холодного оружия. На месте назначения работники выездной сессии запрашивали у военных даже несколько единиц крупнокалиберного оружия. К тому же такую сессию могли объявить на военном положении, а всех сотрудников – на казарменном. Без разрешения коменданта и наличия пропуска им запрещалось самовольно выходить из здания, в котором размещалась коллегия25. Членам выездной сессии выдавались продукты питания, но такая система обслуживания работала с постоянными перебоями26.

24 ЦГА СО, ф. Р-116, оп. 1, д. 15. л. 1. 25 Там же, д. 45, л. 24. 26 Однако это была закономерность в голодные 1920-е гг. (Там же, д. 15, л. 151).
16

Сотрудники низовых советских органов власти, в том числе следователи и судьи выездных судебных структур, во время крестьянских выступлений при вынесении судебных решений были склонны к радикализму, упрощали форму следственного и судебного производств. Относительно мотивации решений чрезвычайных судов отмечалось явное доминирование социально-оперативной целесообразности в определении форм и принципов чрезвычайного судебного производства. Кроме того, последнее имело чётко установленные принципы и заранее предусмотренные избирательные меры наказания по разным видам преступлений, в ряде случаев, например, по крестьянским делам, отличавшиеся жёстким характером. Так, летом 1921 г. возникла угроза захвата повстанческими отрядами г. Пугачёва, и в уездный центр направили выездную сессию с правом ускоренного рассмотрения дел и исполнения приговоров без утверждения и проведения заседаний в коллегиальном формате без открытых заседаний27.

  27 Там же, д. 8, л. 1.
17

Превалирование в судопроизводстве целей по удержанию власти в руках советов и РКП(б) отчётливо проявилось при решении судьбы арестованных в с. Пузанихе, охваченном крестьянским восстанием. Председатель выездной сессии губревтрибунала Горев в ультимативной форме обратился в центр о немедленном утверждении принятого сессией приговора, хотя его исполнение уже приостановили, а кассационную жалобу осуждённых ещё только рассматривали. Их долгое содержание в заключении, считал Горев, привлекало внимание насе- ления. Если его просьба не будет удовлетворена, писал председатель, принятый сессией приговор немедленно приведут в исполнение28. Фактически участники выездной сессии истребляли группы граждан, руководствуясь приоритетной целью центральной власти – добиться неуклонного выполнения населением фискальных повинностей. Все его протесты относительно такой социально-экономической политики подавлялись.

  28 Там же, д. 2, л. 2, 4.
18

Руководство местных органов юстиции и председатели ревтрибуналов оперативно реорганизовывали судопроизводственный процесс. В зависимости от типа расследуемых преступлений менялось их понимание прав подсудимых и применяемых к ним наказаний. При рассмотрении «дезертирских» и «церковных» дел устанавливалась публичность, т.е. «показательность» судебного процесса; обвинителями назначались коммунисты. Подобные принципы разбора «дезертирских» дел в выездных сессиях осенью 1919 г. привели к повышению явки дезертиров29. По инициативе политических руководителей местные судьи не просто назначали наказания, но оглашали их, рассчитывая на психологическое воздействие на осуждённых и их социальное окружение.

  29 Там же, ф. Р-81, оп. 1, д. 234, л. 407.  
19

Закономерно, что тяготение сотрудников ревтрибуналов к чрезвычайным методам деятельности (поддерживавшимся губернской властью) и политике «революционных атак и захватов», наличие у этих судебных функционеров широких прав и полномочий нарушали нормы законности военно-революционного времени. Следственно-судебные работники выездных сессий губревтрибунала не только расследовали в уездах дела, связанные с крестьянскими выступлениями, но и нередко сами становились участниками жестоких противоправных действий уголовного характера. Предметом внимания местных властей стал случай насилия над крестьянами с. Домашка Бузулукского уезда. Здесь в апреле 1921 г. члены выездной сессии были уличены в серии грубейших (доходивших до безрассудной жестокости) преступных деяний. Сотрудники ревтрибунала самовольно запретили местным жителям выезд за пределы волости в течение недели, в том числе и во время посевной, в результате таковая не состоялась. Они также конфисковали крестьянский скот, что не позволило засеять поля; избили местных жителей, инсценировали расстрелы и пьянствовали до «бессознательного состояния»30. Вседозволенность и моральная деградация участников преступных действий способствовали формированию в общественном сознании негативного образа служащего ревтрибунала, что лишало чрезвычайные суды доверия. При этом устрашающее воздействие органов чрезвычайной юстиции распространялось не столько на представителей «бывших» имущих классов, сколько на самих крестьян.

30 Там же, ф. Р-1868, оп. 2, д. 185, л. 22–22 об.
20

В повседневной работе выездных сессий фиксировались также должностные правонарушения, касавшиеся организации следственно-судебного процесса. Например, в июне 1922 г. в Бугурусланском уезде члены особой сессии при проведении заседаний руководствовались только материалами предварительного дознания, игнорируя другие источники сведений; допросы свидетелей и обвиняемых проводили с «пристрастием»; перед уходом на совещание судьи обменивались мнениями с публикой; сами заседания оказывались «неторжественными»31. Тем не менее преступные действия не оставались безнаказанными: совершивших уголовные преступления или должностные правонарушения выявляли и отдавали под суд.

31 Там же, ф. Р-116, оп. 1, д. 7, л. 153.
21

Итак, основные формы и содержание служебной повседневности сотрудников ревтрибунала в Самарской губ. были порождены военно-политическим противостоянием: поиском «третьего пути в революции», масштабными крестьянскими восстаниями и голодом, спровоцированным фискально-реквизиционной политикой советской власти.

22

Отношение судей чрезвычайных структур к законодательным нормам организации и осуществление судопроизводства приобрели утилитарные черты. С одной стороны, закономерным явилось стремление местных судебных функционеров к упрощению имевшейся правовой базы, с другой – Гражданская война обусловила превалирование социально-оперативной целесообразности над общими судебно-правовыми средствами регулирования конфликтов, что вызывало тяготение к официально санкционированным местной властью специальным, преимущественно чрезвычайным формам и методам судебного производства. Общее влияние революционного переустройства и военного времени привело к проявлению девиантных форм поведения – склонности к насилию над подсудимыми и местными жителями, нарушению установленных правил осуществления судебного производства.

Библиография

1. Титов Ю.П. Развитие системы советских революционных трибуналов. М., 1987.

2. Портнов В.П., Славин М.М. Становление правосудия в Советской России (1917–1922 гг.). М., 1990.

3. Мельгунов С.Л. Красный террор в России. 1918–1923. М., 1990.

4. Булдаков В.П. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. М., 2010. С. 449.

5. Булдаков В.П. Утопия, агрессия, власть: психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920–1930 гг. М., 2012.

6. Пивоваров М.С. Революционные трибуналы в Сибири (ноябрь 1919 – январь 1923 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2007.

7. Абрамов В.В. Создание и деятельность местных революционных трибуналов (1918–1922 гг.) (по материалам Пензенской губернии). Дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2004.

8. Кострова О.В. Судебные преобразования в России в 1917–1922 гг.: на примере Нижегородской губернии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.

9. Гороховский Н.Н. Становление и правовой статус военных трибуналов в Среднем Поволжье. Дис. ... канд. юрид. наук. Тольятти, 2004.

10. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997.

11. Макутчев А.В. «Приговор окончательный, обжалованию не подлежит...»: революционные трибуналы в Советской России в годы Гражданской войны. М., 2012.

12. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней. В 3 кн. / Под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Кн. 3. Самара, 1998. С. 40.

13. Мистрюгов П.А. Местные чрезвычайные структуры советской власти в 1918–1922 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2014. С. 74—75.

14. Октябрь в Самаре: Воспоминания. Куйбышев, 1957. С. 213–214.

15. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917–1922 гг. М., 2001. С. 391–400.

16. Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М. Дэвид-Фокс. Самара, 2001. С. 174–208.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести